Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности маркетинговых

Коммуникаций

 

Рассмотрим различные методики оценки экономической и коммуникативной эффективности маркетинговых коммуникаций. Выбор методики зависит от характеристики компании, ситуации на конкурентном рынке, других факторов, в том числе субъективных.

При оценке экономической эффективности рекламы за основу берется товарооборот компании за определенный период времени. Перечислим некоторые методы вычисления экономической эффективности МК.

1. Расчет дополнительного товарооборота под воздействием рекламы определяется по формуле

 

ТД = Тс•П•Д / 100, (1)

 

где ТД - дополнительный товарооборот, вызванный рекламными мероприятиями, руб.; Тс - среднедневной товарооборот до начала рекламного периода, руб; П - относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период по сравнению с дорекламным, %; Д - количество дней учета товарооборота в рекламном процессе. [50]

Преимуществом данного метода является точность измерения товарооборота компании. Этот метод хорошо подходит для расчета товарооборота компаний, работающих в сфере b-2-b. Недостаток - условность степени измерения рекламного воздействия на потребителей. Дело в том, что на потребителя могут оказывать мотивационное воздействие и другие не менее важные факторы, в том числе ситуационные.

2. Расчет экономического эффекта рекламирования, т.е. Разница между прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными мероприятиями, и расходами рекламу.

Для расчета экономического эффекта можно использовать формулу

Э=ТД•НТ / 100 - (ЗРД), (2)

 

где Э - экономический эффект рекламирования, руб.; ТД - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.; НТ - торговая надбавка на единицу товара, в % к цене реализации; ЗР - затраты на рекламу, руб.; РД - дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб. [50]

Результат рекламных мероприятий может быть: положительным - затраты на рекламу меньше полученного эффекта; отрицательным - затраты на рекламу выше полученного эффекта; нейтральным - затраты на рекламу равны полученному эффекту.

Преимущество данного метода в том, что с его помощью можно увидеть дополнительный товарооборот, объем продаж, полученных с помощью рекламной кампании. Он хорошо зарекомендовал себя в розничной торговле. Недостатком данной методики считается то, что с ее помощью сложно определить оптимальный бюджет рекламной кампании, т.к. в ходе ее реализации на прирост товарооборота могли оказывать влияние и другие факторы.

3. Эффективность затрат на рекламу может быть определена с помощью показателя рентабельности рекламирования по формуле

Р = (П / З) • 100%, (3)

 

где Р - рентабельность рекламирования, %; П - дополнительная прибыль, полученная от рекламирования товара, руб; З - общие рекламные затраты, руб.

Данная методика хорошо работает при подсчете эффекта рекламного воздействия при запуске, входе и после рекламной кампании. Например, в случае использования контекстной рекламы можно определить количество кликов на сайт, просмотров, и в ходе опроса фактических потребителей установить эффективность контекстной рекламы. Недостаток этого подхода в том, что прибыль, полученная от рекламирования товара, не может рассматриваться в качестве единственного показателя рентабельности рекламы.

4. Экономическая эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив, путем сопоставления планируемых и фактических показателей, оцениваемых как результат вложения средств в рекламную кампанию:

 

Э = (ПФ – З) • 100 / (ПО – З), (4)

 

где Э - уровень достижения цели рекламы (%);ПФ - фактическое изменение объема прибыли за период действия рекламы (д.е.); ПО - планируемое изменение объема прибыли за период действия рекламы (д.е.); З - затраты на рекламные мероприятия в рассматриваемом периоде (д.е.). [50]

Объемы рекламы и объемы продаж (прибыли) не всегда связаны напрямую. На изменения объемов продаж оказывают влияние усилия конкурентов, мода, покупательские ожидания и т.п. Преимуществом данного метода является то, что с его помощью можно определенно установить достижение конкретной цели рекламирования или установить, что подобными мероприятиями цели достичь невозможно. Недостаток метода целевых альтернатив также в локальном характере экономическо-социальной ситуации, в которой проходила рекламная кампания. На ситуацию могли оказывать свое влияние стихийные силы изменения внешней среды, которые могут более не проявиться.

