Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЯатшшшаашшттттшштшшшшшшшшшяшшшашшяшюшттшшшшЭффективность экономической системы современного общества во многом зависит от того, как сформированы его основные хозяйственные субъекты и в каких отношениях они находятся между собой. Оба этих вопроса относятся к компетенции менеджмента. В настоящее время под менеджментом понимается, во-первых, вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта, координацией всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, для достижения поставленных целей, а также искусство получения необходимых ресурсов; во-вторых, совокупность людей, занятых в осуществлении менеджмента как вида деятельности. Хозяйствующие субъекты американской экономики Виды хозяйствующих субъектов Хозяйственное законодательство США выделяет три основные формы организации экономической деятельности: индивидуальное предпринимательство (sole proprietorship), партнерство (partnership) и корпорацию (corporation), каждая из которых, в свою очередь, имеет особенности, виды и подвиды. Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности. Индивидуальное предпринимательство является самой массовой формой. Ежегодно в США предпринимателями заполняется примерно 25 млн налоговых деклараций, подавляющая часть которых связана с индивидуальным бизнесом. Из этого количества примерно для 1 млн чел. бизнес является подработкой к основному доходу; 10 млн чел. участвуют в семейном бизнесе, в котором нет наемного персонала, и около б млн — в малом бизнесе с наемным персоналом, но без образования юридического лица. Партнерством называется юридическое лицо, в котором предприниматели объединяются для совместного ведения бизнеса. По обязательствам партнерства все его участники несут полную коллективную ответственность всем своим имуществом. Партнерство может иметь наемных работников. Доходы партнерства, не идущие на расширение и воспроизводство бизнеса, распределяются между участниками, которые платят с него налог как с индивидуального дохода. Партнерства были широко распространены в сфере специальных услуг (юридические, управленческое консультирование, инжиниринг и т. п.). В последние годы во многих штатах были приняты законы, позволяющие предпринимателям вступать в объединения, во многом аналогичные партнерствам, Глава 17. Роль менеджмента в современной экономике_________________________________ 267 но в которых нет полной имущественной ответственности по обязательствам юридического лица. Такие объединения получили название «компаний с ограниченной ответственностью» (limited liability company). Их участники несут ответственность по обязательствам объединения только в размере своих взносов в уставной капитал. Но так же как и партнерства, такие компании не облагаются налогом на прибыль. Отсутствие полной ответственности является существенным преимуществом, поэтому большинство партнерств были перерегистрированы в «компании с ограниченной ответственностью». Корпорации являются основной формой организации хозяйственной деятельности. Корпорации стали создаваться в США в конце XVII в. первоначально для концентрации общественных ресурсов при решении таких задач, как создание объектов инфраструктуры (дороги, дамбы, плотины, каналы и т. п.), строительство гражданских кораблей и общественных зданий. Такие корпорации получали определенные привилегии (монопольные права, освобождения от налогов и т. п.), поскольку создавались для удовлетворения общественных потребностей. Но очень скоро корпорация как форма организации бизнеса стала доминировать. При этом на первый план вышли цели удовлетворения индивидуальных потребителей и получения прибыли. В середине XIX в. в США начало складываться корпоративное хозяйственное право. Был принят ряд судебных решений, закрепивших за корпорациями статус юридического лица, определивших основные моменты организации управления, а также взаимодействия собственников с наемными менеджерами. Это привело к быстрому росту числа корпораций, стимулировало централизацию управления и прав принятия хозяйственных решений в руках наемных менеджеров. Последние получили право занимать места в советах директоров корпораций и представлять интересы групп акционеров. Особое значение придавалось обеспечению преемственности менеджмента, его стабильности и относительной независимости от изменяющегося состава акционеров корпорации превратились в главную форму организации хозяйственной деятельности в США. В начале XXI в. корпорация — это юридическое лицо, в рамках которого объединяются физические и юридические лица для совместного ведения деятельности. Участники корпорации отвечают по ее обязательствам лишь ограниченно, в объеме тех средств, которые обобществляются для совместного ведения дел в виде паев или долей акций. Существуют корпорации, не выпускающие акции (поп stock), такие как, например, кооперативы, общества взаимного кредита и т.п., а также выпускающие акции (stock). Основная масса корпораций распространяет свои акции среди ограниченного круга возможных покупателей в соответствии с правилами, прописанными в их уставах, это так называемые закрытые (closed) корпорации. Но наибольшее распространение получили открытые (public) корпорации, акции которых котируются на основных биржах. Таких корпораций в США насчитывается примерно 8000, но они производят до 90 % валовой прибыли, получаемой в стране, и владеют 70 % промышленных активов. Задачи менеджмента Охарактеризуем основные задачи, которые решает менеджмент в ходе управления хозяйственным субъектом. Особенности экономической модели 1. Организация взаимодействия с собственниками и удовлетворение их интересов. В традиционной схеме управления полномочия менеджмента связаны с его участием в совете директоров, где он представляет интересы собственников. Но эта исходная идея корпоративной организации потеряла значение по мере роста числа акционеров в открытых корпорациях, которое сегодня измеряется миллионами. Распыленность собственников и их неспособность консолидировать свои права и выдвинула задачу связи собственников и менеджмента на первый план. Организация внутрифирменного управления обеспечивает эффективность деятельности организации и связана с внутренней структурой компаний, механизмами организации работ, стимулирования, контроля исполнения и т. п. Длительное время американские компании были в этом вопросе законодателями моды. Считалось, что таким образом молодая Америка бросает вызов Старому свету. 2. Выбор стратегии хозяйственного поведения; оптимальных размеров компаний и ее подразделений. Как направление управленческая деятельность сформировалась в последней четверти XX в., когда было выявлено, что «экономия на масштабах» имеет пределы, а эффективность бизнеса обусловлена не только рациональностью внутренней организации, но и правильно выбранной стратегией поведения на рынках. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |