Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отраслевая структура сферы услуг Общая характеристика

Индустрия услуг находится в постоянной динамике — увеличивается ее каче­ственный (расширение функций) и количественный состав. Североамерикан­ский промышленный классификатор (далее — NAICS), разработанный Бюро экономического анализа, дает описание конкретного содержания каждой из от­раслей услуг хозяйства США. Аналогичная статистика ведется государствен­ными службами США на протяжении всего столетия. Периодический анализ национального хозяйства с точки зрения функциональной значимости деятель­ности предприятий и организаций, занятых в той или иной сфере, позволяет определить долю в ВВП. Оценка степени влияния на состояние и потребление других хозяйствующих субъектов, роста налоговой составляющей, экспортных позиций дают основание для группировки секторов из отдельных, схожих видов деятельности предприятий и новых отраслей из идентичных по содержанию секторов. Таким образом, по сравнению с 1987 г., когда использовался прежний


Глава 21, Сфера услуг__________________________________________________________ 337

статистический классификатор отраслей производства США — SIC, введенный в 2001 г. NAICS зафиксировал образование новых отраслей и значительное рас­ширение секторов.

По статистическому классификатору в экономике США определено 20 ви­дов отраслей, из них к услугам отнесены 16. Названиям отраслей соответствуют следующие обозначения: двузначные цифры — номер отрасли, присвоенный классификатором; трехзначное обозначение — номер производства и услов­ный порядковый номер; от четырехзначного до шестизначного обозначения — включенные основные виды деятельности — в зависимости от их количества (табл. 21.1).

Традиционно самыми значительными по объему являются отрасли торговых услуг. Торговля — одна из заметных и по вкладу в национальную экономику, и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов отрасль. На ее долю приходится 15,9 % ВВП. (В 2000 г. ВВП США составил 9824,6 млрд долл., из них 1568 млрд долл. приходилось на долю торговли.) В этой отрасли занято 31173 тыс. чел., т.е. 22,4% всех занятых в национальном хозяйстве. Торговля США эффективно осуществляет реализацию товаров: в 2000 г. объем продаж со­ставил более 3 трлн долл. (1576,7 млрд долл. в розничной торговле и 1431,5 млрд долл. в оптовой торговле). В 2000 г. вся прибыль корпораций в США составила 876,4 млрд долл., из которых 81,8 млрд долл. — прибыль корпораций розничной торговли, 60,5 млрд долл. — прибыль корпораций оптовой торговли.

Таблица 21.1 Отрасли услуг по североамериканскому промышленному классификатору1

Продолжение # 1 Источник: Survey of Current Business, 2001. — № ft.


338___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

Таблица 21.1 (продолжение)


Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 339

Продолжение ■&


340___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

Таблица 21.1 (продолжение)


Глава 21. Сфера услуг



Структура торгового производства отличается большой дифференциацией форм: от микроформ (без привлечения наемных занятых) до крупного корпоративного бизнеса, аккумулирующего тысячи рабочих и служащих.

Оптовая и розничная торговля

В сфере торговли производство услуг осуществляется предприятиями оптовой и розничной торговли. Их позиция в классификаторе соответствует рубрикам (42) и (44-45). Два вида торговли не имеют существенных различий, но все же официальный классификатор выделяет их в два отдельных вида отраслей. Если классификатор 1987 г. одним из главных различий оптовой и розничной торгов­ли определял объект продаж — личное или производственное пользование, то классификатор 2001 г. отменил это отличие. В настоящий момент деление выше­перечисленных отраслей основано скорее на внутренних критериях:

• структура организаций и предприятий, осуществляющих торговлю;

• вид товаров, включенных в торговлю.

Предприятия оптовой торговли обычно имеют форму магазинов-складов, тер­миналов или торговых офисов. Предполагается, что для предприятий такого рода не имеет значения ни локальное размещение, ни дизайн помещений. Предприя­тия данного типа продают и подготавливают товары к продаже, а также могут являться посредниками в процессе перепродажи. Через оптовую торговую сеть реализуются производственное оборудование, сырье, стройматериалы, товары для обустройства жилых и нежилых помещений, жилая и офисная мебель, электро­технические товары, запасные части, нефтепродукты, продукция химического производства, моторные средства передвижения (автомобили, мотоциклы), бумага и бумажные изделия, полуфабрикаты, продукты питания, сельскохозяйственная продукция, книги, цветы и т. п. Этот вид торговли характеризуется малым коли­чеством или полным отсутствием рекламных акций — выставок, публичных рек­ламных объявлений.

