Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические рычаги экологического регулированияНачиная с 1980-х гг. в системе экологического регулирования происходят заметные изменения: отныне акцент делается на исследованиях и попытках достаточно широкого применения механизмов стимулирования деятельности по борьбе с загрязнением при сохранении на практике ведущей роли уже апробированных и встроенных в систему государственного регулирования административно-законодательных подходов. Экономические инструменты экологического регулирования направлены на использование возможностей, предоставляемых рыночным механизмом, для эффективной охраны окружающей среды. Важным преимуществом экономических рычагов регулирования является предоставляемая хозяйствующим объектам возможность свободно маневрировать при определении конкретной тактики достижения природоохранных целей, что обеспечивает в конечном счете снижение природоохранных затрат. Рассмотрим конкретные методы экономического воздействия на природопользователей. Налоги на пользование природными ресурсами и окружающей средой могут взиматься, когда существует различие между ценой, которая устанавливается за пользование природными системами, и их реальной стоимостью для общества. Налоговая система в сфере экологического регулирования, считают ее сторонники, может обеспечить достижение поставленных природоохранных целей при существенно меньших затратах по сравнению с методом нормирования окружающей среды. Реализации такого подхода к экономии ресурсов, как предполагается, будет способствовать то обстоятельство, что предприятия с большими издержками на борьбу с загрязнением предпочтут платить налоги, а предприятия с низкими издержками — максимально снижать уровень загрязнения, чтобы не платить налоги. В балансе может быть достигнуто желаемое качество окружающей среды при снижении общих затрат. Примером использования налогов является введенная в 1980 г. администрацией Дж. Картера и дополненная позднее уже при администрации Р. Рейгана система налогов на производство различных токсичных веществ (химикаты, нефтепродукты и др.) по закону о компенсации и гарантиях от ущерба при загрязнении окружающей среды от 1980 г. (закон о «Суперфонде»). Главная особенность этой налоговой системы состоит в том, что она используется государством для создания трастового фонда, обеспечивающего расходы правительства на обезвреживание свалок опасных отходов. В поправках к закону о «Суперфонде», принятых в 1986 г., 260________________________________________________ Особенности экономической модели налоговая система была существенно расширена: из 8,5 млрд долл., ассигнуемых на 5 лет на обезвреживание опасных промышленных свалок, лишь 1 млрд долл. выделялся из федерального бюджета, остальные средства обеспечивали налоги на корпорации и производимую ими продукцию. Прямые платежи за загрязнение окружающей среды также являются объектом пристального внимания со стороны американских экономистов. В отличие от налогов платежи, устанавливаемые для любого источника загрязнения, взимаются только в том случае, если загрязнение превышает определенный, заранее установленный уровень. Платежи, по мнению американских экономистов, более эффективны с точки зрения стимулирования природоохранной деятельности, т. к. выбор конкретных противозагрязняющих мер остается за теми, кто их осуществляет. Предприятия будут стремиться к применению наиболее экономичных методов, и поэтому платежи будут обеспечивать минимизацию природоохранных издержек; в более широких масштабах будут внедряться и передовые технологии борьбы с загрязнением. Одной из форм платежей является плата за пользование экологическими услугами. Она может взиматься с пользователей товаров или услуг, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Все большее число муниципалитетов в Северной Америке вводят такую плату за сбор твердых отходов и за пользование водой, которая затем отражается на цене соответствующих услуг. Налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования — другой важный инструмент экономического регулирования в области охраны окружающей среды. В некоторых штатах собственность на очистное оборудование не облагается налогами, в других штатах не взимаются налоги при его продаже. В целом в США очистное оборудование списывается всего за 5 лет. Одновременно промышленники пользовались 10 %-ной налоговой скидкой на природоохранные инвестиции, которая была снята в связи с налоговой реформой в 1986 г. Однако налоговая скидка на инвестиции была оставлена для капиталовложений в коммунальное хозяйство, которое находится в государственной собственности. Налоговые льготы имеют тот же существенный недостаток, что и прямые субсидии: они ускоряют и стимулируют установку капиталоемкого очистного оборудования в ущерб внедрению малоотходной технологии. Кроме того, налоговые льготы возрастают по мере увеличения капиталовложений в очистное оборудование. Следовательно, наибольшую помощь получают крупные компании. В то же время именно мелкие предприятия нуждаются в помощи государства. По оценкам американских специалистов, себестоимость мер борьбы с загрязнением окружающей среды на небольших предприятиях в 8-9 раз выше, чем на крупных. Беспроцентные займы специального выпуска для приобретения очистного оборудования в США получили большое распространение. Достаточно сказать, что в среднем 40 % ежегодных поставок такого оборудования в промышленности финансировалось за счет этого источника. Для помощи мелким и средним предпринимателям ряд правительственных организаций (Администрация малого бизнеса, Управление экономического развития и др.), а также коммерческие банки на гарантированной государством основе выдают на природоохранные цели долгосрочные ссуды с низким процентом. Глава 16, Экология и устойчивое развитие Небольшим фирмам (численностью до 250 чел.) предоставляется безвозмездная помощь для проведения природоохранных мероприятий. Субсидии в США достаточно распространены. Их получение в определенной степени поощряет дальнейшие капиталовложения, ведет к увеличению текущих расходов промышленных фирм и муниципалитетов на охрану окружающей среды. Однако у системы субсидий есть и минусы. Государственные дотации носят целевой характер — предназначаются для строительства и установки только очистного оборудования (в год выделяется 4-6 млрд долл. штатам и местным органам управления, а также иногда малым предприятиям). Это подчас даже тормозит внедрение других эффективных и экономичных способов борьбы с загрязнением окружающей среды. Более того, муниципалитеты и фирмы нередко намеренно ухудшают экологическую обстановку для получения государственной помощи. Система залога, или возмещения предстоящих издержек, все более привлекает американских экономистов. В цену продукта включается дополнительная сумма, которая возмещается полностью или частично, когда продукт возвращается потребителем после использования. Эта система наиболее часто используется по отношению к таре под напитки, но может применяться и в отношении автомобильных шин, элементов электропитания или корпусов автомобилей и т. п. Одним из примеров трастовых природоохранных фондов является фонд в размере 100 млн долл. для борьбы с аварийными утечками нефти на Трансаляскинском нефтепроводе, создание которого предусмотрено законом об ассигнованиях на Трансаляскинский нефтепровод. Фонд формируется за счет сбора специального налога (0,5 долл. за каждый баррель пропускаемой по трубопроводу нефти), который упраздняется после накопления установленной суммы в 100 млн долл. Это, впрочем, не значит, что финансирование борьбы с утечками нефти осуществляется исключительно за счет фонда. Закон предусматривает возмещение убытков фонда за счет владельцев и операторов нефтепровода, виновных в утечках нефти. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |