Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение отраслевой структуры обрабатывающей промышленности США

Показателей, которые характеризуют состояние и динамику развития обрабаты­вающей промышленности США, достаточно много. Динамика объемов продук­ции, реализованной предприятиями обрабатывающей промышленности США, представлена в табл. 18.2. Следует отметить устойчивое отставание динамики обрабатывающей промышленности по сравнению с другими отраслями экономики. Это отражает тенденцию последовательного снижения материалоемкости про­дукции обрабатывающих отраслей промышленности. Если в 1990 г. на каждый доллар вклада обрабатывающей промышленности в ВВП США приходилось 14 центов вклада добывающей, то к 2000 г. — лишь 8 центов. В этот период наблю­далось также опережающее развитие сферы услуг — ее вклад в ВВП увеличился более чем в 2 раза, тогда как вклад обрабатывающей промышленности только в 1,5 раза. В 2000 г. на долю обрабатывающей промышленности приходилось 15,9 % ВВП и 14 % совокупной занятости в экономике страны.

Ключевыми технологическими сдвигами, произошедшими в обрабатывающей промышленности во второй половине XX в., можно считать: распространение электрического привода, механизацию и автоматизацию технологических про­цессов, расширение применения синтетических материалов (пластики, волокна и пр.), энергосбережение, информатизацию.

В целом направление структурных сдвигов в обрабатывающей промышленности США соответствовало вышеуказанным направлениям технического прогресса: опережающими темпами развивались электро- и электронное машиностроение, приборостроение и производство средств транспорта.

Общей для многих развитых стран можно считать и другую тенденцию — опере­жающее развитие наукоемких производств; постепенное сокращение ресурсоемких и экологически неблагополучных производств за счет переноса соответствующих


Глава 18, Обрабатывающая промышленность_________________________________________ 289

предприятий в другие страны с более дешевой энергией и более либеральным экологическим законодательством. Так, при опережающем росте производства высокотехнологичной и интеллектуально насыщенной продукции американская промышленность последовательно сокращает свой металлургический потенциал (особенно по энергоемким первичным переделам).

Доля ключевых отраслей в объеме реализованной продукции обрабатывающей промышленности представлена в табл. 18.2.

Таблица 18.2 Доли ключевых отраслей в структуре обрабатывающей промышленности (в %)1

Показательным для американской обрабатывающей промышленности мож­но считать развитие автомобильной, аэрокосмической, химической, а также ста­лелитейной и легкой промышленности. Первые три относятся к числу наукоем­ких отраслей, в развитии которых важнейшую роль играет внешняя торговля.

Наибольшее положительное сальдо внешней торговли имели аэрокосмическая и химическая промышленность. Место этих отраслей на мировом рынке характе­ризуется данными табл. 18.3 и 18.4.

Аэрокосмическая промышленность

Основная часть аэрокосмической отрасли относится к военно-промышленному комплексу и освещена в отдельной главе учебника3. Сейчас мы охарактеризуем только производство гражданских самолетов. После произошедшей в 1990-х гг. консолидации американской авиастроительной промышленности ее визитной карточкой стала компания «Боинг», имеющая в США сотни тысяч акционеров и представляющая собой в конце XX в. один из главных символов мощи амери­канской обрабатывающей промышленности.

Консолидация привела к сокращению производства самолетов общего назна­чения и региональных самолетов, а компания «Боинг» стала специализироваться на серийном производстве больших магистральных самолетов. С 1971 по 1991 г. сумма их продаж увеличилась более чем в 10 раз. Глобальный характер этой ком­пании иллюстрируется данными табл. 18.3.

1 Рассчитано по данным табл. 18.1.

2 По данным ценза 1992 г., почти 57 % продаж этой группы отраслей составляла продук­
ция, связанная с автомобилями, около 28 % — с авиацией, 7 % — с ракетной и космической
техникой, 4 % — с водным транспортом. v

3 Подробнее в главе 24.



290___________________________________________________ Отраслевая структура экономики Таблица 18.3 Коммерческие продажи компании «Боинг» по регионам мира (в млрд долл.)1

Более 40% из 1292 транспортных коммерческих самолетов, реализованных в 2001 г. на мировом рынке, были самолетами компании «Боинг», годовой объем продаж которой составляет около 35 млрд. долл. В классе магистральных самоле­тов этой компании принадлежало более 60 % мирового рынка. Ее лидирующие позиции опираются на систему специальных мер, среди которых постоянное (поточное) обновление типоразмерного ряда самолетов, регулярная модифика­ция существующих моделей, а также вовлечение в производственную коопера­цию предприятий стран, обладающих потенциально емким рынком сбыта само­летов, организация сети оперативного послепродажного обслуживания, которая включает размещенные по всему миру склады запасных частей.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стала первой из крупных отраслей промышленно­сти США, которая создавала новые масштабные возможности для развития дру­гих отраслей американской экономики — автомобилестроения, текстильной про­мышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, металлургии и др., а также производства новых потребительских товаров. Опираясь на огромные отече­ственные запасы дешевой нефти и газа, США развивали собственную органиче­скую химию, используя в том числе немецкие патенты, полученные в результате поражения Германии в Первой и Второй мировых войнах. Американская нефте­химия быстро заняла лидирующие позиции в мире не только по производству синтетических волокон и пластмасс, но также в сфере проектирования и управле­ния большими химическими заводами с непрерывным производственным про­цессом. После окончания Второй мировой войны органическая химия во многом была таким же двигателем всей американской экономики, каким после оконча­ния «холодной войны» стали информационные технологии. Высокими темпами росло производство пластиков, моющих средств, хирургических и медицинских инструментов, а также фармацевтических препаратов, которые с 1990-х гг. со­ставляют более половины общего объема продукции американской химической промышленности.

Химическая промышленность США является крупнейшей в мире и имеет устойчиво положительный внешнеторговый баланс. Темпы роста этой наиболее автоматизированной (фондовооруженность труда в 2,3 раза выше, чем в среднем по промышленности) и чрезвычайно высоко диверсифицированной отрасли (более 70 тыс. продуктов) устойчиво опережали динамику американской эконо­мики в целом (табл. 18.4).

1 Источник: United States Securities and Exchange Commission Washington, 2000 — D.C. 20549 Form 10-K Annual Report, the Boeing Company.


Глава 18. Обрабатывающая промышленность_____________________________________ 291

Таблица 18.4 Химическая промышленность мира в 1996 г.

Автомобильная промышленность

Динамика автомобильной отрасли весьма показательна для развития американской обрабатывающей промышленности в XX в. Г. Форд планировал свой автозавод как самодостаточный вертикально интегрированный комплекс полного произ­водственного цикла (включая угольные копи и железные рудники, лесоразработки и каучуковые плантации и пр.), началом которого была добыча сырья, а заверше­нием готовые автомобили. В течение нескольких десятилетий многие промыш­ленные структуры копировали такую (нерыночную) модель организации круп­ных промышленных предприятий, которая обеспечивала полный контроль над всеми участками производства. В 1929 г. отрасль стала олигополией — произво­дители автомобилей договорились между собой о том, что она будет полностью подконтрольна нескольким крупнейшим компаниям.

В этой отрасли впервые в мире была создана система массового поточного индустриального производства, которая позволяла американскому автомобиле­строению в течение многих десятилетий (вплоть до 1980-х гг.) удерживать миро­вое лидерство. Эта же отрасль острее других переживала энергетический кризис и «кризис менеджмента» 1970-1980 гг. (табл. 18.5). Здесь доказали свою эффек­тивность и были масштабно использованы идеи ученого-статистика У. Деминга об управлении качеством продукции и либерализации организационной струк­туры корпораций. Начиная с 1980-х гг. три автомобильных гиганта ограничивали собственное производство деталей — к концу десятилетия «Форд» и «Крайслер» снизили его с 60 до 50 и 30% соответственно, а более консервативная «Дженерал Моторс» — с 90 до 70 %.

Таблица 18.5 Производство автомобилей в США (млн шт.)2

К концу XX в. автомобильный рынок глобализировался. Последние десятиле­тия XX в. автомобильная промышленность испытывала все возрастающее давле-

1 Источник: U.S. Industry in 2000: Studies in Competitive Performance, 1999. — P. 23,
hltp://www.nap.edu/openbook/0309061792/23html/) „

2 Источник: U.S. Industrial Outlook 1992; Шугунов Л. Автостроение за рубежом //Авто­
мобильный мир в цифрах. — Март, 2001 г.


292____________________________________________ Отраслевая структура экономики

ние со стороны зарубежных конкурентов, которые потеснили американцев даже на внутреннем рынке США. Если в 1955 г. 100 % внутреннего американского авто­мобильного рынка принадлежало компаниям «большой тройки» — «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер», то в 1998 г. их продукция на собственном рынке занимала всего 48 %.

В конкурентной борьбе за расширение типов и моделей производимых автомо­билей, а также рынки сбыта американские компании используют методы корпо­ративной политики, в том числе объединение с зарубежными компаниями. Од­ним из важнейших событий 1998 г. стало поглощение американской компании «Крайслер» немецким концерном «Даймлер-Бенц». Произошедшие в этой отрас­ли в 1990-е гг. слияния позволили компаниям «большой тройки» глобализиро­ваться и занять устойчивые позиции на мировом рынке.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...