Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Насыщение рынка промышленных товаровВ 1970-е гг. закончился экстенсивный этап развития американской промышленности. Ее отлаженную технологическую систему сломал энергетический кризис. Начиная с нефтяного эмбарго, объявленного арабскими странами в 1973 г., американская промышленность столкнулась с существенным ростом цен на энергию и сырье, возросли производственные издержки. И, поскольку динамика спроса не допускала адекватного повышения цен на продукцию, произошло резкое снижение ее конкурентоспособности. Цены на природный газ возросли почти вдвое, в результате продукция таких отраслей, как сталелитейная и автомобильная, оказалась неконкурентоспособной (по сравнению с японской или немецкой). В 1974 г. ведущие американские автомобильные концерны «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» вынуждены были уволить 225 тыс. рабочих (около 30 %). Еще в 1960-х гг. на рынках массовой стандартной продукции стали заметны признаки насыщения. Массовый потребитель больше не хотел покупать модели автомобилей, отличающиеся от предшественников только внешним видом, требовал новой разнообразной продукции. Возросший достаток потребителей сформировал представления о новых модных (престижных) товарах, отличающихся высокими 1 Подробнее в главе 24. 296____________________________________________ Отраслевая структура экономики hi потребительскими качествами, соответствующих новым стандартам безопасности, обеспеченных новыми услугами послепродажного обслуживания и гарантийного ремонта. Все это японские и европейские конкуренты превращали в коммерческие инновации значительно быстрее и успешнее американской обрабатывающей промышленности. Сделав ставку исключительно на новые технологические разработки, американская промышленность не смогла обеспечить уровень эффективности, достигнутый японскими металлургами и автомобилестроителями. Жесткая иерархическая структура больших американских компаний, в которую входило слишком много нерентабельных поставщиков, оказалась неэффективной, не оказалось достаточных ресурсов для снижения производственных издержек, для резкого расширения ассортимента продукции, для развития послепродажного сервиса. Попытки сохранить производство однородной продукции за счет расширения экспорта были малоэффективными, поскольку растущие транспортные тарифы содействовали укреплению позиций западноевропейских и японских производителей на неамериканских рынках. По этой причине значительная часть традиционного индустриального потенциала была вынесена из США в другие страны, где рынок еще мог воспринять традиционную стандартную продукцию, где имелась дешевая рабочая сила, где действовало достаточно либеральное экологическое законодательство. В конце 1970-х гг. кризис обострился. По сравнению с началом 1960-х гг. доля мирового рынка, принадлежащая американской промышленности, сократилась на 23%. Если в 1960 г. США выпускали 48% от всего мирового производства автомобилей, то в 1980 г. — только 20 %. Доля иностранных автомобилей на внутреннем рынке США в те же годы повысилась с 6 до 27 %. К середине 1970-х гг. в торговле промышленными товарами с Японией и Германией у США образовался дефицит, который к началу XXI в. во многом только усугубился. Особенную тревогу вызывал упадок в высокотехнологичных отраслях — авиастроении, экспорте пластмасс, доля США в мировом экспорте которых упала в 1979 г. до 13 % (в 1962 г. — 28 %), в фармацевтической промышленности — с 27,6 до 15%, в сельскохозяйственном машиностроении — с 40 до 25%, в текстильном машиностроении — с 15 до 7%. В металлообрабатывающем оборудовании в начале 1960-х гг. на долю США и Германии (главный конкурент) приходилось примерно по одной трети мирового экспорта. В конце 1970-х гг. доля Германии поднялась до 40 %, а доля США упала до 21 %. На внутреннем рынке доля американских производителей составляла в 1960 г. более 90%. В 1979 г. в среднем по машиностроению она упала до 54 %, по литейному и кузнечно-прессовому оборудованию — до 75 %, по металлорежущему — до 74 %. Конкуренты добились успеха на внутреннем фондовом рынке США, а также на внутреннем рынке массовой потребительской продукции. Здесь примером может служить японская «транзисторная революция», основанная, кстати, на американских изобретениях, коммерческие возможности которых были подмечены и оценены японцами. В результате в США практически прекратила существование целая отрасль промышленности — бытовая электроника. Если в 1960 г. около 95% продаваемых на внутреннем рынке радиоприемников, телевизоров и т. п. были американского производства, то к 1979 г. более половины этого рынка было Глава ^.Обрабатывающая промышленность________________________________________ 297 потеряно, отечественное производство радиоприемников и черно-белых телевизоров вообще перестало существовать, цветные телевизоры держались на импортных деталях. Транзистор и видеомагнитофон стали символами исчезающего предпринимательского духа американской промышленности. Серьезный кризис наблюдался и в производстве средств связи. Японская «транзисторная революция», а также коммерческий успех на американском рынке автомобилей «Тойота» произвели в США настоящий шок. В июне 1980 г. американская пресса отмечала, что потеря конкурентоспособности промышленности равносильна экономической катастрофе. Проведенные в конгрессе США слушания обнаружили на заводах «Дженерал Моторс» пределы эффективности существующей в США индустриальной системы, обозначенные известным ученым-статистиком В. Шухартом еще в середине 1920-х гг.: качество продукции не росло, несмотря на то что один инспектор по качеству приходился на каждые десять рабочих (на сборке — один на семерых). На заводах «Тойота» это соотношение составляло 1:25 и 1:30, при том что выпуск на одного рабочего на японских автозаводах превышал выпуск на аналогичных американских заводах втрое, а одинаковые мощности занимали у японцев втрое меньше производственных площадей. Основное внимание в японских системах качества уделялось не обнаружению дефектов, а их предотвращению — в результате 80 % автомобилей «Тойота» сходили с конвейера вообще без дефектов, тогда как в США на каждый «Форд» приходилось по семь дефектов. По преобладающему мнению американских аналитиков, главной причиной успеха конкурентов являлось то, что высокое качество их продукции обходилось компании и производителю не дороже, а дешевле. Даже за вычетом разницы в зарплате японский автомобиль в начале 1980-х гг. был на 1500-1700 долл. (т.е. на четверть) дешевле аналогичного американского. В начале 1980-х гг. кризис был осознан, а внедрение новых принципов менеджмента приняло в обрабатывающей промышленности США масштабы национальной кампании, распространившись через крупнейшие корпорации автомобильной промышленности на многие другие компании и целые отрасли (металлургию, производство пластмасс, станков, приборостроение и др.). Пришло осознание приоритета потребителя. По мере насыщения рынка потребовалось тщательное изучение условий эксплуатации изделий, новых принципов организации послепродажного обслуживания и гарантийного ремонта. Возникла необходимость уточнения понятия качества товаров, которое перестало быть чисто производственной категорией и стало пониматься как такая совокупность свойств товаров, которая позволяет их успешно продавать. Коммерческий подход к качеству изделий выразился в жесткой формуле: качество товара достигается в сфере его производства, но определяется требованиями покупателя и только ими. С насыщением рынка пришло осознание исчерпанности потенциала массового стандартизованного промышленного производства. Пришло осознание того, что рецепты массового производства в области рационализации промышленности больше не действуют. Для достижения необходимых экономических результатов традиционный для индустриальной экономики эффект от масштаба производства необходимо отказаться от нерентабельного собственного производства комплектующих деталей, нужно осваивать выпуск пользующейся спросом более Отраслевая структура экономики разнообразной продукции, предоставлять большее количество сопряженных услуг. Среди важнейших структурных преобразований, непосредственно связанных с энергетическим кризисом, стало важным последовательное осуществление в обрабатывающей промышленности энергосберегающей политики, в частности: • глубокий структурный сдвиг обрабатывающей промышленности в сторону сокращения собственного производственного потенциала энергоемких отраслей (прежде всего металлургии) и переключение потребителей на эффективный импорт; • быстрое освоение выпуска менее энергоемкой продукции. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |