Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы и принципы формирования направлений ГНТПНесмотря на то что ГНТП США осуществляет федеральное правительство, ее определяют многие факторы из различных сфер деятельности американского общества, поскольку государство и частный сектор в течение длительного времени после Второй мировой войны осуществляли совместные вложения в сферу науки и технологий США. Это обеспечило сбалансированность всех звеньев национальной инновационной системы, их восприимчивость к новым импульсам спроса и предложения. На формирование и реализацию ГНТП США активно влияют собственные, или внутренние, интересы развития науки и технологий; появление новых технологических сфер (так называемые радикальные инновации); интересы различных кругов общества (общественное мнение, парламентские, научные, промышленные, военные круги и пр.); национальные и международные политические силы, государственные приоритеты, баланс между государственными ведомствами, международная позиция отдельных стран, интересы национальной безопасности и пр.; общенациональная экономическая ситуация (имеющиеся ресурсы); региональные проблемы; действия или позиции отдельных лидеров общества и т. п. ГНТП формируется органами законодательной и исполнительной власти США при активном участии ученых, руководителей университетов и их подразделений по научной политике, разного рода консультантов и консультативных организаций, лобби от различных гражданских и военных секторов экономики, лидеров промышленных компаний и пр. ГНТП США не статична и развивается в зависимости от потребностей государства в тот или иной временной период. Основным ее принципом, строго соблюдаемым в США, является открытость ее целей, задач, направлений и механизмов для всех участников ее формирования и реализации, а также всех заинтересованных слоев общества, представляющих интересы как государства, так и частного сектора. Не менее важным принципом государственной политики является максимальное удовлетворение интересов не только государства как выразителя общественных интересов, но и частного (главным образом промышленного) сектора экономики. Селективность направлений политики (выбор ее приоритетов), а также планирование и программирование на определенный период времени государственных расходов на ИР также являются важными принципами ГНТП США. В основе ГНТП США лежат принципы, определенные Федеральным законом 1976 г. «О научно-технологической политике, организации и приоритетах». В их числе: • разработка и постоянная корректировка целей, задач, направлений и масштабов научно-технологической деятельности на основе оценки роли науки и технологий для осуществления намеченных планов (при этом ГНТП должна отражать интересы правительств штатов, местных органов власти и представителей различных групп общественности); Особенности экономической модели • активное использование потенциала науки и технологий для стабильного развития экономики, в которой экономический рост и инновационная деятельность строго соответствуют тщательно продуманному использованию ресурсов при условии сохранения богатства окружающей среды; • осуществление научно-технологической деятельности для обеспечения внутренних потребностей страны при одновременном содействии реализации целей внешней политики США; • государственное содействие формированию (подготовка и переподготовка) эффективного кадрового потенциала сферы науки и технологий; • создание и поддержание прочной основы науки и технологий в США, включая активные взаимоотношения на принципах сотрудничества и кооперации между правительством, местными органами власти и частным сектором; • поддержка независимых инициатив, основанных на привлечении научно-технологического потенциала, устранение излишних барьеров на пути реализации научно-технологических нововведений; • высокоэффективная организация распространения научно-технологической информации; • создание надежных научно-технологических и промышленных стандартов, принципов измерения, а также методов проведения испытаний и оценок; • постоянное содействие пониманию широкой общественностью страны особой роли науки и технологий в развитии общества. Основные направления ГНТП США корректируются в зависимости от экономических и научно-технологических потребностей страны. В законе о государственной политике в сфере науки и технологий 1976 г. они определены следующим образом: • оценка и определение проблем и задач государственного значения; • мобилизация научно-технологических ресурсов страны для осуществления фундаментальных государственных программ; • обеспечение устойчивого финансирования государственных программ в области ИР; • разработка государственной стратегии организации и управления данной сферой; • систематическая оценка ГНТП и государственных научно-технологических программ, внесение в случае необходимости законодательных поправок; • обеспечение четкого функционирования консультативного механизма в рамках исполнительного аппарата президента США, который обязан надежно обеспечивать правительство США независимыми экспертными оценками и помощью по всему комплексу проблем, связанных с научно-технологической деятельностью принятием решений на государственном уровне в этой области. Формирование и реализация ГНТП Исторически инициатором тех или иных новаций национальной ГНТП была исполнительная власть США. Однако сейчас центральную и все возрастающую роль в формировании государственной политики играет Конгресс США. Конгресс обладает законодательным правом и может принимать государственные программы Глава 15. Государственная научно-технологическая политика без согласования с администрацией президента. На федеральном уровне за формирование и реализацию ГНТП отвечают прежде всего Управление по научно-технологической политике администрации президента США (далее — УНТП), комитеты по науке обеих палат конгресса, Исследовательская служба конгресса (более 700 чел.), Бюджетное управление конгресса. В недавнем прошлом важную роль в этом процессе играло Управление по оценке технологий Конгресса США, которое было ликвидировано в 1995 г. Кроме того, сотрудники, отвечающие за формирование государственной политики, работают и в федеральных ведомствах, осуществляющих государственные капиталовложения в сферу НИОКР. В правительстве США не существует единого органа или министерства по науке и технологиям. Единственное федеральное ведомство, работа которого полностью посвящена развитию науки и технологий, — это Национальный научный фонд США (далее — ННФ). ННФ финансирует главным образом программы фундаментальных исследований в университетах, кооперационных и бесприбыльных исследовательских центрах, в малом бизнесе. Значительная часть законотворческой и бюджетной политики в сфере науки и технологий осуществляется президентом США и органами его Исполнительного управления: УНТП и Административно-бюджетным управлением (АБУ). Директор УНТП является одновременно советником президента США по науке. Два органа в Исполнительном управлении, возглавляемые непосредственно президентом США, формируют политику президента и определяют направления работы УНТП: Национальный совет по науке и технологиям (далее — НСНТ) и Президентский совет консультантов по науке и технологиям (далее — ПСКНТ). НСНТ функционирует как «виртуальное министерство науки», являясь органом, состоящим из высших должностных лиц федеральных министерств, ведомств, глав соответствующих органов Исполнительного управления президента. В ПСКНТ входят видные представители промышленных, научных, деловых и общественных кругов США, назначаемых президентом для мониторинга развития науки и технологий, учета интересов и мнений этих кругов при выработке и осуществлении ГНТП. Через этот канал частный сектор может оказывать влияние на федеральное правительство. Важную роль в формировании ГНТП играют неправительственные органы: Национальная академия наук и примыкающие к ней институты; Национальный исследовательский совет (далее — НИС), в котором работают около 1 тыс. чел.); Американская ассоциация развития науки (далее — ААРН); корпорация РЭНД и др. Департаменты политики университетов, другие общественные организации, ассоциации и ведущие промышленные фирмы также участвуют в формировании научной политики на национальном уровне в рамках специально создаваемых целевых и консультативных групп и пр. Главным инструментом ГНТП США является федеральный бюджет. Бюджетные приоритеты в различных областях ИР определяются с учетом отмеченных выше факторов и принципов, национальных целей, а также эффективности исполнения предшествующих бюджетов. В организационном плане формирование статей федерального бюджета на ИР осуществляется при взаимодействии АБУ и УНТП. Каждое федеральное министерство и ведомство активно влияет на процесс принятия финансовых планов. Составные части проекта бюджета строятся Особенности экономической модели снизу вверх, но общая структура, приоритеты и финансовые ограничения спускаются сверху вниз (от президента через УНТП и АБУ). На решения управлений президента оказывают влияние внешние организации, как на стадии формирования бюджета, так и на более позднем этапе, когда бюджет обсуждает Конгресс. Крупнейшие бюджетные программы НИОКР утверждаются Конгрессом в рамках соответствующих законов, в которых определяются цели, срок, объем финансирования, конечный итог программ, а также обязанности президента США по контролю за их реализацией. Соответственно президент США раз в два года представляет Конгрессу сводный доклад о выполнении программ НИОКР по всем федеральным ведомствам, дальнейших планах и направлениях федеральных капиталовложений. Государственное планирование развития науки и технологий, освоение новейших направлений НТП в США представляет собой блок государственных научно-технологических программ, объединенных единой стратегией и единым механизмом государственного экономико-правового регулирования. В 1993-2001 гг. федеральные министерства и ведомства, осуществляющие деятельность в области ИР, финансировали более 700 программ НИОКР, включая военные. В 1990-х гг. на эти цели ежегодно выделялось более 70 млрд долл. К основным ведомствам в этой сфере прежде всего относятся Министерство обороны, Министерство энергетики, НАСА, ННФ, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, включая национальные институты здравоохранения, министерство гражданского строительства и городского развития, Администрация общего обслуживания, Администрация малого бизнеса, Министерство финансов, Государственный департамент США. На них приходится до 97 % средств федерального бюджета, выделяемых на НИОКР. Государство вкладывает колоссальные бюджетные средства в сферу ИР (в 2001 г. — 86,76 млрд долл., что составляет примерно '/3 всех расходов на НИОКР в США; на 2003 г. федеральный бюджет на ИР запланирован в объеме 107,1 млрд долл.). Но несмотря на громадный объем финансирования, США уже не могут обеспечивать первенство по всем направлениям науки, технологий и производства. Поэтому они активно вовлекают другие страны в научно-технологическое и инновационно-промышленное сотрудничество. Сегодня США являются не только главным производителем, но также и главным потребителем мировой наукоемкой продукции. Средства федерального бюджета США на ИР распределяются на конкурсной основе через систему федеральных контрактов и грантов, присуждаемых главным образом частным промышленным корпорациям и иным организациям негосударственной формы собственности, а также федеральным лабораториям и исследовательским центрам. Промышленные компании выполняют большую часть прикладных ИР по федеральным контрактам. Около половины всех фундаментальных исследований США выполняют американские университеты, причем большая часть из них финансируется федеральным правительством. Широкое использование федеральных контрактов и грантов является ключевым аспектом научно-технологической системы США, существенным фактором ее силы и жизнеспособности. Это делает американскую систему более гибкой по сравнению со многими научно-технологическими системами других стран, в которых в основном задействованы государственные лаборатории и институты. Кроме того, в ходе управления Глава 15. Государственная научно-технологическая политика______________________ 239 контрактами выявляются реальные потребности негосударственных организаций, которые впоследствии учитываются при формировании государственных научных и технологических приоритетов. Государственные инвестиции США в сферу ИР благодаря их гигантским размерам и стабильности являются жизненно важными для национального экономического развития. Только государство может обеспечить создание и эксплуатацию уникальных, дорогостоящих экспериментальных установок, осуществлять поддержку долгосрочных и широкомасштабных фундаментальных научных исследований, не дающих быстрого коммерческого эффекта, предоставлять университетам и научным лабораториям свободный доступ к передовой научно-технологической информации, создавать единую национальную исследовательскую инфраструктуру и пр. Государственные инвестиции в науку и технологии во второй половине XX в. стали чрезвычайно важным стимулом развития частного промышленного сектора американской экономики, зачастую мотивирующим частные корпорации вкладывать средства в те или иные производственно-технологические направления. Государственное финансирование имело определяющее значение для развития отрасли производства полупроводников, исследований в области производства оптических волокон, систем безопасности на транспорте, сети Интернет и многих других сфер экономики. В своде законов США прямо указывается, что «государственное финансирование науки и технологий — это капиталовложения в будущее. Они необходимы для постоянного развития страны и совершенствования общества. Государство обязано обеспечивать постоянные капиталовложения в науку, технику и технологии, по своим масштабам отвечающие национальным потребностям и экономическому положению страны»1. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |