Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые условия промышленного бизнесаАмериканская обрабатывающая промышленность начала возрождаться во второй половине 1980-х гг. В 1990-е гг. конкурентоспособность большинства отраслей обрабатывающей промышленности США повысилась. При этом восстановление конкурентоспособности большинства отраслей опиралось не только на технологическое совершенствование производственного процесса как такового, но и на товарные инновации, изменение бизнес-стратегии в соответствии с требованиями рынка. Значительные технологические сдвиги, произошедшие в таких отраслях, как сталелитейная промышленность и производство полупроводников, были необходимы, но далеко не достаточны. Изменение конкурентной среды на рынках промышленных товаров привело к существенному изменению стандартов: из чисто производственной категории они трансформировались в функциональные требования потребителя, несоблюдение которых ведет к потере конкурентоспособности изделия. Конкурентные преимущества стали связываться не столько с новизной изделия, сколько с его сопровождением в течение всего жизненного цикла (от разработки до утилизации). Описанный выше кризис был преодолен на основе широкого внедрения информационных технологий, которые определили новый «постиндустриальный» этап развития американской промышленности. Его отличительной чертой стало то, что темпы роста количества информации, прямо или косвенно используемой в сфере промышленности США, стали многократно и систематически опережать темпы роста физических объемов производимой продукции. Обособление функций информационного сервиса на всех стадиях разработки, организации производства, реализации, обеспечения эксплуатации и утилизации как военной, так и гражданской промышленной продукции привело к формированию нового стратегического направления развития промышленности — ее информатизации. Информационные технологии существенно ускорили все экономические процессы, связанные с промышленностью: заключение контрактов на поставку, лизинг и сопровождение технически сложных изделий позволили сократить трансакцион-ные издержки и остатки на складах. Возвращение на рынок товаров, бывших в употреблении Складывающийся в настоящее время в США рынок промышленных товаров длительного пользования все в большей степени наполняется изделиями, уже находившимися в эксплуатации. По оценкам маркетологов, активное воздействие Глава 18. Обрабатывающая промышленность_____________________________________ 299 рекламы приводит к тому, что находящаяся в эксплуатации техника постоянно меняет владельцев: абсолютное большинство владельцев легковых автомобилей готовы их заменить уже через 3-4 года после приобретения. Поскольку накопленный в США парк автомобилей более чем в 20 раз превосходил выпуск новых (в 2000 г.), продажа подержанных автомобилей абсолютно преобладает над продажей новых (по автомобилям и малым самолетам сегмент рынка, приходящийся на вторичные товары, составляет 80-90 % общего объема продаж). Такая ситуация уже давно сделала сферу ремонта и обслуживания техники весьма привлекательной для промышленного бизнеса, вывела его далеко за рамки собственно обрабатывающей промышленности: информационные технологии дали возможность промышленным компаниям сопровождать свои изделия на всем протяжении их жизненного цикла. В течение длительного времени после продажи (или оформления лизинга) переданная покупателю продукция длительного пользования продолжала приносить доходы своему производителю. Иначе говоря, продукция инвестиционного машиностроения стала рассматриваться в качестве инвестиций не только покупателем, но и продавцом. При этом по мере возрастания накопленного парка изделий доходы, связанные с их обслуживанием во время эксплуатации у покупателя, стали сопоставимыми с доходами от продажи новых. Кастомизация производства Жесткая конкуренция, систематическое давление избыточного производственного потенциала на американский рынок промышленных товаров во многом исключили элемент случайности в их разнообразии. Конкурентные преимущества получали фирмы, работающие по прямым заказам конкретных клиентов. Начался «постиндустриальный» этап развития промышленности, суть которого состоит в распространении массового производства персонифицированных товаров, нашедших покупателя еще до своего производства, — кастомизированного производства. Развитие этого процесса было обусловлено ужесточением конкуренции, которая требовала не просто дальнейшего расширения номенклатуры выпускаемой продукции, но тщательной настройки ее производства на сложившиеся в данный момент предпочтения конкретных заказчиков (изделие должно не просто соответствовать индивидуальным требованиям потребителя, но совпадать с ними). Для промышленности это означало необходимость решения сложнейшей организационно-технологической задачи: организации эффективного массового производства по индивидуальным заказам. Конкурентная борьба требовала отказаться даже от самых эффективных схем отлаженного производства и начать индивидуализированное мелкосерийное производство в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика. Решение этой задачи обеспечили информационные технологии, которые позволили в реальном времени получать и обрабатывать большие массивы необходимой технико-экономической информации, на этой базе кардинальным образом сократить потери в сфере обращения, а также издержки, связанные с исследованием покупательского спроса, технологической и организационной подготовкой производства. Кастомизация охватила не только автомобильный бизнес, она распространилась практически на всю обрабатывающую промышленность США (от одежды 300___________________________________________________ Отраслевая структура экономики до компьютеров). Если Г. Форда принято считать символом массового индустриального производства, то символом массовой кастомизации, по мнению американских специалистов, можно считать М. Делла, который в 1983 г. основал в Техасском университете компьютерную компанию «Делл Компьютерз». Фактически эта компания революционализировала весь процесс производства и продажи персональных компьютеров, предложив клиентам продукцию, собранную непосредственно по их заказу, переданному по Интернету. Собственно сборка компьютера занимала всего несколько минут. Если добавить время на загрузку программ и проверку качества компьютера, весь процесс производства укладывался в четыре часа. Отказавшись от содержания склада запасных частей (Интернет позволил организовать круглосуточную доставку комплектующих деталей от поставщиков), склада готовой продукции, собственного магазина и ряда других элементов традиционной производственной инфраструктуры, компания «Делл Компьютерз» фактически представляет собой «пропускной пункт» с 35 воротами для выгрузки-отгрузки комплектующих и готовой продукции. Это нововведение резко сократило сроки выполнения заказа продукции и обеспечило массовый характер индивидуализированного производства дешевых компьютеров, позволило компании значительно повысить их конкурентоспособность и опередить сложившиеся маркетинговые тенденции реализации компьютеров. В конце XX в. опережающее развитие получили те отрасли американской промышленности, которые были связаны с информационными и коммуникационными технологиями. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в производстве полупроводников (9,5% в год) и компьютеров (с 1992 по 1997 г. объем продаж в США возрос почти на 90%). Определяющее место в доходности этих отраслей заняла информационная составляющая (технические стандарты и интеллектуальная собственность), которая далеко не всегда получает адекватную оценку в экономической статистике. Выводы 1. В обрабатывающей промышленности США впервые в промышленной прак • поточное индустриальное машиностроительное производство; • масштабные структурные энергосберегающие преобразования; • существенная интеграция военного и гражданского технологического потенциала; • массовое поточное производство изделий по индивидуальным заказам потребителей, глубокая интеграция промышленности со сферой услуг; • сквозная информатизация всей деятельности компаний, высокая информационная насыщенность менеджмента вообще и инноваций в частности. 2. Основными структурными сдвигами в промышленности в первой полови Глава 18, Обрабатывающая промышленность_______________________________________ 3(И 3. Ключевые технологические сдвиги, обеспечившие адаптацию американской промышленности к конкурентным условиям, складывающимся после 1960-х гг., произошли в энергосбережении, ускоренном развитии аэрокосмической отрасли и базисных информационных технологий. 4. Для абсолютного большинства отраслей обрабатывающей промышленности США к концу XX в. стали типичными кастомизация производства, а также усложнение организационной структуры компаний, гарантийных, лицензионных, страховых и иных юридических отношений, определяющих ответственность производителя и продавца промышленных изделий перед потребителем. 5. Американская статистика демонстрирует сокращение доли обрабатывающей промышленности в ВВП. Тем не менее эта отрасль остается в экономике США одной из ключевых. На нее приходится 16% ВВП и 14% совокупной занятости. Контрольные вопросы 1. Какие отрасли относятся к обрабатывающей промышленности США? 2. Какими чертами современная американская промышленность отличается от этапа «индустриального развития»? 3. Какова периодизация развития обрабатывающей промышленности США? 4. Каков первый из важнейших этапов развития американской обрабатывающей промышленности? 5. Дайте характеристику основным технологическим сдвигам, обеспечившим в первой половине XX в. адаптацию американской промышленности к расширению спроса на ее продукцию. 6. Каковы ключевые технологические сдвиги, обеспечившие адаптацию американской обрабатывающей промышленности к изменению конкурентных условий во второй половине XX в.? В чем суть кризиса промышленного менеджмента? 7. В чем состоят черты современного этапа развития американской промышленности? 8. В чем суть процесса кастомизации производства продукции обрабатывающей промышленности США? Глава 19 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |