Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯИ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ США В НАЧ^ЮСИ^ В конце XX в. экономика США демонстрировала весьма динамичное развитие. Это доказывают такие ключевые макроэкономические показатели, как темпы роста ВВП, уровень занятости и безработицы, уровень инфляции, состояние федерального бюджета, уровень жизни и т. д. Можно констатировать и существенные результаты в выполнении комплекса задач структурного характера, связанных с более глубинными преобразованиями экономического базиса, оптимизацией соотношения рыночных сил и государственного регулирования, отношений между трудом и капиталом. Динамика экономического развития: показатели и факторы Экономический рост С 1991 г. в США более 10 лет продолжался период устойчивого экономического роста. Он был наиболее длительный среди трех самых продолжительных фаз подъема за послевоенный период (1961-1969 гг. — 106 месяцев; 1982-1990 гг. — 92 месяца). В отличие от прочих послевоенных подъемов, последний происходил в условиях ограничительной финансовой политики государства, что выразилось в сокращении, а затем и ликвидации бюджетных дефицитов. В реальном исчислении этот рост в 1998 г. составил 4,6% (в номинальном выражении около 6%), в 1999 г. — 4,2 %, в 2000 г. — 5,3 %. ВВП страны достиг в 2000 г. астрономической величины в 10 трлн долл. К концу 2000 г. темпы роста американской экономики замедлились, а в 2001 г. имел место очередной циклический спад производства. В третьем квартале 2001 г. падение ВВП составило 1,3%, более чем на 20% сократился объем инвестиций, безработица в течение года увеличилась на 1,5 млн чел., достигнув уровня в 5,8 %. Однако данный циклический спад оказался непродолжительным. Уже в четвертом квартале 2001 г. наблюдался небольшой (0,2 %) рост ВВП, на 0,2 п. п. сократилась безработица. Вероятно, спад 2001 г. был бы еще менее значительным, если бы не влияние на экономику террористических актов 11 сентября 2001 г., ущерб от которых оценивается в сумму не менее 150 млрд долл. Масштабы занятости и безработицы Еще один долговременный макроэкономический приоритет американского государства — достижение полной занятости в стране. Формулировка «полная занятость» никогда не означала стопроцентную или тем более гарантированную занятость всей рабочей силы. Так называемая полная занятость всегда предполагала некий Глава 7. Тенденции экономического развития и черты рыночной модели США в начале XXI в. 117 «естественный» уровень безработицы, отражающий экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов. Полная занятость означает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы. В 1970-е и 1980-е гг. естественный уровень безработицы уже рассматривался в пределах 6-7 %, в периоды же циклических спадов он был значительно выше, достигая даже двузначных величин. В 1990-е гг., впервые за последнюю четверть века, безработица опустилась ниже 5% (4,0% в январе 2000 г.). Одновременно было создано рекордное число новых рабочих мест — около 23 млн за послекри-зисный период. Занятость только в 1998 г. возросла на 3,2 млн чел., а в 1999 г. — еще на 2,7 млн чел. Новая ситуация на рынке труда позволила пересмотреть некоторые, сложившиеся ранее, теоретические представления о естественном уровне безработицы или безработице при полной занятости. Теперь такой уровень безработицы определяется как «не вызывающий ускорения инфляции». В 1995-1996 гг. он оценивался на уровне 5,75%, а в 1999 г. был уже определен на уровне в 5,3 %. Эксперты Совета экономических консультантов при президенте США констатируют, что под влиянием ряда факторов в 2000 г. такой неинфляционный уровень безработицы опустился до уровня в 4-4,5 %. Инфляция Безусловное достижение экономической политики администрации США 1990-х гг. — низкие темпы инфляции. Рост индекса потребительских цен в 1998 г. опустился до 1,6 % в годовом исчислении, т. е. до минимального уровня за более чем 30-летний период развития. В 2000 г. он вырос до 3,4 % под влиянием мирового роста цен на энергоносители, что, тем не менее, не позволяет говорить о заметной инфляции. В 2001 г. рост потребительских цен вновь сократился до 2 % в год. Прежние длительные послевоенные подъемы сопровождались, во-первых, более высоким уровнем цен и, во-вторых, особенно в период 1960-х гг., тенденцией к их заметному росту в фазе подъема. Кроме того, экономический подъем 1982-1990 гг. сопровождался одновременным ростом безработицы и высокими темпами инфляции, что было абсолютно нехарактерно для всех предыдущих циклов. Нынешний подъем и в этом смысле заметное исключение: одновременно снижались как инфляция, так и безработица. Индекс потребительских цен за период с 1991 по 1999 г. сократился примерно с 5% до менее чем 2% в годовом исчислении, а норма безработицы — с более чем 7 % до 4,2 %. Здесь важно подчеркнуть, что, несмотря на рост доходов и возросшие цены на энергоносители, в целом инфляцию в 1999 г. удалось удержать на весьма низком уровне. Этому способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, прочие цены, кроме цен на нефть, практически не росли после их снижения в 1998 г. на 3 %. Более того, снижающиеся цены на импортные товары препятствовали повышению цен американскими производителями. Во-вторых, все еще недогруженными остаются многие производственные мощности в экономике США, что позволяет расширять производство, не повышая существенно издержек. И, в-третьих, рост производительности труда частично компенсировал рост заработной платы. В результате прирост издержек труда в 1999 г., составивший 1,7%, (т.е. разница между приростом часовой компенсации (4,6 %) и приростом часовой производительности труда (2,9 %), оказался даже ниже соответствующих показателей 1997 и 1998 гг. (2,1 %). 118________________________________________________ Особенности экономической модели Состояние бюджета Крупнейший макроэкономический результат последнего десятилетия XX в. — достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета. Борьба с бюджетным дефицитом неизменно являлась одним из приоритетов экономической политики в течение последних 30 лет (после 1969 г., когда бюджет последний раз был сведен с профицитом). После рекордного объема дефицита в 290,4 млрд долл. в 1992 г. в 1998 финансовом году, закончившемся 30 сентября, положительное сальдо федерального бюджета составило около 70 млрд долл. или примерно 0,9% ВВП США. В 1999 финансовом году размер профицита составил уже 125 млрд долл., что является рекордом по абсолютным значениям за всю американскую историю и наивысшим значением с 1951 г., рассчитанным по доле к ВВП (1,3%). В 2000 финансовом году размер профицита еще увеличился и вновь составил рекордную величину в 236,4 млрд долл. Исходя из наметившихся тенденций, была поставлена приоритетная задача — к 2013 г. ликвидировать государственный внутренний долг страны. Последний раз это достигалось в США в 1835 г. во времена президентства Э. Джексона. Однако в 2001 г. профицит бюджета оказался существенно меньше ожидаемого — 127 млрд долл. (вместо предполагавшихся 350 млрд долл.). Примерно 66% снижения профицита пришлось на влияние циклического спада, 19 % — на преодоление последствий террористических актов и 15 % — на снижение налогов в результате нового налогового законодательства. Более того, в предстоящие годы страна вновь вернется в эпоху бюджетных дефицитов — уже в 2002 г. его уровень составил 158 млрд долл. (1,5 % ВВП) (предшествующий прогноз — профицит в размере 283 млрд долл). В 2003 г. прогнозируется дефицит в 304 млрд долл. (2,8% ВВП); в 2004 г. — 307 млрд долл. (2,7 % ВВП). Дефицитное финансирование сохранится, как минимум, до 2008 г., когда бюджетный дефицит должен составить не менее 190 млрд долл. (1,4 % ВВП). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |