Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные формы предприятий в сфере услуг Общая характеристикаПредприятия в сфере услуг, как и во всей национальной экономике, делятся на крупные, средние и малые. В основном крупный бизнес организован в форме ' По данным Forrester Research, Inc., Cambridge. Глава 21. Сфера услуг__________________________________________________________ 3!П корпоративных предприятий. Корпорации в сфере услуг США включают всю технологическую цепочку от производителя к потребителю: финансирование корпоративных образовательных учреждений, отраслевых и фундаментальных научных исследований; внедрение в производство технологически нового продукта и наладка его промышленного производства. Здесь более высокая производительность труда при более низких издержках на единицу продукции, высокая норма прибыли и значительные масштабы инвестиций. На предприятиях крупных форм выстроена административная иерархия; во всех отделах и подразделениях существует жесткая специализация при разделении труда. Однако сфера услуг обладает и специфическими, присущими только ей чертами, в частности, достаточно большим количеством предприятий малых форм, в т. ч. без привлечения наемного труда. При изменении макроэкономических показателей функционирующий капитал как малого, так и среднего бизнеса не имеет ярко выраженных тенденций к слияниям и поглощениям. Это объясняется безусловной необходимостью наличия предприятий с индивидуальным характером обслуживания, наличием венчурных производств, высокой мобильностью и чувствительностью малых форм к конъюнктуре. Предприятия или виды деятельности ряда отраслей сферы услуг часто не имеют крупного основного и оборотного капитала, больших объемов материально-технического оснащения. Таким образом, наличие малого бизнеса можно рассматривать как существенную характеристику многих отраслей сферы услуг. Предприятия нового типа В сфере услуг США, помимо вышеперечисленных организационных форм, функционируют производства так называемого конгломератного типа, которые представляют собой объединения равных самостоятельных партнеров по административному и управленческому признаку. Функционируют конгломератные объединения на договорных условиях, а целью объединения является оптимальное снижение предпринимательских рисков при закупке сырья и сбыте продукции. Практически с теми же целями создаются объединения производств, но уже с иерархической структурой подчинения, более емкими и сложными взаимными обязательствами — так называемые «цепные производства», или «цепи». Если в конгломератном объединении ни одно из входящих в систему предприятий не теряет своей управленческой и производственной самостоятельности , то в «цепях» присутствуют преференции головного предприятия, берущего на себя обязанность снабжать оборудованием, услугами делового характера. Они обеспечивают поддержку своим участникам через общую систему менеджмента, маркетинга, предоставляют рекламные услуги, дальнейшее обслуживание и ремонт продукции. Главное в цепи предприятие осуществляет финансирование и льготное кредитование ряда однотипных предприятий, сформированных в единую цепь. Все вышеперечисленные элементы отношений образуют прочную основу для интенсификации межотраслевых отношений, и, как следствие, происходит создание жестких структурных связей. К специфическим чертам сферы услуг относят систему франчайзинговых контрактов. Франчайзинг по сути является связующим звеном предприятий малого и крупного бизнеса. Основой долговременного соглашения о совместном 352____________________________________________ Отраслевая структура экономики ведении бизнеса является договор контрагентов о сотрудничестве в предоставлении услуги или об исключительном праве на реализацию товара на определенных условиях. Франчайзинговый контракт предусматривает наличие прав на использование в пределах оговоренного рынка определенного товарного знака, технологий, ноу-хау. Данные контракты рассматриваются государственной администрацией США как один из стимулов развития экономики, и потому предприятия, использующие данную форму организации бизнеса, имеют налоговые льготы. Новая организация бизнеса характерна для электронных предприятий: электронной торговли (454), электронных банков и финансовых организаций (522-523), банков информации и информационного обеспечения (513), где реальная продажа услуг происходит на интерактивной основе, без какого то ни было личного контакта продавца и покупателя, что резко минимизирует многие производственные издержки. Количественные и качественные параметры состояния сферы услуг в современной экономике определяют уровень жизни населения, характер потребления и возможности воспроизводства человеческого капитала — важнейшего ресурса национального хозяйства. Выводы 1. Рост сферы услуг являлся одной из главных черт экономики США на протяжении большей части XX в., особенно явно в последней его трети. Сфера услуг — лидер американской экономики по ряду основных показателей: месту и роли в ВВП, уровню занятости, значению во внешнеэкономических отношениях. 2. Североамериканский промышленный классификатор (NAICS), разработанный Бюро экономического анализа Министерства торговли США, дает ясное представление о динамике сферы услуг в сторону увеличения видов деятельности и количественного состава отраслей. По NAICS в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам относятся 16. 3. Торговля является одной из наиболее крупных отраслей сферы услуг как по вкладу в национальную экономику, так и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов. В сфере торговли производство услуг осуществляется предприятиями оптовой и розничной торговли. 4. Наиболее значимыми, в смысле общего влияния на национальную экономику, и при этом наглядно иллюстрирующими уровень благосостояния граждан являются отрасли услуг научного направления, финансовой сферы и страхования, образования, здравоохранения, рекреации, информации. Классификатор NAICS выделяет ряд новых отраслей в экономике США: профессиональные услуги и НИОКР, профессиональный менеджмент, административный менеджмент. 5. Организация бизнеса в сфере услуг США имеет ряд экономических характеристик, общих для всей национальной экономики, в том числе наличие крупных, средних и малых форм. Для сферы услуг характерно достаточно большое количество малых предприятий, в т.ч. без привлечения наемного труда, а также нетрадиционных форм организации бизнеса (франчайзинг и др.). Глава 21, Сфера услуг__________________________________________________________ 353 Контрольные вопросы 1. Дайте краткую характеристику традиционным отраслям сферы услуг США. 2. Дайте краткую характеристику отраслям сферы быта, основой функционирования которых являются высокие технологии. 3. В чем состоит основное различие розничной и оптовой торговли? 4. Назовите основное различие между отраслями «административный менеджмент» и «управленческая деятельность». 5. Какие факторы влияют на качественное и количественное развитие сферы услуг США? 6. Какие специфические черты присущи организационной структуре сферы услуг? 7. В чем суть франчайзинговых соглашений? 8. Каковы основные показатели, характеризующие место и роль сферы услуг в экономике США? Глава 22 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ттшштттштштжттжшшшшшжтшш Здравоохранение США — это одна из крупнейших отраслей американской экономики, в которой сосредоточены огромные ресурсы. Медицинская индустрия составляет одну седьмую часть всей национальной экономики, в которой занято свыше 10 млн чел. Деятельность государства в сфере здравоохранения оказывает многостороннее влияние на американское общество. Политика в сфере здравоохранения затрагивает существенные интересы практически всех слоев, групп и классов общества, находится в центре политической жизни страны. Частная медицинская система страхования существует в рамках государственного законодательства, которое определяет стимулы и направления ее развития, обеспечивает государственный контроль. Налоговая политика государства в значительной степени стимулирует формирование частной системы медицинского страхования, и поэтому ее можно рассматривать как «полугосударственную». |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |