Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение нормы обязательных резервов

Изменение нормы обязательных резервов служит самым кардинальным мето­дом регулирования. Обязанность коммерческих банков хранить определенный процент средств от величины депозитов на специальных резервных счетах ФРС была установлена законом в 1933 г. с целью обеспечения ликвидности банков и предотвращения их краха в случае внезапного изъятия средств вкладчиками. Предельные нормы обязательных резервов установлены законом, и ФРС обладает правом изменять их в обозначенных рамках.

На практике ФРС очень редко изменяет нормы обязательных резервов, по­скольку это средство действует очень существенно и может единовременно со­кращать или увеличивать денежную массу в больших масштабах. Принцип кре­дитной экспансии доказывает, что денежная масса после появления начального депозита увеличивается пропорционально величине банковского мультиплика­тора, который математически выражается как отношение этого депозита к норме обязательных резервов. Поэтому изменение нормы обязательных резервов ведет к кратному увеличению или уменьшению денежной массы. Так, например, при норме резервирования 10% мультипликатор равен 10. Теоретически это означает, что при кредитовании ФРС коммерческого банка в объеме 100 долл. банковская система в результате последовательного депонирования создает общую сумму де­позитов 1000 долл. и сумму обязательных резервов 100 долл. Фактически кредит, выданный ФРС коммерческому банку, возвращается к ней в виде обязательных резервных отчислений.

В реальности величина банковского мультипликатора оказывается существенно меньше расчетной из-за эффекта затухания и перекрестного кредитования, но он все-таки достаточно велик и действует эффективно. Более того, изменение резер­вов настолько действенно, что для небольших изменений предложения денег нужны крайне малые корректировки норм обязательного резервирования — сотые и даже тысячные доли процента. Этот эффект достигается при проведении опера­ций на открытом рынке, благодаря чему в обычной ситуации ФРС нет необходи­мости прибегать к прямому изменению нормы обязательных резервов. Поэтому



Особенности экономической модели


ФРС использовала этот инструмент только в периоды экономических кризисов, например, в 1950-1970-е гг.

В 1980 г. Закон о контроле за денежным обращением (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act of 1980) откорректировал систему резервных требований. Требования о необходимости держать резервные депозиты в ФРС были распространены практически на все кредитные учреждения. До 1980 г. требование резервного покрытия относилось только к банкам — членам ФРС и распространялось на все депозиты в этих банках. После принятия закона все де­позитные учреждения США (коммерческие и сберегательные банки, ссудно-сбе-регательные ассоциации, кредитные союзы, американские отделения и агентства иностранных банков, а также другие кредитные организации) должны соблюдать установленные ФРС нормативные требования и держать собственные резервы в виде кассовой наличности в своем учреждении и в виде депозитов в федераль­ных резервных банках.

Круг депозитов, на которые требуется обеспечить резервное покрытие, ограни­чен тремя типами: трансакционные счета, неличные депозиты (депозиты, принад­лежащие не отдельному лицу, а учреждению) и обязательства по счетам в евро­долларах. Новый закон устранил требования к резервному обеспечению личных сбережений и срочных вкладов. Это стало возможным благодаря тому, что дей­ствующая в США система страхования кредитными учреждениями депозитов в Федеральной корпорации страхования депозитов показала свою надежность. В сочетании с другими мерами по защите прав вкладчиков и с учетом достигну­того уровня развития американской банковской системы положение личных сбе­режений и срочных депозитов стало достаточно прочным. Освобождение этих типов счетов от обязательного резервного покрытия в ФРС направлено на сни­жение издержек банков при работе с такими счетами, увеличение их доходности, и таким образом стимулируется рост личных сбережений.

Закон от 1980 г. предоставил ФРС право менять резервные требования по транс-акционным счетам, по неличным срочным счетам, а также по обязательствам (пассивам) депозитных учреждений США по отношению к их зарубежным филиа­лам и к другим иностранным банкам.

