Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДИКА «ПАЛУБНЫЙ ВСЕПОГОДНЫХ БОМБАРДИРОВЩИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ»

Эта игра прошла многократную апробацию при сыгровке самых различных типов команд. Участников объединяют в игровые команды (не менее 2-х).

Ход игры

1) Первое задание, которое им предстоит выполнить, заключается в том, чтобы придумать собственное название, девиз, и логотип, которые должны отражать основную черту, отличающую их команду от других подгрупп. Все это необходимо зафиксировать на ватмане и презентовать другим игровым командам. Выполнение данной задачи запускает процесс идентификации участников с новыми подгруппами, в которые они раньше не были включены.

2) После формирования рабочих подгрупп участники приступают к решению собственно игровой задачи. Используя комплектующие детали, предоставленные ведущим, команды должны сконструировать самолет, который сможет пролететь 5-ть метров и точно приземлится на ограниченной территории. Бюджет и время, отведенные на разработку проекта самолета и его сборку, строго ограничены.

3) Эффективность деятельности команд в стратегической игре «Конструирование палубного, всепогодного бомбардировщика-истребителя» определяется по трем критериям: качество образцов (посадка самолета на ограниченной территории); скорость сборки; экономичность производства. Каждая команда имеет возможность выбрать один из этих критериев эффективности или попытаться учесть все три. Выбор того или иного критерия во многом свидетельствует о ведущей ценностной ориентации команды.

· Качество образцов в данной игре достигается за счет отказа от традиционных, стереотипных моделей продукта (самолетов). Используя традиционную форму самолета, невозможно создать такой образец, который можно приземлить на ограниченный участок пространства. В этой связи на первый план выходят такие ценности, как креативность, нестандартность, стремление использовать все отведенное время и ресурсы для создания «оригинальных» и рабочих образцов.

· Скорость сборки в данной игре может быть достигнута за счет точности действий и высокой интенсивности труда каждого члена команды. В данном случае главной ценностью становится активность – главное действовать, а не сидеть сложа руки и о чем-то думать.

· Экономичность производствадостигается за счет точных расчетов затрат на этапе проектирования (до момента приобретения комплектующих). В данном случае ведущей ценностью является минимизация рисков. Самолет может не приземлиться, другая команда может закончить работу быстрее, но экономичность производства зависит исключительно от самой команды и минимизирует риски занять последнее место.

4) Стратегическая игра «Палубный всепогодный бомбардировщик-истребитель», как и любая другая игра, завершается анализом процессов, происходивших в группах. Внимание участников направляется на восстановление фактов межперсонального взаимодействия. Наиболее детальному обсуждению подвергается ключевая точка процесса сыгровки команды – момент пересмотра первичной конструкции самолета. Команды реконструируют стратегии, которые они использовали для преодоления «разрыва деятельности», когда традиционные способы решения не сработали.

Инструкция: ваша задача - сконструировать палубный всепогодный бомбардировщик-истребитель и провести его испытания. Конструкция самолета должна быть собрана только из специального оборудования, которое Вы сможете приобрести через 10 минут после начала игры. Затраты на покупку комплектующих не должны превышать сумму 300 у.е. (см. ПРАЙС ЛИСТ).

Вам предстоит собрать 10 образцов самолетов и с расстояния 5-ти метров посадить их на палубу (стол). За каждый самолет, удачно приземлившийся на палубу и при этом не перевернувшийся, начисляется 10 баллов. За приземлившийся, но перевернувшийся самолет, начисляется 5 баллов. Учитывая результаты первого этапа испытаний, Вам предстоит внести необходимые изменения в конструкцию самолета, докупить недостающие материалы и собрать 10 новых образцов техники. Поле чего будет проведен завершающий этап испытаний. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать за оба этапа испытаний, составляет 200 баллов.

Время на составление бюджета - 10 мин, после чего Вы можете приобретать оборудование согласно Вашему бюджету. Время на сборку 10-ти самолетов составляет 20 минут. Работа по сборке самолетов считается завершенной только тогда, когда все 10 самолетов лежат на ватмане с названием Вашей команды, а участники стоят на расстоянии 2-х метров от ватмана.

Правила игры

1. Палуба (парта) должна находиться на расстоянии 5 метров от точки старта.

2. Самолет должен самостоятельно пролететь расстояние от точки старта до палубы, приземлиться на нее и также самостоятельно совершить на ней остановку.

3. Каждый член группы должен запустить хотя бы один самолет.

4. Фирменные знаки (логотипы) должны быть нанесены только на верхней поверхности самолета.

5. Самолет должен приземлиться на палубу фирменным знаком вверх.

6. Самолет должен соответствовать основным техническим характеристикам: иметь крылья и хвостовое оперенье.

7. В процессе сборки самолетов их испытания запрещены.

8. Вы не можете потратить на каждом этапе на оборудование более чем $300 (см. Прайс - лист).

Прайс-лист

Предметы Использованное количество (X) Цена за 1 штуку или за 1 метр (Y) Общая стоимость (X*Y)
Бумага А4    
Нитки    
Клей канцелярский    
Пакет полиэтиленовый    
Скрепка в ассорт.    
Степлер (вкл.скрепки)    
Туалетная бумага    
Ножницы    
Гвоздь в ассорт.    
Скотч    
Восковая свеча    
Пластилин (5см*5 см)    
Зажигалка    
Шарики воздушные    
Пробка (винная)    
Каштан натуральный    
Зажимы для штор    
Лента декоративная    
Шпажки пластиковые    
Маркеры    
    бюджет (итог)  

 

Запишите количество использованных предметов. Подсчитайте стоимость по каждому предмету иподведите итог. Помните, ваш бюджет ограничен суммой в 300 у.е.

Литература (основная)

1. Деркач А.А., Калинин И.В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

2. Гольников Р.В. Ценностные детерминанты формирования руководителем управленческой команды. – М., 2011.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Фролов Д.П., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Д.П. Фролов, Т.М. Гробенко; под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 304 с.

Литература (дополнительная)

1. Безрукова Е.Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командо-образования. Диссертация канд. психол. наук. М.: МГУ. 2001.

2. Товб А.Ц., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ОлимпБизнес, 2005.

3. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е издание. СПб.: Питер, 2004. С. 233-257, С. 530-563.

Интернет - ресурсы

1. http://www.myersbriggs.org

2. http://keirsey.com

Темы рефератов (в качестве самостоятельной работы)

1. Механизмы формирования команд в организациях.

2. Современные тенденции развития командообразования в России.

3. Лидерство и власть в команде.

4. Причины популярности и эффективности командных методов работы.

5. Методы и технологии повышения эффективности командной работы.

6. Преимущества и недостатки командной работы.

7. Миссия команды и миссия организации.

8. Мифы и реальность командного менеджмента.

Тестовое задание

1. Процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации, называется:

а) развитие команды

б) развитие коллектива

в) командообразование

2. Группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей, называется:

а) малая группа

б) команда

в) коллектив

3. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития, называется:

а) коллектив

б) малая группа

в) команда

4. Командообразование, как специальный вид деятельности, зародилось:

а) во второй половине 20 века

б) в начале 20 века

в) в 1999 – 2005 гг.

5. На настоящий момент можно выделить несколько направлений деятельности в области командообразования: 1) вопросы комплектования команд, 2) задача командной сыгровки и 3)……………задачи оценки (диагностики)

6. По какому критерию выделены функциональные и кроссфункциональные команды?

а) поставленные цели

б) субъект управления

в) период существования

7. По какому критерию выделены совещательная, производственная, проектная команды?

а) поставленные цели

б) субъект управления

в) период существования

8. Реальная команда, члены которой обладают высокой взаимной ответственностью и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих, называется:

а) функциональная команда

б) высокоэффективная команда

в) рабочая группа

9. Как называется лидерство, при котором на разных этапах достижения общекомандной цели лидерскую позицию занимают те члены команды, которые наиболее компетентны в решении определенной задачи, но окончательные решения принимаются совместными усилиями группы:

а) компетентное

б) стратегическое

в) разделенное

10. Этап командообразования, на которомпоследовательно проводятся специально организованные процедуры работы с командой, называется:

а) этап комплектования

б) этап диагностики

в) этап сыгровки

ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

Вопросы:

1. Принципы организации командной формы работы

2. Основные категории команд

3. Пути формирования команды и этапы командообразования

4. Тренинг командообразования

1. Командная форма организации работ является отклонением от традиционных форм, вызванное непредвиденным нарушением привычного технологического ритма работ (резкое сокращение сроков, проявление неожиданных препятствий, новых явлений и т.п.). Такое положение особенно характерно для производственной сферы. Использование командной формы организации работ, во-первых, требует дополнительных материальных ресурсов для сверхнормативного стимулирования членов команды; во-вторых, связано с определенным риском для руководства, в случае если команда не справится с поставленной задачей.

Переход к командной форме организации на каком-либо критическом участке фронта работ (производственных, исследовательских и иных) требует от руководства следующих действий:

• поиск нужных специалистов и формирование такой команды, эффективность самостоятельной деятельности которой выше риска руководства, передающего ей управление на этом участке;

• обеспечение дополнительного ресурса для стимулирования членов команды;

• своевременное снабжение команды всем необходимым для ее деятельности.

Можно выделить девять ключевых принципов организации командной формы работ:

1. Принцип коллективного выполнения работы — каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию администрации.

2. Принцип взаимозависимости. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие же члены команды зависят от его работы. В команде все делятся информацией друг с другом. Члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.

3. Принцип коллективной ответственности — вся команда теряет доверие, стимулирование, общественное признание, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.

4. Принцип единой для команды формы стимулирования, оплаты за конечный результат; распределение внутри команды — это внутрикомандный вопрос.

5. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.

6. Принцип автономного самоуправления команды — управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем, а не административным начальством организации.

7. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.

8. Принцип добровольности вхождения в команду − ключевой принцип формирования команды. В её состав может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности.

9. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта. Вновь или экстренно созданная команда — еще не гарантия успешного решения поставленной задачи. Она может стать «риском заказчика», ориентирующегося на успех. Эффект команды, ее общественное признание приходит после длительной совместной работы и достигнутых успехов. Иными словами, каждая команда должна завоевать в организации, в обществе «сертификат доверия», чтобы носить общепризнанный и уважаемый имидж «команды»

 

2. Команда может быть создана для любых целей. В зависимости от поставленных целей выделяют четыре основные категории команд:

· совещательная команда (совет, «круглый стол», группы, занимающиеся вовлечением работников в процесс управления);

· производственная команда (производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных);

· проектная команда (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа);

· группа, действующая как команда (спортивная команда, группа для развлечений, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение).

В соответствии с родом деятельности, которую выполняет в организации группа, выделяют следующие команды:

· занимающиеся подготовкой рекомендаций;

· производственные команды;

· управляющие команды.

 

3. Вне зависимости от типа все команды складываются по-разному:

· первый путь — естественный (стихийный);

· второй путь — целенаправленный (управляемый).

Естественный (стихийный) путь командообразования

На процесс естественного (стихийного) командообразования влияют два основных фактора: закономерности групповой динамики и стиль руководства. Любая группа является единым организмом, со своими особенностями и внутренними законами. Однако есть общие закономерности развития группы, которые важно знать и наблюдать. Стиль управления существенно влияет на естественное командообразование. Если руководитель авторитарен, постоянно жестко контролирует ситуацию, взяв ответственность на себя, требует беспрекословного подчинения, то сотрудники привыкают к этому, расстаются со своей долей ответственности. В этом случае о команде не идет речь, так как вместо принципа колеса действует принцип пирамиды (сотрудники — основание, руководитель — вершина). Если руководитель, являющийся лидером, еще и достаточно демократичен, склонен делегировать полномочия, советоваться с подчиненными, умеет внимательно наблюдать и слушать, брать на себя ответственность и грамотно передавать ее другим, он может надеяться на стихийное появление команды, а сам встать в центр команды. Однако важно помнить, что стихийно сложившаяся команда нуждается в формировании командного духа, обучении технологиям взаимодействия и решения проблем в команде.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...