Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отраслевая структура сферы услуг Общая характеристикаИндустрия услуг находится в постоянной динамике — увеличивается ее качественный (расширение функций) и количественный состав. Североамериканский промышленный классификатор (далее — NAICS), разработанный Бюро экономического анализа, дает описание конкретного содержания каждой из отраслей услуг хозяйства США. Аналогичная статистика ведется государственными службами США на протяжении всего столетия. Периодический анализ национального хозяйства с точки зрения функциональной значимости деятельности предприятий и организаций, занятых в той или иной сфере, позволяет определить долю в ВВП. Оценка степени влияния на состояние и потребление других хозяйствующих субъектов, роста налоговой составляющей, экспортных позиций дают основание для группировки секторов из отдельных, схожих видов деятельности предприятий и новых отраслей из идентичных по содержанию секторов. Таким образом, по сравнению с 1987 г., когда использовался прежний Глава 21, Сфера услуг__________________________________________________________ 337 статистический классификатор отраслей производства США — SIC, введенный в 2001 г. NAICS зафиксировал образование новых отраслей и значительное расширение секторов. По статистическому классификатору в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам отнесены 16. Названиям отраслей соответствуют следующие обозначения: двузначные цифры — номер отрасли, присвоенный классификатором; трехзначное обозначение — номер производства и условный порядковый номер; от четырехзначного до шестизначного обозначения — включенные основные виды деятельности — в зависимости от их количества (табл. 21.1). Традиционно самыми значительными по объему являются отрасли торговых услуг. Торговля — одна из заметных и по вкладу в национальную экономику, и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов отрасль. На ее долю приходится 15,9 % ВВП. (В 2000 г. ВВП США составил 9824,6 млрд долл., из них 1568 млрд долл. приходилось на долю торговли.) В этой отрасли занято 31173 тыс. чел., т.е. 22,4% всех занятых в национальном хозяйстве. Торговля США эффективно осуществляет реализацию товаров: в 2000 г. объем продаж составил более 3 трлн долл. (1576,7 млрд долл. в розничной торговле и 1431,5 млрд долл. в оптовой торговле). В 2000 г. вся прибыль корпораций в США составила 876,4 млрд долл., из которых 81,8 млрд долл. — прибыль корпораций розничной торговли, 60,5 млрд долл. — прибыль корпораций оптовой торговли. Таблица 21.1 Отрасли услуг по североамериканскому промышленному классификатору1 Продолжение # 1 Источник: Survey of Current Business, 2001. — № ft. 338___________________________________________________ Отраслевая структура экономики Таблица 21.1 (продолжение) Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 339 Продолжение ■& 340___________________________________________________ Отраслевая структура экономики Таблица 21.1 (продолжение) Глава 21. Сфера услуг Структура торгового производства отличается большой дифференциацией форм: от микроформ (без привлечения наемных занятых) до крупного корпоративного бизнеса, аккумулирующего тысячи рабочих и служащих. Оптовая и розничная торговля В сфере торговли производство услуг осуществляется предприятиями оптовой и розничной торговли. Их позиция в классификаторе соответствует рубрикам (42) и (44-45). Два вида торговли не имеют существенных различий, но все же официальный классификатор выделяет их в два отдельных вида отраслей. Если классификатор 1987 г. одним из главных различий оптовой и розничной торговли определял объект продаж — личное или производственное пользование, то классификатор 2001 г. отменил это отличие. В настоящий момент деление вышеперечисленных отраслей основано скорее на внутренних критериях: • структура организаций и предприятий, осуществляющих торговлю; • вид товаров, включенных в торговлю. Предприятия оптовой торговли обычно имеют форму магазинов-складов, терминалов или торговых офисов. Предполагается, что для предприятий такого рода не имеет значения ни локальное размещение, ни дизайн помещений. Предприятия данного типа продают и подготавливают товары к продаже, а также могут являться посредниками в процессе перепродажи. Через оптовую торговую сеть реализуются производственное оборудование, сырье, стройматериалы, товары для обустройства жилых и нежилых помещений, жилая и офисная мебель, электротехнические товары, запасные части, нефтепродукты, продукция химического производства, моторные средства передвижения (автомобили, мотоциклы), бумага и бумажные изделия, полуфабрикаты, продукты питания, сельскохозяйственная продукция, книги, цветы и т. п. Этот вид торговли характеризуется малым количеством или полным отсутствием рекламных акций — выставок, публичных рекламных объявлений. Данные статистики, базирующиеся на вышеозначенной разнице оптовой и розничной торговли, свидетельствуют, что через оптовую торговлю продается 57 % моторного топлива, 7 % компьютеров, 22 % офисного оборудования, 35 % сельскохозяйственных товаров. Оптовая торговля составляет 7 % ВВП. На нее приходится 10% прямых иностранных инвестиций США. К розничной торговле относятся предприятия, которые продают товары без их изменения, а для привлечения покупателя используют рекламу в форме публичных акций — распродаж, дегустаций, размещения рекламных роликов в печатных изданиях, на радио и телевидении. Магазины розничной торговли открыты для покупателя, предоставляют им возможность выбора с помощью служащих магазинов, а также предоставляют вариантность оплаты наличными или в кредит (по безналичному расчету, в т.ч. чековому и карточному). Данные предприятия предоставляют дополнительные послепродажные услуги. Стремясь использовать все имеющиеся ресурсы в «конкурентной войне» по привлечению покупателей, розничная торговля достигала заметного прогресса в развитии: так, за последние десятилетия появились ранее не имевшие аналогов формы торговых площадок — специализированные и универсальные предприя- 342___________________________________________________ Отраслевая структура экономики л. тия. Это фирмы-дилеры по продаже готовых изделий, деталей к оборудованию и запасных частей, супермаркеты (специализированные), супермаркеты-универсамы, магазины «на колесах», фирмы-дилеры автомобилей, станции-заправки для моторных средств передвижения, супермаркеты с несколькими специализированными отделами, мини-магазины. К XXI в. к ним добавились совершенно новые категории предприятий розничной торговли — так называемые супермаркеты «G» (гипермаркеты). Они рассчитаны на максимально полное обслуживание покупателей. Административные службы этих магазинов постоянно проводят исследования по поиску возможных вариантов сервисного послепродажного обслуживания и дополнительных к продаже услуг. За актом купли-продажи, который составляет самую незначительную часть временных и материальных издержек совокупного производства услуги, стоит большая часть общих затрат на услуги общественного пользования (код подотрасли — 21), транспортировки, хранения и складирования (48-49), информационных услуг (51), финансовых услуг (52), маркетинга (54). Поэтому особое место в отрасли розничной торговли принадлежит сектору, максимально нивелирующему трансакционные издержки. Фирмы данного сектора (454) осуществляют продажу товаров с использованием информационных технологий, на базе компьютерного обеспечения (рис. 21.1). Явные преимущества, отражающие мобильную адаптацию сферы услуг к реалиям сегодняшнего дня, принадлежат отраслям, обслуживающим рынок услуг капитала и услуг предоставления наукоемкого продукта (включая интернет-продукт). Так, наиболее значимыми с точки зрения влияния на национальную экономику и при этом наглядно иллюстрирующими уровень благосостояния Рис. 21.1.Интернет-торговля (млн долл.)1 1 По данным Forester Research, Inc., Cambridge. Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 343 граждан являются отрасли услуг научного направления (54), финансовой сферы и страхования (52), образования (61), здравоохранения (62), рекреации (71), информации (51). Информационные услуги Наиболее значительные изменения за последние 20 лет XX в. произошли в секторе информационных услуг. В отрасли к началу XXI в. функционирует 34 сектора, причем 20 из них статистический классификатор определяет как новые. Начало третьего тысячелетия называют веком информационных технологий. Главная идея информационной экономики — создание и распространение информационного продукта, обеспечение максимально возможного доступа к использованию информации и информационных технологий, реорганизация существующих информационных систем для достижения оптимальной продуктивности. Организации и предприятия отрасли условно делятся на три группы. 1. Фирмы, занятые в создании и распространении продукции информацион • издательское дело — сбор, редактирование, публикации материалов и распространение продукции (журналов, книг, газет) через печатные и электронные средства; • создание и распространение справочной информации, баз данных, телефонных справочников, бизнес-услуг, создание электронных библиотек и архивов; • создание и распространение программного обеспечения, в т. ч. компьютерного дизайна, помощь в установке компьютерных программ; •• кинопроизводство, производство теле- и радиопрограмм, рекламной продукции, услуги звукозаписи. 2. Фирмы-провайдеры интернет-услуг, таких как: • услуги по поиску информации в сети, поддержка электронной почты и связь с другими сайтами; • дизайн web-страниц; • консультации по установке компьютерного оборудования и компьютерных программ, обеспечивающих связь с Интернетом. 3. Фирмы, занятые в инфраструктурном обеспечении отрасли, — кабельная, В целом по отрасли и по отдельным видам наблюдается заметный рост. Так, например, количество абонентов сотовой связи с 1990 по 2000 гг. выросло почти в 20 раз — с 21 до 398 на 1000 чел. Количество пользователей Интернетом за тот же промежуток времени увеличилось почти в 13 раз — с 23 до 295,2 на 1000 чел. По последнему показателю США являются безусловным мировым лидером: с большим отрывом за ними следуют Канада (77 на 1000 чел.); Япония (36,5 чел.); Англия (28,2 чел.); Германия (24,8 чел.). NAICS выделяет ряд новых отраслей в экономике США: высокопрофессиональные, наукоемкие услуги (54), управленческая деятельность (55), административный менеджмент (56). 344___________________________________________________ Отраслевая структура экономики Административная деятельность Данная отрасль является результатом суммирования ряда секторов; общей организации бизнеса, административного управления, антикризисного управления, управления убыточными предприятиями, услуг по найму. Предприятия отрасли оказывают услуги по комплектованию кадрового состава организаций, подбору персонала и выполняют эти заказы на постоянной или временной основе. Предоставляются услуги по тестированию, интервьюированию, осуществляется оценка профессиональных качеств по балльной шкале, консультации потенциальных служащих. Кроме того, фирмы, занятые в этом секторе, обеспечивают организации и предприятия частично занятыми или временно занятыми, сезонными рабочими, составляют контракты между работодателями и работниками. Данные услуги предусматривают существование предложения и спроса как на национальном, так и на международном рынке труда. Сфера деятельности служб занятости предоставляет юридическое обеспечение, часто в составлении международных контрактов, где четко оговариваются права и обязанности сторон. На основе законодательств участвующих в контракте сторон (стран) службы могут составлять контрактные соглашения с профсоюзами рабочих. Организации могут иметь службы профессиональной подготовки, обучения и контроля с правом предоставления документа, подтверждающего полученную подготовку. Службы осуществляют контроль над стандартами соответствия, выпускаемого продукта организаций и предприятий, обратившихся за услугой. Кроме того, ими предоставляются услуги по антикризисному управлению и по управлению венчурными предприятиями. Отрасль включает компании, работающие в режиме «на связи» (on-line), и компании, которые известны как «банки занятости». Они располагают полной информацией об открытых вакансиях, которая размещается на web-сайтах, где и происходит регистрация клиентов, имеющих абсолютно свободный доступ. На базе информационных технологий фирмы отрасли осуществляют оперативный консалтинг. Такой вид деятельности известен как управление вне штата предприятия. Предполагается наличие служб по управлению, руководству, проектированию расчетной деятельности фирм, оптимизации грузотранспортных расходов, доставки, почтовых услуг, закупке сырья и оборудования, организации услуг питания, расчету возможных льгот, составлению архивной документации. Фирмы отрасли в соответствии со стратегическими и оперативными целями клиентов обеспечивают консалтинговую политику, связанную с управлением штатом и развитием предприятия; являются независимыми контролерами качества работы, соответствия стандартов, предоставляют помощь в подготовке и дальнейшей сертификации компьютерных программ; регулируют вопросы, связанные с оптимальной оплатой труда, развитием международных связей. Компьютерные технологии позволяют осуществлять консалтинг по оценке профессиональных и психометрических данных клиентов рынка труда — по личным качествам, образованию, кредитной и рабочей истории кандидатов, включая медицинскую историю (проверка здоровья кандидатов на тот или иной вид деятельности), лабораторные тестирования и методы физического контроля исходя из требований, предъявляемых работодателем. На конфиденциальной основе, Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 345 если это является требованием клиента, составляются списки претендентов. Этот продукт известен как VIP-наем (престижная работа и высокая зарплата) на предприятия, деятельность которых связана с информационными технологиями, в юриспруденции, финансовых организациях, органах исполнительной власти. Здесь же обслуживаются клиенты, желающие сменить вид деятельности или осуществить карьерный рост, повысить уровень своей заработной платы. Заказчикам оказывается помощь в составлении резюме, по защите прав и требований закона при найме на работу. К отраслям, формирующим и реализующим потенциал долговременного действия, относятся наукоемкие услуги (54), образование (61), здравоохранение и социальная помощь (62), организация досуга (71)1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |