Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные и политические различия

Вместе с тем в позициях обоих претендентов и стоящих за ними партий обнару­жились и существенные различия. Так, республиканцы выступали за значительно более масштабное снижение налогов, что вполне вписывается в их традицион­ную идеологию. Есть заметные различия и в подходах к другим проблемам: если демократы выступают преимущественно за государственное финансирование программы обеспечения лекарственными средствами пожилых людей, то респуб­ликанцы — за финансирование такой программы из частных источников. Если республиканцы поддерживают активную коммерциализацию государственных школ с помощью системы ваучеров, то демократы — прямое финансирование государственных школ. (Кстати, в послевыборных планах республиканцев уже нет упоминаний о коммерциализации государственных школ.)

Таким образом, очевидно, что, с одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с дру­гой — демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала рес­публиканцев. Это показывают не только социально-экономическая платформа партии на последних выборах президента США, но и весь опыт президентства У. Клинтона, выступавшего за экономное государство, сокращение бюджетного дефицита и пр.

Все это дает основание сделать вывод о тенденции объективного сближения позиций обеих ведущих партий по главным социально-экономическим приори­тетам, о формировании некоей центристской платформы, выражающей интересы значительного большинства населения страны и ее политического истеблишмента. Предвыборная борьба 2000 г. концентрировалась не на принципиальных полити­ческих и экономических разногласиях концептуального плана (хотя таковые по-прежнему декларируются), а на конкретных методах достижения одних и тех же принципиальных приоритетов.

Выводы

1. Государственное регулирование стало органической частью рыночного хо­зяйственного механизма США. Развитие американского капитализма сви­детельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами усиления государственного регулирования эконо­мики. Теоретическим обоснованием этих подходов явились кейнсианство,


160__________________________________________ Особенности экономической модели

господствовавшее до конца 70-х гг. XX в., а затем монетаризм и другие нео­либеральные экономические школы.

2. В научных школах США существует целый ряд конкретных обоснований существования и периодического усиления роли государства в экономике. Они связывают усиление функции государства с изменениями социальной среды, с ролью законодательства и политическими процессами в обществе, с необходимостью обеспечения экономического развития, с внутренней природой государства как института.

3. К началу XXI в. можно констатировать несколько ключевых направлений государственного вмешательства в экономику США: эмиссия денег и денеж­ное регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отно­шений; поддержание конкурентной среды и недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, здравоохранения, фундаментальной науки и т. п.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности; преодоление чрезмерной социальной дифференциации.

4. Среди стратегических приоритетов деятельности американского государства в социально-экономической сфере можно выделить следующие:

 

• стабилизация экономического роста и выработка сбалансированной макро­экономической политики;

• содействие росту производительности труда через осуществление инно­вационной политики;

• всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы;

• обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования;

• получение позитивного эффекта от глобализации американской эконо­мики;

• улучшение окружающей природной среды.

 

5. Главными инструментами государственного регулирования являются денеж­но-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Важным макроэкономиче­ским регулятором является также федеральная контрактная система, с помо­щью которой государственный сектор обеспечивается товарами и услугами. Большое значение в арсенале методов государственного регулирования имеет также региональная экономическая политика, в том числе масштабная под­держка предпринимательства.

6. В конце XX и начале XXI вв. произошло заметное сближение позиций веду­щих политических партий США — демократической и республиканской по вопросам социально-экономической политики. Это наблюдается как в прак­тической политике обеих партий, так и в их предвыборных программах.

Контрольные вопросы

1. Чередование каких периодов свойственно развитию американской экономики XX в. с точки зрения государственного регулирования?


Глава 9, Роль государства в экономике___________________________________________ Ш

2. Каковы концептуальные основы государственного регулирования эконо­мики США?

3. Перечислите ключевые направления государственного вмешательства в США в современных условиях.

4. Охарактеризуйте приоритеты государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь в начале XXI в.

5. Каковы главные инструменты государственного регулирования экономики?

6. По каким причинам происходит сближение позиций демократов и респуб­ликанцев в вопросах роли государства в экономике?

7. Какие направления государственного регулирования признаются большин­ством экономических школ в США?

8. В чем состоит специфика мер государственного регулирования на региональ­ном уровне?


Глава 10

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Основа американской экономической модели — абсолютное господство негосу­дарственных форм собственности, среди которых по своему значению и распро­странению выделяются акционерная и индивидуальная частная собственность. Вместе с тем экономическая реализация любой формы собственности не обхо­дится без участия государства. Во-первых, государство гарантирует соблюдение общих для всех «правил игры» в рыночной системе и защиту прав собственности. Во-вторых, государству принадлежит ключевая роль в формировании и развитии инфраструктуры национальной экономики — транспортной, информационной, финансовой, правовой, энергетической. Это позволяет поддерживать на тер­ритории страны единое рыночное пространство, ведущим элементом которого выступает динамичный рынок рабочей силы, позволяющий развивать предпри­нимательскую деятельность практически в любой точке страны. В-третьих, имен­но от политики государства в решающей степени зависит поддержание для всех граждан примерно одинаковых и доступных стандартов и качества жизни неза­висимо от места жительства — будь то город или сельская местность, восток или запад, север или юг США.

История и современное развитие США красноречиво свидетельствуют о том, что государство на всех уровнях экономики и общества стремится создать опти­мальные условия для бизнеса, жизни граждан и воспроизводства в национальной экономике.

В последнем десятилетии XX в. доля всех государственных расходов в ВВП была на уровне 30%. Следовательно, в сфере потребления ВВП почти '/3 его величины находится под непосредственным воздействием всех государственных структур, а через каналы федерального правительства проходит более '/ ВВП страны. Все это доказывает активное участие государства в процессе воспроиз­водства ВВП.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...