Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы предприятий в сфере услуг Общая характеристика

Предприятия в сфере услуг, как и во всей национальной экономике, делятся на крупные, средние и малые. В основном крупный бизнес организован в форме

' По данным Forrester Research, Inc., Cambridge.


Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 3!П

корпоративных предприятий. Корпорации в сфере услуг США включают всю технологическую цепочку от производителя к потребителю: финансирование корпоративных образовательных учреждений, отраслевых и фундаментальных научных исследований; внедрение в производство технологически нового про­дукта и наладка его промышленного производства. Здесь более высокая произво­дительность труда при более низких издержках на единицу продукции, высокая норма прибыли и значительные масштабы инвестиций. На предприятиях круп­ных форм выстроена административная иерархия; во всех отделах и подразделе­ниях существует жесткая специализация при разделении труда.

Однако сфера услуг обладает и специфическими, присущими только ей чертами, в частности, достаточно большим количеством предприятий малых форм, в т. ч. без привлечения наемного труда. При изменении макроэкономических показателей функционирующий капитал как малого, так и среднего бизнеса не имеет ярко выраженных тенденций к слияниям и поглощениям. Это объясняется безусловной необходимостью наличия предприятий с индивидуальным характером обслужи­вания, наличием венчурных производств, высокой мобильностью и чувствитель­ностью малых форм к конъюнктуре. Предприятия или виды деятельности ряда отраслей сферы услуг часто не имеют крупного основного и оборотного капитала, больших объемов материально-технического оснащения. Таким образом, нали­чие малого бизнеса можно рассматривать как существенную характеристику мно­гих отраслей сферы услуг.

Предприятия нового типа

В сфере услуг США, помимо вышеперечисленных организационных форм, функ­ционируют производства так называемого конгломератного типа, которые пред­ставляют собой объединения равных самостоятельных партнеров по админи­стративному и управленческому признаку. Функционируют конгломератные объединения на договорных условиях, а целью объединения является оптимальное снижение предпринимательских рисков при закупке сырья и сбыте продукции.

Практически с теми же целями создаются объединения производств, но уже с иерархической структурой подчинения, более емкими и сложными взаимными обязательствами — так называемые «цепные производства», или «цепи». Если в конгломератном объединении ни одно из входящих в систему предприятий не теряет своей управленческой и производственной самостоятельности , то в «це­пях» присутствуют преференции головного предприятия, берущего на себя обязанность снабжать оборудованием, услугами делового характера. Они обеспе­чивают поддержку своим участникам через общую систему менеджмента, мар­кетинга, предоставляют рекламные услуги, дальнейшее обслуживание и ремонт продукции. Главное в цепи предприятие осуществляет финансирование и льготное кредитование ряда однотипных предприятий, сформированных в единую цепь. Все вышеперечисленные элементы отношений образуют прочную основу для ин­тенсификации межотраслевых отношений, и, как следствие, происходит созда­ние жестких структурных связей.

К специфическим чертам сферы услуг относят систему франчайзинговых контрактов. Франчайзинг по сути является связующим звеном предприятий ма­лого и крупного бизнеса. Основой долговременного соглашения о совместном


352____________________________________________ Отраслевая структура экономики

ведении бизнеса является договор контрагентов о сотрудничестве в предоставле­нии услуги или об исключительном праве на реализацию товара на определенных условиях. Франчайзинговый контракт предусматривает наличие прав на исполь­зование в пределах оговоренного рынка определенного товарного знака, техноло­гий, ноу-хау. Данные контракты рассматриваются государственной администра­цией США как один из стимулов развития экономики, и потому предприятия, использующие данную форму организации бизнеса, имеют налоговые льготы.

Новая организация бизнеса характерна для электронных предприятий: элек­тронной торговли (454), электронных банков и финансовых организаций (522-523), банков информации и информационного обеспечения (513), где реальная прода­жа услуг происходит на интерактивной основе, без какого то ни было личного контакта продавца и покупателя, что резко минимизирует многие производствен­ные издержки.

Количественные и качественные параметры состояния сферы услуг в совре­менной экономике определяют уровень жизни населения, характер потребления и возможности воспроизводства человеческого капитала — важнейшего ресурса национального хозяйства.

Выводы

1. Рост сферы услуг являлся одной из главных черт экономики США на протя­жении большей части XX в., особенно явно в последней его трети. Сфера услуг — лидер американской экономики по ряду основных показателей: месту и роли в ВВП, уровню занятости, значению во внешнеэкономических отно­шениях.

2. Североамериканский промышленный классификатор (NAICS), разрабо­танный Бюро экономического анализа Министерства торговли США, дает ясное представление о динамике сферы услуг в сторону увеличения видов деятельности и количественного состава отраслей. По NAICS в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам относятся 16.

3. Торговля является одной из наиболее крупных отраслей сферы услуг как по вкладу в национальную экономику, так и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов. В сфере торговли производство услуг осущест­вляется предприятиями оптовой и розничной торговли.

4. Наиболее значимыми, в смысле общего влияния на национальную экономику, и при этом наглядно иллюстрирующими уровень благосостояния граждан являются отрасли услуг научного направления, финансовой сферы и страхо­вания, образования, здравоохранения, рекреации, информации. Классифика­тор NAICS выделяет ряд новых отраслей в экономике США: профессиональ­ные услуги и НИОКР, профессиональный менеджмент, административный менеджмент.

5. Организация бизнеса в сфере услуг США имеет ряд экономических харак­теристик, общих для всей национальной экономики, в том числе наличие крупных, средних и малых форм. Для сферы услуг характерно достаточно большое количество малых предприятий, в т.ч. без привлечения наемного труда, а также нетрадиционных форм организации бизнеса (франчайзинг и др.).


Глава 21, Сфера услуг__________________________________________________________ 353

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику традиционным отраслям сферы услуг США.

2. Дайте краткую характеристику отраслям сферы быта, основой функциони­рования которых являются высокие технологии.

3. В чем состоит основное различие розничной и оптовой торговли?

4. Назовите основное различие между отраслями «административный менедж­мент» и «управленческая деятельность».

5. Какие факторы влияют на качественное и количественное развитие сферы услуг США?

6. Какие специфические черты присущи организационной структуре сферы услуг?

7. В чем суть франчайзинговых соглашений?

8. Каковы основные показатели, характеризующие место и роль сферы услуг в экономике США?


Глава 22 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ттшштттштштжттжшшшшшжтшш

Здравоохранение США — это одна из крупнейших отраслей американской эко­номики, в которой сосредоточены огромные ресурсы. Медицинская индустрия составляет одну седьмую часть всей национальной экономики, в которой занято свыше 10 млн чел.

Деятельность государства в сфере здравоохранения оказывает многостороннее влияние на американское общество. Политика в сфере здравоохранения затраги­вает существенные интересы практически всех слоев, групп и классов общества, находится в центре политической жизни страны. Частная медицинская система страхования существует в рамках государственного законодательства, которое определяет стимулы и направления ее развития, обеспечивает государственный контроль. Налоговая политика государства в значительной степени стимулирует формирование частной системы медицинского страхования, и поэтому ее можно рассматривать как «полугосударственную».

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...