Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проявление повседневной жизнедеятельности.1. Поддержание безопасной окружающей средь г 2. Общение 3. Дыхание 4. Потребление пищи и жидкости 5. Выведение продуктов жизнедеятельности 6. Поддержание личной гигиены и опрятности в одежде 7. Регулирование температуры тела 8. Двигательная активность 9. Работа, досуг и развлечение 10. Сексуальность 11. Сон 12. Умирание
Применение модели Роупер, Логан, Тайэрни в сестринском процессе.Оценка состояния пациента. Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медицинская сестра устанавливает: 1. что пациент может делать в настоящее время; 2. что пациент в обычной ситуации выполняет без затруднения; 3. какие действительные проблемы существуют в настоящее время; 4. какие потенциальные проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записывает действительные и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства. Сестринские вмешательства. Должны: 1. предупредить развитие потенциальных проблем; 2. уменьшить тревогу пациента; 3. предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной потребности 4. помочь решить действительные проблемы. Оценка качества и результатов ухода. При проведении итоговой оценки медицинская сестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели и насколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем. Например. Пациентка находящаяся на постельном режиме, отказывается от приема пищи из-за того, что ей приходится просить помощи при физиологических отправлениях. При проведении первичной сестринской оценки мы выяснили: - что пациентка может делать в настоящее время; - какие действительные проблемы существуют в настоящее время. При планировании сестринского вмешательства медицинская сестра должна: - помочь решить действительные проблемы; - предоставить пациентке возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной потребности. Модель Д. ДжонсонД. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта, достичь определенных целей. Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения. Д.Джонсон различает два основных типа поведения человека. - установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека; - установка, создаваемая прошлыми привычками Человек имеет 7 главных подсистем, которые изменяют его поведение.
Применение модели Д.Джонсон В сестринском процессе Оценка состояния пациента На первом этапе сестринского процесса проводится первичная оценка состояния пациента. Медицинская сестра определяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. На втором этапе сестринского процесса изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Д.Джонсон предлагает выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнительную информацию от родственников и лечащего врача. Автор данной модели утверждает, нарушение равновесия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвязанные подсистемы. Планирование ухода. Установив нарушение равновесия в конкретных подсистемах . медицинская сестра вместе с пациентом определяет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медицинская сестра определяет вмешательство, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Для осуществления плана ухода устанавливаются краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели восстановления равновесия в подсистемах. Сестринские вмешательства: - ограничение поведения; - защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды; - подавление неадекватных реакций пациента - сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Пациент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья. Оценка качества п результатов ухода.Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, заранее предвидеть возможное поведение пациента, так как оно определяет , что вмешательство было успешным и цель достигнута. Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинская сестра проводит переоценку поведения пациента в пределах каждой подсистем. Например: Пациент находится на лечении е травматологическом отделении по поводу перелома правого бедра. После скелетного вытяжения, врач назначил пациенту, учиться ходить с помощью костылей. Ходить на костылях ему трудно, но от помощи родственников он отказывается не желая их видеть. При первичной оценке состояния наблюдается нарушение в агрессивной и зависимой подсистемах. При планировании сестринского вмешательства, сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополнительную информацию от родственников. Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение не типично для пациента можно сделать следующий вывод, что эти изменения функциональной природы. При планировании ухода медсестра совместно с пациентом определяет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Пациенту необходимо запланировать психологическую поддержку и консультирование, позволяющее уменьшить неоправданный страх перед ходьбой на костылях. Сестринское вмешательство: - защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды (порекомендовать родственникам не участвовать и не настаивать на оказании помощи пациенту при ходьбе). - подавление неадекватных реакций пациента( медицинская сестра может тормозить его неадекватное поведение, убеждая пациента, что его страх преувеличен). Адаптационная модель сестринского дела К.Рой. Модель К.Рой созданная в 1976 году использует достижения в области физиологии и социологии К.Рой полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, то есть какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. Согласно этой модели, есть определенный уровень адаптации, и все раздражители попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся та его пределами. К.Рой называет факторы, влияющие на уровень адаптации, раздражителями, они бывают трех типов: - очаговые — находятся в окружении человека - ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние. - остаточные - результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации. Предлагается четыре способа адаптации изменяющих поведение: - физиологический; - Я-концепция; - роль-функция; - взаимозависимость. Физиологический способ адаптации - это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека. Я-концепция — это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных < Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастоэкток.ия, наложение стомы. Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе взависимости от тех или иных обстоятельств. Активный, деятельный человек, занимающий определенное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента. Взаимозависимость- это стрем пение человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала испытывает чувства давления, презрения, одиночества.
Применение модели К-Рой и сестринском процессеОценка состояния пациента. Медицинская сестра должна определить, дает ли поведение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть, медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуационными или остаточными раздражителями. Медицинская сестра использующая эту модель, определяет пределы уровня адаптации для каждого человека, то, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем. Планирование сестринского ухода. Медицинская сестра выявив раздражители, вызывающие у пациента неадекватные реакции, совместно с пациентом определяет цели: · краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уровень адаптации или устранить раздражитель; · долгосрочная цель ухода поможет пациенту адаптироваться к постоянно изменяющейся окружающей среде. Сестринское вмешательство по модели К.Рой. Предполагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сестринское вмешательство должно изменит ь раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители Оценка эффективности сестринского ухода. Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах. Например: Пациентка после операции, удалена молочная железа. Она подавлена и не желает никого в и дета, из посетителей, кроме близких родственников. При оценке состояния пациентки медицинская сестра предположила проблему адаптации в системе «Я-концепция». Отсутствие груди действует как очаговый раздражитель и существенно меняет ее собственное представление с себе вследствие сложившихся у нее убеждений и ценностей. Поэтому пациентка не может по-прежнему поддерживать отношения с окружающими. Медицинская сестра совместно с пациенткой определяет краткосрочную цель ухода, позволяющую решить уровень адаптации. В данном случае, для пациентки ощущение себя в состоянии провести какое-то время в обществе друзей. Сестринское вмешательство должно изменить очаговый раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации. Медицинская сестра не сможет устранить очаговый раздражитель - отсутствие молочной железы у пациентки, но она сможет расширить уровень ее адаптации, познакомив с литературой описывающей ситуацию в которой находится пациентка и пи познакомить с другими пациентками которые уже адаптировались в подобной ситуации. Модель Д. ОремМодель предложенная Д.Орэн в 1971году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников. В модели выделины три группы потребностей в самоуходе: 1. Универсальные: -достаточное потребление воздуха; - достаточное потребление жидкости; - достаточное потребление пищи; - достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом; - сохранение баланса между активностью и отдыхом; - предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия; - стимулирование желания соответствовать определенной социальной I руппе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями. - время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей. Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален. Факторы влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности. 2. Потребности связанные со стадией развития.- Эти потребности удовлетворяются всеми взрослыми людьми (пациентом, его родст венниками) поддающимися обучению и воспитанию. 3. Потребности связанные с нарушением здоровья.В этой группе выделено три вида нарушений: - анатомические изменения (отеки, ожоги, раны и т.д.) - функциональные физиологические изменения (одышка, туго подвижность с> става) - изменение поведения или повседневных жизненных привычек(чувство безразличия, бессоница, внезапные изменения настроения).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |