Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральный контракт — хозяйственный механизм реализации бюджетных ресурсов и программФедеральный контракт — основной инструмент практической реализации государственно-хозяйственной деятельности на государственном рынке товаров и услуг. По существу это «свод законов в миниатюре», регламентирующий экономические взаимоотношения двух формально равноправных партнеров по договору: государства и корпорации-исполнителя (подрядчика), условия которого обязательны для обеих сторон. Федеральное законодательство США подразумевает под понятием «государственные заказы» (федеральные контракты на товары и услуги) такие фор- Глава 13. Федеральная контрактная система и государственное хозяйствование______ 209 мы государственного хозяйствования, как «приобретение собственности (или непосредственно связанную с этим предпринимательскую деятельность на основе негосударственных источников) за счет неличных или личных услуг, включая строительство, что осуществляется путем покупки, ренты, займа (в том числе земельной собственности), заключения договора или бартерной сделки». Правительство США, как этого требуют рыночная экономика и конкуренция, использует контрактный механизм в качестве главного хозяйственного инструмента по размещению и управлению заказами на все виды товаров и услуг в различных секторах экономики. Хотя стороны экономического соглашения государства-заказчика с корпорациями-подрядчиками формально равноправны по контракту, государственное регулирование, отражая совокупные интересы общества и государства в условиях рыночной экономики, закрепляет значительные привилегии за государством как за сувереном, в том числе — право одностороннего прекращения контракта по решению ведомства-заказчика. Федеральное законодательство четко закрепляет неотъемлемое право для главы каждого федерального ведомства осуществлять государственную хозяйственную деятельность в форме заказов на товары и услуги для нужд данного ведомства, оплачиваемых из средств бюджета или многочисленных внебюджетных источников. Правительство США применяет на государственном рынке от 40 до 50 различных типов федеральных контрактов. По методам финансовых расчетов государства с исполнителями его заказов (механизму ценообразования) все контракты казны делятся на две группы: контракты «фиксированных цен» и контракты «возмещения издержек производства корпорации-подрядчика». Особое место среди обоих видов контрактов занимают контракты «поощрительного» или «многократно-поощрительного типа». Сферой их применения являются создание новой гражданской или военной технологии, систем вооружений; разработка программ НИОКР на «прорывных» или особо рисковых направлениях, имеющих стратегическое значение для НТП. Этим контрактам присущ сложный механизм ценообразования: «матрица поощрения или санкций» по отношению к корпорации-подрядчику, жесткие плановые параметры по контракту и более широкие границы материального поощрения корпорации-подрядчика помимо обычных норм предпринимательской прибыли. Следует отметить социально-экономическую роль федерального контракта, заключаемого государством с любой корпорацией-подрядчиком, будь то научно-техническая фирма, компания, входящая в ВПК, банк, консультационная фирма, университет, строительная или транспортная корпорация. Для них федеральный контракт — не только престижный бизнес с гарантированным доходом и рынком, но в равной мере — источник значительных льгот и преференций. К таковым относятся изъятие расходов на НИОКР из годичного федерального налогообложения на прибыль; оплата «сверх контракта» собственных НИОКР; льготная или бесплатная аренда государственного имущества (заводы, стенды, полигоны, лаборатории); промышленное или технологическое переоснащение и ускоренная амортизация основных фондов; покупка ценного сырья, материалов или валюты по сниженным ценам; переподготовка кадров и свободный доступ к интеллектуальной собственности государства: патентам и лицензиям — 210________________________________________________ Особенности экономической модели результатам федеральных программ НИОКР. Для корпораций-подрядчиков открыты принадлежащие государству базы научно-технологических данных, содержащие оценки мирового научно-технологического, военного и промышленного потенциала. Экономическая роль ФКС в стратегии государственного хозяйствования Реформа ФКС 1990-х гг. В 1990-х гг. администрация У. Клинтона осуществила комплекс регулирующих мер в области государственного хозяйствования, направленных на повышение эффективности и экономию государственных средств, совершенствования механизма ФКС и функционирования государственного рынка товаров и услуг. Реформа ФКС существенно улучшила многоплановую систему государственного хозяйствования: выросла конкуренция за доступ к заказам казны, были упрощены многие процедуры участия в торгах за контракт. Существенно ужесточились требования к ценообразованию по контрактам на основе более четкого определения масштабов фактических издержек производства корпораций-подрядчиков. В результате жесткой конкуренции на государственном рынке за федеральный заказ усилилась концентрация капитала и централизация производства внутри ВПК. Значительно возросла роль малого бизнеса по поставке товаров и услуг на государственный рынок, особенно в сфере НИОКР. Усилилась роль государственного представителя, общественного контроля и контроля органов конгресса за выполнением федеральных программ-заказов, были выработаны меры по экономии государственных расходов, их оптимизации и строгого целевого использования. В этот период были исключены или модифицированы более 900 законов и подзаконных актов, регламентирующих ФКС, функционирование государственного рынка и приобретение товаров и услуг для нужд казны. Были осуществлены централизация государственного управления и сокращение численности правительственного аппарата на 10-12 %, произошла ликвидация более 35 второстепенных, годами дублировавших друг друга государственных ведомств и «квазигосударственных» учреждений. В итоге был создан более компактный и гибкий аппарат государственного хозяйствования. Реформы ФКС и государственного рынка товаров и услуг 1990-х гг. содействовали созданию новых форм управления, сокращению военно-прикладной бюрократии эпохи «холодной войны», а главное — способствовали активному внедрению в государственное хозяйствование разумных элементов рыночного хозяйства и его принципов: «сочетание оптимума гибкости рыночных механизмов с рациональной централизацией государственного управления». Ведь главный тезис реформ У. Клинтона гласил: «Дать лучшее, что может государственное регулирование экономики, используя все преимущества рыночного хозяйства». Однако сложный процесс предоставления контрактов и управления ими все еще остается острой хозяйственной проблемой, которая требует дальнейших решений по усовершенствованию ФКС. Глава 13. Федеральная контрактная система и государственное хозяйствование______ 2Д |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |