Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая роль ФКС в стратегии государственного хозяйствования

Многоплановое воздействие государственного хозяйствования через механизм ФКС на экономику США определяется не только многомиллиардными затратами казны на государственные нужды и масштабами вовлеченности различных сек­торов экономики в «контрактную индустрию», но и, главное — ростом государ­ственных расходов на реализацию социально-экономических целей. Увеличение этих расходов стимулирует развитие экономики, науки и технологий и в конечном счете влияет на экономический рост в целом.

Особенно уникальна роль ФКС в оборонном секторе страны. Государственное регулирование в этой сфере предусматривает детальное планирование и програм­мирование военного строительства, производства, проведения специальных про­грамм НИОКР и размещение внутри страны на жесткой конкурсной основе кон­трактов на все виды товаров и услуг военного и гражданского назначения для оборонных предприятий и создание систем вооружений. США также всемерно используют ФКС как механизм военно-хозяйственной интеграции, специализации и кооперации стран — членов НАТО, обеспечивая на ее базе единство военно-технической, военно-промышленной и военно-экономической политики этого блока. Обширные программы модернизации американских вооруженных сил и возросший экспорт оружия существенно изменили в середине 1990-х гг. струк­туру военных заказов, что предопределило новую структуру военного производ­ства США и степень участия в нем различных отраслей промышленности страны. В 1996 г. Конгресс США принял «Программу государственных гарантий займов для экспорта вооружений» и гарантировал оборонной промышленности США прямой доступ к государственным гарантированным займам по экспорту воен­ной продукции.

Федеральный контракт активно применяется в сфере науки и разработки новых технологий. Чтобы свести к минимуму риск государства и минимизировать научно-технические или экономические просчеты, здесь заключаются наиболее совершен­ные и сложные по структуре контракты, устанавливается жесткий финансовый контроль. Уместно отметить, что каждый четвертый сотрудник аппарата государ­ственного хозяйствования и управления на федеральном уровне в 1980-1990-х гг. был занят организацией, управлением или содействием развитию науки и техно­логий.

Существенна роль ФКС и в стимулировании участия малого бизнеса США в получении государственных заказов. На долю малого бизнеса в конце 1990-х гг. приходилось до 34-35% затрат казны на приобретение товаров и услуг. Одна треть из 42-48 млрд долл., ежегодно расходуемых в эти годы Пентагоном на при­обретение систем вооружения и НИОКР, направлялась на оплату поставок малого бизнеса, а доля их в ВВП США достигала 30,3 %. Большое значение для малого инновационного бизнеса имеет «Федеральная программа НИОКР и инноваций малого бизнеса», принятая в 1992 г. Такая экономическая политика государства опирается на признание особой роли малого бизнеса и, в частности, малых инно­вационных фирм в экономическом и научно-технологическом развитии США, поскольку малый бизнес отличается особо конкурентным характером, наличием творческой среды и не ограничен жесткими рамками массового капиталоемкого промышленного производства.


212________________________________________________ Особенности экономической модели

Государственные расходы обладают кумулятивным эффектом многократного воздействия на социально-экономическое развитие страны. Они расширяют пла­тежеспособный спрос и способствуют активному росту общественного произ­водства в условиях рыночной экономики, обеспечивают стабильную загрузку промышленности, постоянную занятость значительной части населения, рост и совершенствование производства, повышение благосостояния населения, уско­рение НТП и, что не менее важно, растущую конкурентоспособность экономики Америки в условиях глобальной конкуренции.

В 1977-2001 гг. федеральные затраты на государственное потребление и капита­ловложения в экономику страны возросли в 3,5 раза — с 178,4 до 611,7 млрд долл., т.е. увеличились при среднегодовых темпах роста в 5,31 %. В то же время доля этих расходов в федеральном бюджете за эти два десятилетия снизилась: в 1977 г. она составила 40,9 %; в 1982 г. - 40 %; в 1987 г. - 42,7 %; в 1992 г. - 35,8 %; в 1996 г. -30,8 % и в 2001 г. — 33,1 %. Однако в общенациональном масштабе во всех затратах федерального, штатного и местного правительств США расходы на государствен­ное потребление и капиталовложения в 1996-2001 гг. составляли 58-64 %. Постоян­ный рост расходов местных органов власти на различные формы хозяйственной деятельности — одна из важнейших тенденций государственного хозяйствования США в послевоенный период.

В 1998-2001 гг. 14-16% из общего количества занятых в 125-127 млн чел. работали в «контрактной индустрии». Государственные расходы США в теку­щих ценах на всех уровнях хозяйствования (федеральном, штатном и местном) на все виды хозяйственной деятельности составили: в 1977 г. — 605,5; в 1982 г. — 1054,9; в 1987 г. - 1474,5; в 1992 г. - 2065,2, в 1998 г. - 2611,8 и в 2001 г. -2831,8 млрд долл., т.е. увеличились почти в 4,7 раза. При этом среднегодовые темпы роста расходов США на все цели хозяйственной деятельности за 1977-2001 гг. составили 7,12 %. А доля расходов государства в ВВП во всех сферах хозяй­ственной деятельности, на всех ее уровнях за прошедшие годы оставалась почти неизменной: в среднем '/3 ВВП этой страны. Эти данные доказывают огром­ную экономическую роль государства-предпринимателя, т. е. хозяйствующего субъекта.

Прекращение «холодной войны» позволило США осуществить значительные структурные перемены и расширить социально-экономическую политику. Главная тенденция государственного хозяйствования в посткоммунистический период — радикальное изменение функции ФКС и целенаправленности расходов на госу­дарственные нужды. Расходы федерального бюджета США на «человеческий капитал» за прошедшие 40 лет увеличились в 45,3 раза и составили в 2001 г. 1186,5 млрд долл. (при общих расходах федерального бюджета в 1,9 трлн долл.). В то же время по такой важной статье государственного бюджета, как «Оборона» расходы за этот же период увеличились лишь в 6 раз, составив в 2001 г. 291,2 млрд долл. По существу это новая важная форма государственного хозяйствования, трансформировавшаяся в новых геополитических условиях: от традиционного в прошлом государства-заказчика товаров и услуг материального и нематериаль­ного характера для нужд государственного потребления до государства — мас­штабного инвестора в человеческий капитал, который создает основу обществен­ного производства.


Глава 13. Федеральная контрактная система и государственное хозяйствование______ 213

Следует также отметить возрастание роли в государственном хозяйствовании косвенных рычагов хозяйствования, дополняющих прямое вмешательство государ­ства в рыночную экономику. К таковым относятся методы экономико-правового регулирования: содействие государства развитию частного предпринимательства, усиление партнерства государства и частного сектора, создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения стабильного роста экономики и жиз­ненного уровня населения.

Выводы

1. Постоянный рост государственных расходов на финансирование заказов государства на товары и услуги во всех сферах экономики, образование государственного рынка товаров и услуг, обеспечивающего потребности государства, — неотъемлемая черта экономики и основа государственного хозяйствования США. Государственное хозяйствование США — постоянно модифицируемая экономическая функция государства, основанная на все­объемлющем экономико-правовом регулировании. Она базируется на четы­рех главных хозяйственных механизмах государства: федеральном бюджете, федеральной контрактной системе, федеральной налоговой системе и феде­ральной резервной системе.

2. В государственный хозяйственный комплекс, размещающий в экономике страны заказы на все виды товаров и услуг для государственных нужд, входят 61 федеральное министерство и ведомство, а также 13 агентств США. Общий механизм государственного хозяйствования США включает три уровня управления. Хозяйственные операции государственного рынка нахо­дятся под контролем федеральных судебных и контрольных органов США.

3. Государственные ресурсы в экономике страны размещаются в виде «заказов казны» (федеральных контрактов на товары и услуги для нужд государ­ственного потребления). Государство делегирует право быть заказчиками 17-18 тыс. федеральных органов, а в качестве федеральных подрядчиков выступают около 110-115 тыс. компаний всех форм собственности. На госу­дарственном рынке реализуется до 92-93% номенклатуры товаров и услуг, производимых экономикой США.

4. Экономическую основу государственного хозяйствования и ФКС составляет федеральный бюджет. Правительство США использует возможности казны — «покупательную силу государства» для осуществления широкого круга социальных и экономических целей, встроенных как неотъемлемая часть в структуру контрактов.

5. Правительство США использует в экономической политике контрактный механизм (федеральную контрактную систему) в качестве главного хозяй­ственного инструмента по размещению и управлению заказами на все виды товаров и услуг в различных секторах экономики, науки, техники, граждан­ского и военного производства, сферы услуг, сельского хозяйства, строи­тельства и транспорта. На государственном рынке США применяется от 40 до 50 типов федеральных контрактов, различных по ценообразованию и фор­мам. Для подрядчиков государственных заказов федеральный контракт


214________________________________________________ Особенности экономической модели

является престижным бизнесом с гарантированным доходом и рынком, а также источником значительных льгот и преференций.

6. В 1990-е гг. Конгресс США осуществил всесторонний пересмотр федераль­ного контрактного права и государственного регулирования процесса приоб­ретения товаров и услуг для нужд государственного потребления: сокращены и упрощены хозяйственные нормативы ФКС, заложены основы интеграции контрактной политики федеральных, военных и гражданских ведомств, вве­дены более жесткие нормативы определения эффективности хозяйственной деятельности корпораций-подрядчиков, упрощены процедуры участия в тор­гах, присуждения контрактов и особенно управления реализацией контрактов, повышена ответственность федеральных ведомств за обеспечение высокого уровня конкуренции корпораций-подрядчиков на государственном рынке, сняты ограничения на участие в выполнении государственных заказов.

7. Многоплановое воздействие государственного хозяйствования через меха­низм ФКС на экономику США определяется как многомиллиардными затра­тами казны на государственные нужды, так и масштабами вовлеченности различных секторов экономики в «контрактную индустрию», но главное — ростом государственных расходов на реализацию социально-экономических целей. Это стимулирует развитие экономики, науки и технологий и в конеч­ном счете экономический рост. Главная тенденция государственного хозяй­ствования на рубеже XXI в. — радикальное изменение функции ФКС и целе­направленности расходов государства — резкое увеличение федеральных расходов США на «человеческий капитал» — основу общественного произ­водства.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой государственное хозяйствование США в конце XX — начале XXI в.?

2. Что такое государственный рынок, в чем его отличие от общенационального рынка товаров и услуг США?

3. Какова структура организации и управления государственным рынком?

4. Какие основные законы регламентируют функционирование федеральной контрактной системы США и государственного рынка?

5. Как обеспечивается высокая степень конкуренции на государственном рынке?

6. Какова экономическая природа федерального контракта и в чем его отличие от контрактов частного сектора?

7. Какие виды контрактов применяются на государственном рынке США?

8. Какова экономическая роль ФКС в государственном хозяйствовании США?

9. В чем суть реформ государственного хозяйствования и федеральной кон­трактной системы США 1990-х гг.?


Глава 14

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Индустриальная политика — это совокупность методов государственного регу­лирования экономики.

Это понятие опирается на допущение, что государство в состоянии соотнести стратегические интересы национальной безопасности и развития страны с тем ущербом, который наносится интересам потребителей в связи с нарушением принципов рыночной экономики.

Среди множества мер, применяемых государством (конгрессом, правительством и судом), особое место занимают инструменты, которые используются для обеспе­чения стратегической устойчивости и конкурентоспособности экономики, а также преодоления возникающих структурных диспропорций и создания условий для опережающего развития нового бизнеса.

Целенаправленное применение таких инструментов составляет суть индустриаль­ной политики, которая начинается там и тогда, где и когда государство посчитает необходимым дополнить своим вмешательством рыночные механизмы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...