Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компании, принадлежащие производителям

Среди отмеченных форм собственности главной по масштабам является та, где доминируют производители. В ней преобладает так называемая «инвестицион­ная» форма собственности, т. е. когда компании в большей степени принадлежат внешним инвесторам. По сути, это как открытые, так и закрытые корпорации, собственность которых чрезвычайно размыта среди множества сторонних акцио­неров. В данных компаниях, за некоторым исключением, контрольный пакет ак­ций, находящийся в руках одного владельца, редко в настоящее время превышает 5%. На эту группу приходится не менее 80 % всей производственной собственно­сти в США.

Вторая активно развивающаяся форма в рамках первой категории «собствен­ности производителей» — это акционерная собственность работников, т. е. акциями компании в этом случае владеют те, кто в ней работает. По последним оценкам Национального центра собственности работников, на неакционерную собствен­ность работников приходится примерно 8 % всей корпоративной собственности США. Речь идет о так называемых планах ЭСОП (Employee Stock Ownership Plans), пенсионных сберегательных планах 40IK, планах распространения опционов на покупку акций сотрудниками корпораций. Ими, по оценкам, к началу XXI в. было охвачено 15 млн чел., или 12 % рабочей силы страны. Следует подчеркнуть, что, хотя особое внимание исследователей в последние годы привлекала промыш­ленная акционерная собственность работников (как более масштабная), в США уже в течение многих десятилетий получает широкое распространение собственность работников в отдельных секторах сферы услуг — в медицинских, юридических, бухгалтерских, консультативных и иных услугах. Таким образом, все те, кого в статистике принято называть «самостоятельными» работниками, также с пол­ным основанием могут быть отнесены к собственникам, работающим на своих предприятиях, как правило, малых.

Свою нишу занимают в США и производственные кооперативы. По имеющимся данным, в 1991 г. в стране насчитывалось 2400 сельскохозяйственных кооперативов, объединяющих 1840 тыс. фермеров и занятых в основном маркетингом и реализаци­ей продукции фермерских хозяйств. Объем продаж этих кооперативов составлял 56 млрд долл. Они контролировали 28 % всего сельскохозяйственного рынка, в том числе 81 % рынка молочных продуктов, 38 % рынка зерна и 36 % — хлопка.

Компании, принадлежащие потребителям

В категории фирм, принадлежащих потребителям, заметное место занимают по­требительские кооперативы, объединяющие фермеров и занимающиеся постав­ками продукции для сельского хозяйства. В 90-е гг. XX в. насчитывалось 1700 подобных кооперативов, объем продаж которых составил 26 млрд долл. На такие предприятия приходилось 27 % всех сельскохозяйственных производственных расходов. Их доля была особенно значима в поставках сельскохозяйственным потребителям удобрений (43% в 1990 г.), топлива (38%), пестицидов и других средств химизации (30%), животных (19%), семян (16%).


138________________________________________________ Особенности экономической модели

К другой группе компаний, принадлежащих потребителям, относятся фирмы, производящие и потребляющие электроэнергию. Хотя на этом рынке безусловно доминирует инвестиционная форма собственности и, в частности, крупные кор­порации, определенную нишу рынка контролируют фирмы, принадлежащие по­требителям. Из них 1000 компаний организованы как потребительские коопе­ративы, 1500 — принадлежат муниципалитетам (т.е., строго говоря, являются муниципальной или государственной собственностью). В США также функцио­нируют кооперативные компании в сфере телефонной связи, действующие в основ­ном в сельской местности.

Еще одним принадлежащим потребителям институтом являются разного рода клубы и ассоциации. К ним относятся загородные рекреационные клубы, гольф-клубы, спортивные клубы и т. п. Они, как правило, принадлежат своим членам или контролируются ими как бесприбыльные организации.

Обширная сфера владения бизнесом потребителями — жилье. В 1990-е гг. в США на долю кооперативов и кондоминиумов уже приходилось 16% всего многоквартирного жилья, при том что еще в 1960 г. их доля была не больше 1 %.

Бесприбыльные компании

К третьей категории частной собственности, выделенной по признаку владения, относятся так называемые бесприбыльные и «взаимные» предприятия. Термин «бесприбыльные организации» не означает, что они не имеют права получать прибыль. Напротив, многие из них, как свидетельствует их бухгалтерская отчет­ность, ежегодно приносят доход. Однако принципиальная характеристика такого рода организаций состоит в том, что они не имеют права распределять прибыль среди тех, кто учредил данную организацию, является ее руководителем, попечи­телем или сотрудником. Разумеется, все эти люди могут получать достойное воз­награждение за свой труд, но распределять прибыль между собой они не могут, и по определению такие фирмы не имеют собственников, т. е. лиц, которые обла­дают неотъемлемыми правами собственности — контролем и возможностью рас­пределения доходов. Всю прибыль бесприбыльные организации должны по зако­ну вкладывать в финансирование деятельности, для которой они были созданы.

Бесприбыльные организации занимают важную нишу на рынке услуг. Так, в начале 1990-х гг. на них приходилось 64% всех больничных услуг, 56% услуг детских дошкольных учреждений, 48 % первичных медицинских услуг, 23 % услуг медицинских сестер, 20 % услуг в сфере высшего образования и 10 % в сфере сред­него образования.

Другая группа в этой категории — банки. Хотя большинство этих финансовых организаций в настоящее время относятся к инвестиционной частной собствен­ности, есть немало и так называемых взаимных сберегательных банков, организо­ванных вкладами участников и являющихся по статусу бесприбыльными орга­низациями. (В отличие от них в банках, принадлежащих инвесторам, оборотный капитал образуется не вкладами участников, а от продажи акций.) Правда, во взаим­ных банках владельцы депозитов не имеют права голоса и, по сути, не являются его собственниками. Контроль над деятельностью банка осуществляется постоян­ным советом директоров, которому все банковские депозиты переданы в довери­тельное управление. Термин «взаимный банк» в данном случае означает, что все


Глава 8, Эволюция собственности_______________________________________________ 139

доходы банка должны безусловно делиться между депозитариями. Пик деятель­ности таких банков, как и пик их численности, пришелся на конец XIX в.: в 1890 г. насчитывалось 652 взаимных банка, в которых в общей сложности находилось 87 % всех депозитов. Затем их число и масштабы деятельности заметно сократи­лись, в том числе и под влиянием законодательства, создавшего благоприятные условия для деятельности инвестиционных банков.

В отличие от взаимных сберегательных банков ассоциации взаимного кредита — это кооперативы потребителей в подлинном смысле слова: здесь депозитарии имеют право голоса и контроля над деятельностью организации, а также исклю­чительное право на получение прибыли. Максимальное их число в США зафик­сировано в 1928 г. (12,6 тыс.), к концу XX в. произошло сокращение примерно до 4 тыс. К этой же категории сберегательных учреждений относятся и кредитные союзы, являющиеся чаще всего объединениями вкладчиков по месту работы.

Немалую роль в экономике США играют «взаимные» страховые компании. Формально они организованы как потребительские кооперативы, «обладающие правом на проведение страховой политики». Масштабы их деятельности и активов несопоставимо больше, чем у любых других кооперативов. Более того, стоимость активов некоторых взаимных страховых компаний (например, «Пруденшл» (Prudential)), часто превосходит активы крупнейших промышленных корпораций. По многим характеристикам они близки к бесприбыльным организациям: совет директоров здесь «самоназначаемый», а не избираемый. Его члены не имеют права распределять между собой прибыль компании. Владельцы компании, как и члены совета попечителей любой другой бесприбыльной организации, получают преиму­щества не от реализации права контроля, а от лояльности и высокой квалифика­ции хорошо оплачиваемого менеджмента. Хотя их доля на страховом рынке и упала в XX в. — на их место пришли страховые компании, принадлежащие инвесторам, в 1980-е гг. они все еще контролировали более 40% рынка. Число взаимных страховых компаний в начале 1990-х гг. составило 117 (акционерных инвестиционных страховых компаний — более 2 тыс.).

Таким образом, несмотря на по-прежнему главенствующую роль в экономике США инвестиционной акционерной частной собственности, существуют, а в не­которых случаях и расширяют зону своего влияния и другие формы частной соб­ственности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...