Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральный контракт — хозяйственный механизм реализации бюджетных ресурсов и программ

Федеральный контракт — основной инструмент практической реализации государ­ственно-хозяйственной деятельности на государственном рынке товаров и услуг. По существу это «свод законов в миниатюре», регламентирующий экономиче­ские взаимоотношения двух формально равноправных партнеров по договору: государства и корпорации-исполнителя (подрядчика), условия которого обяза­тельны для обеих сторон.

Федеральное законодательство США подразумевает под понятием «госу­дарственные заказы» (федеральные контракты на товары и услуги) такие фор-


Глава 13. Федеральная контрактная система и государственное хозяйствование______ 209

мы государственного хозяйствования, как «приобретение собственности (или непосредственно связанную с этим предпринимательскую деятельность на основе негосударственных источников) за счет неличных или личных услуг, включая строительство, что осуществляется путем покупки, ренты, займа (в том числе земельной собственности), заключения договора или бартерной сделки».

Правительство США, как этого требуют рыночная экономика и конкуренция, использует контрактный механизм в качестве главного хозяйственного инстру­мента по размещению и управлению заказами на все виды товаров и услуг в различ­ных секторах экономики. Хотя стороны экономического соглашения государства-заказчика с корпорациями-подрядчиками формально равноправны по контракту, государственное регулирование, отражая совокупные интересы общества и госу­дарства в условиях рыночной экономики, закрепляет значительные привилегии за государством как за сувереном, в том числе — право одностороннего прекраще­ния контракта по решению ведомства-заказчика. Федеральное законодательство четко закрепляет неотъемлемое право для главы каждого федерального ведом­ства осуществлять государственную хозяйственную деятельность в форме зака­зов на товары и услуги для нужд данного ведомства, оплачиваемых из средств бюджета или многочисленных внебюджетных источников.

Правительство США применяет на государственном рынке от 40 до 50 различ­ных типов федеральных контрактов. По методам финансовых расчетов государ­ства с исполнителями его заказов (механизму ценообразования) все контракты казны делятся на две группы: контракты «фиксированных цен» и контракты «возмещения издержек производства корпорации-подрядчика». Особое место среди обоих видов контрактов занимают контракты «поощрительного» или «много­кратно-поощрительного типа». Сферой их применения являются создание новой гражданской или военной технологии, систем вооружений; разработка программ НИОКР на «прорывных» или особо рисковых направлениях, имеющих стратеги­ческое значение для НТП. Этим контрактам присущ сложный механизм цено­образования: «матрица поощрения или санкций» по отношению к корпорации-подрядчику, жесткие плановые параметры по контракту и более широкие границы материального поощрения корпорации-подрядчика помимо обычных норм пред­принимательской прибыли.

Следует отметить социально-экономическую роль федерального контракта, заключаемого государством с любой корпорацией-подрядчиком, будь то научно-техническая фирма, компания, входящая в ВПК, банк, консультационная фирма, университет, строительная или транспортная корпорация. Для них федераль­ный контракт — не только престижный бизнес с гарантированным доходом и рынком, но в равной мере — источник значительных льгот и преференций. К таковым относятся изъятие расходов на НИОКР из годичного федерального налогообложения на прибыль; оплата «сверх контракта» собственных НИОКР; льготная или бесплатная аренда государственного имущества (заводы, стенды, полигоны, лаборатории); промышленное или технологическое переоснащение и ускоренная амортизация основных фондов; покупка ценного сырья, материа­лов или валюты по сниженным ценам; переподготовка кадров и свободный до­ступ к интеллектуальной собственности государства: патентам и лицензиям —


210________________________________________________ Особенности экономической модели

результатам федеральных программ НИОКР. Для корпораций-подрядчиков открыты принадлежащие государству базы научно-технологических данных, содержащие оценки мирового научно-технологического, военного и промыш­ленного потенциала.

Экономическая роль ФКС в стратегии государственного хозяйствования

Реформа ФКС 1990-х гг.

В 1990-х гг. администрация У. Клинтона осуществила комплекс регулирую­щих мер в области государственного хозяйствования, направленных на повы­шение эффективности и экономию государственных средств, совершенство­вания механизма ФКС и функционирования государственного рынка товаров и услуг.

Реформа ФКС существенно улучшила многоплановую систему государствен­ного хозяйствования: выросла конкуренция за доступ к заказам казны, были упрощены многие процедуры участия в торгах за контракт. Существенно ужесто­чились требования к ценообразованию по контрактам на основе более четкого определения масштабов фактических издержек производства корпораций-подряд­чиков. В результате жесткой конкуренции на государственном рынке за феде­ральный заказ усилилась концентрация капитала и централизация производства внутри ВПК. Значительно возросла роль малого бизнеса по поставке товаров и услуг на государственный рынок, особенно в сфере НИОКР. Усилилась роль государственного представителя, общественного контроля и контроля органов конгресса за выполнением федеральных программ-заказов, были выработаны меры по экономии государственных расходов, их оптимизации и строгого целе­вого использования.

В этот период были исключены или модифицированы более 900 законов и под­законных актов, регламентирующих ФКС, функционирование государственного рынка и приобретение товаров и услуг для нужд казны. Были осуществлены центра­лизация государственного управления и сокращение численности правитель­ственного аппарата на 10-12 %, произошла ликвидация более 35 второстепенных, годами дублировавших друг друга государственных ведомств и «квазигосудар­ственных» учреждений. В итоге был создан более компактный и гибкий аппарат государственного хозяйствования.

Реформы ФКС и государственного рынка товаров и услуг 1990-х гг. содейство­вали созданию новых форм управления, сокращению военно-прикладной бюро­кратии эпохи «холодной войны», а главное — способствовали активному внедрению в государственное хозяйствование разумных элементов рыночного хозяйства и его принципов: «сочетание оптимума гибкости рыночных механизмов с рацио­нальной централизацией государственного управления». Ведь главный тезис реформ У. Клинтона гласил: «Дать лучшее, что может государственное регулиро­вание экономики, используя все преимущества рыночного хозяйства».

Однако сложный процесс предоставления контрактов и управления ими все еще остается острой хозяйственной проблемой, которая требует дальнейших решений по усовершенствованию ФКС.


Глава 13. Федеральная контрактная система и государственное хозяйствование______ 2Д

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...