Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксплуатационные свойства автомобиля

 

Для оценки качества автомобиля Е.А.Чудаков предложил впервые 13 критериев: динамичность, экономичность, надежность, проходимость, устойчивость, легкость управления, мягкость хода, простота обслуживания, емкость заправки, запас хода, использование габаритных размеров, маневренность, использование массы.

К настоящему времени оценку автомобиля производят чаще всего по восьми эксплуатационным свойствам, представленным в табл.2.1

 

Таблица 2.1 Эксплуатационные свойства и критерии качества АТС

Свойство АТС Что обеспечивает Чем характеризуется
1.Тягово-скоростные свойства Грузоподъемность (пассажировместимость), скорость и ускорение Массой перевозимого груза mг, количеством пассажиров z, максимальной скоростью движения Vmax, временем и путем разгона до Vmax,
2.Топливная экономичность Экономию топлива Путевым расходом топлива в л/100 км
3.Тормозные свойства Максимальное замедление и удержание автомобиля на уклоне Тормозным путем, величиной уклона
4.Управляе-мость Свойство измененять траекторию движения автомобиля при воздействии водителя на рулевое колесо Усилием на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте и при движении, стабилизацией управляемых колес
5. Устойчивость Свойство сохранять заданное направление движения при снятом усилии с рулевого колеса Устойчивостью управляемых колес против колебаний
6.Маневренность Возможность работы на ограниченных площадках Минимальным радиусом поворота Rmin
7.Проходимость Возможность двигаться в тяжелых дорожных условиях и преодолевать препятствия Критериями опорной и профильной проходимости  
8. Плавность движения (хода) Удобство движения водителя и пассажиров, сохранность грузов Частотой собственных колебаний подвески, среднеквадратичными значениями скоростей и ускорений

Заметим, что отмеченные выше эксплуатационные свойства автомобиля связаны непосредственно с его движением, поэтому рассматриваются в «Теории автомобиля».

Литература

1. Кошарний М.Ф. Основи механіки та енергетики автомобіля.-К.: Вища шк., 1992.- 200с., с. –12…20.

2. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль:Теория эксплуатационных свойств.-М.:Машиностроение, 1984. –272 с., с.- 5…11.

3. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория.-Минск: Вышэйш. Шк., 1986.-240с., с.- 7…9.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные типы АТС.

2. Какие функции выполняет движитель?

3. Перечислите условия эксплуатации АТС.

4. Чем характеризуются дорожные условия?

5.Какие параметры, характеризующие дорожные условия, используются в теории автомобиля?

6.Назовите основные эксплуатационные свойства автомобиля

7. Чем обусловлен коэффициент сцепления шины на недеформируемой опорной поверхности?

8. Чем характеризуются деформационные свойства дороги без твердого покрытия?

Какими параметрами характеризуются тягово-скоростные свойства автомобиля?

Какими параметрами характеризуются управляемость, устойчивость автомобиля?

Какими параметрами характеризуется проходимость автомобиля?

12.Что обеспечивает плавность хода?

13. Чем характеризуется топливная экономичность автомобиля?

14. Какое влияние на мощность двигателя и его тепловой режим работы оказывает высота над уровнем моря?

3. Основы теории качения колеса

 

Радиусы эластичного колеса

 

В общем случае колесо автомобиля состоит из жесткого обода, эластичных боковин и контактного отпечатка. Контактный отпечаток шины представляет собой элементы шины, контактирующие с опорной поверхностью в рассматриваемый момент времени. Его форма и размеры зависят от типа шины, нагрузки на шину, давления воздуха, деформационных свойств опорной поверхности и ее профиля.

В зависимости от соотношения деформаций колеса и опорной поверхности возможны следующие виды движения:

- эластичного колеса по недеформируемой поверхности (движение колеса по дороге с твердым покрытием);

- жесткого колеса по деформируемой поверхности (движение колеса по рыхлому снегу);

- деформируемого колеса по деформируемой поверхности (движение колеса по деформируемому грунту, рыхлому снегу с пониженным давлением воздуха).

В зависимости от траектории возможны прямолинейное и криволинейное движения. Заметим, что сопротивление криволинейному движению превышает сопротивление прямолинейному. Это особенно касается трехосных автомобилей с балансирной задней тележкой. Так, при движении трехосного автомобиля по траектории с минимальным радиусом на дороге с высоким коэффициентом сцепления остаются следы от шин, с выхлопной трубы идет черный дым, резко увеличивается расход топлива. Все это является следствием возростания сопротивления криволинейному движению в несколько раз по сравнению с прямолинейным.

Ниже нами рассмотрены радиусы эластичного колеса для частного случая- при прямолинейном движении колеса на недеформируемой опорной поверхности.

Существуют четыре радиуса автомобильного колеса:

1) свободный; 2) статический; 3) динамический; 4) радиус качения колеса.

Свободный радиус колеса - характеризует размер колеса в ненагруженном состоянии при номинальном давлении воздуха в шине. Этот радиус равен половине наружного диаметра колеса

rc = 0,5 Дн ,

где rc – свободный радиус колеса в м;

Дн – наружный диаметр колеса в м, который определяется экспериментально при отсутствии контакта колеса с дорогой и номинальном давлении воздуха в шине.

В практике этот радиус используется конструктором для определения габаритных размеров автомобиля, зазоров между колесами и кузовом автомобилем при его кинематике.

Статический радиус колеса – расстояние от опорной поверхности до оси вращения колеса на месте. Определяется экспериментально или рассчитывается по формуле

r= 0,5 d + lzH,

где r – статический радиус колеса в м;

d – посадочный диаметр обода колеса в м;

lz- коэффициент вертикальной деформации шины. Принимается для тороидных шин lz=0,85…0,87; для шин регулируемого давления lz=0,8…0,85;

Н – высота профиля шины в м.

Динамический радиус колеса rd – расстояние от опорной поверхности до оси вращения колеса во время движения. При движении колеса по твердой опорной поверхности с малой скоростью в ведомом режиме принимается

r» rd .

Радиус качения колеса rк – путь, проходимый центром колеса, при его повороте на один радиан. Определяется по формуле

rк = ,

где S – путь, проходимый колесом за один оборот в м.;

2p - число радиан в одном обороте.

При качении колеса на него могут действовать крутящий Мкр и тормозной Мт моменты. При этом крутящий момент уменьшает радиус качения, а тормозной – увеличивает.

При движении колеса юзом, когда имеется путь и отсутствует вращение колеса, радиус качения стремится к бесконечности. Если происходит буксование на месте, тогда радиус качения равен нулю. Следовательно, радиус качения колеса изменяется от нуля до бесконечности.

Экспериментальная зависимость радиуса качения от приложенных моментов представлена на рис.3.1. На графике выделим пять характерных точек: 1,2,3,4,5.

Точка 1 – соответствует движению колеса юзом при приложении тормозного момента. Радиус качения в этой точке стремится к бесконечности. Точка 5- соответствует буксованию колеса на месте при приложении крутящего момента. Радиус качения в этой точке приближается к нулю.

Участок 2-3-4 – условно ли-нейный, а точка 3 соответствует радиусу rко при качении колеса в ведомом режиме.

 

Рис.3.1.Зависимость rк = f (M).

Радиус качения колеса на этом линейном участке определяется по формуле

rк = rко ± lтM,

где lт – коэффициент тангенциальной эластичности шины;

M - приложенный к колесу момент в Н.м.

Знак « + » брать, если к колесу приложен тормозной момент, а знак « - » - если крутящий.

На участках 1-2 и 4-5 не существует зависимостей для определения радиуса качения колеса.

Для удобства изложения материала в дальнейшем введем понятие «радиус колеса» rк,, имея ввиду следующее: если определяются параметры кинематики автомобиля (путь, скорость, ускорение), то под радиусом колеса понимается радиус качения колеса; если определяются параметры динамики (сила, момент), то под этим радиусом понимается динамический радиус колеса rd . С учетом принятого в дальнейшем динамический радиус и радиус качения будет обозначаться rк,

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...