Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение отраслевой структуры обрабатывающей промышленности СШАПоказателей, которые характеризуют состояние и динамику развития обрабатывающей промышленности США, достаточно много. Динамика объемов продукции, реализованной предприятиями обрабатывающей промышленности США, представлена в табл. 18.2. Следует отметить устойчивое отставание динамики обрабатывающей промышленности по сравнению с другими отраслями экономики. Это отражает тенденцию последовательного снижения материалоемкости продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Если в 1990 г. на каждый доллар вклада обрабатывающей промышленности в ВВП США приходилось 14 центов вклада добывающей, то к 2000 г. — лишь 8 центов. В этот период наблюдалось также опережающее развитие сферы услуг — ее вклад в ВВП увеличился более чем в 2 раза, тогда как вклад обрабатывающей промышленности только в 1,5 раза. В 2000 г. на долю обрабатывающей промышленности приходилось 15,9 % ВВП и 14 % совокупной занятости в экономике страны. Ключевыми технологическими сдвигами, произошедшими в обрабатывающей промышленности во второй половине XX в., можно считать: распространение электрического привода, механизацию и автоматизацию технологических процессов, расширение применения синтетических материалов (пластики, волокна и пр.), энергосбережение, информатизацию. В целом направление структурных сдвигов в обрабатывающей промышленности США соответствовало вышеуказанным направлениям технического прогресса: опережающими темпами развивались электро- и электронное машиностроение, приборостроение и производство средств транспорта. Общей для многих развитых стран можно считать и другую тенденцию — опережающее развитие наукоемких производств; постепенное сокращение ресурсоемких и экологически неблагополучных производств за счет переноса соответствующих Глава 18, Обрабатывающая промышленность_________________________________________ 289 предприятий в другие страны с более дешевой энергией и более либеральным экологическим законодательством. Так, при опережающем росте производства высокотехнологичной и интеллектуально насыщенной продукции американская промышленность последовательно сокращает свой металлургический потенциал (особенно по энергоемким первичным переделам). Доля ключевых отраслей в объеме реализованной продукции обрабатывающей промышленности представлена в табл. 18.2. Таблица 18.2 Доли ключевых отраслей в структуре обрабатывающей промышленности (в %)1 Показательным для американской обрабатывающей промышленности можно считать развитие автомобильной, аэрокосмической, химической, а также сталелитейной и легкой промышленности. Первые три относятся к числу наукоемких отраслей, в развитии которых важнейшую роль играет внешняя торговля. Наибольшее положительное сальдо внешней торговли имели аэрокосмическая и химическая промышленность. Место этих отраслей на мировом рынке характеризуется данными табл. 18.3 и 18.4. Аэрокосмическая промышленность Основная часть аэрокосмической отрасли относится к военно-промышленному комплексу и освещена в отдельной главе учебника3. Сейчас мы охарактеризуем только производство гражданских самолетов. После произошедшей в 1990-х гг. консолидации американской авиастроительной промышленности ее визитной карточкой стала компания «Боинг», имеющая в США сотни тысяч акционеров и представляющая собой в конце XX в. один из главных символов мощи американской обрабатывающей промышленности. Консолидация привела к сокращению производства самолетов общего назначения и региональных самолетов, а компания «Боинг» стала специализироваться на серийном производстве больших магистральных самолетов. С 1971 по 1991 г. сумма их продаж увеличилась более чем в 10 раз. Глобальный характер этой компании иллюстрируется данными табл. 18.3. 1 Рассчитано по данным табл. 18.1. 2 По данным ценза 1992 г., почти 57 % продаж этой группы отраслей составляла продук 3 Подробнее в главе 24.
Более 40% из 1292 транспортных коммерческих самолетов, реализованных в 2001 г. на мировом рынке, были самолетами компании «Боинг», годовой объем продаж которой составляет около 35 млрд. долл. В классе магистральных самолетов этой компании принадлежало более 60 % мирового рынка. Ее лидирующие позиции опираются на систему специальных мер, среди которых постоянное (поточное) обновление типоразмерного ряда самолетов, регулярная модификация существующих моделей, а также вовлечение в производственную кооперацию предприятий стран, обладающих потенциально емким рынком сбыта самолетов, организация сети оперативного послепродажного обслуживания, которая включает размещенные по всему миру склады запасных частей. Химическая промышленность Химическая промышленность стала первой из крупных отраслей промышленности США, которая создавала новые масштабные возможности для развития других отраслей американской экономики — автомобилестроения, текстильной промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, металлургии и др., а также производства новых потребительских товаров. Опираясь на огромные отечественные запасы дешевой нефти и газа, США развивали собственную органическую химию, используя в том числе немецкие патенты, полученные в результате поражения Германии в Первой и Второй мировых войнах. Американская нефтехимия быстро заняла лидирующие позиции в мире не только по производству синтетических волокон и пластмасс, но также в сфере проектирования и управления большими химическими заводами с непрерывным производственным процессом. После окончания Второй мировой войны органическая химия во многом была таким же двигателем всей американской экономики, каким после окончания «холодной войны» стали информационные технологии. Высокими темпами росло производство пластиков, моющих средств, хирургических и медицинских инструментов, а также фармацевтических препаратов, которые с 1990-х гг. составляют более половины общего объема продукции американской химической промышленности. Химическая промышленность США является крупнейшей в мире и имеет устойчиво положительный внешнеторговый баланс. Темпы роста этой наиболее автоматизированной (фондовооруженность труда в 2,3 раза выше, чем в среднем по промышленности) и чрезвычайно высоко диверсифицированной отрасли (более 70 тыс. продуктов) устойчиво опережали динамику американской экономики в целом (табл. 18.4). 1 Источник: United States Securities and Exchange Commission Washington, 2000 — D.C. 20549 Form 10-K Annual Report, the Boeing Company. Глава 18. Обрабатывающая промышленность_____________________________________ 291 Таблица 18.4 Химическая промышленность мира в 1996 г. Автомобильная промышленность Динамика автомобильной отрасли весьма показательна для развития американской обрабатывающей промышленности в XX в. Г. Форд планировал свой автозавод как самодостаточный вертикально интегрированный комплекс полного производственного цикла (включая угольные копи и железные рудники, лесоразработки и каучуковые плантации и пр.), началом которого была добыча сырья, а завершением готовые автомобили. В течение нескольких десятилетий многие промышленные структуры копировали такую (нерыночную) модель организации крупных промышленных предприятий, которая обеспечивала полный контроль над всеми участками производства. В 1929 г. отрасль стала олигополией — производители автомобилей договорились между собой о том, что она будет полностью подконтрольна нескольким крупнейшим компаниям. В этой отрасли впервые в мире была создана система массового поточного индустриального производства, которая позволяла американскому автомобилестроению в течение многих десятилетий (вплоть до 1980-х гг.) удерживать мировое лидерство. Эта же отрасль острее других переживала энергетический кризис и «кризис менеджмента» 1970-1980 гг. (табл. 18.5). Здесь доказали свою эффективность и были масштабно использованы идеи ученого-статистика У. Деминга об управлении качеством продукции и либерализации организационной структуры корпораций. Начиная с 1980-х гг. три автомобильных гиганта ограничивали собственное производство деталей — к концу десятилетия «Форд» и «Крайслер» снизили его с 60 до 50 и 30% соответственно, а более консервативная «Дженерал Моторс» — с 90 до 70 %. Таблица 18.5 Производство автомобилей в США (млн шт.)2 К концу XX в. автомобильный рынок глобализировался. Последние десятилетия XX в. автомобильная промышленность испытывала все возрастающее давле- 1 Источник: U.S. Industry in 2000: Studies in Competitive Performance, 1999. — P. 23, 2 Источник: U.S. Industrial Outlook 1992; Шугунов Л. Автостроение за рубежом //Авто 292____________________________________________ Отраслевая структура экономики ние со стороны зарубежных конкурентов, которые потеснили американцев даже на внутреннем рынке США. Если в 1955 г. 100 % внутреннего американского автомобильного рынка принадлежало компаниям «большой тройки» — «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер», то в 1998 г. их продукция на собственном рынке занимала всего 48 %. В конкурентной борьбе за расширение типов и моделей производимых автомобилей, а также рынки сбыта американские компании используют методы корпоративной политики, в том числе объединение с зарубежными компаниями. Одним из важнейших событий 1998 г. стало поглощение американской компании «Крайслер» немецким концерном «Даймлер-Бенц». Произошедшие в этой отрасли в 1990-е гг. слияния позволили компаниям «большой тройки» глобализироваться и занять устойчивые позиции на мировом рынке. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |