Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявление повседневной жизнедеятельности.

1. Поддержание безопасной окружающей средь г

2. Общение

3. Дыхание

4. Потребление пищи и жидкости

5. Выведение продуктов жизнедеятельности

6. Поддержание личной гигиены и опрятности в одежде

7. Регулирование температуры тела

8. Двигательная активность

9. Работа, досуг и развлечение

10. Сексуальность

11. Сон

12. Умирание

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность сестринского вмешательства
Роупер Н. Логан В. Тайэрни А. Человек как объект сестринской деятельности 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: -инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций; -патологические и дегенеративные изменениях в тканях; -несчастный случай -инфекционное заболевание -последствие влияния физических, психологических социальных факторов окружающей среды. Сестра совместно с пациентом оценивает его возможности в удовлетворений нарушенных потребностей, устанавливая действительные потенциальные проблемы пациента
Цель ухода Сестринское вмешатель­ство Оценка качества и результата ухода Роль медицинской сестры
Начинается с первичной оценки состояния пациента Совместно с пациентом медицинская сестра определяет цели ухода.   После обсу­ждения с пациентом цели ухода медицинская сестра выби­рает способы сестринского вмеша­тельства, направленно­го на удовлетворение потребностей.   Критериями оцен­ки качества и ре­зультатов ухода является удовле­творение каждой нарушенной по­требности в соот­ветствии с поставленными це­лями. Если же­лаемый результат не достигнут, ме­дицинская сест­ра вместе с паци­ентом пересмат­ривает цели и предпринятые раньше вмеша­тельства.   Авторы данной модели видят роль медицинской сестры как независимую, зависимую, взаимозависимую. Независимая роль-заключается в оценке состояния здоровья пациента, совместно с пациентом. Зависимая роль – это выполнение назначений врача. взаимозависимая роль-это работа в бригаде с другими специалистами.

 


Применение модели Роупер, Логан, Тайэрни в сестринском процессе.Оценка состояния пациента. Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медицинская сестра устанавливает: 1. что пациент может делать в настоящее время; 2. что пациент в обычной ситуации выполняет без зат­руднения; 3. какие действительные проблемы существуют в на­стоящее время; 4. какие потенциальные проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записы­вает действительные и потенциальные проблемы, цели ухо­да и сестринские вмешательства. Сестринские вмешательства. Должны: 1. предупредить развитие потенциальных проблем; 2. уменьшить тревогу пациента; 3. предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной по­требности 4. помочь решить действительные проблемы. Оценка качества и результатов ухода. При проведении итоговой оценки медицинская сестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели и на­сколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем. Например. Пациентка находящаяся на постельном режиме, отка­зывается от приема пищи из-за того, что ей приходится просить помощи при физиологических отправлениях. При проведении первичной сестринской оценки мы вы­яснили: - что пациентка может делать в настоящее время; - какие действительные проблемы существуют в на­стоящее время. При планировании сестринского вмешательства меди­цинская сестра должна: - помочь решить действительные проблемы; - предоставить пациентке возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нару­шенной потребности. Модель Д. ДжонсонД. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта, достичь определенных целей. Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения. Д.Джонсон различает два основных типа поведения че­ловека. - установка, создаваемая действиями и объектами не­посредственно вокруг человека; - установка, создаваемая прошлыми привычками

Человек имеет 7 главных подсистем, которые изменяют его поведение.

 

Подсистема поведения Суть поведения в рамках подсистемы
Достижения (выполнение) Контроль над самим собой и своим окруже­нием  
Присоединяющая (устанавливающая) Близкие взаимоотношения с другими людьми
Агресивная Самозащита от угрозы, самоутверждение  
Зависимая Зависимость от других  
Выделительная Выделение продуктов жизнедеятельности  
Пищеварение Поддержание целостности организма, состо­яние телесного удовольствия
Сексувльная Сексуальное удовольствие

 

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность сестринского вмешательства
Джонс Д.   Пациент это индивид имеющий набор взаимосвязанных систем поведения человека, причем каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя.   Болезнь, изменение образа жизни, могут разбалансировать под системы поведения человека   Необходимо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы. Эту оценку осуществляют два этапа: - определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо из подсистем; -определяют причину этого нарушения.

 

Цель ухода Сестринское вмешатель­ство Оценка качества и результата ухода Роль медицинской сестры
Восстановление равновесия в каждой подсистеме и между ними, изменяя те или иные фак­торы окружаю щей среды.   Предлагается 4 направления сестринских вмешательств: - контроль или ограничение поведения ка­кими-то рамка­ми; - защита от угроз и других факторов, вы­зывающих стресс; - торможение (подавление) неэффективных реакций; - стимулиро­вание к изме­нению поведе­ния. партнерст­во. помощь в виде опеки.   Оцениваются в пределах той лил иной подсистемы по поведению пациента, то есть по изменениям, вызванных теми или иными структурными изме­нениями в организ­ме человека. Если результат связан с запланированными изменениями окру­жающей среды, оце­нивается изменение поведения, обу­словленное сест­ринским вмешатель­ством направленным на окружение в свя­зи с функциональ­ными изменениями. Если нет результата вновь формируются новые цели и новые вмешательства.   Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее.Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.

 

Применение модели Д.Джонсон

В сестринском процессе

Оценка состояния пациента

На первом этапе сестринского процесса проводится пер­вичная оценка состояния пациента. Медицинская сестра оп­ределяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. На втором этапе сестринского процесса изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Д.Джонсон предлага­ет выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнитель­ную информацию от родственников и лечащего врача. Автор данной модели утверждает, нарушение равнове­сия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвя­занные подсистемы. Планирование ухода. Установив нарушение равновесия в конкретных подси­стемах . медицинская сестра вместе с пациентом определя­ет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медицинская сестра определяет вмешатель­ство, направленные на изменение окружающей среды, из­менение мотивации пациента. Для осуществления плана ухода устанавливаются крат­косрочные, промежуточные и долгосрочные цели восста­новления равновесия в подсистемах. Сестринские вмешательства: - ограничение поведения; - защита пациента от неблагоприятных факторов ок­ружающей среды; - подавление неадекватных реакций пациента - сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Пациент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья. Оценка качества п результатов ухода.Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, заранее предви­деть возможное поведение пациента, так как оно опреде­ляет , что вмешательство было успешным и цель достиг­нута. Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинс­кая сестра проводит переоценку поведения пациента в пре­делах каждой подсистем. Например: Пациент находится на лечении е травматологическом отделении по поводу перелома правого бедра. После ске­летного вытяжения, врач назначил пациенту, учиться хо­дить с помощью костылей. Ходить на костылях ему труд­но, но от помощи родственников он отказывается не желая их видеть. При первичной оценке состояния наблюдается наруше­ние в агрессивной и зависимой подсистемах. При планировании сестринского вмешательства, сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вме­шательство. Для этого ей необходимо получить дополнительную информацию от родственников. Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение не типично для пациента можно сделать следующий вывод, что эти изменения функциональной природы. При планировании ухода медсестра совместно с паци­ентом определяет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, на­правленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Пациенту необходимо запланировать психологическую поддержку и консультирование, позво­ляющее уменьшить неоправданный страх перед ходьбой на костылях. Сестринское вмешательство: - защита пациента от неблагоприятных факторов ок­ружающей среды (порекомендовать родственникам не участвовать и не настаивать на оказании помощи па­циенту при ходьбе). - подавление неадекватных реакций пациента( меди­цинская сестра может тормозить его неадекватное поведение, убеждая пациента, что его страх пре­увеличен).

Адаптационная модель сестринского дела К.Рой. Модель К.Рой созданная в 1976 году использует дости­жения в области физиологии и социологии К.Рой полага­ет, что как для физиологических, так и для психологи­ческих систем существует состояние относительного рав­новесия, которого стремится достичь человек, то есть ка­кой-то диапазон состояний, в котором люди могут адек­ватно справляться со своими переживаниями. Для каждо­го человека этот диапазон уникален. Согласно этой модели, есть определенный уровень адап­тации, и все раздражители попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся та его пределами. К.Рой называет факторы, влияющие на уровень адап­тации, раздражителями, они бывают трех типов: - очаговые — находятся в окружении человека - ситуационные — возникают при оказании сестринс­кой помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние. - остаточные - результат прошлых переживаний, ве­рований, взаимоотношений. При сочетании с очаго­выми и ситуационными они влияют на уровень адап­тации. Предлагается четыре способа адаптации из­меняющих поведение: - физиологический; - Я-концепция; - роль-функция; - взаимозависимость. Физиологический способ адаптации - это реакция чело­века на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зави­сит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека. Я-концепция — это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных < Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастоэкток.ия, наложение стомы. Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе взависимости от тех или иных обстоя­тельств. Активный, деятельный человек, занимающий опреде­ленное положение в обществе, оказывается в лечебном уч­реждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента. Взаимозависимость- это стрем пение человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоот­ношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ог­раниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала испытывает чувства давления, презрения, одиночества.

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность сестринского вмешательства
К.Рой   Пациент это индивид имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической, и социальной систем, влияющих на поведение.   Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации.   При обследовании пациента следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение дает повод для беспокойства. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента.

 

Цель ухода Сестринское вмешатель­ство Оценка качества и результата ухода Роль медицинской сестры
Определить воз­можные очаго­вые (ситуацион­ные, остаточные) раздражители, вызывающие неадекватное поведение, сест­ра совместно с пациентом наме­чает цели, по­зволяющие адап­тироваться к изменяющейся окружающей среде.   Направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адапта­ции пациента, чтобы изменить их. или чтобы они оказались в пределах уров­ня адаптации Возможны вмешательства направленные на расширение уровня адапта­ции, дающего ему возмож­ность справить с имеющимися раздражителя­ми.   При оценке качества ухода медицинская сестра и паци­ент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином спо­собе адаптации.     Роль медицинской сестры способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни: благодаря воздействию на очаговые раздражители они попадают в зону того или иного способа адаптации.

Применение модели К-Рой и сестринском процессеОценка состояния пациента. Медицинская сестра должна определить, дает ли пове­дение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть,

медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуацион­ными или остаточными раздражителями.

Медицинская сестра использующая эту модель, опреде­ляет пределы уровня адаптации для каждого человека, то, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.

Планирование сестринского ухода.

Медицинская сестра выявив раздражители, вызываю­щие у пациента неадекватные реакции, совместно с паци­ентом определяет цели:

· краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уро­вень адаптации или устранить раздражитель;

· долгосрочная цель ухода поможет пациенту адапти­роваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

Сестринское вмешательство по модели К.Рой. Предпо­лагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сест­ринское вмешательство должно изменит ь раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители

Оценка эффективности сестринского ухода.

Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах.

Например:

Пациентка после операции, удалена молочная железа. Она подавлена и не желает никого в и дета, из посетителей, кроме близких родственников.

При оценке состояния пациентки медицинская сестра предположила проблему адаптации в системе «Я-концепция». Отсутствие груди действует как очаговый раздражи­тель и существенно меняет ее собственное представление с себе вследствие сложившихся у нее убеждений и ценностей. Поэтому пациентка не может по-прежнему поддерживать отношения с окружающими. Медицинская сестра совместно с пациенткой определя­ет краткосрочную цель ухода, позволяющую решить уро­вень адаптации. В данном случае, для пациентки ощуще­ние себя в состоянии провести какое-то время в обществе друзей. Сестринское вмешательство должно изменить очаговый раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уров­ня адаптации. Медицинская сестра не сможет устранить очаговый раз­дражитель - отсутствие молочной железы у пациентки, но она сможет расширить уровень ее адаптации, познакомив с литературой описывающей ситуацию в которой находит­ся пациентка и пи познакомить с другими пациентками которые уже адаптировались в подобной ситуации. Модель Д. ОремМодель предложенная Д.Орэн в 1971году, рассматри­вает человека как единое целое. Она основана на принци­пах самоухода. В модели уделяется большое значение лич­ной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Сестринскому вмешательству уделяется большое значе­ние в профилактике заболеваний травм и обучению паци­ента и его родственников. В модели выделины три группы потребностей в само­уходе: 1. Универсальные: -достаточное потребление воздуха; - достаточное потребление жидкости; - достаточное потребление пищи; - достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом; - сохранение баланса между активностью и отдыхом; - предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия; - стимулирование желания соответствовать определен­ной социальной I руппе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями. - время одиночества сбалансировано со временем в об­ществе других людей. Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос­тей для каждого человека индивидуален. Факторы влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности. 2. Потребности связанные со стадией развития.- Эти потребности удовлетворяются всеми взрослыми людьми (пациентом, его родст венниками) поддающи­мися обучению и воспитанию. 3. Потребности связанные с нарушением здоровья.В этой группе выделено три вида нарушений: - анатомические изменения (отеки, ожоги, раны и т.д.) - функциональные физиологические изменения (одыш­ка, туго подвижность с> става) - изменение поведения или повседневных жизненных привычек(чувство безразличия, бессоница, внезап­ные изменения настроения).

 

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность сестринских вмешательств
Д.Орем Пациент – единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Если пациент не может сохранить равновесие между своими возможностями и потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышают возможности самого пациента,- возникает необходимость в сестринской помощи. Помощь осуществляется при активном участий пациента и его родственников. Направленность на выявленный дефицит самоухода и его причины. Причинами дефицита могут быть: -отсутствие знаний -неумение выполнять отдельные действия по самоуходу непонимание важности самоухода. Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна: -Определить уровень требований самого пациента к самоуходу -Оценить возможности пациента удовлетворить эти требования. -Оценить возможности пациента безопасно осуществлять самоуход -Оценить возможности восстановления самоухода в будущем.

 

Цель ухода Сестринское вмешатель­ство Оценка качества и результата ухода Роль медицинской сестры
Выявление и обсуждение с пациентом возможности по самоуходу. Цель по Орем делятся на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные. Сестринское вмешательство направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нем. Д.Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств: -делать что либо за пациента -руководить пациентом, направлять его действия. -оказывать физическую поддержку -оказывать психологическую поддержку Создовать среду для обеспечения самоухода -обучить пациента и его родственников -Пациент должен стремится к самоуходу, хотеть и быть готовым получить сестринскую помощь. Возможность пациента и его семьи последующем осуществить самоуход. Медицинская сестра помогает, обучает пациента осуществлять самоуход. Помогает пациенту сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...