Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы нормативного регулирования

В основные органы нормативного регулирования кредитно-денежной сферы США включено несколько учреждений.

1. Управление контролера денежного обращения (Office of Comptroller of the Cur­rency) (далее — УКДО). Эта структура в Казначействе США (Treasury Department) ведает выдачей разрешений (чартеров) на создание национальных банков, осуще­ствляет надзор за ними и проводит регулярные ревизии их деятельности. Каждый национальный банк проверяется не менее двух раз в течение каждых трех лет и обязан представлять отчетность в УКДО не реже четырех раз в год. УКДО рас­сматривает также заявки об открытии отделений и о слиянии банков.

1 Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. — М.: ВАЗАР-ФЕРРО, 1994. — С. 51.


Глава 12. Кредитно-денежное регулирование



2. Федеральная резервная система (Federal Reserve System) — главный орган эко­номического регулирования кредитно-денежной сферы, центральный банк США.

ФРС обладает широким спектром административных полномочий, которые она использует для надзора и контроля за деятельностью кредитных учрежде­ний. Одновременно ФРС проводит меры регулирования, которые через кредитно-денежную сферу оказывают большое влияние на состояние и характер развития экономики США. Политика ФРС существенно влияет на мировую экономику в це­лом. Поэтому к деятельности ФРС приковано пристальное внимание не только финансово-кредитных организаций США, но и всех стран мира.

ФРС была создана в 1913 г. для управления на федеральном уровне денежным обращением и банковской деятельностью. Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был создан федеральный резервный банк, и вместе они образуют центральный банк США — ФРС. Ее современный статус, принципы организации и полномочия складывались под влиянием ряда законов.

ФРС является федеральным учреждением, независимым от законодательной и исполнительной ветвей власти. Этот статус позволяет ее руководству само­стоятельно принимать решения в области кредитно-денежной политики. Неза­висимость ФРС обеспечена не только законодательной гарантией ее статуса, но и процедурами назначения ее руководства.

Высшим органом ФРС является Совет управляющих (Board of Governors of the Federal Reserve System). Для краткости по-английски его часто называют Federal Reserve Board. Совет состоит из семи членов, которые назначаются президентом по согласованию с конгрессом раз в два года сроком на 14 лет, с тем чтобы обес­печивалась ротация членов совета. Контролер денежного обращения и министр финансов не могут быть членами совета. В совет может входить только один из председателей федерального резервного банка. Если член совета исполнял свою должность полный срок, он не может быть назначен второй раз. Из числа членов совета президент страны назначает председателя совета управляющих сроком на 4 года. Он может занимать свою должность несколько раз. С 1987 г. эту должность занимает А. Гринспен (Alan Greenspan). В июне 2000 г. он был в очеред­ной раз назначен на этот пост президентом У. Клинтоном, и срок его полномочий истекает в июне 2004 г.

В полномочия Совета управляющих ФРС входит:

• изменение нормы резервных требований в пределах, установленных законом;

• утверждение учетных ставок, предложенных федеральными резервными банками;

• регулирование предоставления кредитов федеральными резервными банками друг другу;

• проведение надзора над федеральными резервными банками и проверки их деятельности.

• избрание председателя совета директоров и его заместителя для каждого федерального резервного банка из состава его правления.

Важным и влиятельным органом ФРС является Комитет по операциям на откры­том рынке (Federal Open Market Committee) (далее4- ФОМС) в составе 12 человек.


188________________________________________________ Особенности экономической модели

В него входят члены Совета управляющих и пять президентов федеральных резервных банков, обязательно включая Нью-Йоркский резервный банк. Пред­седателем ФОМС является председатель Совета управляющих ФРС. Комитет проводит торговлю государственными ценными бумагами через Федеральный резервный банк Нью-Йорка1.

Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) (далее — ФКСД) создана в 1933 г. и является одним из главных ин­ститутов финансовой системы США. Законом предусмотрено обязательное фе­деральное страхование депозитов для национальных банков и — в добровольном порядке — для банков штатов. Банки штатов вовлечены и в систему страхования и регулирования через механизм корреспондентских счетов, которые они обяза­ны держать в национальных банках. В 1934 г., когда ФКСД начала свою деятель­ность, страхование вкладов в размере 100 % производилось на сумму до 2500 долл. В настоящее время должны быть застрахованы все депозиты размером до 100 тыс. долл., которые имеют большинство мелких вкладчиков и вкладчиков из среднего класса США.

ФКСД проводит также оценку деятельности кредитных учреждений — их на­дежности, уровня управленческих кадров, соответствия деятельности банков тре­бованиям нормативных документов. Не обеспечив страхования в ФКСД, банк не может начать свою деятельность. ФКСД на регулярной основе также проверяет деятельность кредитных учреждений и при возникновении необходимости участ­вует в решении вопросов, связанных с открытием филиалов, слияниями кредитных учреждений, и во многих других аналогичных случаях. Широкий спектр полно­мочий ФКСД делает ее одним из важнейших учреждений в системе государ­ственного регулирования кредитно-денежной системы США.

Банковские департаменты штатов (Department of Banking) (далее — БДШ) выдают лицензии (чартеры) банкам штатов на ведение операций. Кроме того, БДШ выпускают инструкции, проводят проверки деятельности банков, налагают штрафы при определенных нарушениях, выносят решения по поводу открытия отделений и слияний.

На деятельность кредитных институтов влияют также другие государствен­ные органы. Среди них следует отметить Федеральный совет по надзору за фи­нансовыми учреждениями (Federal Financial Institutions Examination Council FFIEC) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Com­mission), которые обладают большими полномочиями и проводят масштабное регулирование.

Существуют также неправительственные организации, проводящие контроль за деятельностью кредитных учреждений, созданные по отраслевому или ино­му принципу. К ним относятся, например, Американская ассоциация банки­ров, Ассоциация независимых банков, различные комитеты клиринговых палат и т. п. Эти организации разрабатывают технику проведения операций и стан­дарты обслуживания клиентов, поддерживают контакты с органами власти и прессой.

1 О функциях ФРС подробно рассказано в параграфе 12.2.


Глава 12. Кредитно-денежное регулирование



Роль и функции Федеральной резервной системы Деятельность ФРС по обеспечению наличного денежного обращения

ФРС наделена государством монополией выпуска в обращение наличных денег. В современной экономике деньги создают не только центральные банки, но и част­ные коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Однако между ними существует четкое разделение прав. Коммерческие банки создают безналичные деньги, когда открывают депозиты, выдают кредиты и ведут расчеты путем пере­числения денег с одного счета на другой. Но право эмиссии наличных денег является монополией ФРС. Она выпускает в обращение наличные деньги в виде банкнот и монет, которые изготавливает по ее заявкам казначейство.

Для экономики США характерен рост денежной массы, величина и структура которой является результатом действия ряда экономических факторов: общего роста экономики, уровня доходов и масштабов денежно-кредитных операций. Увеличивается также количество наличных денег, которые занимают небольшое, но важное место в хозяйственной жизни США и служат влиятельным элементом в международной экономической позиции страны.

Количество необходимых для обращения наличных денег определяется хозяй­ственной практикой, когда кредитные учреждения выполняют требования клиен­тов по выдаче наличности и принимают от них наличность в ходе банковских опе­раций. В современных условиях расчеты наличностью составляют лишь 5-6% от общего объема расчетов. Основная масса банковских операций проводится через систему электронных расчетов, включая дистанционные операции с помо­щью карточек и банковских автоматов.

При необходимости получения наличных денег банки обращаются в ФРС, которая снабжает их наличностью, а при излишке — сдают их обратно. Выпуск наличных денег в обращение происходит под обязательное обеспечение, главным образом — под залог государственных облигаций. ФРС требует от банков вносить в качестве обеспечения затребованной суммы в банкнотах государственные облигации на ту же сумму. Необеспеченные наличные деньги в обращение не вы­пускаются.

В США в настоящее время выпускаются банкноты достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долл. Примерно из 560 млрд долл. наличных денег, выпущенных в обращение в 2001 г., почти две трети составляли купюры по 100 долл. и еще примерно 15 % — купюры по 50 долл. Большинство этих купюр находятся за пре­делами США, поскольку сами американцы редко используют для расчетов на­личными купюры выше 20 долл.

В принципе, возможен выпуск банкнот более высокого достоинства. Банкноты номиналом 500,1000, 5000 и 10 000 долл. были утверждены к эмиссии в 1918 г. и п-редназначались преимущественно для межбанковских операций. Они обращались в основном в период 1920-х и 1930-х гг. и использовались не только банками, но и населением, для которого служили средством сбережения в условиях низкой надеж­ности банковской системы. Существовала даже банкнота номиналом 100 тыс. долл. сугубо для расчетов между банками. Упрочение банковской системы после ее рефор­мы в 1933 г. сократило потребность в столь крупных купюрах, и к середине 1940-х гг. стало очевидно, что операции безналичных расчетов уверенно вытесняют эти


190________________________________________________ Особенности экономической модели

наличные банкноты. В расчетах и банковских операциях крупные купюры заме­нили чеки, а население перестало применять наличные деньги для сбережения, отдав предпочтение банковским депозитам и другим активам, которые приносят доход в виде процентов. С учетом этих обстоятельств с 1946 г. был прекращен выпуск новых купюр этого достоинства, а в 1969 г. Министерство финансов и ФРС приняли решение изъять их из обращения. Все купюры перечисленного достоинства, которые к тому времени вернулись в федеральные резервные банки, были уничтожены. Оставшиеся в экономике немногочисленные купюры этого класса формально остаются законным платежным средством, но в настоящее время они настолько редки, что их можно найти только у нумизматов или финансовых дилеров. Таким образом, самой крупной купюрой, остающейся в обращении после 1969 г., стала банкнота достоинством в 100 долл. Однако ФРС сохраняет право выпускать в обращение банкноты всех номиналов, а казначейство — право на их изготовление.

О долларовых банкнотах крупного достоинства уместно вспомнить в связи с введением 1 января 1999 г. евро в 12 странах ЕС. Введение наличных евро в форме банкнот началось с 2001 г. Наличные евро выпускаются банкнотами достоин­ством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро и разменными монетами в 1 и 2 евро, а также в 1, 5, 10, 20 и 50 евроцентов.

Некоторые специалисты в США опасаются, что евро может потеснить доллар в мировых расчетах, особенно в сделках с использованием крупных купюр. Дол­лар может потерять конкурентное преимущество и как средство накопления для населения некоторых стран, поскольку в системе евро для этого есть 200 и 500 евро, в то время как купюр выше 100 долл. не существует. Для удержания позиций долларовых банкнот в мировом обращении они предлагают возобновить выпуск банкнот достоинством в 500 долл. Отмечается, что в качестве средства расчетов и накопления такие купюры будут охотно применяться состоятельными группами населения. Все эти аргументы относятся в первую очередь к использованию дол­ларов в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и странах с переход­ной экономикой, для которых характерна «долларизация» экономики.

Противники выпуска в обращение 500-долларовых купюр указывают на то, что они не нужны для внутреннего обращения в США. Выгоды от удобства их исполь­зования достанутся не столько честным гражданам, сколько нарушителям закона, заинтересованным в крупных купюрах, которые удобнее использовать при отмы­вании криминальных доходов, уклонении от налогов и других нелегальных опе­рациях. Таким образом, считают оппоненты, выпуск 500-долларовых купюр ока­жется услугой главным образом для теневого бизнеса и откровенного криминала, о нуждах которых ФРС нет необходимости заботиться. По их мнению, номинал в 100 долл. вполне достаточен и для расчетов, и для накопления, а позиции доллара в мире определяются более важными факторами, которые базируются на прочно­сти и устойчивости политической системы США, высоком уровне развития аме­риканской экономики, мощи и совершенстве финансовой системы, а также на том обстоятельстве, что власти США не ограничивают сроки, в течение которых вы­пущенные в обращение долларовые купюры являются обязательными к приему при всех денежных операциях на их территории. Это формирует отношение


Глава 12. Кредитно-денежное регулирование______________________________________ Ш

к доллару в мире как к денежному активу, надежность которого является практи­чески вечной, что служит важным фактором его предпочтения другим валютам.

Деятельность ФРС в качестве федерального расчетного центра

ФРС проводит большой объем расчетных операций, выступая в качестве обяза­тельного посредника между банками и другими кредитными учреждениями. Вместе со своими отделениями и офисами федеральные резервные банки образуют раз­ветвленную систему управления расчетами в кредитно-денежной сфере. Всего на территории США находится 25 отделений и 48 региональных офисов феде­ральных резервных банков, каждый из которых обеспечивает для кредитных учреждений широкий спектр банковских услуг, включая хранение и обработку банкнот и монет, обработку чеков, продовольственных талонов, а также другие типы платежей и финансовых услуг. В качестве финансовых агентов правитель­ства США федеральные резервные банки и их отделения обрабатывают большой объем разнообразных ценных бумаг в виде сберегательных облигаций, казначей­ских нот и векселей. Региональные офисы оказывают услуги преимущественно по обработке чеков. Например, в 1996 г. на территории США было выписано 64 млрд чеков на общую сумму 75 трлн долл., т.е. каждая средняя американская семья в месяц выписала около 25 чеков.

Через банки ФРС происходит перечисление зарплаты работникам учрежде­ний и фирм. Эта операция производится в основном через систему прямых депо­зитов, которые предприятия и учреждения специально открывают в банках, где они обслуживаются. Система прямых депозитов во все большей степени вытес­няет систему выплаты зарплаты с помощью чеков, поскольку чековая система достаточно трудоемкая процедура — предприятие расплачивается с работником чеком, передавая его лично или пересылая по почте. Работник предъявляет этот чек в банк, в котором находится его счет, и банк проводит начисление или выдает наличные. Далее банк отправляет чек в местное клиринговое учреждение, а тот отсылает его в банк, обслуживающий предприятие, который и предъявит его для оплаты предприятию. Вся эта процедура занимает довольно много времени и обхо­дится дороже, чем система прямых депозитов.

По системе прямых депозитов банк по поручению предприятия списывает с его счета сумму ежемесячной заработной платы работников и пересылает деньги в автоматизированную расчетную палату (далее — АРП). В рамках ФРС действует несколько АРП, оказывающих клиринговые услуги всем депозитным учрежде­ниям, подающим информацию в форме, пригодной для автоматической обработки. Кроме того, существует несколько частных АРП. Все они объединены в настоя­щее время в систему АРП, действующую в масштабах всей страны. Получив сред­ства от банка, расчетная палата распределяет эту сумму между банками, в кото­рых держат свои счета работники предприятия, а те банки производят на их счета соответствующие начисления. Работникам предприятий регулярно высылаются извещения с указанием начисленных сумм и состояния их счетов. С использова­нием этой системы в США происходит начисление заработной платы более чем 80 % наемных работников.

При перечислении заработной платы происходит движение безналичных денег. Далее банк анализирует спрос клиентов и формирует свои потребности в наличных


192________________________________________________ Особенности экономической модели

средствах с учетом того, что операции с наличными проводятся преимущественно не в помещениях банка или его отделений, но в больших масштабах совершаются в дистанционном режиме через обширную сеть банковских автоматов. Автомати­ческие банковские услуги приобрели в последние годы большие масштабы. Они доступны каждому вкладчику банка и оказываются с помощью банковских кар­точек, которые выдаются клиенту при открытии депозита. Через автомат можно сделать вклад или заплатить проценты, снять со счета некоторую сумму налич­ных, перевести вклад с одного депозитного счета на другой, совершить платежи по банковскому кредиту или за коммунальные услуги, проверить состояние своего счета. Все эти операции позволяют банкам существенно расширить круг клиен­тов и диапазон времени обслуживания — большинство банковских автоматов работают круглосуточно. Поскольку все банкоматы связаны с общей электрон­ной системой банка, их надежность в полной мере обеспечена, а банковские работники имеют возможность постоянно контролировать и эти операции и управ­лять ими. В США действуют порядка 100 тыс. банкоматов, объединенных при­мерно в 150 систем, связанных между собой в общенациональную сеть.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...