Для трансакционных счетов установлены пределы от 0 до 14 %. В этих рамках ФРС применяет норму резервных обязательств в размере 3 % для трансакционных счетов определенной величины и 10 % для более крупных счетов. Пределы резерв­ных требований по неличным срочным счетам установлены от 0 до 9 %, и в этих рамках ФРС может вносить изменения с учетом сроков их погашения. Для резер­вов по чистым (нетто) заимствованиям депозитных учреждений у иностранных кредиторов (депозиты в евродолларах) пределов не предусмотрено. С 1990 г. ФРС сделала равными нулю нормативы резервов по неличным и евродолларовым счетам, т.е. не применяла по ним отчислений в резервы.

Ежегодно проводится пересмотр предела суммарной величины депозитов, на которые распространяются требования о резервном покрытии в размере 3 %. Такой пересмотр необходим по мере роста доходов и депозитов. В 2001 г. для счетов до 60 млн долл. применялся норматив 3%, а для счетов больше этой величины — 10%.


Глава 12. Кредитно-денежное регулирование



В механизме действия нормы обязательных резервов главной является абсо­лютная сумма денежных ресурсов, которая должна поддерживаться коммерческим банком или другим депозитным учреждением на резервном счете в федеральном резервном банке. Она должна соответствовать установленному нормативу резерв­ных требований.

В США в состав резервных активов, которые могут быть использованы для удовлетворения резервных требований, входят только два типа денежных акти­вов. Это кассовая наличность (т.е. банкноты и монеты, хранящиеся в кассах и сейфах кредитных учреждений) и резервные счета в федеральных резервных банках. Поскольку средства на резервных счетах хранятся в федеральных ре­зервных банках, они получили название федеральных фондов.

Поскольку объемы банковских операций не позволяют поддерживать действую­щие резервные требования ежедневно, установлен порядок, по которому резервы должны поддерживаться на заданном уровне в течение 14-дневного периода. Он называется периодом поддержания и определяется по специальной методике.

Сумма резервных счетов в федеральных резервных банках и той части кассо­вой наличности, которая обычно используется для резервных потребностей, называется суммарными резервами. Суммарные резервы делятся на две части. Первая их часть — это обязательные резервы, величина которых определяется действующими нормами в расчете на сумму конкретных депозитов и других обя­зательств депозитных учреждений, подлежащих обеспечению резервами. Вторая часть резервов — это избыточные резервы, величина которых равна превышению фактических резервов над обязательными. Очевидно, что банкам невыгодно иметь избыточные резервы, поскольку это ограничивает их возможности совер­шения активных кредитных операций. Но банк не может допускать и дефицита резервов, т. е. состояния, когда величина фактических резервов оказывается меньше обязательных резервов, требуемых по закону. В этих случаях на депозит­ные учреждения налагается штраф.

Резервные счета в федеральных резервных банках являются беспроцентными. Поэтому кредитные институты, являющиеся держателями этих счетов, не заинте­ресованы в возникновении излишков, а тем более в том, чтобы эти излишки при­нимали значительные размеры. Поэтому происходит торговля федеральными фондами: кредитные институты, имеющие недостаток на резервных счетах, поку­пают излишки у своих партнеров. Эти операции проводятся регулярно, поскольку большинство из них относится к разряду краткосрочных и даже однодневных (overnight). Ставка процента по операциям с федеральными фондами имеет боль­шое значение и служит одним из главных ориентиров для кредитной системы и всей экономики.

Ставка федеральных фондов

Ставка федеральных фондов (Federal Funds rate) является главным ориентиром для установления ставки процента на рынке межбанковских кредитов, на кото­ром продаются излишние резервы коммерческих банков, находящиеся на счетах федеральных резервных банков. Рыночная ставка межбанковских кредитов, по которой коммерческие банки покупают друг у друга свободные средства, назы-


196________________________________________________ Особенности экономической модели

вается текущей или эффективной ставкой федеральных фондов (Effective Federal Funds rate). Она изменяется ежедневно в зависимости от состояния рынка креди­тов. Сама ФРС в процессе покупки-продажи кредитных ресурсов федеральных резервов (фондов) не участвует и, более того, даже не устанавливает жесткой стои­мости таких кредитов. Политика ФРС здесь носит скорее рекомендательный характер и проводится через установление ставки по федеральным фондам, кото­рая служит ориентиром для рынка межбанковских кредитов.

Эта ставка, устанавливаемая ФРС, называется ожидаемой или целевой ставкой федеральных фондов (Expected, Intended or Target Federal Funds rate). Объявляя об изменении ставки, ФРС дает понять коммерческим банкам, какой уровень стоимости межбанковских кредитов (фактически объем предложения денег) будет устраивать ФРС, исходя из анализа текущего состояния национальной экономики.

Величина ставки процента по операциям с федеральными фондами устанавли­вается централизованно. Это право принадлежит Совету управляющих ФРС. До 1994 г. время установления новой ставки являлось служебной тайной, поскольку это один из инструментов кредитно-денежной политики ФРС, предназначенный для влияния на величину денежной массы. Теперь ФРС изменила это правило и объявляет о предстоящем пересмотре ставки по федеральным фондам, чтобы дать участникам кредитного рынка возможность подготовиться к грядущим изме­нениям. Но размер новой ставки заранее не объявляется, поскольку он остается предметом согласования на заседании Совета управляющих. Тем не менее направ­ление предстоящих изменений обычно достаточно очевидно, поскольку диктуется состоянием экономики в данный момент. Например, в условиях спада в экономике США в 2001 г. ФРС последовательно снижала ставку по федеральным фондам 11 раз от величины 6,5 % в начале года до 1,75 % в конце года.

На протяжении последних десятилетий значение обязательных резервов в кре­дитно-денежной системе радикально изменилось. Их роль как средства обеспече­ния ликвидности кредитных учреждений и гаранта устойчивости при внезапных изъятиях средств вкладчиками существенно снизилась, поскольку эти задачи успешно выполняются через механизм страхования депозитов. В то же время резко выросло их значение как средства кредитно-денежного регулирования. Это позво­ляет не прибегать к изменениям нормы обязательных резервов. Через величину ставки процента по федеральным фондам и повседневные изменения размеров средств на счетах обязательных резервов оказывается достаточно эффективное воздействие на состояние кредитной системы, величину денежной массы в стране и на деловую активность. Изменения, происходящие в состоянии обязательных резервов, тесно связаны с применением других инструментов кредитно-денежной политики: изменением учетной ставки и операциями на открытом рынке.

Учетная ставка ФРС

Одним из наиболее активно применяемых инструментов регулирования служит изменение учетной ставки кредитования ФРС. Учетная ставка (Discount rate) — это ставка процента, определяющая стоимость кредитов, предоставляемых ФРС коммерческим банкам.

На практике эти операции проводятся через федеральные резервные банки. Кроме ставки кредитования, каждый федеральный резервный банк может опре-


Глава 12, Кредитно-денежное регулирование_____________________________________ 197

делять объем кредитования коммерческих банков, устанавливая так называемое дисконтное окно (Discount window). Смысл выражения «дисконтное окно» харак­теризует трудность получения кредита от ФРС: это не происходит автоматиче­ски, «через широко раскрытую дверь», а напротив — является сложной процедурой, которая проводится через «узкое окно» и во многих случаях может завершиться отказом. Регулирование предложения денег через объемы и стоимость рефинан­сирования носит название дисконтной политики ФРС, исторически сохранив­шееся со времен учета или дисконтирования векселей коммерческих банков. В современных условиях значение учетной ставки ФРС воспринимается общест­вом не столько как цена кредита для коммерческих банков, сколько как заданный кредитной системе минимальный уровень ставки процента, которого ей следует придерживаться.

Решения ФРС об изменении учетной ставки принимаются довольно часто — несколько раз в год — обычно в связи с текущим состоянием экономической активности для ее стимулирования или сдерживания. Учетная ставка ФРС счи­тается одним из основных показателей, характеризующих состояние экономики. Она стоит в ряду таких показателей, как темпы роста ВВП, уровень инфляции, безработицы, сальдо федерального бюджета и платежного баланса. Учетная став­ка ФРС служит инструментом государственного влияния на динамику этих по­казателей. Всякое изменение учетной ставки ФРС немедленно обсуждается в пе­чати, комментируется специалистами и политиками.

Поскольку учетная ставка ФРС тесно связана с другими ставками, ее размер устанавливается на уровне, соответствующем общему направлению денежно-кредитной политики ФРС. Изменение учетной ставки ФРС происходит обычно одновременно с изменением ставки по федеральным фондам или следует непосред­ственно после этого и, как правило, остается неизменной аналогичный период времени. Поэтому в 2001 г. учетная ставка ФРС подвергалась изменениям 11 раз и была понижена с 6,5 % в январе до 1,75 % в конце года.

Изменение базовых учетных ставок является действенным инструментом регулирования объемов предложения денег, сочетающим в себе оперативность действия и определение стратегических целей денежно-кредитной политики. Показателем состояния предложения денег обычно служат величины трех основ­ных ставок, по которым происходит заимствование денежных средств коммер­ческими банками на короткий срок.

Дисконтная политика приобретает особенно большое значение в периоды экономических и финансовых кризисов как средство поддержания устойчивости кредитно-денежной системы — в моменты, когда ухудшается ликвидность банков и других финансовых институтов, в основном из-за обвалов на фондовом рынке. В этих ситуациях рельефно проявляется значение ФРС как центрального банка: она действует в качестве банка банков и выступает кредитором в последней инстанции.

В настоящее время банки редко обращаются к дисконтному окну, поскольку процедура получения кредитов сопровождается проверкой ФРС их деятельности, и банки предпочитают заимствовать денежные ресурсы на рынке межбанковских кредитов по ставке федеральных фондов. По этой причине уровень базовых ставок ФРС — ставки по федеральным фондам и учетной ставки — служит главным


198________________________________________________ Особенности экономической модели

образом для влияния на состояние экономической активности через кредитно-денежную систему и рынок ценных бумаг. Снижение базовых ставок ФРС произ­водится в периоды уменьшения деловой активности и служит сигналом для общего понижения процентных ставок в стране. Это приводит к удешевлению банковского кредита, а также к облегчению условий кредитования через рынок долговых ценных бумаг. Такая политика обычно называется политикой дешевых денег («easy money»). Сравнительная дешевизна и доступность кредита ведет к определенному повышению деловой активности и помогает преодолеть эконо­мические кризисы. Этому способствует также повышение курсовой стоимости акций вследствие снижения базовых ставок процента. Кроме того, удешевление банковских кредитов стимулирует рост инвестиций в акции, благодаря чему по­вышается экономическая активность.

Когда силы циклического подъема действуют чрезмерно активно и наблюдается повышение темпов инфляции, ФРС прибегает к повышению базовых ставок, подавая сигнал о необходимости удорожания кредита. Рост ставок процента ограничивает кредит, способствует понижению курсовой стоимости акций и ведет к сдерживанию деловой активности. Такие меры называются дефляционной политикой. Они рассматриваются как средство предотвращения кризиса и при­меняются в условиях «перегрева» экономики.

Примером дисконтной политики ФРС могут служить ее действия в последние годы. С середины 1999 г. до конца 2000 г. ФРС повышала ставки процента для борьбы с перегревом экономики, а в 2001 г. понижала их для борьбы с кризисом.

Операции на открытом рынке

В современных условиях весьма действенным средством регулирования служат операции на открытом рынке. Для оперативного воздействия на предложение денег ФРС наиболее часто использует операции с ценными бумагами, которые осуществляются практически ежедневно, и, следовательно, происходят непрерыв­ные изменения в составе баланса банка — его пассивов и активов. Покупая ценные бумаги на рынке, ФРС увеличивает объем предложения денег в экономике страны, продавая — наоборот, уменьшает денежную массу, как бы «связывая» излишние деньги в своих пассивах. Поэтому так же непрерывно должны изменяться размеры резервных требований. Таким путем через операции на открытом рынке ФРС влияет на структуру денежных ресурсов банка, поощряет его к выдаче новых кре­дитов или, напротив, ограничивает его возможности в этой области.

Операции на открытом рынке с ценными бумагами производит ФОМС, выбирая объектом инвестиций ценные бумаги Казначейства США (краткосрочные казна­чейские векселя (Treasury bills) сроком на 91 и 180 дней) и долгосрочные казна­чейские обязательства (ноты или облигации (Treasury Notes or Bonds)), а также правительственные облигации (Governments bonds). Эти объекты инвестиций выбираются по двум причинам:

• ФРС не инвестирует в корпоративные бумаги во избежание конфликта ин­тересов;

• рыночный оборот государственных ценных бумаг настолько велик, что даже крупные сделки не влияют значительно на их котировки, т. е. соответствие


Глава 12. Кредитно-денежное регулирование______________________________________ 199

доходности по данным ценным бумагам уровню учетной ставки является следствием изменения предложения денег, а не непосредственного спроса на ценные бумаги.

Действительно, участие ФРС в покупке ценных бумаг двояко сказывается на их цене:

1) повышается спрос, растут цены и уменьшается доходность;

2) одновременно происходит увеличение денежной массы, рост спроса на ин­вестиции (вложение возросшего предложения денег в ценные бумаги), а так­же увеличение цен и снижение доходности с одновременным предложением денег на рынке кредитов, что также ведет к уменьшению ставки.

По сути, операции ФРС на рынке ценных бумаг являются гибким и оператив­ным инструментом регулирования предложения денег, к основным преимуще­ствам которого можно отнести:

• довольно эффективный механизм регулирования предложения денег;

• полный контроль ФРС объема купли-продажи ценных бумаг;

• оперативность принятия решений и обратимость сделок.

Операции ФРС с государственными ценными бумагами не следует рассматривать как предоставление кредита правительству. Законодательством США не предусмот­рено прямое обеспечение кредитами правительства со стороны центрального банка. Все государственные доходы и расходы регулируются через механизм бюджета. Покрытие дефицита госбюджета и изыскание таким образом недостающих средств осуществляется путем выпуска государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.) через Министерство финансов. Федеральные резерв­ные банки участвуют в размещении этих ценных бумаг и затем используют их в качестве инструмента для регулирования кредитно-денежной сферы через механизм операций на открытом рынке.

Операции на открытом рынке ФРС проводит ежедневно. Но отчеты об этих операциях публикуются после окончания очередного квартала, поэтому коммер­ческие банки и другие кредитные учреждения не знают целей ФРС и фактически выступают в роли пассивных игроков. Будучи связанными соглашением с ФРС, они вынуждены следовать проводимой ей линии. Последствия этих операций приводят к постоянным изменениям в величине резервов, которую должны под­держивать коммерческие банки, и таким образом ФРС воздействует на их воз­можности в области кредитования. Общий объем покупок и продаж государствен­ных ценных бумаг в рамках операций на открытом рынке составляет в последние годы в среднем 400 млрд долл. в месяц по покупкам и столько же по продажам. Умелое управление этими операциями позволяет ФРС эффективно влиять на деятельность банков и кредитных учреждений.

Выводы

1. В США сложилась и действует высокоорганизованная и эффективная систе­ма кредитно-денежного регулирования, оказывающая сильное воздействие на экономическое развитие страны. Органц.регулирования кредитно-денеж­ной системы в США характеризуются сложной системой организационного построения и в определенной мере дублируют друг друга в практической


200________________________________________________ Особенности экономической модели

деятельности. Несмотря на определенные издержки такого строения, оно обеспечивает эффективный контроль за деятельностью множества кредит­ных институтов в стране.

2. В США действует эффективная система нормативного регулирования, которое проводится Управлением генерального контролера, Федеральной резервной системой, Федеральной корпорацией страхования депозитов и дру­гими органами.

3. Главным органом экономического регулирования кредитно-денежной системы в США является Федеральная резервная система — ФРС. Она организована как центральный банк и одновременно как высший орган профессионального объединения американских банков, в которое входят национальные банки и банки штатов.

4. ФРС принадлежит монополия на выпуск наличных денег. ФРС организует обращение наличных долларов. Примерно из 550 млрд долл. наличных денег в 2000 г. более 300 млрд долл. находились в обращении за пределами США в основном в виде купюр по 100 долл. и 50 долл.

5. Для воздействия экономическими методами на кредитную сферу и на эко­номику США ФРС использует изменения нормы обязательных резервов, изменения учетной ставки и операции на открытом рынке. Комплексное влияние этих инструментов, применение каждого из которых имеет свои особенности, позволяет упрочить устойчивость экономического развития в США, уменьшать глубину кризисов и сдерживать чрезмерный рост, порож­дающий инфляцию.

6. ФРС крайне редко прибегает к изменению нормы обязательных резервов, поскольку такие действия привели бы к слишком резким изменениям величины и структуры денежной массы и чрезмерно сильно повлияли бы на состояние экономики. В настоящее время основная норма обязательных резервов составляет 3 % от величины депозитов, поступающих на банков­ские счета.

7. Одним из наиболее активно применяемых инструментов кредитно-денеж­ного регулирования являются изменения учетной ставки ФРС. Она не только определяет стоимость получения кредита коммерческими банками от ФРС, но и выполняет функцию ориентира для всей кредитной системы, воздей­ствуя на состояние сферы банковского кредита и на операции на рынке цен­ных бумаг. Величина учетной ставки тесно связана с величиной ставки по федеральным резервным фондам, которая служит не только практиче­ским инструментом банковских операций, но и важным ориентиром при определении ставок процента и курсов ценных бумаг.

8. Важным инструментом кредитного регулирования являются операции ФРС на открытом рынке. Покупка и продажа государственных облигаций в опе­рациях ФРС с коммерческими банками и другими кредитными учрежде­ниями служит средством воздействия на возможности банков по кредито­ванию экономики и в конечном счете влияет на величину денежной массы в стране.


Глава 12, Кредитно-денежное регулирование_____________________________________ 2JH

Контрольные вопросы

1. Какие органы ведают кредитно-денежным регулированием в США?

2. Какова организационная структура ФРС в настоящее время?

3. Чем отличаются национальные банки от банков штатов?

4. Почему депозитным учреждениям необходимо хранить резервы в ФРС?

5. Для чего служат обязательные резервы?

6. Что представляет собой дисконтная политика ФРС?

7. Как ФРС выполняет функции кредитора последней инстанции?

8. Как кредитно-денежная политика ФРС влияет на кредитно-денежную систе­му и на экономику?


Глава 13

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

Государственное хозяйствование США выполняет функции управления феде­ральным бюджетом, владения и управления государственной собственностью, проведения фискальной политики, кредитно-финансовой и социально-эконо­мической деятельности, осуществляется в форме организации финансирования и управления кратко-, средне- и долгосрочными заказами на товары и услуги во всех сферах экономики для многообразных нужд государственного потреб­ления. Их основным заказчиком выступает федеральное правительство США. Постоянный рост государственных расходов, увеличение государственного воен­ного и гражданского потребления, существование государственного рынка това­ров и услуг — неотъемлемые черты экономики и основа государственного хозяй­ствования США.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...