Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕВ соответствии с государственным устройством США бюджет делится на три уровня: федеральный, штатов и местных органов власти. Каждый из бюджетных уровней обеспечен собственными источниками поступлений, однако в разной степени. Если федеральный бюджет целиком обеспечен федеральными налогами и другими поступлениями (включая государственные займы), то бюджеты более низких уровней получают значительные суммы помощи от бюджетов более высоких уровней. Приблизительное соотношение расходов федерального бюджета и совокупных расходов всех штатов и местных органов власти страны, взятых вместе, составляло к началу XXI в. 60-63 % против 37-40 %. Каждый из уровней власти собирает собственные налоги. Некоторые из них встречаются (по названию) на двух или даже на всех трех уровнях, однако при этом порядок их сбора и ставки обыкновенно сильно различаются для каждого из уровней. На каждом уровне есть основной источник поступлений — «опорный» налог, который дает наибольший доход соответствующему бюджету. Общая характеристика бюджетного устройства Краткий экскурс в историю Государственный бюджет появился с момента образования США, однако устройство его за период существования страны неоднократно и значительно менялось. Вначале размеры бюджета были, по сегодняшним меркам, крайне невелики и не выходили за пределы нескольких процентов валового продукта. Собираемость налогов была особенно низкой в первые годы существования США. Размеры государственных расходов резко увеличивались в периоды масштабных военных действий или в связи с иными чрезвычайными обстоятельствами, с прекращением которых расходы, как правило, вновь уменьшались до обычной нормы тех времен. Еще в 20-е гг. прошлого века размеры федерального бюджета не выходили за рамки 3-4 % ВВП и были значительно меньше совокупных бюджетов штатов и местных органов власти. Размеры госбюджета значительно возросли в 1930-е гг. в связи с кризисом и депрессией, которые знаменовали окончание эры нерегулируемого капитализма. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта включал обширные социальные программы, а также программы воздействия на отдельные отрасли, помощь депрессивным регионам и т. д. Резкое увеличение федерального бюджета произошло в связи со вступлением Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, после которой его размеры хотя и уменьшились, но не до прежних параметров. Особенности экономической модели Начиная с 30-х гг. XX в. государственный бюджет США превращается в один из главных инструментов государственного регулирования экономики. Эту роль бюджет выполняет через расходную и доходную части. Регулирование экономики оказывается не менее важным, чем первоначальная задача — содержание и обслуживание государственного аппарата. Кроме того, появилась функция перераспределения доходов — социального и территориального. Бюджетный механизм США С течением времени функции государственного бюджета усложнялись. Особенно быстро этот процесс происходил во второй половине XX в. Соответственно совершенствовался механизм управления государственными бюджетными рычагами. Ныне система органов бюджетного регулирования в США включает ведомства и учреждения всех ветвей и всех уровней власти. В течение длительного времени, до начала XX в., в структуре исполнительной власти не существовало органа, отвечавшего за подготовку проекта федерального бюджета. Только в 1921 г. был принят Закон о бюджете и отчетности, которым, в частности, было учреждено Бюджетное бюро. Оно было включено в состав Министерства финансов, функцией которого до тех пор было только исполнение федерального бюджета, формировавшегося по ведомственным заявкам непосредственно в Конгрессе. Однако у Бюджетного бюро была важная особенность: оно с момента создания подчинялось непосредственно президенту США. При президенте Ф. Рузвельте Бюджетное бюро включили в состав образованного в 1939 г. Исполнительного управления президента (далее — ИУП). Оно окончательно перешло в полное распоряжение президента и стало одним из главных рычагов президентской власти. Важной отличительной чертой бюджетного механизма США является то, что проектирование федерального бюджета отделено от процесса и аппарата его исполнения и контроля над исполнением бюджета. Разработка бюджета осуществляется той частью исполнительного аппарата страны, которая обслуживает Президента в качестве главы государства. При подготовке проекта федерального бюджета создаются контуры бюджетной стратегии, включая среднесрочную (до 5 лет) и долгосрочную (до 10 лет), а также соответствующей этой стратегии бюджетной политики. В 1970 г. Бюджетное бюро было переименовано в Административно-бюджетное управление (далее — АБУ). К его обязанностям была добавлена новая функция — через проектирование бюджета контролировать уровень государственного административного управления в федеральных органах власти, включая поиск путей и способов совершенствования системы. Президент Р. Никсон пытался сделать АБУ «рукой президента» в правительственном исполнительном механизме. Федеральный бюджет стал не только финансовой, но в большой мере и организационной основой экономической политики, проводимой администрацией США. При разработке бюджетного проекта АБУ в основном развивает идеи бюджетно-налоговой политики, которые ему представляет президент США. Управление принимает непосредственное участие и в разработке этих идей. Главные линии будущей бюджетной политики президент намечает со своими ведущими советниками по экономическим проблемам. К числу их относятся министр финансов Глава 11. Бюджетно-налоговое регулирование_____________________________________ 173 и председатель Экономического совета при президенте (далее — ЭС). Как и АБУ, ЭС, несмотря на свои небольшие размеры, является весьма важной частью президентского аппарата. В состав его входят три человека из числа известных экономистов или предпринимателей. ЭС был создан по Закону о занятости 1946 г. Главная задача этого совета — разработка общеэкономической политики федеральной администрации. Отдельные линии и детали экономической политики регулярно уточняются на совещаниях так называемой «тройки», в которую входят председатель ЭС, директор АБУ и министр финансов. Иногда с целью координации экономической и денежно-кредитной политики к «тройке» присоединяется председатель совета управляющих ФРС — глава Центробанка США. Совещания проходят под общим руководством президента США, периодически также принимающего в них участие. В ходе совещаний отрабатываются общие направления экономической политики государства. Затем по согласованным основным направлениям разрабатываются более детальные мероприятия бюджетного и денежно-кредитного блоков регулирования экономики. Этим занимаются соответственно АБУ и ФРС. Однако инициатива в бюджетной политике федерального уровня, в отличие от денежно-кредитной сферы, целиком находится в распоряжении государства. Четкий механизм принятия экономических решений на высшем уровне помогает создать обоснованную хозяйственную стратегию, бюджетная составляющая которой разрабатывается АБУ. И хотя успех фукционирования этого механизма во многом зависит от личности президента, находящегося у власти в данный момент законодательные основы этого механизма заставляют главу государства всегда принимать во внимание доводы АБУ. Это создает гарантию для администрации от совершения крупных ошибок в бюджетной политике и помогает преодолевать возникающие затруднения. Министерство финансов США, помимо участия в разработке бюджетной и финансовой политики, занимается исполнением федерального бюджета. Это главная задача его оперативной деятельности. Крупнейшее из подразделений Минфина — Служба внутренних доходов, насчитывающая 70-80 тыс. сотрудников (более половины чиновников министерства), ведет сбор федеральных налогов. Министерство исполняет и расходную часть бюджета: обеспечивает финансирование федеральных расходов по позициям и в размерах, утвержденных Конгрессом после внесения в представленный президентом проект бюджета поправок и дополнений. Деньги ведомствам, отвечающим за расходование средств по соответствующим статьям бюджета, могут выдаваться чеками или наличными. Кроме того, Министерство финансов (другое его название — казначейство) производит обслуживание государственного долга США, выпускает в обращение часть денежной наличности (мелкие бумажные купюры и монеты) и выполняет некоторые другие операции, вмененные ему конституцией и законом. Утверждение федерального бюджета в Конгрессе начинается с работы над проектом документа в комитетах и подкомитетах в начале февраля каждого года и завершается к сентябрю (финансовый год начинается 1 октября). Работе над проектом бюджета посвящается до 2/3 всего рабочего времени Конгресса. Обсужде- Особенности экономической модели ние ведется в обеих палатах. Обсуждение и утверждение налоговых законопроектов проходит по особой процедуре. Контроль за исполнением бюджета осуществляет Главное контрольно-финансовое управление (далее — ГКФУ), формально принадлежащее к квазинезависимым ведомствам, однако считающееся «контролирующей рукой Конгресса». Порядок работы над бюджетами штатов не унифицирован, как и дата начала финансового (бюджетного) года в каждом штате, но во многом этот порядок напоминает федеральную процедуру. Еще проще порядок работы с бюджетами в местных органах власти, однако и там необходимо обязательное соблюдение определенных законом процедур. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |