Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Яатшшшаашшттттшштшшшшшшшшшяшшшашшяшюшттшшшш

Эффективность экономической системы современного общества во многом за­висит от того, как сформированы его основные хозяйственные субъекты и в ка­ких отношениях они находятся между собой. Оба этих вопроса относятся к ком­петенции менеджмента. В настоящее время под менеджментом понимается, во-первых, вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта, координацией всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, для дости­жения поставленных целей, а также искусство получения необходимых ресур­сов; во-вторых, совокупность людей, занятых в осуществлении менеджмента как вида деятельности.

Хозяйствующие субъекты американской экономики

Виды хозяйствующих субъектов

Хозяйственное законодательство США выделяет три основные формы организа­ции экономической деятельности: индивидуальное предпринимательство (sole proprietorship), партнерство (partnership) и корпорацию (corporation), каждая из которых, в свою очередь, имеет особенности, виды и подвиды. Рассмотрим каж­дую из этих форм в отдельности.

Индивидуальное предпринимательство является самой массовой формой. Ежегодно в США предпринимателями заполняется примерно 25 млн налоговых деклараций, подавляющая часть которых связана с индивидуальным бизнесом. Из этого количества примерно для 1 млн чел. бизнес является подработкой к основ­ному доходу; 10 млн чел. участвуют в семейном бизнесе, в котором нет наемного персонала, и около б млн — в малом бизнесе с наемным персоналом, но без обра­зования юридического лица.

Партнерством называется юридическое лицо, в котором предприниматели объединяются для совместного ведения бизнеса. По обязательствам партнерства все его участники несут полную коллективную ответственность всем своим иму­ществом. Партнерство может иметь наемных работников. Доходы партнерства, не идущие на расширение и воспроизводство бизнеса, распределяются между участниками, которые платят с него налог как с индивидуального дохода. Парт­нерства были широко распространены в сфере специальных услуг (юридические, управленческое консультирование, инжиниринг и т. п.).

В последние годы во многих штатах были приняты законы, позволяющие пред­принимателям вступать в объединения, во многом аналогичные партнерствам,


Глава 17. Роль менеджмента в современной экономике_________________________________ 267

но в которых нет полной имущественной ответственности по обязательствам юридического лица. Такие объединения получили название «компаний с ограни­ченной ответственностью» (limited liability company). Их участники несут ответ­ственность по обязательствам объединения только в размере своих взносов в устав­ной капитал. Но так же как и партнерства, такие компании не облагаются налогом на прибыль. Отсутствие полной ответственности является существенным пре­имуществом, поэтому большинство партнерств были перерегистрированы в «ком­пании с ограниченной ответственностью».

Корпорации являются основной формой организации хозяйственной деятель­ности. Корпорации стали создаваться в США в конце XVII в. первоначально для концентрации общественных ресурсов при решении таких задач, как создание объектов инфраструктуры (дороги, дамбы, плотины, каналы и т. п.), строитель­ство гражданских кораблей и общественных зданий. Такие корпорации получали определенные привилегии (монопольные права, освобождения от налогов и т. п.), поскольку создавались для удовлетворения общественных потребностей. Но очень скоро корпорация как форма организации бизнеса стала доминировать. При этом на первый план вышли цели удовлетворения индивидуальных потребителей и по­лучения прибыли. В середине XIX в. в США начало складываться корпоративное хозяйственное право. Был принят ряд судебных решений, закрепивших за корпо­рациями статус юридического лица, определивших основные моменты организации управления, а также взаимодействия собственников с наемными менеджерами. Это привело к быстрому росту числа корпораций, стимулировало централизацию управления и прав принятия хозяйственных решений в руках наемных менедже­ров. Последние получили право занимать места в советах директоров корпора­ций и представлять интересы групп акционеров. Особое значение придавалось обеспечению преемственности менеджмента, его стабильности и относительной независимости от изменяющегося состава акционеров корпорации превратились в главную форму организации хозяйственной деятельности в США.

В начале XXI в. корпорация — это юридическое лицо, в рамках которого объеди­няются физические и юридические лица для совместного ведения деятельности. Участники корпорации отвечают по ее обязательствам лишь ограниченно, в объеме тех средств, которые обобществляются для совместного ведения дел в виде паев или долей акций. Существуют корпорации, не выпускающие акции (поп stock), такие как, например, кооперативы, общества взаимного кредита и т.п., а также выпускающие акции (stock). Основная масса корпораций распространяет свои акции среди ограниченного круга возможных покупателей в соответствии с пра­вилами, прописанными в их уставах, это так называемые закрытые (closed) кор­порации. Но наибольшее распространение получили открытые (public) корпора­ции, акции которых котируются на основных биржах. Таких корпораций в США насчитывается примерно 8000, но они производят до 90 % валовой прибыли, получаемой в стране, и владеют 70 % промышленных активов.

Задачи менеджмента

Охарактеризуем основные задачи, которые решает менеджмент в ходе управле­ния хозяйственным субъектом.



Особенности экономической модели


1. Организация взаимодействия с собственниками и удовлетворение их инте­ресов. В традиционной схеме управления полномочия менеджмента связа­ны с его участием в совете директоров, где он представляет интересы соб­ственников. Но эта исходная идея корпоративной организации потеряла значение по мере роста числа акционеров в открытых корпорациях, которое сегодня измеряется миллионами. Распыленность собственников и их неспо­собность консолидировать свои права и выдвинула задачу связи собствен­ников и менеджмента на первый план. Организация внутрифирменного уп­равления обеспечивает эффективность деятельности организации и связана с внутренней структурой компаний, механизмами организации работ, сти­мулирования, контроля исполнения и т. п. Длительное время американские компании были в этом вопросе законодателями моды. Считалось, что таким образом молодая Америка бросает вызов Старому свету.

2. Выбор стратегии хозяйственного поведения; оптимальных размеров компа­ний и ее подразделений. Как направление управленческая деятельность сформировалась в последней четверти XX в., когда было выявлено, что «эко­номия на масштабах» имеет пределы, а эффективность бизнеса обусловлена не только рациональностью внутренней организации, но и правильно выбран­ной стратегией поведения на рынках.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...