Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а 4. ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ

4.1. Тактика назначения
судебно-медицинской экспертизы

 

При назначении судебно-медицинской экспертизы следователь должен всесторонне изучить материалы уголовного дела, необходимую специальную литературу, посвященную ритуалам религиозного характера и деятельности сект, совершающих ритуальные убийства, проконсультироваться со специалистом-ре­ли­гио­ведом на предмет разъяснения информации религиозного значения, содержащейся в следах, обнаруженных на месте происшествия. Такая консультация позволит следователю сформулировать вопросы для разрешения судебно-медицинской экспертизой. При назначении экспертизы следователь должен подготовить и предоставить эксперту не только материалы уголовного дела, но и заключения специалиста-религиоведа (если имеются), на основе которых судебно-медицинский эксперт сможет сделать более точные выводы относительно природы происхождения повреждений на трупе.

Эффективность судебно-медицинской экспертизы трупа возрастает, если эксперту следователем представлены материала об обстоятельствах отправления культа или совершения ритуала (применительно к конкретному уголовному делу). Это позволяет обеспечить целенаправленность экспертного исследования, т. е. прогнозировать и моделировать механизм преступных действий, повлекших смерть человека, и в соответствии с этим осуществлять поиск повреждений и следов определенного характера на теле трупа.

Судебно-медицинское исследование трупа потерпевшего по делу о ритуальном убийстве должно в обязательном порядке проводиться в присутствии следователя. Это необходимо для того, чтобы следователь в процессе исследования трупа и вещественных доказательств судебно-медицинским экспертом мог понять природу и характер повреждений на теле трупа, а также механизм их нанесения, выдвинуть дополнительные версии, и в этой связи сформулировать новые вопросы для экспертного решения.

В ходе наружного исследования при судебно-медицинском вскрытии трупа особое внимание следует уделять форме, размерам, числу, локализации и взаимному расположению повреждений, так как некоторые повреждения на теле трупа могут быть выполнены в виде знаков и символов ритуально-магического характера. Большое значение имеет количество повреждений, их локализация и последовательность нанесения — эти признаки могут указывать на вид совершенного ритуала. Кроме того, значение имеет однотипность повреждений — по форме, размеру и иным свойствам повреждающего предмета, по механизму их образования, по времени их причинения (при жизни либо после смерти), так как в процессе совершения ритуала религиозного характера, направленного на умерщвление человека, повреждения могут наноситься и после наступления смерти жертвы. Следует также обращать внимание на татуировки (и время их нанесения), особенно с религиозной символикой, а также на различные шрамы, полученные при жизни, например шрамы могут быть получены в ходе ритуала посвящения в члены секты. Все указанные обнаруженные повреждения необходимо тщательно зафиксировать, а именно сфотографировать татуировки и все повреждения по отдельности и их общее расположение на теле трупа, составить специальную схему локализации и взаиморасположения повреждений, шрамов и татуировок на теле трупа. Такая подробная фиксация повреждений необходима для того, чтобы на основе материалов судебно-медицинского исследования трупа следователь мог проконсультироваться со специалистами-ре­ли­гио­ведами на предмет содержания и значения следов повреждений и татуировок религиозного характера с целью получения информации о типе религиозной группы (секты), о характере отправляемого культа или религиозной деятельности и личностной характеристики преступников.

Как уже было отмечено выше, в ритуально-магических целях могут использоваться органы и ткани, применяемые в трансплантологии (сердце, печень, почки), и при первичном осмотре трупа могут быть обнаружены следы изъятия этих органов. Как в этом случае установить, какое из видов убийств — ритуальное или с целью изъятия органов и тканей было совершено?

Данный вопрос решается в рамках судебно-медицинской экспертизы трупа, поскольку при извлечении из тела человека органов и тканей существенное значение с криминалистической точки зрения имеет не только тип изъятого органа, но и способ изъятия, так как для последующего использования в целях трансплантологии органы и ткани должны извлекаться строго определенным способом, по определенной методике. Поэтому следователь перед судебно-медицинским экспертом дол­жен поставить следующие вопросы:

1. Какие органы и ткани извлечены из тела трупа?

2. Используются ли извлеченные органы и ткани в целях трансплантации?

3. Каким способом осуществлялось извлечение органов и тканей?

4. Исключает ли способ изъятия органов и тканей из тела трупа последующее их использование в целях трансплантации?

Ответы судебно-медицинского эксперта позволят следователю подтвердить или опровергнуть версии о совершении убийства с целью использования органов и тканей для трансплантации или о совершении ритуального убийства. В случае если ответы судебно-медицинского эксперта не подтвердили версию о совершении убийства с изъятием органов и тканей в целях трансплантации, то при последующей разработке версии о совершении ритуального убийства с извлечением органов и тканей жертвы на разрешение эксперта следователь должен поставить вопрос о наличии у преступника (преступников), производивших извлечение органов и тканей из тела жертвы, специальных профессиональных познаний и навыков в области медицины и анатомии человеческого тела.

Подобный вопрос должен ставиться перед судебно-ме­ди­цин­ским экспертом не только в случае наличия следов извлечения из трупа органов и тканей, но также в случае обнаружения на теле механических повреждений в виде точных единичных ранений в жизненно-важные органы. Также следователь должен получить от эксперта примерное описание и предварительную характеристику орудий и средств причинения смерти. В рамках судебно-медицинской экспертизы эксперт может максимально подробно охарактеризовать повреждающий предмет, а именно его форму, размер, рельеф травмирующей поверхности, материал, наслоения на нем веществ биологического или не биологического характера, механизм его действия, т. е. место приложения силы, последовательность, число воздействий, время, в течение которого были нанесены повреждения, и т. д.

На разрешение эксперта следователь также должен вынести вопросы о том, была ли жертва живой и в сознании при нанесении телесных повреждений преступниками и указывает ли характер телесных повреждений на теле трупа на то, что целью преступников было причинение особых психофизических мучений и страданий жертве.

Вопрос о наличии у преступника специальных познаний в области анатомии и медицины должен ставиться перед экспертом и в случае судебно-медицинского исследования частей расчлененного трупа. В этой ситуации также эксперт может охарактеризовать орудия и средства, использованные для расчленения трупа. Если характер следов расчленения свидетельствует об использовании специальных патологоанатомических инструментов, то, соответственно, можно выдвинуть версию о личности преступника.

Далее в рамках судебно-медицинского исследования трупа необходимо проведение судебно-химического исследования с целью обнаружения ядов и иных веществ в организме и судебно-биохимических исследований, с помощью которых можно установить факт применения преступниками в процессе совершения убийства различного рода наркотических и психотропных веществ для доведения жертвы до состояния беспомощности.

При установлении судебно-медицинским экспертом в рамках судебно-химического исследования трупа факта применения преступниками химических, наркотических или психотропных препаратов для доведения жертвы до беспомощного состояния следователем должны выдвигаться и рассматриваться версии о месте приобретения указанных препаратов, возможности самостоятельного изготовления таких препаратов.

Для подтверждения версии о совершении ритуального убийства в некоторых случаях следует провести судебно-био­хими­чес­к­ое исследование содержимого желудка с целью установления наличия остатков пищи, свидетельствующей об особой диете жертвы (например, особого поста) до исполнения изуверского ритуала, что указывает на подготовку к совершению преступления. Также судебно-медицинской экспертизой может быть установлено время приема пищи потерпевшим.

В г. Дягилево Рязанской области проживала «мест­ная экстрасенс-це­ли­тель­ница» А. Забродина. В жертвоприно­шение Сатане она выбрала своего сына, Колю. Несколько дней она готовила его к смерти, кормила особой пищей. За­тем оглушила ребенка, перенесла в ванную, отрезала ему голову и спустила кровь»[31].

Подобного рода диеты (посты) в ритуально-магической практике обязательны при подготовке к совершению различного рода ритуалов. Считается, что при питании особо отобранной пищей жертва или сам маг достигают так называемого духовного и телесного очищения и концентрации особой жизненной энергии, которая по оккультно-мистическим представлениям высвобождается в процессе умерщвления жертвы. К такой диете можно отнести потребление различных злаков, трав, меда, в большом количестве грибов и, как правило, исключение из рациона мучных и мясо-молочных продуктов.

«Судебно-медицинский эксперт, исследующий труп, не имеет права категорически утверждать, что телесные повреждения нанесены по ритуальным мотивам. Только совокупная оценка всех материалов уголовного дела может дать основание для вывода о том, что телесные повреждения носят ритуальный характер»[32].

Судебно-медицинский эксперт не вправе утверждать в своем заключении, что телесные повреждения на трупе носят ритуальный характер, поскольку для того чтобы сделать такой вывод, судебный медик должен обладать специальными познаниями в области религиоведения — в части, относящейся к ритуально-магическим практикам. Такого рода познаниями обладает специалист-религиовед, который может в рамках проведения соответствующего исследования дать заключение о ритуальном характере повреждений на теле трупа. Окончательно решить вопрос о ритуальном характере совершенного убийства может только следователь, основываясь на совокупности материалов, полученных в результате следственных действий, консультаций со специалистами и т. д. Но все же судебно-медицинский эксперт в рамках своей компетенции может и должен указать следователю на наличие повреждений на теле трупа, имеющих признаки исполнения ритуала религиозного характера, направленного на умерщвление человека, что является не категорическим выводом, а предположением о природе происхождения повреждений на теле трупа.

Следователь должен иметь в виду, что судебно-медицинская экспертиза трупа включает следующие действия эксперта:

изучение постановления о назначении экспертизы и уяснение задач, поставленных следователем;

определение достаточности исходных материалов для ответа на поставленные вопросы и составление ходатайства следователю о предоставлении необходимых дополнительных материалов;

составление плана проведения экспертизы;

изучение медицинской документации и материалов дела, имеющих значение для проведения последующих экспертных исследований;

осмотр одежды, в которую одет погибший;

наружное исследование трупа;

внутреннее исследование трупа;

изъятие, упаковка и направление биологических объектов, орудий травмы и одежды на дополнительные исследования;

изучение результатов дополнительных исследований;

проведение самостоятельных дополнительных лабораторных и инструментальных исследований;

анализ и синтез результатов всех проведенных исследований;

составление диагноза;

формулировка и обоснование выводов (ответов на вопросы следователя и выводов по инициативе эксперта);

оформление заключения эксперта[33].

 

 

4.2. Тактика использования специальных познаний
в области религиоведения. Тактика назначения
судебно-религиоведческой экспертизы

Исходя из того, что ключевыми информационными элементами рассматриваемого нами вида убийств являются ритуал религиозного характера, направленный на умерщвление человека, и содержащаяся в следах, предметах и документах специфическая информация религиозного, ритуально-магического и оккультно-мистического характера, а также преступная деятельность религиозной группы (секты), отправляющей подобного рода ритуалы, привлечение специалиста в области религиоведения следует признать необходимым и обязательным условием эффективности расследования убийств ритуального характера.

Основными видами взаимодействия следователя и специалиста-религиоведа являются:

1) консультативная помощь специалиста-религиоведа следователю;

2) оказание специалистом-религиоведом помощи следователю в подготовке некоторых следственных действий и участие в них (например, при осмотре места происшествия, допросе, обыске, проверке показаний на месте и т. д.);

3) оказание специалистом-религиоведом помощи следователю в предварительном исследовании предметов и документов, содержащих информацию религиозного характера;

4) подготовка и дача заключений специалистом-религиоведом, проведение религиоведческой экспертизы.

Консультативная помощь специалиста-религиоведа позволит следователю понять и проанализировать специфическую информацию религиозного характера, содержащуюся в различных следах и предметах, изъятых с места происшествия, и документах. Для того чтобы расследование убийств ритуального характера было эффективным и преступление было раскрыто в кратчайшие сроки, следователю необходимо изучить деятельность различного рода религиозных групп (сект), природу и содержание проповедуемых религиозных учений, систему отправляемых ритуалов. Самостоятельное изучение данного вопроса следователем приведет к затягиванию расследования в целом, так как деятельность различного рода сект, особенно сект сатанинского толка, многоаспектна и следователь самостоятельно не сможет выделить информацию, необходимую для расследования преступления. Консультации специалиста-религиоведа позволят следователю уяснить необходимые особенности деятельности некоторых сект и выработать ряд основных ключевых направлений расследования ритуального убийства. Также следователь совместно со специалистом-религиоведом может на основе следов и предметов религиозного характера и другой информации, содержащейся в материалах уголовного дела, смоделировать последовательность всех действий преступника (преступников) и установить вид совершенного ритуала и характер религиозной группы (секты).

Изучение судебно-следственной практики расследования убийств ритуального характера и других преступлений, связанных с исполнением ритуалов религиозного характера, показало, что следователи практически не привлекают к участию в расследовании специалистов-религиоведов, в основном ограничиваясь запросами или опросами таких специалистов.

По одному из уголовных дел для разъяснения вопроса о сатанинских сектах и о значении ритуала сатанинского характера, исполненного преступниками, следователь направил запрос заведующему кафедрой сектоведения Православного богословского института. В запросе описывался исполненный преступниками ритуал и перед специалистом ставились следующие вопросы:

1. Известны ли Вам факты противоправных действий, которые совершались аналогичным способом?

2. Имели ли место случаи обращения к Вам за помощью лиц, пытавшихся порвать связи с сектами сатанисткой направленности, и были ли среди них жители Татарстана?

3. Располагаете ли Вы данными о сатанинских сектах, действующих в Казани или других регионах Татарстана и Поволжья?

Кроме того, следователь просил предоставить копии фотографий и видеоматериалов, касающихся сатанинских обрядов, в том числе сопряженных с действиями сексуального характера[34].

По другому уголовному делу следователь в качестве формы взаимодействия со специалистом избрал допрос главного специалиста комитета по связям с религиозными организациями комитета по делам национальностей и общественным объединениям граждан администрации района. В этом допросе специалист изложил следователю сущность, содержание ритуалов и основные доктрины сатанизма, которые, по нашему мнению, являются общеизвестными, а также привел понятие религиозной секты, но на разрешение специалисту следователь не поставил ни одного вопроса, касающегося особенностей исполнения ритуала, совершенного преступления.

Такого рода взаимодействия специалиста и следователя недостаточны для эффективного расследования ритуальных убийств. Специалист должен обладать максимально возможным объемом информации о совершенном преступлении, следователь же должен привлекать специалиста к подготовке и проведению практически всех следственных действий, планировать с ним ход дальнейшего расследования, выдвигать и проверять версии, требовать от специалиста составления заключений о различных обстоятельствах расследуемого преступления, содержащих специфическую информацию религиозного характера, в которых обоснованно и научно разъяснялась бы сущность и содержание этих обстоятельств. Если для расследования уголовного дела о совершении ритуального убийства создана следственно-оперативная группа, целесообразно привлечь в нее специалиста-религиоведа, что облегчит участникам группы изучение и анализ следов, предметов и других обстоятельств дела, содержащих информацию религиозного характера, и т. д.

Привлечение к расследованию подобного рода преступлений специалистов-религиоведов сдерживает сложность поиска специалиста, обладающего необходимыми познаниями в области религиоведения.

На основе изучения литературы религиозного, оккультно-мистического характера и судебно-следственной практики расследования убийств ритуального характера сформулируем перечень лиц, обладающих познаниями в области религиоведения и способных участвовать в качестве специалистов-рели­гиоведов в расследовании ритуальных убийств:

1) ученые-религиоведы, преподающие курс религиоведения в институтах, университетах и других учебных заведениях. Во многих учебных заведениях системы высшего образования имеются кафедры религиоведения или сектоведения. Курс религиоведения также может преподаваться на кафедрах философии;

2) лица, преподающие в духовных учебных заведениях;

3) специалисты комитетов по религиозным вопросам при администрации субъекта РФ или административно-террито­риаль­ного округа, например различных комитетов по вопросам деятельности религиозных и общественных организаций;

4) специалисты, изучающие противоправный характер деятельности деструктивных религиозных сект, а также занимающиеся вопросами расследования преступлений против личности, совершаемых с признаками исполнения ритуалов религиозного характера.

Ритуальный характер рассматриваемых нами убийств проявляется в материальных следах — в виде следов, предметов или документов, содержащих информацию религиозного значения. Такого рода информация должна быть соответствующим образом изучена в рамках специального исследования, в связи с этим следователем должна быть назначенасудебно-религиоведческая экспертиза.

Ранее в рамках расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных с признаками исполнения ритуалов религиозного характера, имели место случаи, когда следствием назначались подобные экспертные исследования. Так, в дореволюционной России эксперты-религиоведы проводили религиоведческие исследования как на предварительной, так и на судебной стадиях расследования религиозных преступлений. Например, А. М. Бобрищев-Пушкин писал: «Легко представить себе, в каком бы положении очутился добросовестный эксперт, который бы поставил самому себе весьма естественное требование ознакомиться, уже не говорю основательно, а только приблизительно с историей и догматикой сект, а также с сочинениями, обличающими раскол. Я уже не говорю о необходимости, насущной для эксперта в каждом данном судебном деле, настолько владеть этим материалом, чтобы уметь ориентироваться при даче заключения и среди вновь возникающих и ежедневно изменяющихся, а также сливающихся или перекрещивающихся, не поддающихся даже исчислению, разновидностей расколо-сектантства»[35].

В специальной литературе встречаются следующие названия такого рода экспертного исследования: судебная экспертиза по вопросам, связанным со спецификой проповедуемых вероучений и исполняемых в группах обрядов; судебная научно-атеистическая экспертиза; сектантоведческая экспертиза. Более удачно экспертное исследование деятельности каких-либо религиозных или псевдорелигиозных сект или исследование результатов такой деятельности, выражающейся в исполнении ритуалов религиозного характера, определить как судебно-религиоведческую экспертизу, поскольку вопросы, решаемые экспертом в рамках этого исследования, так или иначе связаны с какой-либо мировой религией или явлениями религиозного характера, распространенными в обществе, такими как отправление культов зла (сатанизм, люциферизм), ритуальная магия, оккультно-мистические учения и практики.

В настоящее время государственную религиоведческую экспертизу производит экспертный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации. Такая государственная религиоведческая экспертиза проводится в случаях, предусмотренных п. 8 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями. Задачами экспертного совета при проведении религиоведческой экспертизы согласно п. 3 постановления Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июня 1998 г. № 565 с изменениями и дополнениями являются:

определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

Из вышеприведенного следует, что государственная религиоведческая экспертиза проводится с целью проверки и оценки сведений об основах вероучения и соответствующей ему системы ритуалов, содержащихся в документах, представленных какой-либо религиозной организацией в Министерство юстиции РФ для регистрации.

Судебно-религиоведческое исследование символов и знаков религиозного характера, а также других предметов религиозного культа необходимо отличать от сходных исследований в рамках искусствоведческой экспертизы.

«Задачи искусствоведческой экспертизы состоят в том, чтобы установить подлинность и истинную ценность произведения искусства; в некоторых случаях также устанавливаются его возраст, происхождение и техника изготовления. Значение символов также может входить в компетенцию искусствоведа, однако, что касается религиозных символов, то многие из них в течение истории приобрели множество значений, некоторые из которых не оказались запечатленными в сколько-нибудь значимых произведениях искусства. Различные религиозные традиции часто заимствуют друг у друга религиозные символы, придавая им собственное значение. И если, например, в широко известных произведениях католического искусства какие-то символы читаются однозначно, то эти же символы на ритуальных предметах какой-нибудь западной группы (протестантской) оказываются совершенно недоступными специальным познаниям искусствоведа»[36].

Объектами специальных познаний религиоведа являются: вероучение, культ, структура общины. Возможны следующие принципы исследования:

1) идентификация культа по характеру и расположению соответствующих материальных предметов на месте преступления (ритуальный нож и т. п.);

2) идентификация вероучения по культу или по культу и структуре общины, если подлинное вероучение скрывается;

3) выведение культовых предписаний и определение структуры общины (если и то, и другое скрывается) из вероучения;

4) идентификация общины по культу или по структуре общины;

5) идентификация религиозной общины по религиозным представлениям преступника[37].

Эффективность проведения судебно-религиоведческой экспертизы, правильность и обоснованность выводов эксперта зависят от того, насколько точно будет определено вероучение. Для этого необходимо произвести:

1) анализ всех существующих документов, включая собственно вероисповедные документы данной религиозной группы (священные и авторитетные тексты), иные программные, а также ритуальные документы, личные дневники верующих и т. п., публичные выступления и интервью лидеров группы, агитационные, пропагандистские и рекламные документы (включая буклеты, плакаты, видеоролики и пр.);

2) анализ организационной структуры и практической деятельности религиозной группы (включая культовую практику)[38].

В связи с этим следователь должен предоставить эксперту максимальное количество зафиксированных следов преступления, предметов, документов и других материалов уголовного дела, содержащих информацию религиозного характера. Из материалов уголовного дела эксперту должны быть предоставлены: протокол осмотра места происшествия с фототаблицей, протоколы допросов и очных ставок с приложенными носителями видеоинформации хода производства допроса, протоколы производства обысков и выемок, предметы и документы культового характера, изъятые в ходе этих следственных действий, и т. д.

Перед экспертом-религиоведом должны быть поставлены следующие вопросы:

1. К какой секте принадлежит данная религиозная группа (община)?

2. Каковы характерные черты вероучения данной секты?

3. Какие обряды характерны для данной секты?

4. Кто может по правилам секты проводить указанные обряды?

5. Проповедь каких взглядов и правил общественного поведения характерна для данной секты?

6. Характерны ли положения данных печатных изданий (рукописей) религиозного содержания для вероучения, проповедуемого в секте?

7. Обусловлены ли установленные при расследовании факты посягательств на личность и права граждан вероучением, проповедуемым в данной секте, или обрядами, которые в ней отправляются?[39]

Определение принадлежности группы к тому или иному типу религиозных организаций, а также характерных черт вероучения секты и специфики отправляемого ею культа и системы ритуалов входит в предмет доказывания, относится к обстоятельствам, характеризующим событие преступления.

8. Свидетельствуют ли представленные на экспертизу материалы о том, что факт посягательства на жизнь человека связан с проповедуемым в религиозной организации, группе (секте) вероучением или отправляемым культом?

9. К какому религиозному учению, культу относятся знаки и символы, обнаруженные на месте преступления и на теле трупа?

В этом случае следователь должен предоставить эксперту-религиоведу подробные материалы протокола осмотра места происшествия, причем не только описание знаков и символов, но и их фотографии. Также необходимо предоставить материалы судебно-медицинской экспертизы.

10. Являются ли те или иные действия преступников, направленные на лишение жизни человека, религиозным ритуалом? К какому религиозному учению, культу относится этот ритуал?

11. На какой вид ритуала религиозного характера, направленного на умерщвление человека, указывает следовая обстановка, описанная в материалах протокола осмотра места происшествия? Какие признаки указывают на совершение именно этого вида ритуала?

12. Можно ли сделать на основе представленных материалов заключение о «профессиональных» познаниях или опыте в области отправления ритуальной магии лиц совершивших данный ритуал? Если да, то на чем основано такое заключение?

Ответ на этот вопрос позволит определить возможность, научность и обоснованность способа такого определения опыта и профессиональных познаний в области отправления ритуальной магии. Если эксперт положительно ответит на данный вопрос и научно обоснует свой ответ, то следователь может задать более конкретный вопрос: имеют ли лица, совершившие данный ритуал, опыт и «профессиональные» познания в области ритуальной магии, если да, то в каких признаках это выражается, если нет, то какие признаки указывают на неправильность или неточность исполнения данного ритуала?

Ответы эксперта-религиоведа на приведенные вопросы позволят следователю выдвинуть частные версии относительно характера преступной группы (секты) и личности, совершивших ритуальное убийство. Так, если эксперт указывает на отсутствие опыта и познаний в области отправления ритуальной магии у лиц, совершивших преступление, то данное убийство можно считать инсценировкой под убийство ритуального характера, возможно также, что убийство совершено подростками на почве увлечения сатанизмом, черномагической и оккультно-мистической литературой.

13. Характерны ли для отправляемого в религиозной организации религиозного учения положения, содержащиеся в представленных экспертам личных дневниках лиц, совершивших преступление, документах, религиозных рукописях, литературе, на носителях с аудиовизуальной информацией?

14. Свидетельствуют ли те или иные действия обвиняемых, обнаруженные у них предметы и документы религиозного характера и т. д. об их руководящей роли в секте?

Многие документы и личные дневники лиц, совершивших убийства ритуального характера, могут быть написаны символами и знаками, например ключами языка енохианской магии. Также в таких материалах могут содержаться различные схемы, состоящие из знаков и символов оккультно-мистического и ритуально-магического характера. В связи с этим следователь должен поставить перед экспертом следующие вопросы: каково значение тех или иных схем и рисунков в представленных документах? каким способом составлен, написан (зашифрован) текст того или иного документа, возможно ли его дешифровать? каково содержание и значение текста дешифрованного документа? Необходимо иметь в виду, что даже если документ будет дешифрован, то семантическое содержание такого документа будет неясно для следователя и суда, поэтому в приведенную формулировку вопроса включено указание не только о содержании текста документа, но и о значении этого текста.

 

4.3. Тактика назначения судебной
психолого-психиатрической экспертизы

 

Назначение психолого-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовных дел о совершении ритуальных убийств следует признать обязательным, так как отправление ритуалов культа Сатаны, например, или увлечение оккультно-мисти­чес­ки­ми науками и черной магией могут привести к психическим расстройствам личности, предполагающим неспособность лица, совершившего преступление, адекватно воспринимать объективную реальность, осознавать фактическое значение совершаемых им противоправных действий и руководить такими действиями. Следствие на первоначальном этапе расследования ритуального убийства может столкнуться с проблемой определения вменяемости лица (лиц), совершившего преступление.

В связи с этим В. Бурковская пишет: «…Деятельность ряда религиозных объединений сопряжена с применением психологического воздействия, которое направлено на формирование у лица (группы лиц) новых или изменение уже существующих убеждений, установок, ценностей, смыслов, отношений, мотивов, ориентаций. Оно вызывает перестройку психики объекта психологического воздействия, такие психические сдвиги, при которых лицо в значительной степени теряет способность к осознанно-во­ле­во­му поведению. В результате психологического воздействия избирательность поведения может быть настолько ограничена, что человек фактически становится просто средством, своего рода одушевленным орудием совершения преступления; разрушается вся структура организации его деятельности… При столь значительных нарушениях восприятия лицо не способно адекватно действительности осознавать фактическое значение и социальный смысл совершаемых им действий, и тем более руководить ими, поскольку действует в совершенно искаженной реальности…»[40].

Следствию необходимо учитывать не только возможность наличия психического расстройства личности, предполагающего невменяемость, но и природу и механизм образования такого расстройства (в результате чего или на какой почве появилось такого рода расстройство). Психические расстройства, возникающие на почве увлечения оккультно-мистическими учениями и черно-магической литературой, могут представлять собой результат целенаправленного психофизического воздействия на личность, практикуемого в секте с целью превращения человека в фанатика — послушного исполнителя воли руководителя (лидера) секты. При расследовании ритуальных убийств следствию необходимо учитывать, что лица, совершившие преступление, могли исполнять волю руководителя секты и, возможно, в момент совершения убийства не могли руководить своими действиями, так как в процессе исполнения ритуала преступники могли довести себя до состояния физиологического аффекта либо их могли довести до такого состояния.

В этой связи, исходя из специфики расследования ритуальных убийств, следователь должен поставить на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующие вопросы:

1. Могло ли увлечение оккультно-мистическими учениями и черно-магической литературой вызвать у подэкспертного психическое расстройство личности, предполагающее его неспособность полностью объективно воспринимать окружающую обстановку, сознавать значение своих действий и руководить ими?

2. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости? (Этот вопрос необходимо ставить потому, что лица, совершившие ритуальное убийство, могли причинить смерть жертве под психическим воздействием руководителя секты).

3. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склон­ности к фантазированию? (Ответ на данный вопрос позволит следователю разработать соответствующую тактику проведения некоторых следственных действий, например допроса, проверки показаний на месте, так как в ходе допросов некоторые аспекты совершения ритуала преступником могут быть надуманны).

4. Находился ли подэкспертный в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта, и если да, то мог ли физиологический аффект быть результатом психического воздействия на подэкспертного со стороны участников ритуала? (Положительный ответ на данный вопрос позволит следствию во многих случаях объяснить наличие множественных ножевых ранений на теле жертвы, так как в процессе совершения ритуала преступник может достичь состояния психологического исступления с проявлениями крайней формы агрессивности.)

5. Находился ли подэкспертный в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность, и могло ли такое состояние возникнуть, например, на почве отправления культа Сатаны или увлечения оккультно-мистическими учениями и черномагической литературой?

При рассмотрении версии о доведении до самоубийства на почве отправления культа Сатаны и увлечения оккультно-мис­ти­чес­кими учениями, следствию необходимо также поставить на раз­решение психолого-психиатрической экспертизы вопросы:

1. Находилось ли данное лицо в период, предшествующий смерт<

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...