Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация приказных архивов в связи с реформами органов власти и управления в начале XVIII века

В результате реформ возникла необходимость в устройстве фондов упраздненных учреждений. В поисках лучших организационных форм архивные фонды смешиваются, разъединяются, перевозятся в другие города, старые фонды сливаются с новыми и т.д. Делом в том, что у правительства Петра I тогда еще не было опыта в деле обустройства архивов упраздненных учреждений. Судьбу приказных архивов можно рассмотреть на примере обустройства документов трех крупнейших приказов: Поместного, Разрядного и Посольского.

Так, документы Поместного приказа, начиная с 1708 г. рассылаются в губернии. Ведение дальнейших дел о поместьях и вотчинах должно было производиться на местах. При этом в целях сохранности подлинных книг и столбцов велено было снять с них копии. Однако провести такую огромную работу было трудно, в связи с чем, в 1714 г. последовал указ о возвращении разосланных списков обратно в Москву. Далеко не все дела вернулись из провинции, и правительство было вынуждено констатировать «расточение дел, бывших прежде по губерниям» и произошедшее вследствие этого «разорение Поместного архива». На этом бедствия архива не закончились. В 1715 г. документы архива Поместного приказа были отправлены большим обозом (111 подвод) в Петербург «в ведение Сената». Архив был в пути более двух месяцев, а по прибытии, документы архива были размещены в разных помещениях города, зачастую в достаточно серьезном удалении друг от друга. Так, часть архива была помещена в казармах Петропавловской крепости, постройка которой еще не закончилась: над казармами еще не были достроены крыши, своды лишь были засыпаны землей. В результате, с крыши «от дождей текло великою течью»; в нижней же части архива было еще хуже – «…книги и дела весьма отсырели» и гнили от постоянной высокой влажности. В таком плачевном положении архив пробыл почти 12 лет, пережив и серьезное наводнение 1724 г. И лишь в 1727 г. архив был возвращен в Москву, поскольку Вотчинная коллегия, в чьем ведении он находился, была переведена туда же. В Москве архив также некоторое время «скитался» по различным помещениям и к концу века обосновался на территории Кремля.

Другой известный крупный архив – Разрядного приказа таких подвижек не переживал, однако несколько раз менялось его ведомственная подчиненность. Так в 1711 г. делопроизводство и архив приказа были переданы Разрядному столу Сенатской канцелярии. С 1722 г., когда при Сенате была учреждена должность герольдмейстера, ведавшего службой всех военных, гражданских и придворных чинов, архив Разрядного приказа был передан в его ведение.
В таком положении архив оставался вплоть до реформы Сената в 1763 г.

Что касается архива Посольского приказа, то судьба его была не мене примечательной. В Петербурге при Коллегии иностранных дел с 1720 г. сложился текущий архив, куда были перевезены также некоторые материалы Посольского приказа за ближайшие годы, поскольку они были необходимы для текущей работы коллегий. Сюда же поступали трактаты вскоре после их подписания (договор со Швецией, подписанный в Ништадте 30 августа 1721 г., были передан в архив 27 сентября). Здесь архивариус исполнял в ряде случаев должность регистратора, хранителя текущей переписки.

Большинство материалов Посольского архива осталось в Москве. Правительство с особой заботой относилось к архиву. В 1724 г. он получил собственную печать, штаты (6 сотрудников), возглавил его ассесор Курбатов. Это архив первым превратился в исторический ведомственный архив (Московский архив Коллегии иностранных дел). На протяжение XVIII в., архивом руководили такие видные архивисты, как М.А. Собакин, Г.Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский и др.

Связь между текущими и историческими дипломатическими документами проявилась в том, что дела Петербургского архива, потерявшие практическое значение, перевозились в Москву. Этим было положено начало дифференциации старых и текущих дел. Учреждение Московского архива коллегии иностранных дел явилось первым шагом в создании исторических ведомственных архивов во второй половине XVIII в.

Архивы других приказов передавались (с учетом их содержания) в созданные архивы Сената и коллегий.

3.2. Организация архивов при новых высших,
центральных и местных учреждениях

Архивы высших государственных учреждений

Один из богатейших архивов сложился при Кабинете Петра I (1704 – 1727). Изначально Кабинет функционировал как личная канцелярия царя. В его архив поступала военная и финансовая документация, материалы, отражающие историю взаимоотношений Петра I с высшими, центральными и местными учреждениями. Здесь же хранился «Юрнал» («Журнал»), в который ежедневно записывались сведения придворного и военного характера о деятельности Петра.

Со временем значение Кабинета в системе государственного управления возросло. Здесь составлялись проекты указов, сюда поступали известия о важнейших событиях в жизни страны, велась переписка с послами, военачальниками, правительственными учреждениями. В архиве Кабинета хранились многочисленные челобитные, доносы и жалобы на имя царя, переписка о приглашении иностранцев на службу, материалы о постройке дворцов, казенных зданий и пр. Петр I передал сюда на хранение собственные записные книжки, журнал о Северной войне за 1708 – 1715 гг., журнал о путешествиях по Западной Европе, многочисленные проекты и наброски указов, записки о реформах государственного управления, реорганизации армии, строительство флота и другие материалы. По указанию царя в архив Кабинета передали свои документы его сподвижники: Б. Шереметев, П. Апраксин, М. Голицын и др. Здесь хранились документы по истории антиправительственных выступлений и волнений, ряд документов и дел Боярской думы, материалы следственного дела царевича Алексея Петровича и др. По желанию Петра при этом архиве была создана богатая библиотека.

Таким образом, при Кабинете его императорского величества существовал архив-коллекция, документы которой охватывали многие важные стороны государственной и общественной жизни России.

Важные комплексы документов отлагались в архивах созданных высших учреждений. Указом от 1712 г. был создан Московский Сенатский архив. В 1713 г. Сенат переводиться в Петербург, где создается его новая канцелярия и архив. В 1719 г. в нем учреждается должность архивариуса.
В архиве Сената отлагались:

· царские манифесты и указы Сенату, другим учреждениям и лицам;

· журналы, протоколы, делопроизводство Сената;

· материалы Приказа Тайных дел (1422 – 1715 гг.), Верховного Тайного Совета (1715 – 1730 гг.), Конференции при Высочайшем дворе (1756 – 1762 гг.), Тайной Канцелярии (1718 – 1726 гг.) и других высших и центральных учреждений.

В Московский Сенатский архив наряду с делопроизводством московских учреждений Сената передавались и фонды ликвидированных учреждений за XVI – XVIII вв. Первым сюда поступил архив Разрядного приказа.

В 1721 г. был создан Святейший Правительствующий Синод. Петр I полагал, что «Синод в духовном деле равную власть имеет как Сенат…». На самом деле по отношению к Сенату и Кабинету Петра I Синод занимал подчиненное положение. В процессе его деятельности было создано большое количество источников. Сначала документальный массив находился в ведении обер-секретаря канцелярии Синода. Но в 1738 г. он выделился в самостоятельную структурную часть, которую возглавил архивариус.
В архиве Синода отлагались материалы об управлении церковью, деятельности духовенства. Состоянии церквей и монастырей, эксплуатации крестьян, доходах церквей и монастырей, заведовании учебными заведениями, борьбе церкви с расколами и ересями, документы цензурного и юридического характера и др.

 

Архивы центральных государственных учреждений
(архивы коллегий)

С 1718 г. вместо упраздненных приказов создаются новые центральные учреждения – коллегии (общим числом - 12). Первоначально, для некоторых коллегий издаются регламенты – правила, определяющие порядок деятельности коллегий. Но вскоре правительство принимает решение: в целях единообразия деятельности коллегий, необходимо разработать единый, общий для всех центральных учреждений регламент. И в 1720 г. был издан «Генеральный регламент или Устав коллегий», который подробно описывал цель создания коллегий, их структуру, кадровый состав, функции служителей, порядок производства дел и их хранения. Архивам посвящалась 44 глава ­− «Об архивах».

Согласно содержанию 44 главы, хранилища документов, законченных в делопроизводстве, получили название «архивы». Именно с этого момента архивы юридически отделяются от канцелярий. В свою очередь документы текущего делопроизводства (оперативные) отделяются от документов архивных (ретроспективных).

Архивные фонды коллегий содержат богатый материал о многих важных аспектах истории России XVIII в.

В архивном фонде Коллегии иностранных дел сконцентрировались документы о взаимоотношениях России с другими странами.

Документы Военной и Адмиралтейской коллегий содержат сведения о структуре армии и флота, перевооружении, подготовке личного состава, условиях военной службы, материалы о ходе военных действий, развитии русского военного искусства, участие армии в подавлении народных движений.

Фонды Коммерц, Берг и Мануфактур коллегий содержат сведения по истории промышленности и торговли.

Фонды Камер и Ревизион-коллегий содержат материалы о финансовом положении России XVIII в., сведения о государственных доходах и расходах.

Фонды Юстиц-коллегии содержат сведения по истории судопроизводства в России, о судебной деятельности правительственных учреждений.

В архиве Вотчинной коллегии помещались царские указы о раздаче дворянам земель и крестьян, документы о купле-продаже и мене крепостных крестьян и земель, о податях и повинностях крестьян, об их побегах и волнениях.

Фонды коллегии Экономии содержат сведения о деятельности духовенства, о состоянии церквей и монастырей, эксплуатации крестьян, доходах церкви и монастырей.

Архивы местных государственных учреждений

К началу 20-х гг. XVIII в., после длительных поисков наиболее совершенной организации местного аппарата управления, административное устройство страны стало следующим: Российская империя делилась на губернии, они, в свою очередь, делились на провинции, а провинции – на дистрикты (уезды). Сообразно этому административному делению и были основаны органы местного управления: в губерниях – губернские канцелярии, в провинциях – провинциальные канцелярии, в дистриктах (уезда) – должности земских комиссаров. При каждом из этих органов местного управления были основаны архивы.

В это же время впервые в истории местного управления происходит отделение судебной власти от административной. Россия была разделена на 10 судебных округов, которым подчинялись провинциальные суды и городовые судьи. Так сеть местных архивов пополняется архивами судебных учреждений.

В середине 20-х гг. в городах создаются органы местного самоуправления — городовые магистраты, а затем ратуши, при которых с течением времени образовываются свои архивы.

В 1728 г. Сенат разослал губернаторам наказ, в котором предлагалось: создать в каждой губернии два центральных архива – архив губернской канцелярии и архив городского самоуправления. Однако этот проект, направленный на централизацию хранения архивных документов на местах, осуществлен, к сожалению, не был.

По реформе 1775 г. на местах был создан сложный аппарат из административных, судебных и финансовых органов – это привело к возникновению большого количества канцелярских архивов. В целях лучшей охраны архивов, в которых хранились документы, содержащие записи о дворянских привилегиях, в конце XVIII в. были приняты меры, направленные на их частичную их концентрацию. Указом 1798 и 1800 г. в каждой губернии предписывалось создать 3 архива:

· архив судебной палаты, в который сдавались все оконченные в различных инстанциях судебные дела;

· архив губернского правления, сюда сдавались административные дела;

· архив казенной палаты, – сдавались дела финансово-экономического характера.

Восстанавливался, согласно 44 главе «Генерального Регламента», трехлетний срок сдачи оконченных дел в архив. Однако и эта частичная концентрация из-за отсутствия помещений не была произведена.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...