Данные статистики, базирующиеся на вышеозначенной разнице оптовой и роз­ничной торговли, свидетельствуют, что через оптовую торговлю продается 57 % моторного топлива, 7 % компьютеров, 22 % офисного оборудования, 35 % сельско­хозяйственных товаров. Оптовая торговля составляет 7 % ВВП. На нее приходится 10% прямых иностранных инвестиций США.

К розничной торговле относятся предприятия, которые продают товары без их изменения, а для привлечения покупателя используют рекламу в форме публич­ных акций — распродаж, дегустаций, размещения рекламных роликов в печатных изданиях, на радио и телевидении. Магазины розничной торговли открыты для покупателя, предоставляют им возможность выбора с помощью служащих мага­зинов, а также предоставляют вариантность оплаты наличными или в кредит (по безналичному расчету, в т.ч. чековому и карточному). Данные предприятия предоставляют дополнительные послепродажные услуги.

Стремясь использовать все имеющиеся ресурсы в «конкурентной войне» по привлечению покупателей, розничная торговля достигала заметного прогресса в развитии: так, за последние десятилетия появились ранее не имевшие аналогов формы торговых площадок — специализированные и универсальные предприя-


342___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

л. тия. Это фирмы-дилеры по продаже готовых изделий, деталей к оборудованию и запасных частей, супермаркеты (специализированные), супермаркеты-универ­самы, магазины «на колесах», фирмы-дилеры автомобилей, станции-заправки для моторных средств передвижения, супермаркеты с несколькими специализиро­ванными отделами, мини-магазины. К XXI в. к ним добавились совершенно новые категории предприятий розничной торговли — так называемые супермаркеты «G» (гипермаркеты). Они рассчитаны на максимально полное обслуживание покупа­телей. Административные службы этих магазинов постоянно проводят исследо­вания по поиску возможных вариантов сервисного послепродажного обслужива­ния и дополнительных к продаже услуг.

За актом купли-продажи, который составляет самую незначительную часть временных и материальных издержек совокупного производства услуги, стоит большая часть общих затрат на услуги общественного пользования (код подо­трасли — 21), транспортировки, хранения и складирования (48-49), информацион­ных услуг (51), финансовых услуг (52), маркетинга (54). Поэтому особое место в отрасли розничной торговли принадлежит сектору, максимально нивелирую­щему трансакционные издержки. Фирмы данного сектора (454) осуществляют продажу товаров с использованием информационных технологий, на базе ком­пьютерного обеспечения (рис. 21.1).

Явные преимущества, отражающие мобильную адаптацию сферы услуг к реа­лиям сегодняшнего дня, принадлежат отраслям, обслуживающим рынок услуг капитала и услуг предоставления наукоемкого продукта (включая интернет-продукт). Так, наиболее значимыми с точки зрения влияния на национальную экономику и при этом наглядно иллюстрирующими уровень благосостояния


Рис. 21.1.Интернет-торговля (млн долл.)1 1 По данным Forester Research, Inc., Cambridge.


Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 343

граждан являются отрасли услуг научного направления (54), финансовой сферы и страхования (52), образования (61), здравоохранения (62), рекреации (71), ин­формации (51).

Информационные услуги

Наиболее значительные изменения за последние 20 лет XX в. произошли в секто­ре информационных услуг. В отрасли к началу XXI в. функционирует 34 сектора, причем 20 из них статистический классификатор определяет как новые. Начало третьего тысячелетия называют веком информационных технологий. Главная идея информационной экономики — создание и распространение информацион­ного продукта, обеспечение максимально возможного доступа к использованию информации и информационных технологий, реорганизация существующих ин­формационных систем для достижения оптимальной продуктивности. Организации и предприятия отрасли условно делятся на три группы.

1. Фирмы, занятые в создании и распространении продукции информацион­
ного и культурно-познавательного характера. К их деятельности относят:

• издательское дело — сбор, редактирование, публикации материалов и рас­пространение продукции (журналов, книг, газет) через печатные и элек­тронные средства;

• создание и распространение справочной информации, баз данных, теле­фонных справочников, бизнес-услуг, создание электронных библиотек и архивов;

• создание и распространение программного обеспечения, в т. ч. компьютер­ного дизайна, помощь в установке компьютерных программ;

•• кинопроизводство, производство теле- и радиопрограмм, рекламной про­дукции, услуги звукозаписи.

2. Фирмы-провайдеры интернет-услуг, таких как:

• услуги по поиску информации в сети, поддержка электронной почты и связь с другими сайтами;

• дизайн web-страниц;

• консультации по установке компьютерного оборудования и компьютер­ных программ, обеспечивающих связь с Интернетом.

3. Фирмы, занятые в инфраструктурном обеспечении отрасли, — кабельная,
телефонная (цифровая, сотовая), спутниковая связь.

В целом по отрасли и по отдельным видам наблюдается заметный рост. Так, например, количество абонентов сотовой связи с 1990 по 2000 гг. выросло почти в 20 раз — с 21 до 398 на 1000 чел. Количество пользователей Интернетом за тот же промежуток времени увеличилось почти в 13 раз — с 23 до 295,2 на 1000 чел. По последнему показателю США являются безусловным мировым лидером: с боль­шим отрывом за ними следуют Канада (77 на 1000 чел.); Япония (36,5 чел.); Англия (28,2 чел.); Германия (24,8 чел.).

NAICS выделяет ряд новых отраслей в экономике США: высокопрофессио­нальные, наукоемкие услуги (54), управленческая деятельность (55), админи­стративный менеджмент (56).


344___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

Административная деятельность

Данная отрасль является результатом суммирования ряда секторов; общей орга­низации бизнеса, административного управления, антикризисного управления, управления убыточными предприятиями, услуг по найму.

Предприятия отрасли оказывают услуги по комплектованию кадрового соста­ва организаций, подбору персонала и выполняют эти заказы на постоянной или временной основе. Предоставляются услуги по тестированию, интервьюирова­нию, осуществляется оценка профессиональных качеств по балльной шкале, кон­сультации потенциальных служащих. Кроме того, фирмы, занятые в этом секто­ре, обеспечивают организации и предприятия частично занятыми или временно занятыми, сезонными рабочими, составляют контракты между работодателями и работниками. Данные услуги предусматривают существование предложения и спроса как на национальном, так и на международном рынке труда. Сфера дея­тельности служб занятости предоставляет юридическое обеспечение, часто в состав­лении международных контрактов, где четко оговариваются права и обязанности сторон. На основе законодательств участвующих в контракте сторон (стран) служ­бы могут составлять контрактные соглашения с профсоюзами рабочих.

Организации могут иметь службы профессиональной подготовки, обучения и контроля с правом предоставления документа, подтверждающего полученную подготовку. Службы осуществляют контроль над стандартами соответствия, выпус­каемого продукта организаций и предприятий, обратившихся за услугой. Кроме того, ими предоставляются услуги по антикризисному управлению и по управле­нию венчурными предприятиями.

Отрасль включает компании, работающие в режиме «на связи» (on-line), и ком­пании, которые известны как «банки занятости». Они располагают полной ин­формацией об открытых вакансиях, которая размещается на web-сайтах, где и происходит регистрация клиентов, имеющих абсолютно свободный доступ.

На базе информационных технологий фирмы отрасли осуществляют опера­тивный консалтинг. Такой вид деятельности известен как управление вне штата предприятия. Предполагается наличие служб по управлению, руководству, про­ектированию расчетной деятельности фирм, оптимизации грузотранспортных расходов, доставки, почтовых услуг, закупке сырья и оборудования, организации услуг питания, расчету возможных льгот, составлению архивной документации. Фирмы отрасли в соответствии со стратегическими и оперативными целями клиен­тов обеспечивают консалтинговую политику, связанную с управлением штатом и развитием предприятия; являются независимыми контролерами качества ра­боты, соответствия стандартов, предоставляют помощь в подготовке и дальней­шей сертификации компьютерных программ; регулируют вопросы, связанные с оптимальной оплатой труда, развитием международных связей.

Компьютерные технологии позволяют осуществлять консалтинг по оценке профессиональных и психометрических данных клиентов рынка труда — по лич­ным качествам, образованию, кредитной и рабочей истории кандидатов, включая медицинскую историю (проверка здоровья кандидатов на тот или иной вид дея­тельности), лабораторные тестирования и методы физического контроля исходя из требований, предъявляемых работодателем. На конфиденциальной основе,


Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 345

если это является требованием клиента, составляются списки претендентов. Этот продукт известен как VIP-наем (престижная работа и высокая зарплата) на пред­приятия, деятельность которых связана с информационными технологиями, в юриспруденции, финансовых организациях, органах исполнительной власти. Здесь же обслуживаются клиенты, желающие сменить вид деятельности или осу­ществить карьерный рост, повысить уровень своей заработной платы. Заказчи­кам оказывается помощь в составлении резюме, по защите прав и требований закона при найме на работу.

К отраслям, формирующим и реализующим потенциал долговременного дей­ствия, относятся наукоемкие услуги (54), образование (61), здравоохранение и социальная помощь (62), организация досуга (71)1.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...