Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Насыщение рынка промышленных товаров

В 1970-е гг. закончился экстенсивный этап развития американской промышленности. Ее отлаженную технологическую систему сломал энергетический кризис. Начи­ная с нефтяного эмбарго, объявленного арабскими странами в 1973 г., американ­ская промышленность столкнулась с существенным ростом цен на энергию и сырье, возросли производственные издержки. И, поскольку динамика спроса не допус­кала адекватного повышения цен на продукцию, произошло резкое снижение ее конкурентоспособности.

Цены на природный газ возросли почти вдвое, в результате продукция таких отраслей, как сталелитейная и автомобильная, оказалась неконкурентоспособной (по сравнению с японской или немецкой). В 1974 г. ведущие американские авто­мобильные концерны «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» вынуждены были уволить 225 тыс. рабочих (около 30 %).

Еще в 1960-х гг. на рынках массовой стандартной продукции стали заметны при­знаки насыщения. Массовый потребитель больше не хотел покупать модели ав­томобилей, отличающиеся от предшественников только внешним видом, требовал новой разнообразной продукции. Возросший достаток потребителей сформировал представления о новых модных (престижных) товарах, отличающихся высокими

1 Подробнее в главе 24.


296____________________________________________ Отраслевая структура экономики

hi

потребительскими качествами, соответствующих новым стандартам безопасно­сти, обеспеченных новыми услугами послепродажного обслуживания и гарантий­ного ремонта.

Все это японские и европейские конкуренты превращали в коммерческие инновации значительно быстрее и успешнее американской обрабатывающей про­мышленности. Сделав ставку исключительно на новые технологические разра­ботки, американская промышленность не смогла обеспечить уровень эффектив­ности, достигнутый японскими металлургами и автомобилестроителями. Жесткая иерархическая структура больших американских компаний, в которую входило слишком много нерентабельных поставщиков, оказалась неэффективной, не оказа­лось достаточных ресурсов для снижения производственных издержек, для резкого расширения ассортимента продукции, для развития послепродажного сервиса.

Попытки сохранить производство однородной продукции за счет расширения экспорта были малоэффективными, поскольку растущие транспортные тарифы содействовали укреплению позиций западноевропейских и японских производи­телей на неамериканских рынках. По этой причине значительная часть тради­ционного индустриального потенциала была вынесена из США в другие страны, где рынок еще мог воспринять традиционную стандартную продукцию, где име­лась дешевая рабочая сила, где действовало достаточно либеральное экологиче­ское законодательство.

В конце 1970-х гг. кризис обострился. По сравнению с началом 1960-х гг. доля мирового рынка, принадлежащая американской промышленности, сократилась на 23%. Если в 1960 г. США выпускали 48% от всего мирового производства автомобилей, то в 1980 г. — только 20 %. Доля иностранных автомобилей на внут­реннем рынке США в те же годы повысилась с 6 до 27 %. К середине 1970-х гг. в торговле промышленными товарами с Японией и Германией у США образовался дефицит, который к началу XXI в. во многом только усугубился.

Особенную тревогу вызывал упадок в высокотехнологичных отраслях — авиа­строении, экспорте пластмасс, доля США в мировом экспорте которых упала в 1979 г. до 13 % (в 1962 г. — 28 %), в фармацевтической промышленности — с 27,6 до 15%, в сельскохозяйственном машиностроении — с 40 до 25%, в текстильном машиностроении — с 15 до 7%. В металлообрабатывающем оборудовании в на­чале 1960-х гг. на долю США и Германии (главный конкурент) приходилось примерно по одной трети мирового экспорта. В конце 1970-х гг. доля Германии поднялась до 40 %, а доля США упала до 21 %. На внутреннем рынке доля амери­канских производителей составляла в 1960 г. более 90%. В 1979 г. в среднем по машиностроению она упала до 54 %, по литейному и кузнечно-прессовому оборудованию — до 75 %, по металлорежущему — до 74 %.

Конкуренты добились успеха на внутреннем фондовом рынке США, а также на внутреннем рынке массовой потребительской продукции. Здесь примером может служить японская «транзисторная революция», основанная, кстати, на американ­ских изобретениях, коммерческие возможности которых были подмечены и оце­нены японцами. В результате в США практически прекратила существование целая отрасль промышленности — бытовая электроника. Если в 1960 г. около 95% продаваемых на внутреннем рынке радиоприемников, телевизоров и т. п. были американского производства, то к 1979 г. более половины этого рынка было


Глава ^.Обрабатывающая промышленность________________________________________ 297

потеряно, отечественное производство радиоприемников и черно-белых телеви­зоров вообще перестало существовать, цветные телевизоры держались на импорт­ных деталях. Транзистор и видеомагнитофон стали символами исчезающего предпринимательского духа американской промышленности. Серьезный кризис наблюдался и в производстве средств связи.

Японская «транзисторная революция», а также коммерческий успех на амери­канском рынке автомобилей «Тойота» произвели в США настоящий шок. В июне 1980 г. американская пресса отмечала, что потеря конкурентоспособности про­мышленности равносильна экономической катастрофе. Проведенные в конгрессе США слушания обнаружили на заводах «Дженерал Моторс» пределы эффектив­ности существующей в США индустриальной системы, обозначенные известным ученым-статистиком В. Шухартом еще в середине 1920-х гг.: качество продукции не росло, несмотря на то что один инспектор по качеству приходился на каждые десять рабочих (на сборке — один на семерых).

На заводах «Тойота» это соотношение составляло 1:25 и 1:30, при том что выпуск на одного рабочего на японских автозаводах превышал выпуск на анало­гичных американских заводах втрое, а одинаковые мощности занимали у япон­цев втрое меньше производственных площадей. Основное внимание в японских системах качества уделялось не обнаружению дефектов, а их предотвращению — в результате 80 % автомобилей «Тойота» сходили с конвейера вообще без дефектов, тогда как в США на каждый «Форд» приходилось по семь дефектов. По преобла­дающему мнению американских аналитиков, главной причиной успеха конку­рентов являлось то, что высокое качество их продукции обходилось компании и производителю не дороже, а дешевле. Даже за вычетом разницы в зарплате японский автомобиль в начале 1980-х гг. был на 1500-1700 долл. (т.е. на четверть) дешевле аналогичного американского.

В начале 1980-х гг. кризис был осознан, а внедрение новых принципов менедж­мента приняло в обрабатывающей промышленности США масштабы националь­ной кампании, распространившись через крупнейшие корпорации автомобильной промышленности на многие другие компании и целые отрасли (металлургию, производство пластмасс, станков, приборостроение и др.).

Пришло осознание приоритета потребителя. По мере насыщения рынка потре­бовалось тщательное изучение условий эксплуатации изделий, новых принципов организации послепродажного обслуживания и гарантийного ремонта. Возникла необходимость уточнения понятия качества товаров, которое перестало быть чисто производственной категорией и стало пониматься как такая совокупность свойств товаров, которая позволяет их успешно продавать. Коммерческий подход к качеству изделий выразился в жесткой формуле: качество товара достигается в сфере его производства, но определяется требованиями покупателя и только ими. С насыщением рынка пришло осознание исчерпанности потенциала массо­вого стандартизованного промышленного производства. Пришло осознание того, что рецепты массового производства в области рационализации промышленно­сти больше не действуют. Для достижения необходимых экономических резуль­татов традиционный для индустриальной экономики эффект от масштаба произ­водства необходимо отказаться от нерентабельного собственного производства комплектующих деталей, нужно осваивать выпуск пользующейся спросом более



Отраслевая структура экономики


разнообразной продукции, предоставлять большее количество сопряженных услуг.

Среди важнейших структурных преобразований, непосредственно связанных с энергетическим кризисом, стало важным последовательное осуществление в об­рабатывающей промышленности энергосберегающей политики, в частности:

• глубокий структурный сдвиг обрабатывающей промышленности в сторону сокращения собственного производственного потенциала энергоемких отрас­лей (прежде всего металлургии) и переключение потребителей на эффек­тивный импорт;

• быстрое освоение выпуска менее энергоемкой продукции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...