Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, препятствующие общению

1. Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие ре­шения пациентом. Часто пациенты знают, что делают в той ситуации, по поводу которой медсестра беседует с па­циентом. Если совет медсестры отличается от того, кото­рый хочет слышать пациент, то это может вызвать чув­ство противоречия у него.

Поэтому, если пациенту хочется услышать совет медсе­стры, спросите у него: «Что бы Вы хотели услышать? Давайте поговорим об этом побольше».

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые пау­зы во время разговора с использованием переходных фраз. На фоне ответов и реплик возникнет возможность для об­думывания.

3. Защита людей, которых критикует пациент. У паци­ента возникнет предположение, что медсестра осуждает его, и это будет препятствовать дальнейшему выражению чувств во время беседы.

4 Преуменьшение чувств пациента. Пациент, выражая озабоченность, ждет от медсестры понимания и сочувствия. Не настаивайте на том, что ничего страшного не случи­лось. не стоит беспокоиться. Такие реплики демонстрируют отсутствие понимания или сочувствия.

5. Обещания пациенту. Говоря' «Все будет хорошо», медсестра отрицает реальность ситуации, в которой нахо­дится вместе с пациентом, заставляет пациента прятать страх и беспокойство, которые являются обычными чело­веческими реакциями и требуют сестринского вмешатель­ства.

6. Поспешные заключения могут вызвать противодей­ствие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты. Например, не предполагайте, что человек, страда­ющий злокачественной опухолью, автоматически согла­сится на ее оперативное удаление-

7. Культурные отличия: язык, нормы общения. Разли­чия культур влияют на то, как могут быть поняты вер­бальные и невербальные средства общения. Например, японцы выражают радость, широко раскрыв глаза. В сла­вянской культуре это выражает чувство страха. Культура влияет и на поверья, поведение, связанные со здоровьем: магия, ритуалы, употребление определенной пищи. По­этому важно определить этническую ориентацию человека и расспросить его об убеждениях, образе жизни.

8. Стили общения. На словесное и бессловесное обще­ние влияет культура и воспитание, традиции и нормы. Чтобы адаптироваться к стилю беседы, необходимо при­нимать во внимание культурные особенности нации. На­пример, прикосновение в некоторых культурах является проявлением внимания, другие считают прикосновения сексуальными проявлениями.

9. Различия в возрасте. Возраст человека может вли­ять на способ ведения беседы, особенно если между собе­седниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ре­бенка. Часто родители считают себя виноватыми в нару­шениях состояния здоровья детей. В таких случаях нуж­но применять неосуждающие вопросы, чтобы получит ь нужные сведения.. Например, вопросы типа «Когда Вы за­метили первые признаки повышения температуры?» бо­лее подходят, чем такой вопрос: «Почему Вы не достави­ли его в больницу раньше?» Проявляйте сочувствие роди­телям и оказывайте тем самым им поддержку и утешение.

С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Игра и рисунки являются альтернативными средствами получения информации. Не обращайтесь с ними как с малышами, не говорите свысока. Беседуйте с ними так же, как и со взрос­лыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внут­рисемейными отношениями. Если родители доминируют в разговоре и инструктируют ребенка, как ему надо отве­чать, медсестра может обращаться прямо к ребенку с ком­ментариями типа «Теперь я бы хотела услышать, как ты чувствуешь себя в этой ситуации?» Используйте этот при­ем и при беседе с пожилым человеком. Необходимо выяс­нить, нет ли у него проблем со слухом. Избегайте повы­шать голос, даже если у пациента проблемы со слухом.

Громкие слова могут быть раздражающими и даже обид­ными.


У пожилых людей с потерей слуха обычно не восприни­маются звуки высокой тональности, и повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив пациен­та, говорите медленно и чисто, это поможет облегчить общение с ним, возможно, он может читать по губам.

Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее осве­щение, отсутствие посторонних звуков (радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточ­но — уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди не договаривают, считают, что некоторые симптомы яв­ляются возрастными особенностями, не имеющими боль­шого значения. Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста — единственный путь к преодолению препятствий в общении. Один из эффективных способов установить взаимопонимание с пожилым человеком — это дать возможность вспомнить прошлые дни и свои бывшие заслуги.

Критерии эффективности общения

Успешному общению помогает эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия — противополож­ность равнодушию и эксцентричности. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может значительно повышен при целенаправленной ра­боте над собой.

Наилучшая стратегия деловой беседы — это положи­тельная, заинтересованная, уважительная установка. Боль­шую роль играют самые первые произносимые слова. Же­лательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Если этого невозможно сделать, необхо­димо прямо спросить его. Постарайтесь не забыть его имя и отчество. Помните, что самый желанный для человека звук — это звук его собственного имени, его правильное (без искажений) употребление в начале и в ходе разговора!

Запомните самые важные данные о собеседнике, воз­можно, из медицинской документации, а затем будете ссы­латься на них в ходе беседы.

Начинайте беседу с так называемого «Вы — подхода». Попытайтесь поставить себя на место собеседника, /пред­ставить себе его интересы. Это отразится на содержании и форме ваших высказываний. Сравните, например:

Я бы хотела... Вы хотите...

Меня интересует... Это должно быть для вас

интересно...

Я сделала выводы, Вам будет интересно узнать...

что....

Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, частоту пауз, ско­рость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и т. п. Несоответствие стиля беседы может привести к от казу собеседника участвовать в разговоре. Анализируйте при­чины изменения поведения собеседника, поймите причи­ны трудностей, по возможности, конкретно определите стилевые и другие рассогласования. Используйте для ди­агностики ситуации неречевое (невербальное) поведение и выражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значитель­ные трудности. Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые знаки: поза, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зритель­ный контакт и др.

Эффективность общения зависит и от условий беседы — места, время, наличие помех ( шум, наличие посторон­них. беспорядок в комнате и т. д.). Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настояще­му внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и не эффективным. Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно или интерпретировать это в более благоприят­ном для себя смысле.

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эф­фективным средством помощи людям в адаптации к жиз­ни в связи с изменениями в состоянии их здоровья.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...