Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые условия промышленного бизнеса

Американская обрабатывающая промышленность начала возрождаться во второй половине 1980-х гг. В 1990-е гг. конкурентоспособность большинства отраслей обрабатывающей промышленности США повысилась. При этом восстановление конкурентоспособности большинства отраслей опиралось не только на техноло­гическое совершенствование производственного процесса как такового, но и на то­варные инновации, изменение бизнес-стратегии в соответствии с требованиями рынка. Значительные технологические сдвиги, произошедшие в таких отраслях, как сталелитейная промышленность и производство полупроводников, были необ­ходимы, но далеко не достаточны.

Изменение конкурентной среды на рынках промышленных товаров привело к существенному изменению стандартов: из чисто производственной категории они трансформировались в функциональные требования потребителя, несоблю­дение которых ведет к потере конкурентоспособности изделия. Конкурентные преимущества стали связываться не столько с новизной изделия, сколько с его сопровождением в течение всего жизненного цикла (от разработки до утилизации).

Описанный выше кризис был преодолен на основе широкого внедрения инфор­мационных технологий, которые определили новый «постиндустриальный» этап развития американской промышленности. Его отличительной чертой стало то, что темпы роста количества информации, прямо или косвенно используемой в сфере промышленности США, стали многократно и систематически опережать темпы роста физических объемов производимой продукции. Обособление функ­ций информационного сервиса на всех стадиях разработки, организации произ­водства, реализации, обеспечения эксплуатации и утилизации как военной, так и гражданской промышленной продукции привело к формированию нового стра­тегического направления развития промышленности — ее информатизации. Информационные технологии существенно ускорили все экономические процес­сы, связанные с промышленностью: заключение контрактов на поставку, лизинг и сопровождение технически сложных изделий позволили сократить трансакцион-ные издержки и остатки на складах.

Возвращение на рынок товаров, бывших в употреблении

Складывающийся в настоящее время в США рынок промышленных товаров дли­тельного пользования все в большей степени наполняется изделиями, уже нахо­дившимися в эксплуатации. По оценкам маркетологов, активное воздействие


Глава 18. Обрабатывающая промышленность_____________________________________ 299

рекламы приводит к тому, что находящаяся в эксплуатации техника постоянно меняет владельцев: абсолютное большинство владельцев легковых автомобилей готовы их заменить уже через 3-4 года после приобретения. Поскольку накоп­ленный в США парк автомобилей более чем в 20 раз превосходил выпуск новых (в 2000 г.), продажа подержанных автомобилей абсолютно преобладает над про­дажей новых (по автомобилям и малым самолетам сегмент рынка, приходящийся на вторичные товары, составляет 80-90 % общего объема продаж).

Такая ситуация уже давно сделала сферу ремонта и обслуживания техники весьма привлекательной для промышленного бизнеса, вывела его далеко за рамки собственно обрабатывающей промышленности: информационные технологии дали возможность промышленным компаниям сопровождать свои изделия на всем протяжении их жизненного цикла. В течение длительного времени после прода­жи (или оформления лизинга) переданная покупателю продукция длительного пользования продолжала приносить доходы своему производителю. Иначе говоря, продукция инвестиционного машиностроения стала рассматриваться в качестве инвестиций не только покупателем, но и продавцом. При этом по мере возраста­ния накопленного парка изделий доходы, связанные с их обслуживанием во время эксплуатации у покупателя, стали сопоставимыми с доходами от продажи новых.

Кастомизация производства

Жесткая конкуренция, систематическое давление избыточного производствен­ного потенциала на американский рынок промышленных товаров во многом исключили элемент случайности в их разнообразии. Конкурентные преимуще­ства получали фирмы, работающие по прямым заказам конкретных клиентов. Начался «постиндустриальный» этап развития промышленности, суть которого состоит в распространении массового производства персонифицированных това­ров, нашедших покупателя еще до своего производства, — кастомизированного производства. Развитие этого процесса было обусловлено ужесточением конку­ренции, которая требовала не просто дальнейшего расширения номенклатуры выпускаемой продукции, но тщательной настройки ее производства на сложив­шиеся в данный момент предпочтения конкретных заказчиков (изделие должно не просто соответствовать индивидуальным требованиям потребителя, но совпа­дать с ними).

Для промышленности это означало необходимость решения сложнейшей орга­низационно-технологической задачи: организации эффективного массового произ­водства по индивидуальным заказам. Конкурентная борьба требовала отказаться даже от самых эффективных схем отлаженного производства и начать индиви­дуализированное мелкосерийное производство в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика. Решение этой задачи обеспечили информационные тех­нологии, которые позволили в реальном времени получать и обрабатывать боль­шие массивы необходимой технико-экономической информации, на этой базе кардинальным образом сократить потери в сфере обращения, а также издержки, связанные с исследованием покупательского спроса, технологической и органи­зационной подготовкой производства.

Кастомизация охватила не только автомобильный бизнес, она распространи­лась практически на всю обрабатывающую промышленность США (от одежды


300___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

до компьютеров). Если Г. Форда принято считать символом массового индустриаль­ного производства, то символом массовой кастомизации, по мнению американ­ских специалистов, можно считать М. Делла, который в 1983 г. основал в Техас­ском университете компьютерную компанию «Делл Компьютерз». Фактически эта компания революционализировала весь процесс производства и продажи пер­сональных компьютеров, предложив клиентам продукцию, собранную непосред­ственно по их заказу, переданному по Интернету. Собственно сборка компьютера занимала всего несколько минут. Если добавить время на загрузку программ и проверку качества компьютера, весь процесс производства укладывался в че­тыре часа. Отказавшись от содержания склада запасных частей (Интернет позво­лил организовать круглосуточную доставку комплектующих деталей от постав­щиков), склада готовой продукции, собственного магазина и ряда других элементов традиционной производственной инфраструктуры, компания «Делл Компьютерз» фактически представляет собой «пропускной пункт» с 35 воротами для выгрузки-отгрузки комплектующих и готовой продукции. Это нововведение резко сокра­тило сроки выполнения заказа продукции и обеспечило массовый характер инди­видуализированного производства дешевых компьютеров, позволило компании значительно повысить их конкурентоспособность и опередить сложившиеся мар­кетинговые тенденции реализации компьютеров.

В конце XX в. опережающее развитие получили те отрасли американской про­мышленности, которые были связаны с информационными и коммуникацион­ными технологиями. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в производстве полупроводников (9,5% в год) и компьютеров (с 1992 по 1997 г. объем продаж в США возрос почти на 90%). Определяющее место в доходности этих отраслей заняла информационная составляющая (технические стандарты и интеллектуаль­ная собственность), которая далеко не всегда получает адекватную оценку в эко­номической статистике.

Выводы

1. В обрабатывающей промышленности США впервые в промышленной прак­
тике реализованы:

• поточное индустриальное машиностроительное производство;

• масштабные структурные энергосберегающие преобразования;

• существенная интеграция военного и гражданского технологического по­тенциала;

• массовое поточное производство изделий по индивидуальным заказам потребителей, глубокая интеграция промышленности со сферой услуг;

• сквозная информатизация всей деятельности компаний, высокая ин­формационная насыщенность менеджмента вообще и инноваций в част­ности.

2. Основными структурными сдвигами в промышленности в первой полови­
ны XX в. явились организация массового производства автомобилей и дру­
гой сложной техники, опережающее развитие органической химии, электро­
техники, механизация производства.


Глава 18, Обрабатывающая промышленность_______________________________________ 3(И

3. Ключевые технологические сдвиги, обеспечившие адаптацию американ­ской промышленности к конкурентным условиям, складывающимся после 1960-х гг., произошли в энергосбережении, ускоренном развитии аэрокос­мической отрасли и базисных информационных технологий.

4. Для абсолютного большинства отраслей обрабатывающей промышленности США к концу XX в. стали типичными кастомизация производства, а также усложнение организационной структуры компаний, гарантийных, лицен­зионных, страховых и иных юридических отношений, определяющих ответ­ственность производителя и продавца промышленных изделий перед потре­бителем.

5. Американская статистика демонстрирует сокращение доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Тем не менее эта отрасль остается в экономике США одной из ключевых. На нее приходится 16% ВВП и 14% совокупной занятости.

Контрольные вопросы

1. Какие отрасли относятся к обрабатывающей промышленности США?

2. Какими чертами современная американская промышленность отличается от этапа «индустриального развития»?

3. Какова периодизация развития обрабатывающей промышленности США?

4. Каков первый из важнейших этапов развития американской обрабатывающей промышленности?

5. Дайте характеристику основным технологическим сдвигам, обеспечившим в первой половине XX в. адаптацию американской промышленности к рас­ширению спроса на ее продукцию.

6. Каковы ключевые технологические сдвиги, обеспечившие адаптацию аме­риканской обрабатывающей промышленности к изменению конкурентных условий во второй половине XX в.? В чем суть кризиса промышленного менеджмента?

7. В чем состоят черты современного этапа развития американской промыш­ленности?

8. В чем суть процесса кастомизации производства продукции обрабатывающей промышленности США?


Глава 19

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...