Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегические и тактические приоритеты

В числе приоритетов государства в начале нового века можно выделить следующие.

1. Дальнейшая стабилизация экономического роста, выработка сбалансиро­ванной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований.

2. Содействие росту производительности труда через осуществление иннова­ционной политики. Прежде всего ускорение развития НТР и фундаменталь­ной науки, поддержка информационных технологий.

3. Поддержка образования и повышения квалификации рабочей силы. Усиле­ние влияния образования на экономический рост и уровень жизни амери­канцев.

4. Обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей.

5. Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

6. Улучшение окружающей природной среды, совершенствование экологиче­ских регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с измене­ниями мирового климата.

Помимо стратегических приоритетов можно выделить и ряд тактических, или инструментальных, приоритетов, которые ставит американское правительство в экономической и социальной политике, в частности бюджетной. Так, среди бюджетных приоритетов администрации Дж. Буша-младшего можно назвать,

1 Подробнее о масштабах государственной собственности в США рассказано в главе 10.


154________________________________________________ Особенности экономической модели

в частности, погашение (или lib крайней мере заметное снижение) государствен­ного долга, проведение налоговой реформы, борьбу с преступностью и наркома­нией, выработку новой энергетической стратегии и т. д. Коснемся некоторых клю­чевых задач.

США увеличивают объем инвестиционных вложений государства в человеческий капитал — придается особое значение ассигнованиям в образование, профессио­нальную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение. Так, государствен­ное финансирование из фондов федерального правительства, а также штатных и местных властей, системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 2000 г. свыше 520 млрд долл. (более 80 % общих расходов на эти цели). Более 520 млрд долл. из 1,2 трлн (свыше 43 %), выделяемых на здравоохранение в 2000 г., также приходилось на долю американского госу­дарства. Хотя, как уже отмечалось, США практически не осуществляют прямых производственных инвестиций, государственные власти заботятся о структуре и качестве общественного капитала через инвестиции в фундаментальную науку и технологии. Федеральные расходы на НИОКР составили в 2000 г. внушитель­ную величину в 75,1 млрд долл.

Развитие высшего образования

Один из социально-экономических приоритетов американского государства сегодня — развитие высшего образования. Государственные ассигнования на эти цели составили в 2000 г. рекордную величину — почти 160 млрд долл. Общие расходы на высшее и среднее специальное образование в США, включая частные расходы, составили к концу прошлого века более 257 млрд долл. В стране создана обширная и диверсифицированная система высшего образования, насчитываю­щая около 3700 учреждений высшего образования (около 1600 государственных и около 2100 частных).

Поставлена амбициозная задача: сделать уже в начале XXI в. высшее образова­ние в США столь же доступным, как и среднее. Средний уровень образования в стране планируется в ближайшие годы поднять до не менее чем 14 лет обучения (в 2000 г. он был равен 13 годам, что ненамного выше уровня средней 12-летней школы). В 1990-е гг. был принят ряд федеральных законов и государственных программ, направленных на реализацию этой задачи.

Только в 2000 г. федеральный бюджет ассигновал 7,6 млрд долл. на гранты Пелла (Pellgrants) (субсидии на получение высшего образования, возвращаемые получателями-студентами после трудоустройства в течение 10-15 лет), которые выдаются в виде прямой финансовой помощи. Размер этих грантов возрос за пе­риод 1993-2000 гг. на 43 % — с 2,3 тыс. до 3,3 тыс. долл. Еще одна важная инициа­тива — принятый в 1997 г. закон о налоговых скидках на кредит, который взят для оплаты образования. Налоговые льготы распространяются как на взрослое насе­ление, которое намеревается повысить квалификацию, так и на студентов. По этому закону 20-процентная налоговая скидка предоставляется на первые 5 тыс. долл. семейных расходов на образование, а в последующем периоде — на расходы в раз­мере 10 тыс. долл. Прогнозируется, что американцам в ближайшие 10 лет будут предоставлены налоговые скидки в связи с получением образования на сумму 29,8 млрд долл.


Глава 9. Роль государства в экономике_________________________________________ 1Н

За период, прошедший после опубликования в 1983 г. доклада «Отечество в опасности», в США был принят целый ряд государственных программ, наце­ленных на совершенствование школьного образования: заметно возросли ассигно­вания. Правительство намеревается добиться коренных сдвигов в системе школь­ного образования благодаря реализации закона «Цели 2000 г. — образование для Америки», принятого в 1994 г. Закон ориентирован прежде всего на поддержку штатов и местных органов власти, на которые и возложена ответственность за развитие среднего образования.

Закон определил восемь общенациональных целей в области школьного обра­зования:

• увеличить количество американцев, оканчивающих среднюю школу;

• поднять уровень подготовки школьников;

• улучшить уровень подготовки школьников в области математики и естествен­нонаучных дисциплин;

• повысить общую грамотность населения;

• улучшить подготовку педагогических кадров;

• обеспечить безопасность учащихся в школах;

• повысить оснащенность школ;

• расширить участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Следует подчеркнуть, что реформа среднего образования заявлена в качестве одного из приоритетов социально-экономической политики администрации Дж. Буша-младшего. Сформирован ряд ключевых задач в этой области — прежде всего повышение стандартов и качества обучения, роли местных органов власти в развитии школьного образования. И правительство только в 2002 г. увеличило ассигнования на начальное и среднее образование с 18,7 млрд. долл. до 20,6 млрд долл., т.е. более чем на 10%. В целом только федеральные расходы по статье «Образование, подготовка рабочей силы, занятость и социальные услуги» воз-расли в 2002 гг. с 64,7 до 76,2 млрд долл. (на 17,8 %).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...