5. Экономический эффект от длительных рекламных мероприятий следует определять по формуле:

 

Э = Т (IР – I) • В • Н / 100 – ЗР, (5)

 

где Э - экономический эффект рекламирования; IР - индекс рекламы, который может быть определен как отношение индекса товарооборота рекламируемого товара к индексу товарооборота сопоставляемого торгового объекта, не подвергающего свой товар воздействию рекламы; Т - товарооборот (руб.); (IР – I) - прирост индекса среднегодового оборота за счет рекламного мероприятия; В - среднегодовой товарооборот в дорекламный период (руб.); Н - торговая наценка на рекламируемый товар в рекламный и послерекламный периоды (в % к цене реализации); ЗР — сумма затрат на рекламу (руб.) [56]

Если проводиться рекламная распродажа товара, то эффект от рекламы (Эр) можно рассчитать по формуле:

 

Эр = ПР – ЗР, (6)

 

где ПР - прирост от реализации товаров за период рекламной кампании (руб.); ЗР - сумма затрат на рекламу (руб.).

Преимущество данной методики в том, что она максимально учитывает временные периоды действия рекламы. Минус в том, что длительный характер рекламной кампании не всегда соответствует заданным целям и намеченному плану.

6. Формула Ж-Ж. Ламбена (зависимость объема продаж от расходов на рекламу, что в итоге характеризует экономическую эффективность рекламной акции) позволяет вычислить объем продаж за определенный период по формуле:

 

Q = 2,024 • Qt -10,565 • St0,190, (7)

 

где Q - объем продаж за период t; St - расходы на рекламу за период t. [51]

Преимущество данного метода в том, что с его помощью можно более определенно установить конкретную рекламную акцию, например, участие в выставке, ярмарке, подсчитав количество потребителей, узнавших о предложениях компании на этих мероприятиях. Недостаток - невозможность с точностью определить мотивационные факторы, оказавшие воздействие на принятие потребителями покупательских решений.

7. Оценка экономической эффективности маркетинговых коммуникаций с помощью показателя ROI (Return On Investment - «возврат на инвестиции») осуществляется по формуле [47]:

 

ROI = (ОД – З) / З • 100%, (8)

 

где ROI - возврат на инвестиции; ОД - общий доход от вложений; З – затраты.

8. Прибыль фирмы с использованием ценового и рекламного сигнала может быть рассчитана по формуле:

 

Пi = (Р – с) • qi – Ai, i = 1, (9)

 

где П - прибыль фирмы; i - объем продаж конкретной фирмы; Р - фиксированная цена продаваемого товара; с - постоянные удельные затраты; qi - расходы на объем продаж; Аi - расходы на рекламу. [42]

Рассмотрим следующие методы оценки коммуникативной эффективности рекламы.

1. Для оценки коммуникативной эффективности рекламы используются показатели внедрения рекламы и вовлечения в потребление. Показатель внедрение рекламы определяется как отношение числа лиц, запомнивших текущую рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших. Для вычисления показателя вовлечение в потребление сначала определяется число покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу. Затем на сотню лиц, не знакомых с рекламой. Разница между первым и вторым и будет искомым показателем, показателем вовлечения в потребление [51]. Таким образом, формула для вычисления вовлечения в рекламу выглядит следующим образом:

 

СВП = АВР – ВВР, (10)

 

где СВП - показатель вовлечения в потребление; АВР - число покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу; ВР - число покупателей на каждую сотню лиц, не запомнивших рекламу.

Преимущества данной методики в ее простоте применения и доступности. Концепция вовлечения в потребление получило широкое распространение среди специалистов рекламы. Подобного рода методику можно использовать в любой доступной аудитории. Недостатком является то, что полученные данные можно рассматривать условно как истинные только для всей целевой аудитории. Поскольку тестирование позитивного отклика и негативного со стороны опрашиваемых респондентов требует большей сегментации по демографическим, психографическим и поведенческим характеристикам целевой аудитории.

2. Для определения степени привлечения внимания к наружной рекламе используют наблюдения. Степень привлечения внимания к такого рода рекламе (В) определяется по следующей формуле:

 

В = О \ П, (11)

 

где В - степень привлечения внимания прохожих; О - число людей, обративших внимание на рекламу в течение определенного периода; П - общее число людей, которые прошли мимо рекламы за тот же период. [53]

Преимущества данного подхода в том, что наблюдение носит пассивный характер. Наблюдатель просто регистрирует количество людей, обративших внимание на рекламу (витрину магазина, стенд выставки или наружную рекламу) и ведет подсчет общего количества людей, прошедших мимо. Полученные первичные данные полевого наблюдения можно сравнить с данными, полученными таким же образом в другие годы и с учетом других условий и обстоятельств.

3. Метод тайников [47], предназначенный для проверки запоминаемости объявления. При тестировании используют настоящие рекламные объявления, из которых изъято название марки рекламируемой фирмы или товара. Опрашиваемые должны указать, название какой марки пропущено. В качестве количественных показателей коммуникативной эффективности запоминаемости рекламы используют показатели внедрения рекламы и вовлечения в потребление с помощью рекламы. Показатель внедрения рекламы (ПВН) определяется как частное от деления числа лиц, запомнивших рекламу и марку, на число лиц, не запомнивших ее. При значении показателя больше единицы, эффективность рекламы оценивается как высокая, если меньше единицы - низкая. Данный показатель рассчитывается по формуле:

 

ПВН = З / НЗ, (12)

 

где З - число лиц, запомнивших рекламу; НЗ - число лиц, не запомнивших рекламу.

Показатель вовлечения в потребление с помощью рекламы (В) определяют по формуле:

В = (З – К) – (НЗ – К), (13)

 

где З - число лиц, запомнивших рекламу; К - число лиц, купивших рекламируемый товар; НЗ - число лиц, не запомнивших рекламу.

4. Для определения вовлечения в потребление с помощью рекламы опрашиваются покупатели. При положительном показателе опроса респондентов, реклама может рассматриваться как эффективная, при отрицательном – неэффективная.

Преимущества данной методики в том, что она легко может быть использована на практике и позволяет получить статистический результат довольно быстро. Недостатки в том, что подобная схема определения эффективности запоминаемости рекламы ограничена относительно небольшой выборкой представителей целевой аудитории и ее результаты без дополнительной проверки с использованием других методик нельзя экстраполировать на всю целевую аудиторию.

5. Чтобы получить оценку эффективности проведенного PR-мероприятия (например, национальной PR-кампании или рассылки пресс-релиза), необходимо рассчитать:

- difficult - индекс объективной оценки уровня подготовки и проведения мероприятия;

- feedback - индекс уровня освещения в СМИ (вводится в случае оценки пресс-мероприятий, а не спецпроектов, рассылок и других PR-инструментов, не ориентированных на публикации в СМИ).

При этом предполагается вычисление каждого из этих параметров по определенным формулам. Например, индекс сложности D (difficult - уровень сложности) рассчитывается по следующей формуле:

 

D = K • T+K1 • T1+Kn • Tn, (14)

 

где K - коэффициент квалификации сотрудника; T - время, нижний индекс показывает принадлежность затрат времени. [46]

Как вариант оценки проведенного мероприятия предлагается проведение анкетирования участников по итогам проекта (при этом опрашивается 10%, но не менее 10 человек участников). Индекс уровня подготовки мероприятия рассчитывается на основе результатов анкетирования участников мероприятия. Состав опрашиваемых, как правило, включает клиентов и журналистов. Тем самым индекс оценки F (feedback - отзыв) рассчитывается из суммы баллов всех анкет поделенной на количество анкет:

 

F = Σ B / N, (15)

 

где В – баллы, N – количество анкет.

Соответственно, для того, чтобы рассчитывать объективный индекс успешности мероприятия необходимо значения индекса F привязать к значениям индексов D и B (Budget - бюджет). Для этого рассчитывается стоимость одного балла в анкете делением бюджета мероприятия на коэффициент сложности. С учетом того, что в анкете десять вопросов, на которые можно ответить, поставив балл от 1 до 10, анкетирование может дать результат минимум в 100 баллов и результат максимум в 1000, каждый из которых, в соответствии с уровнем сложности и затраченными средствами, стоит n единиц.

Преимущества данной методики в ее доступности. Недостатки в квалификации и опыте работы в сфере рекламы и маркетинга специалиста, который использует такой метод определения эффективности.

Приведем еще несколько частных методов, которые можно использовать для определения коммуникативной эффективности отдельных инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций с целью продвижения продукции, повышения репутации и имиджа компании.

1. Метод измерения и подсчет количественных показателей PR-деятельности позволяет определить, сколько было подготовлено информационных материалов, сколько реализовано звонков, в каком количестве СМИ были размещены статьи и т.д. [52] Преимущества данного метода в его доступности и простоте определения эффективных средств и каналов передачи рекламной информации. Недостаток в том, что он не учитывает качественные показатели проведенной коммуникационной кампании.

2. Подсчет «обратной связи» отвечает на вопросы, насколько увеличилась осведомленность аудитории о компании или товаре (услуге), удалось ли отвлечь внимание общественности от негативной информации или слухов. Как изменилось общественное мнение о PR-объекте, сколько было получено откликов и т.д. [52] Преимущества данного метода в его очевидности и доступности, а недостаток в субъективном истолковании данных и низкой степени определения репрезентативности общественности.

3. Распространение пресс-релизов компании предполагает следующие подходы [52]:

- оценку количества подготовленных и опубликованных пресс-релизов в СМИ. Можно подсчитать точный процент опубликованных пресс-релизов. Например, было послано 30 пресс-релизов, а опубликовано 20. Таким образом, эффективность рассылки составила примерно 66%.

- «обратную связь» - подход к определению реакции, которая была получена после рассылки пресс-релизов: количество комментариев журналистов, количество звонков и писем представителей целевой аудитории и т.д.

4. Проведение пресс-конференций. Для данного метода характерны следующие подходы:

- формирование круга необходимых СМИ;

- сравнение показателей «целевые СМИ» и «аккредитованные СМИ», т.е. определение процентного соотношения этих двух показателей;

- сравнительный анализ показателей «аккредитованные СМИ» и «пришедшие на пресс-конференцию журналисты». Оптимальным считается присутствие на конференции 80–90% аккредитованных журналистов от общего числа;

- подсчет количества вопросов журналистов;

- анализ заданных журналистами вопросов и ответов на эти вопросы;

- подсчет и анализ количества публикаций после проведенной пресс-конференции. [52]

5. Система «план-факт» [53], согласно которой результативность PR-кампании оценивается с точки зрения выполнения всех запланированных мероприятий, акций, коммуникаций. Необходимо отметить, что данная методика не является сугубо формальной. При грамотно, качественно составленном плане она с достаточной степенью точности отражает достижение запланированных результатов.

6. Система «от достигнутого» [53], как правило, применяется при достаточно регулярных акциях одного типа (например, ежегодный «День открытых дверей» в вузах или годовое собрание акционеров), позволяет сравнить планируемые показатели сходных мероприятий, выделить достижения или их отсутствие (естественно, учитывается и бюджет каждого из сравниваемых мероприятий).

7. Система «цель - конечный результат» [53], при которой эффективность PR-кампании оценивается как реализация поставленной цели, естественно, с учетом временных и финансовых соответствий плану. Это метод оценки эффективности по целям, как и предыдущие методы.

8. Метод PR-исследований включает [55]:

- анализ документов;

- методы нарративного [49] и полуструктурированного [50] интервьюирования;

- метод фокус-групп;

- количественные методы массовых опросов (телефонное интервьюирование, очное интервьюирование по месту жительства или работы, почтовое или раздаточное анкетирование);

- экспертные опросы. [39]

Нарративное интервью (narrative - рассказ, повествование) представляет собой свободное повествование рассказчика о себе, своей жизни и проблемах без какого-либо вмешательства со стороны интервьюера. Интервьюер в начале беседы только задает основную линию, а затем выступает в роли слушателя, поддерживая рассказчика и стимулируя его речь жестами, мимикой, междометиями. Если предметом нарративного интервью является имидж какого-либо объекта, то предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти представителя целевой аудитории ассоциативно возникнут те позиции, аргументы, те эпизоды и образы, которые представляют для него наибольшую значимость. Это позволяет разработчику PR-кампании выявить ключевые смыслообразующие моменты, организующие впечатления человека о базисном субъекте PR и далее на базе этой информации выстроить стратегию и тактику эффективной коммуникации с этой целевой аудиторией.

Эффективность рекламного сообщения можно определить через оценку эффективности каналов коммуникации. Эффективность рекламного сообщения по основным каналам коммуникации, включая Интернет, представлена в таблице 1.[39]

Агентство PR Technologies провело опрос директоров и специалистов по маркетингу из 50 компаний, входящих в список 100 крупнейших российских онлайн-рекламодателей. Целью опроса было выявление актуальных тенденций на рынке интернет-рекламы. По оценке 62% респондентов, главным трендом Рунета остаются социальные сети — это очевидное следствие популярности этого типа Интернет-сервисов. Среди специфически рекламных трендов наиболее интересуют сложные интегрированные кампании (46,5%). От них не сильно отстали таргетинг (43,4%) и связь кампаний с продажами, в т.ч. через CPA-модель (с оплатой размещений по действиям пользователя). [45]

Таблица 1

 

Эффективность рекламного сообщения по основным

каналам коммуникации [39]

 

Канал коммуникации Средний показатель, %
Поиск в Интернете (контекстная реклама) 60,75
Обсуждение с друзьями 58,95
Обсуждение в Интернете на форумах или в блогах 56,87  
Обсуждение в статьях, в газетах и журналах 54,69  
Обсуждение на ТВ / радио 52,75
Ролики на телевидении 52,08
Рекламные статьи в журналах / газетах 51,61
Реклама в журналах 48,91
Реклама в газетах 48,53
Ролики на радио 44,7
Наружная реклама (щиты на улицах) 47,49
Рекламные баннеры в Интернете (медийная реклама) 45,88  
Листовки, открытки 48,01
SMS с рекламой новых возможностей / услуг 46,26  
Спонсорство на ТВ 41,62
Product Placement 34,05

 

Таким образом, специфика использования методов оценки экономической и коммуникативной эффективности маркетинговых коммуникаций состоит в неограниченном количестве подходов, применяемых на практике.

Оценив эффективность коммуникационной стратегии и получив новые данные о рынке и покупателях, можно приступать к анализу эффективности всей маркетинговой стратегии. Выводы и информация, полученная в ходе этого процесса, ляжет в основу разработки нового плана и новой стратегии.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие этапы включает в себя коммуникационная стратегия предприятия?

2. Дайте характеристику каждого этапа разработки коммуникационной стратегии.

3. Приведите наиболее типичные цели коммуникаций.

4. Назовите типы коммуникационных стратегий.

5. Перечислите методы определения бюджета коммуникаций.

6. Что представляет собой экономическая оценка эффективности маркетинговых коммуникаций?

7. Назовите методы оценки экономической эффективности маркетинговых коммуникаций. С чем их преимущества и недостатки?

8. Перечислите и дайте характеристику методам коммуникативной эффективности маркетинговых коммуникаций.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях насыщенного рынка, успешность маркетинговых коммуникаций является одной из главных гарантий процветания бизнеса. К управлению системой маркетинговых коммуникаций необходимо подходить интегрировано, системно. Широко распространенная политика точечных маркетинговых мероприятий, как правило, не позволяет достичь результатов, которые бы в значительной степени удовлетворяли потребностям среднего и крупного бизнеса.

Современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Компаниям необходимо осуществлять коммуникации с различными целевыми аудиториями с целью информирования о своих товарах, создания и поддержания имиджа компании на рынке.

Падение эффективности традиционных инструментов коммуникаций, законодательные ограничения, постоянный рост цен, негативное отношение потребителей к воздействию на них с помощью традиционных средств маркетинговых коммуникаций способствуют использованию креативных средств и инструментов коммуникационного маркетинга на рынке маркетингово-коммуникационных услуг.

 


Вопросы для экзамена

 

1. Понятие маркетинговых коммуникаций. Коммуникационная модель маркетинга.

2. Классификация предметов коммуникации.

3. Интегрированные и системные маркетинговые коммуникации

4. Сущность, цели и задачи рекламы.

5. Классификация видов рекламы.

6. Виды рекламных агентств.

7. Средства распространения рекламы, их достоинства и недостатки.

8. Понятие, основные направления, задачи, функции паблик рилейшнз.

9. Формы деловых коммуникаций в PR.

10. PR-кампании в сети Интернет.

11. Стимулирование продаж.

12. Выставочно-ярмарочная деятельность как форма маркетинговых коммуникаций

13. Прямой маркетинг.

14. Личные продажи в прямом маркетинге.

15. Сетевой маркетинг.

16. Телефонный маркетинг.

17. Директ-мейл-маркетинг.

18. Брендинг.

19. Кобрендинг. Частная марка.

20. Спонсорство.

21. Креативные средства маркетинговых коммуникаций.

22. Креативные инструменты маркетинговых коммуникаций.

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Абельмас, Н.В. Реальные телефонные продажи. Как получить деньги от людей, которые вас ненавидят / Н.В. Абельмас. – СПб.: Питер, 2007.

3. Алешина, И.В. Сравнительный анализ преимуществ рекламы, PR и личных продаж в достижении маркетинговых целей / И.В. Алешина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №3. – с. 55-59.

4. Антипов, К.В. и др. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учебно-практическое пособие / К.В. Антипов.– М.: «Дашков и Ко», 2004.

5. Астраханцева, И., Одинцова, Е. Использование личных продаж, как инструмента для эффективного управления продажами / И. Астраханцева, Е. Одинцова // Консультант директора. - 2005. - №18. - с. 33-36.

6. Балабанова. Л.В., Крутушкина, О.В. Комплексный подход к стратегическому управлению маркетинговыми коммуникациями предприятия / Л.В. Балабанов, О.В. Крутушкина // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 6 (17). - с. 52-58.

7. Березкина, О. Product Placement. Технологии скрытой рекламы / О. Березкина. - Издательство: Питер, 2009 г.

8. Бокарев, Т. Энциклопедия Интернет-рекламы / Т. Бокарев. – М.: Промо-ру, 2000.

9. Борисовский, Ю., Семина, Н., Соболев, С. По ту сторону черты. Классификация услуг в области непрямой рекламы // Индустрия рекламы. – 2005. - №12.

10. Васильев, Г.А., Поляков, В.А. Основы рекламной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2004.

11. Васкевич, Е.А. Упаковка как инструмент продвижении товара // Все в ваших руках. – 2003. - №3.

12. Вереникин, А. «Как подобрать менеджера по продажам?» // Вопросы экономики. -2005. - №10. - с. 56-71.

13. Вирин, Ф. Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов / Ф. Вирин. – М.: Эксмо, 2010.

14. Данько, Т.П., Завьялова, Н.Б. Электронный маркетинг / Т.П. Данько, Н.Б. Завьялова. – М.: Инфра, 2003.

15. Еремеева, Ю. Небанальная реклама. Заметка о символах компании / Ю. Еремееева // Рекламодатель: теории и практика. – 2006. - №3.

16. Колесникова, А. Помогает ли ambient media российской рекламе / А. Колесникова // Индустрия рекламы.- 2006. - №13.

17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 2005.

18. Красовская, Е. Скажите «НЕТ!» календарям и ежедневникам / Е. Красовская // Рекламные технологии. – 2006. - №7.

19. Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие / И.И. Кретов. М.: Финстатинформ, 2005. – 181 с.

20. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

21. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / В.П. Тихомиров, Н.В. Тихомирова, Л.А. Данченок, П.Ю. Невоструев, Л.В. Ласковец, С.В. Мхитарян, А.В. Нетесова, А.И. Евдокимчик, Т.В. Дейнекин, А.В. Москаве; под ред. Л.А. Данченок. – СПб.: Питер, 2013.

22. Назаренко, Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга / Л.Ф. Назаренок. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

23. Парамонова, Т.Н. Маркетинг в розничной торговле: Учебно-практическое пособие / Под общей редакцией профессора Т.Н. Парамоновой. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 224 с.

24. Пашутин, С.Б. Игра на публику или нетрадиционные способы продвижении торговых марок на российском рынке / С.Б. Пашутин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №4. – с. 85

25. Пономарева, А.М. Классификация, функции и оценка потенциала креативных средств и инструментов коммуникационного маркетинга / А.М. Пономарева // Креативная экономика. - 2008. -№ 12 (24). - c. 8-17.

26. Романов, А.А., Панько, А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2006. – 432с.

27. Романов, А.А. Маркетинг: учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. - М.: Дашков и Ко, 2012.

28. Саркисян, О. Реклама на транспорте набирает обороты / О. Саркисян // Теория и практика рекламы. - 2006. - №5. – с 16.

29. Синяева, И.М., Земляк, С.В., Синев, В.В. Маркетинговые коммуникации / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синев. – М.: Дашков и Ко, 2011.

30. Севостьянов, И.О. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете / И.О. Севрстьянов. - СПб.: «Питер», 2010.

31. Смит П. Маркетинговые коммуникации. Интеграционные достижения: монография. — М., 1993.

32. Сочилин, Г. Торговый маркетинг - игры для взрослых / Г. Сочилин // Маркетинговые коммуникации. – 2008. - №2. – с. 12-16.

33. Султанова, Е. Планируем спонсора? / Е. Султанова // Рекламодатель: теория и практика. - 2004. - № 4. - с. 51-55.

34. Сырцова, И. Рекламный фен-шуй / И. Сырцова //Практика рекламы. – 2006. - №12.

35. Цахаев, Р.К. Маркетинг: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева– М.: Дашков и Ко, 2013.

36. Чумиков, А.Н., Бочаров, М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – 6-е изд. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010.

37. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшенз, брендинг / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2011.

38. Шевченко, Д.А. Оценка эффективности коммуникационного процесса / Д.А. Шевченко // Современные технологии управления. - 2013. -№ 2. - С. 30–39.

39. Шевченко, Д.А. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций: достоинства и недостатки различных подходов / Д.А. Шевченко // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - № 4. - с. 214-224.

40. Шейнов, В.П. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг / В.П. Шейнов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2007 г.

41. Шкляр, Т.Л. Реклама через призму трех венских школ / Т.Л. Шкляр // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – №6.

42. Шмалензи, Р. Реклама и рыночная структура // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков / Под ред. Слуцкого А.Г. - т. 5. - СПб.: Экономическая школа, 2003. - 669 c.

43. Щербакова, И.В. Блог-маркетинг, или маркетинг в режиме онлайн: Практическое пособие / И.В. Щербакова. – М.: «Дашков и K°», 2010

44. Щетинина, В.И. Системные характеристики интегрированных маркетинговых коммуникаций / В.И. Щетинина // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 430-431.

45. Агентство PR Technologies - http://mediarevolution.ru/advertiser/2723.html

46. Алексеева, И. Как оценивать эффективность PR-кампании? - http://bizentropy.biz/articles/84-kak-ocenivat-yeffektivnost-pr-kampanii.html.

47. Волкова, Л. Маркетинговый ROI: смысл и расчеты. - http://m-arket.narod.ru/S_OM/ROI.html

48. Директ маркетинг, как часть общей системы современного маркетинга - http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/dm/dm_intro.htm

49. Дымшиц М.Н. Эффективная реклама: основные критерии. -http://www.baar.ru/analitic/basic-advertising-testing-methods

50. Как стать рекламистом. - http://reklama-today.ru/opredelenie-effektivnosti-reklamy/ponyatie-torgovoj-effektivnosti-reklamy-i-sposoby-ee-rascheta/

51. Организация рекламной деятельности - http://gendocs.ru

52. Оценка эффективности PR-кампаний: критерии, методы, специфика оценки результатов PR-кампании в СМИ и Интернет. - http://ob-svyazy.ru/otvety-k-gosam-pr/268-ocenka_effektivnosti_prkampanij_kriterii_metody_specifika_ocenki_rezultatov_prkampanii_v_smi_i_internet.html.

53. Подорожная, Л.В. Теория и практика рекламы. - http://propel.ru/pub/345.php.

54. Что такое Event-marketing и зачем он нужен? Источник: http://www.adme.ru/business/chto-takoe-event-marketing-i-zachem-on-nuzhen-30535/

55. Шишкин, Д.П., Гавра, Д.П., Бровко, С.Л. PR-кампании: методология и технология.. —http://www.evartist.narod.ru/text19/144.htm.

56. Экономическая эффективность рекламы. — http://www.uamconsult.com/book_508_chapter_41_7.2._EHkonomicheskaja_ehffektivnost_reklamy.html.

57. http://skorozvon.ru/articles/telemarketing#clients_research

 

.


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Шемчук Мария Алексеевна

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...