Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство и структура экономики

Малые фирмы связаны не только с возникновением самых новых идей и техноло­гий, но и с созданием на этой основе продуктов и услуг, отличающихся от уже существующих на рынке. Следует четко различать понятия «изобретатель» и «предприниматель». Первый создает новое изделие или процесс, второй — на этой основе организует бизнес, объединяя все необходимое для этого (капиталы, людей, сырье, менеджмент), разрабатывает и реализует стратегию развития биз­неса. В результате — создается товар или услуга, востребованная рынком. При этом предприниматели принимают на себя весь риск.

Процесс нововведений лежит в основе предпринимательской деятельности. Для предпринимателя изменения являются нормой, в отличие от крупных фирм, для существования которых важна стабильность. Предприниматель видит в из­менениях возможность создания и развития бизнеса. При этом нововведения не следует отождествлять только с наукой и техникой. Для XX в. в целом харак­терно множество новшеств в сфере услуг: внедрение маркетинга компанией «Кока-кола» (Coka-Cola), системы массового быстрого питания компанией «Мак-доналдс» (McDonalds), быстрой доставки грузов и сообщений компанией «Федерал экспресс» (FederalExpress), новых методов розничной торговли компанией «Уол-Март» (WalMart) и т. п. Каждая из перечисленных фирм осуществила комплекс нововведений в отношениях между поставщиком услуг и их потребителем, что позволило им стать гигантами бизнеса.

Малые предпринимательские фирмы вносят в процесс нововведений большую гибкость и динамизм, поскольку обладают меньшей инерцией и вовлекают в него меньшие людские и экономические ресурсы. Для экономики в целом неудача отдельной фирмы проходит практически незамеченной, но зато в случае успеха малая фирма часто дает начало созданию новой отрасли. Самым известным при­мером этого может служить персональный компьютер компании «Эппл» (Apple), появление которого в 1977 г. привело к возникновению целой группы отраслей, коренным образом изменивших современную экономику.

Аналогичные процессы происходили в XX в. в таких областях, как новые кон­струкционные материалы, биоинженерия, генные технологии, системы коммуни-



Экономический потенциал


каций и другие. В современной промышленной политике США исходят из того, что эффективная национальная система нововведений невозможна без предпри­нимательства и малого бизнеса.

Государственная поддержка предпринимательства Администрация по делам малого бизнеса

Государственная поддержка предпринимательства в США осуществляется как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном она проводится спе­циализированным независимым агентством — Администрацией по делам малого бизнеса США (далее — АМБ), созданной в 1953 г. АМБ реализует различные программы содействия мелкому бизнесу. В своей работе АМБ направляется конгрессом, а высшее руководство администрации утверждается сенатом.

Закон о малом бизнесе, принятый в том же году, поставил перед АМБ задачи обеспечения финансовой поддержки мелким фирмам, если она недоступна для них из других источников; содействия в получении государственных заказов; предоставления технических и консультационных услуг по вопросам управления; помощи мелким фирмам, пострадавшим в результате стихийных бедствий.

Новый Закон о развитии малого бизнеса, принятый в 1980 г., обязал АМБ раз­работать и поддерживать систему базовой экономической информации о малом бизнесе, которая должна снабжать Конгресс и правительство сведениями об эко­номических условиях существования малых предприятий. АМБ обязана регу­лярно публиковать общенациональные и региональные показатели функциони­рования малого бизнеса по таким параметрам, как занятость, количество и типы малых предприятий, появление и банкротство новых фирм, объем продаж и но­вые заказы, капиталовложения, экспорт и др. На основании полученной инфор­мации готовится доклад президента страны «О состоянии малого бизнеса».

АМБ проводит или частично организует, как один из спонсоров, обучение предпринимательству и менеджменту. Обучающие программы действуют круглый год практически в любой части страны и охватывают широкий круг тем: как начать свой бизнес, как организовать финансирование, маркетинг, учет, как составить план развития бизнеса, работа на компьютере и др. Продолжительность таких программ различна: от двухчасовых тренингов до курса, рассчитанного на семестр.

Программы АМБ

Широкое распространение получила Программа центров развития малого бизнеса (SBDC), действующая с 1980 г. Такие центры организованы при колледжах, уни­верситетах и торговых палатах. Они предоставляют консультационные услуги по менеджменту, помогают в обучении и оказывают техническую помощь пред­принимателям. Центры объединяют в единую сеть уже существующие ресурсы федерального, штатного и местного уровней и привлекают ресурсы учебных заве­дений: добровольцев из числа преподавателей и студентов. Весь этот потенциал направляется на помощь создаваемым и уже существующим малым фирмам.

Программа институтов малого бизнеса (SBI) представляет собой контракт­ную договоренность между АМБ и почти 500 ведущими школами бизнеса страны.


Глава 5. Предпринимательство как ресурс______________________________________________ 91

В этих школах бригады студентов-старшекурсников или аспирантов под руко­водством своих преподавателей консультируют представителей малых фирм.

АМБ тесно сотрудничает с торговыми палатами и организует центры помощи при торговых палатах, являющиеся опорными пунктами АМБ на местах. Каждый такой центр предоставляет различные услуги, как, например, пользование биб­лиотекой АМБ, предоставление помещений для консультаций, участие в органи­зации стажировок и популяризации программ АМБ. Статус независимого агент­ства позволяет этому органу быть свободным от политической конъюнктуры, связанной со сменой правительства, и целенаправленно проводить политику под­держки малого бизнеса. На федеральном уровне существует также достаточное количество лоббистских организаций, представляющих интересы малого и пред­принимательского бизнеса. Наиболее существенная из них — Национальная ко­миссия по предпринимательству.

В системе федерального правительства с малым бизнесом и предприниматель­ством в той или иной мере связаны все основные министерства, имеющие отноше­ние к экономической деятельности, — Министерства торговли, сельского хозяйства, транспорта, труда. Даже Министерство обороны в своей закупочной политике часто отдает предпочтение малым фирмам-производителям комплектующих и запчастей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...