Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концептуальные и политические различияВместе с тем в позициях обоих претендентов и стоящих за ними партий обнаружились и существенные различия. Так, республиканцы выступали за значительно более масштабное снижение налогов, что вполне вписывается в их традиционную идеологию. Есть заметные различия и в подходах к другим проблемам: если демократы выступают преимущественно за государственное финансирование программы обеспечения лекарственными средствами пожилых людей, то республиканцы — за финансирование такой программы из частных источников. Если республиканцы поддерживают активную коммерциализацию государственных школ с помощью системы ваучеров, то демократы — прямое финансирование государственных школ. (Кстати, в послевыборных планах республиканцев уже нет упоминаний о коммерциализации государственных школ.) Таким образом, очевидно, что, с одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой — демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают не только социально-экономическая платформа партии на последних выборах президента США, но и весь опыт президентства У. Клинтона, выступавшего за экономное государство, сокращение бюджетного дефицита и пр. Все это дает основание сделать вывод о тенденции объективного сближения позиций обеих ведущих партий по главным социально-экономическим приоритетам, о формировании некоей центристской платформы, выражающей интересы значительного большинства населения страны и ее политического истеблишмента. Предвыборная борьба 2000 г. концентрировалась не на принципиальных политических и экономических разногласиях концептуального плана (хотя таковые по-прежнему декларируются), а на конкретных методах достижения одних и тех же принципиальных приоритетов. Выводы 1. Государственное регулирование стало органической частью рыночного хозяйственного механизма США. Развитие американского капитализма свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами усиления государственного регулирования экономики. Теоретическим обоснованием этих подходов явились кейнсианство, 160__________________________________________ Особенности экономической модели господствовавшее до конца 70-х гг. XX в., а затем монетаризм и другие неолиберальные экономические школы. 2. В научных школах США существует целый ряд конкретных обоснований существования и периодического усиления роли государства в экономике. Они связывают усиление функции государства с изменениями социальной среды, с ролью законодательства и политическими процессами в обществе, с необходимостью обеспечения экономического развития, с внутренней природой государства как института. 3. К началу XXI в. можно констатировать несколько ключевых направлений государственного вмешательства в экономику США: эмиссия денег и денежное регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений; поддержание конкурентной среды и недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, здравоохранения, фундаментальной науки и т. п.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности; преодоление чрезмерной социальной дифференциации. 4. Среди стратегических приоритетов деятельности американского государства в социально-экономической сфере можно выделить следующие:
• стабилизация экономического роста и выработка сбалансированной макроэкономической политики; • содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики; • всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы; • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования; • получение позитивного эффекта от глобализации американской экономики; • улучшение окружающей природной среды.
5. Главными инструментами государственного регулирования являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Важным макроэкономическим регулятором является также федеральная контрактная система, с помощью которой государственный сектор обеспечивается товарами и услугами. Большое значение в арсенале методов государственного регулирования имеет также региональная экономическая политика, в том числе масштабная поддержка предпринимательства. 6. В конце XX и начале XXI вв. произошло заметное сближение позиций ведущих политических партий США — демократической и республиканской по вопросам социально-экономической политики. Это наблюдается как в практической политике обеих партий, так и в их предвыборных программах. Контрольные вопросы 1. Чередование каких периодов свойственно развитию американской экономики XX в. с точки зрения государственного регулирования? Глава 9, Роль государства в экономике___________________________________________ Ш 2. Каковы концептуальные основы государственного регулирования экономики США? 3. Перечислите ключевые направления государственного вмешательства в США в современных условиях. 4. Охарактеризуйте приоритеты государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь в начале XXI в. 5. Каковы главные инструменты государственного регулирования экономики? 6. По каким причинам происходит сближение позиций демократов и республиканцев в вопросах роли государства в экономике? 7. Какие направления государственного регулирования признаются большинством экономических школ в США? 8. В чем состоит специфика мер государственного регулирования на региональном уровне? Глава 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Основа американской экономической модели — абсолютное господство негосударственных форм собственности, среди которых по своему значению и распространению выделяются акционерная и индивидуальная частная собственность. Вместе с тем экономическая реализация любой формы собственности не обходится без участия государства. Во-первых, государство гарантирует соблюдение общих для всех «правил игры» в рыночной системе и защиту прав собственности. Во-вторых, государству принадлежит ключевая роль в формировании и развитии инфраструктуры национальной экономики — транспортной, информационной, финансовой, правовой, энергетической. Это позволяет поддерживать на территории страны единое рыночное пространство, ведущим элементом которого выступает динамичный рынок рабочей силы, позволяющий развивать предпринимательскую деятельность практически в любой точке страны. В-третьих, именно от политики государства в решающей степени зависит поддержание для всех граждан примерно одинаковых и доступных стандартов и качества жизни независимо от места жительства — будь то город или сельская местность, восток или запад, север или юг США. История и современное развитие США красноречиво свидетельствуют о том, что государство на всех уровнях экономики и общества стремится создать оптимальные условия для бизнеса, жизни граждан и воспроизводства в национальной экономике. В последнем десятилетии XX в. доля всех государственных расходов в ВВП была на уровне 30%. Следовательно, в сфере потребления ВВП почти '/3 его величины находится под непосредственным воздействием всех государственных структур, а через каналы федерального правительства проходит более '/ ВВП страны. Все это доказывает активное участие государства в процессе воспроизводства ВВП. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |