Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура государственного бюджета США на ИР


1 См.: Science and Engineering Indicators — NSF, 2002.

по социально-экономическим целям, 1999 г. (в %)1


Глава 15. Государственная научно-технологическая политика_______________________ 247

Администрация президента Дж. Буша-младшего в число приоритетов включила также программы НИОКР, направленные на предотвращение угроз террористи­ческих актов. Кроме того, значительно увеличились расходы государства на ИР в области здравоохранения и образования.

Важнейшим приоритетом ГНТП начала XXI в. является содействие коммер­циализации результатов государственных программ НИОКР через поддержку развития внутрисекторального и межсекторального сотрудничества в сфере науки и технологий. Принятие в 1980-2000 гг. серии законов в области коммер­циализации результатов государственных программ НИОКР создало правовую основу для государственно-частного долевого финансирования и реализации программ НИОКР в рамках научно-технологических партнерств и кооперацион­ных соглашений в области ИР (КРАДА); образования исследовательских, а с 1993 г. и производственных консорциумов и совместных предприятий; передачи техноло­гии — результатов федеральных программ НИОКР (включая права на интеллекту­альную собственность) из федеральных исследовательских центров в частные фир­мы для освоения. Кооперационные соглашения в области ИР позволили ученым и инженерам федеральных лабораторий осуществлять деловое сотрудничество с коллегами из внешних организаций в области разработки и внедрения новых тех­нологий. Исследовательские консорциумы создавались без риска быть подвергну­тыми уголовным преследованиям согласно антитрестовскому законодательству за создание картелей на рынке НИОКР. Партнерские отношения государства и част­ного сектора в ИР особенно активно стали использоваться в оборонном секторе, осуществляющем особо критичные для национальной безопасности НИОКР. Эти партнерства помогли как военным, так и гражданским ведомствам лучше удовлет­ворять технологические потребности страны. Предоставленная фирмам и универ­ситетам возможность получать исключительные патентные права на федеральные технологии расширила участие бизнеса, в том числе малого и среднего, в разработ­ках и распространении технологий, обеспечила улучшение координации ГНТП федеральных министерств и ведомств. В государственно-частных партнерствах в сфере НИОКР представители промышленных компаний не только на равных участвуют в затратах, но и получают право голоса при выборе проекта, управлении им и использовании полученных результатов.

Для активизации процесса передачи технологий расширяется сотрудничество федерального правительства и правительств штатов, для чего, в частности, в Ми­нистерстве торговли США было создано Инновационное партнерство США.

Стратегические направления

В 1990-х гг. был заложен фундамент ГНТП США XXI в. который позволяет активно использовать все рычаги научно-инновационной системы США для обеспечения экономического роста, а также учитывать потребности экономики в условиях глобальных процессов мировой экономики и новой геополитиче­ской ситуации после окончания военного и политического противостояния двух систем. Охарактеризуем важнейшие стратегические направления ГНТП США нового столетия.

1. Проведение долгосрочной политики стимулирования НИОКР в передовых областях науки и технологий.


248_________________________________________________ Особенности экономической модели

Важным направлением государственной политики США в долгосрочной перс­пективе является не только укрепление национальной обороноспособности и за­щита общественного здоровья, но и поддержка и стимулирование ИР, необхо­димых для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в критических для экономики областях, где частный сектор не способен получить необходимые результаты или не имеет для этого рыночных стимулов. Государ­ство, промышленность и академические организации будут совместно опреде­лять указанные критические направления. Прямая государственная поддержка будет традиционно основываться на принципе конкурентного выделения ресур­сов конкретным проектам и исследователям, а не научным учреждениям. При этом государство не осуществляет инвестиции в те области науки и технологий, где частный сектор уже реализует собственные программы ИР и может решать задачи собственными силами.

2. Активизация исследовательских и технологических партнерств для расшире­
ния промышленных инноваций и коммерциализации результатов федеральных ИР.

Главным направлением повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий является создание научно-технологических партнерств, объединяющих в различных комбинациях частнопромышленные компании, университеты, правительственные ведомства, организации и исследо­вательские лаборатории всех форм собственности для совместного использова­ния ресурсов и разделения финансовых затрат, ресурсов и опыта; достижения конкретных научно-технологических результатов. Государство и частный сектор, как равноправные партнеры, должны совместно осуществлять поиск решений экономических, научных и технологических проблем и разделять ответственность при реализации согласованных стратегий. При этом государство концентрирует свои усилия в тех сферах, которые рынок не в состоянии эффективно развивать.

3. Создание благоприятного предпринимательского и инновационного климата.

В XXI в. важнейшими направлениями ГНТП США, кроме прямой государ­ственной поддержки развития науки и технологий, будут косвенные методы государственного регулирования этой сферы, направленные на создание благо­приятного инновационного климата. В их числе — налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или соб­ственные программы НИОКР; ускоренная амортизация основных фондов; социаль­ные и иные льготы по федеральным контрактам на ИР; поддержка создания территориальных инновационно-промышленных кластеров (комплексов пред­приятий, органов управления и других структур, связанных единой технологи­ческой цепочкой); содействие развитию венчурного предпринимательства и ма­лого инновационного бизнеса. Особое значение в этой связи приобретает охрана и защита интеллектуальной собственности как важного фактора развития научно-инновационной деятельности.

4. Ориентация федеральных лабораторий на удовлетворение потребностей
национальной экономики.

После окончания «холодной войны» федеральные министерства и ведомства СШАначали осуществлять переоценку направлений, объемов и эффективно­сти деятельности федеральных научных лабораторий. В рамках модернизации всей национальной исследовательской инфраструктуры США осуществляются


Глава 15, Государственная научно-технологическая политика_______________________ 249

долгосрочные программы реорганизации федеральных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям научно-технологических партнерств и кон­кретных запросов национальной экономики.

5. Поддержка университетских исследований, образовательных программ
и укрепление кадрового потенциала научно-технологической сферы высшей ква­
лификации по широкому спектру специальностей.

Как показывает опыт США, исследования, сочетающиеся с образовательной деятельностью, являются особенно эффективными. Федеральная поддержка университетских исследований и образовательных программ признается в США особенно важной, поскольку именно в университетах осуществляется большая часть национальных стратегических исследований. Стратегическим направлением ГНТП США является превращение американских университетов в национальные центры превосходства в специализированных областях науки, критичных для экономики США.

6. Эффективное использование процессов интернационализации ИР, между­
народного сотрудничества и партнерства в сфере науки и технологий.

Наука является глобальным предприятием, в работе которого США стремятся использовать все преимущества международной кооперации, интеграции и раз­деления труда, а также достижения мировой науки и технологий. Важнейшими задачами ГНТП США являются расширение международной торговли высоко­технологичными (наукоемкими) продуктами, привлечение иностранных инве­стиций, создание транснациональных корпораций, международных научно-про­мышленных альянсов и иных объединений при усилении политики закрепления научного и технологического превосходства США. В этом процессе США актив­но используют возможности новой экономики (информационных и коммуника­ционных технологий).

Выводы

1. Мощный научный и инженерный исследовательский потенциал обеспечи­вает быстрый рост эффективности и конкурентоспособности экономики США, укрепление национальной безопасности, повышение уровня жизни и здоровья населения, улучшение состояния окружающей среды. Научно-технологическая сфера в течение последних 50 лет всегда являлась предме­том постоянного внимания федерального правительства США, даже в усло­виях сокращения общих расходов государственного бюджета. Деятельность федерального правительства США по развитию сферы науки и технологий находится в тесной связи с требованиями текущей политической и экономи­ческой ситуации в стране и в мире.

2. Главными чертами научно-технологической системы и ГНТП США являются тесная связь между ее тремя главными субъектами — государством, промыш­ленностью и академической наукой; развитая система консультаций различ­ных заинтересованных кругов при формировании и реализации государствен­ной политики; налаженная система постоянного наблюдения за изменениями условий формирования и осуществления ГНТП; учет мировых тенденций развития науки и технологий; преемственность политики всех администраций США; баланс полномочий президента и Конгресса США; система оценок при



Особенности экономической модели


выборе приоритетов и формировании государственного бюджета и государ­ственных научно-технологических программ; прозрачность ГНТП и деятель­ности государственных органов управления, отчетность правительства за про­водимую им политику.

3. Основным строго соблюдаемым принципом ГНТП США является откры­тость ее целей, задач, направлений и механизмов для всех участников ее формирования и реализации, а также всех заинтересованных структур об­щества, представляющих интересы как государства, так и частного сектора. Не менее важным принципом ГНТП является максимальное удовлетворе­ние интересов не только государства как выразителя общественных интере­сов, но и частного (главным образом промышленного) сектора экономики. Селективность направлений политики (выбор ее приоритетов), планирова­ние и программирование государственных расходов на ИР также входят в число важнейших принципов ГНТП США.

4. Главным инструментом ГНТП США является федеральный бюджет и си­стема государственных контрактов и грантов (федеральная контрактная система). Государственные инвестиции США в сферу ИР имеют гигантские размеры и отличаются стабильностью. Государственное регулирование сферы науки и инноваций опирается на детально разработанную систему законо­дательно-правовых актов.

5. Эволюция ГНТП США прошла несколько исторических этапов: первый — ста­новление ГНТП (годы войны — начало 1960-х гг.), второй — определение при­оритетов национальной стратегии и механизма ее реализации (1960-1970-е гг.), третий — переход к новой стратегии политики и механизмам ее реализации (середина 1970-х — 1990-е гг.) и современный период — примат науки над другими формами государственного хозяйствования (с конца 90-х гг. XX в.).

6. Администрация Б. Клинтона, считавшая технологическую политику осно­вой экономического роста, обеспечила существенное улучшение предпри­нимательского климата для инновационной и инвестиционной деятельности частного сектора в области науки и технологий; усилила федеральную под­держку фундаментальной науки; осуществила концентрацию федеральных средств на гражданских ИР, способствующих экономическому росту и обеспе­чению занятости; стимулировала развитие партнерских отношений государ­ства на уровне федерального правительства, штатных и местных властей с промышленностью и академическом сообществом.

7. Государство в США все более ориентируется на финансирование фундамен­тальных технологических исследований, нацеленных на получение знаний и технологий, лежащих в основе целого ряда прикладных технологий буду­щего. ГНТП широко использует косвенные методы и механизмы, направ­ленные на укрепление исследовательской и технологической базы частного сектора, стимулирование промышленных исследований и инноваций (вклю­чая государственные заказы на новые виды изделий, налоговые льготы на НИОКР, права интеллектуальной собственности и пр.).

8. В последние десятилетия XX в. в США возникла новая парадигма государ­ственно-частного сотрудничества. Государство и научно-технологическое


Глава 15. Государственная научно-технологическая политика



сообщество в США становятся все более тесно связанными, причем первое обеспечивает соблюдение национальных интересов, создавая благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат и используя предприни­мательский дух своих граждан, а второе, постоянно ощущая государствен­ную поддержку и гарантии, обеспечивает уверенный экономический рост и коммерческую реализацию государственных инвестиций на рынке.

Контрольные вопросы

1. Каковы главные элементы государственной научно-технологической поли­тики США?

2. Дайте характеристику основным участникам формирования и реализации государственной научно-технологической политики США, расскажите об их роли и особенностях.

3. Каковы важнейшие изменения государственной научно-технологической политики США во второй половине XX в.?

4. Перечислите основные факторы, влияющие на государственную политику в сфере науки и инноваций в США в разные временные периоды.

5. Каковы цели, задачи и принципы государственной политики США в сфере науки и технологий?

6. Как осуществляется выбор приоритетов государственной политики и какова при этом роль федерального бюджета в области исследований и разработок?

7. Объясните суть эволюции направлений и организации государственной научно-технологической политики США в послевоенный период?

8. Раскройте роль и характеристику законодательно-правового регулирования сферы науки и технологий.


л.

Глава 16

ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Решение экологических проблем стало одной из важнейших задач человечества. Человек активно вмешивается в ход природных процессов — бурное развитие науки и техники, наращивание промышленного потенциала, беспрецедентный рост насе­ления планеты отражаются на экосистемах. Все это привело к тому, что нынешние масштабы взаимодействия общества с окружающей средой оказались настолько велики и хаотичны, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними с нежелательными последствиями не только для природных систем, но и для самого человека, общественных структур и мирового развития.

Концепция устойчивого развития

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...