Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ.

СОСАЛЬЩИКИПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

Многие плоские черви ведут паразитический образ жизни. Ряд из них обитают в организме человека, причиняя ему большой вред. Знание строения и жизнедеятельности трематод необходимо для установления диагноза и профилактики вызванных ими заболеваний.

Представители: Тип: Плоские черви - Plathelminthes

Класс: Cосальщики - Trematodes.

Печеночный сосальщик - Fasciola hepatica.

Ланцетовидный сосальщик - Dikrocoelium lanceatum.

Кошачий (сибирский) сосальщик - Opisthorchis felineus.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, цикл развития трематод.

2. Уметь диагностировать трематод методом овогельминтоскопии.

3. Знать меры профилактики трематодозов.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать теории происхождения многоклеточных организмов.

2. Представлять способы размножения многоклеточных организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика типа Плоские черви.

2. Характеристика класса Сосальщики.

3. Локализация паразита в организме хозяина.

4. Географическое распространение.

5. Морфологические особенности.

6. Жизненный цикл.

7. Патогенное действие.

8. Диагностика.

9. Профилактика.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 245-261.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 54-63.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 169-177, 179-182, 184-185; 189-198.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Морфологические адаптации гельминтов.

2. Пути расселения паразитов. Представления о гео- и биогельминтах.

3. Жизненный цикл паразитов.

4. Системы органов плоских червей и их характеристика.

5. Морфологические особенности класса "Сосальщики".

6. Отличительные признаки печеночного, ланцетовидного и кошачьего сосальщиков.

7. Источники и пути заражения фасциолезом, дикроцелиозом, описторхозом.

8. Жизненные циклы и патогенное действие сосальщиков.

9. Назовите инвазионные стадии ланцетовидного и кошачьего сосальщиков.

10. Возникает ли инвазия при попадании в пищеварительный тракт человека яиц сосальщиков? Понятие "транзитное яицо".

11. Диагностика фасциолеза, дикроцелиоза, описторхоза.

12. Меры личной и общественной профилактики фасциолеза, дикроцелиоза, описторхоза.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА.
5 4 3 2 1

1. Рассмотреть невооруженным глазом, а затем с помощью препаровальной лупы тотальный препарат печеночного сосальщика. 2. Определить размер, обратить внимание на форму тела, расположение присосок, выделительной поры, кишечника, половой системы. 3. Сравнить со схемой, представленной в таблице. 4. Зарисовать в альбоме общий вид сосальщика, обозначив: 1 - присоска ротовая; 2 - матка; 3 – семенник; 4 – желточники; 5 – выделительный канал.
II. ИЗУЧЕНИЕ КОШАЧЬЕГО СОСАЛЬЩИКА.
1 2 3 4 5 6

 

 

1. Рассмотреть кошачьего (сибирского) сосальщика невооруженным глазом, определить размеры, форму тела. 2. С помощью препаровальной лупы изучить внутреннее строение. 3. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 – ротовая присоска, 2 – ветви кишечника; 3 – матка; 4 – желточники; 5 - яичник; 6 – семенники.
III. ИЗУЧЕНИЕ ЛАНЦЕТОВИДНОГО СОСАЛЬЩИКА.
4 6 3
5 2 1    

 

1. Рассмотреть невооруженным глазом, и с помощью препаровальной лупы ланцетовидного сосальщика. 2. Определить форму, размеры тела, расположение внутренних органов, в частности половой системы, в сравнении с кошачьим сосальщиком. 3. Зарисовать в альбоме и обозначить: 1 - ротовая присоски, 2 - брюшная присоска; 3 - ветви кишечника; 4 – желточники; 5 – матка; 6 – семенники.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ЯИЦ ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА.
       

 

1. Положить препарат на предметный столик и при малом увеличении найти в препарате яйцо печеночного сосальщика. 2. Перейти на большое увеличение и рассмотреть форму, цвет и структуру яиц, обратить внимание на крышечку на одном из полюсов яйца. 3. Зарисовать яйцо в альбом и обозначить: 1 – крышечка, 2 – оболочка.

V. ИЗУЧЕНИЕ ЯИЦ ЛАНЦЕТОВИДНОГО СОСАЛЬЩИКА.

   

1. Положить препарат на предметный столик, при малом увеличении найти в микропрепарате яйца ланцетовидного сосальщика. 2. Перейти на большое увеличение. 3. Сравнить размеры, форму и цвет (темнобурый или почти черный) яиц ланцетовидного сосальщика и яиц печеночного сосальщика. 4. Обратить внимание на наличие крышечки на одном из полюсов яйца. 5. Зарисовать в альбоме и обозначить: 1 – крышечка, 2 – оболочка.

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ.
ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ
ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

Ленточные черви имеют широкое географическое распространение. Паразитируя в организме человека, они приносят большой вред его здоровью. Этим диктуется необходимость изучения их строения, биологии, методов диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

Представители: Тип: Плоские черви - Plathelminthes.

Класс: Ленточные черви - Cestoidea.

Свиной цепень - Taenia solium.

Бычий цепень - Taeniarhynchus saginatus.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить морфологию, цикл развития вышеперечисленных паразитов человека.

2. Знать вопросы диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых этими гельминтами.

3. Уметь идентифицировать паразитов по сколексам и проглоттидам.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Специфичность среды питания паразитов.

2. Адаптация организмов к среде обитания.

3. Понятие о морфофизиологическом прогрессе и регрессе.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика класса Ленточные черви.

2. Локализация паразитов в организме хозяина.

3. Географическое распространение.

4. Морфологические особенности.

5. Жизненный цикл.

6. Патогенное действие.

7. Диагностика.

8. Профилактика.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 262–264; 266–269.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 149-156.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 199-214.

4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Характерные особенности ленточных червей.

2. Морфологические особенности свиного цепня.

3. Цикл развития свиного цепня.

4. Диагностика тениоза.

5. Морфологические особенности бычьего цепня.

6. Жизненный цикл бычьего цепня.

7. Диагностика тениаринхоза.

8. Осложнения тениоза.

9. Цистицеркоз - причины и профилактика.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ СКОЛЕКСА СВИНОГО ЦЕПНЯ.
       

1. Препарат головки свиного цепня рассмотреть под препаровальной лупой. 2. Обратить внимание на расположение присосок, шейку. 3. Положить препарат на предметный столик микроскопа и при малом увеличении рассмотреть на головке крючья. 4. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - присоски, 2 - крючья, 3 – шейка.
II. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ СКОЛЕКСА БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ.

1. Препарат головки бычьего цепня рассмотреть под препаровальной лупой. 2. Обратить внимание на расположение присосок, шейку. 3. Положить препарт на предметный столик микроскопа и при малом увеличении рассмотреть на головке присоски. 4. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - присоски, 2 – шейка.
III. ИЗУЧИТЬ ГЕРМАФРОДИТНЫЙ ЧЛЕНИК СВИНОГО ЦЕПНЯ.
 
 

1. Микропрепарат гермафродитного членика свиного цепня рассмотреть под препаровальной лупой. 2. Обратить внимание на форму, размеры и внутреннее строение членика, расположение половой клоаки. 3. Зарисовать и обозначить: 1 - матка, 2 - влагалище, 3 - половая клоака, 4 –желточник, 5 - яичник (отметить доли).  
  IV. ИЗУЧИТЬ ЗРЕЛЫЙ ЧЛЕНИК СВИНОГО ЦЕПНЯ.
       
   
1 3 2
 
 

 

 


V. ИЗУЧИТЬ ГЕРМАФРОДИТНЫЙ ЧЛЕНИК БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ.

   

 

  1. Рассмотреть микропрепарат зрелого членика свиного цепня невооруженным глазом и при помощи препаровальной лупы. 2. Обратить внимание на размер, форму, внутреннее строение. 3. Найти центральный ствол матки, сосчитать отходящие от него боковые ветви. 4. Зарисовать препарат и обозначить: 1 - матка (центральный ствол), 2 – боковые ветви матки (в скобках укажите их число); 3 – половая клоака.   1. Микропрепарат гермафродитного членика бычьего цепня рассмотреть под препаровальной лупой. 2. Обратить внимание на форму, размеры и внутреннее строение членика, расположение половой клоаки.   3. Зарисовать и обозначить: 1 - матка, 2 - влагалище, 3 - половая клоака, 4 - желточники, 5 - яичник (отметить доли).  
VI. ИЗУЧИТЬ ЗРЕЛЫЙ ЧЛЕНИК БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ.
1 3 2

1. Рассмотреть микропрепарат зрелого членика свиного цепня невооруженным глазом и при помощи препаровальной лупы. 2. Обратить внимание на размер, форму, внутреннее строение. 3. Найти центральный ствол матки, сосчитать отходящие от него боковые ветви. 4. Зарисовать препарат и обозначить: 1 - матка (центральный ствол), 2 – боковые ветви матки (в скобках укажите их число); 3 – половая клоака.
VII. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЯИЦ ТЕНЕИД.
   

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа и при малом увеличении объектива найти яйца тенеид. 2. Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение яиц тенеид. 4. Рассмотреть размеры, форму. Отметить плотную радиально исчерченную оболочку онкосферы. 5. Зарисовать в альбоме и обозначить: 1 – оболочка; 2 - онкосфера.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...