Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА: ФИЛОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.ЭВОЛЮЦИЯ ГОМЕОСТАЗА.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить происхождение и закономерности эволюции нервной системы и органов чувств. 2. Изучить происхождение и эволюцию желез внутренней секреции. Роль эндокринной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма. 3. Рассмотреть современные представления о гомеостазе и пути его эволюции. 4. Уметь обосновывать происхождение пороков развития нервной системы. II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать основные закономерности онто- и филогенеза. 2. Представлять эволюцию основных органов и систем: скелета, кожных покровов, дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной. 3. Иметь представления о причинах возникновения врожденных пороков развития. III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Значение нервной системы и органов чувств. 2. Филогенез нервной системы. 3. Появление и развитие органов чувств. 4. Значение и развитие эндокринной системы. 5. Основные пути эволюции гомеостаза. Нервная и эндокринная регуляция гомеостаза. 6. Врожденные пороки развития нервной и эндокринной систем. Возможные нарушения гомеостаза. IV. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекция. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 141-151. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1979. - С. 197-202. 4. Иванов В.П., Гребеник Л.А., Солодилова М.А., Падалка Л.А. Основы филогении животных. - Курск, 2001. V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Роль нервной системы в жизнедеятельности организмов. 2. Происхождение и эволюция нервной систем у первичноротых. 3. Основные ароморфозы нервной системы в филогенезе хордовых: а) закладка и развитие нервной трубки; б) формирование головного мозга как прогрессивный этап исторического развития. 4. Основные этапы развития головного мозга у позвоночных как предпосылка формирования субстрата мышления человека. Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах. 5. Врожденные пороки развития нервной системы и органов чувств: аналгия, церебральный гигантизм, микро- и анэнцефалия, гидроцефалия, врожденная глухота, деформация и гипоплазия ушных раковин, микро- и анофтальмия, атрофия зрительных нервов и др. 6. Общая характеристика эндокринной системы, ее роль в жизнедеятельности организмов. Понятие о гормонах. 7. Формирование и развитие эндокринных желез в филогенезе. Закладка и морфофизиологические преобразования тимуса, щитовидной железы, гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников. 8. Понятие о гомеостазе. Роль нервной системы и эндокринных желез в регуляции гомеостаза. 9. Значение филогенетических преобразований систем и органов в поддержании постоянства внутренней среды организмов в исторически изменяющихся условиях среды обитания. 10. Врожденные пороки развития эндокринных желез: эндокринопатии, гипо- и гиперразвитие желез внутренней секреции. Возможные причины нарушения гомеостаза. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА.
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить структурно-функциональную организацию биосферы. 2. Изучить роль человека в эволюции биосферы. II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать теории возникновения жизни. 2. Знать уровни организации живого. III. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Понятие о биосфере и ее современные концепции. 2. Роль отечественных ученых в развитии учения о биосфере (В.И. Вернадский, В.В. Докучаев). 3. Структура биосферы. 4. Функции биосферы. 5. Живое вещество биосферы и его характеристика. 6. Биотические круговороты (углекислый газ, вода, азот и др.). 7. Эволюция биосферы. 8. Учение о ноосфере. 9. Пути воздействия человека на природу. 10. Проблемы охраны окружающей среды. IV. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 327-340. 3. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Что такое биосфера? 2. Роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. 3. Границы биосферы. 4. Основные концепции биосферы. 5. Структурная организация биосферы. 6. Функции биосферы. 7. Живое вещество и его биомасса. 8. Соотношение растительных и животных организмов в биомассе суши и океана. 9. Круговороты углекислого газа, кислорода, воды, азота. 10. Этапы эволюции биосферы. 11. Понятие о ноосфере. 12. Пути воздействия человека на природу и ее охрана.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. Моногибридным скрещиванием называется скрещивание организмов, отличающихся друг от друга одной парой альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Примером пары альтернативных признаков может служить желтая и зеленая окраска семян у гороха; нормальные и рудиментарные крылья у дрозофилы, пятипалая (нормальная) или шестипалая кисть руки (полидактилия) человека. Альтернативные признаки обусловливаются (детерминируются) парой аллельных (аллеломорфных) генов, представляющих собой мутантные формы (варианты) одного и того же гена. Закономерности моногибридного скрещивания были установлены в 1865 году основоположником экспериментальной генетики Г. Менделем. Основная закономерность генетики - закон чистоты гамет – утверждает, что в зиготе и соматических клетках имеется по два аллеля, от каждой пары аллельных генов, один из которых получен от отца, другой – от матери.Если от отца и матери получены разные гены данной пары, то зигота и соматические клетки будут иметь гибридный характер. В отличие от них половые клетки (гаметы) никогда не бывают гибридными; они генетически чисты, так как содержат от каждой пары аллельных генов только один ген. В генетических схемах гены принято обозначать буквами. Аллельные гены обозначают одной и той же буквой. Например, если ген, детерминирурующий желтую окраску семян гороха (доминантный признак), обозначить буквой А, то аллельный ген - зеленой окраски семян (рецессивный признак) - нужно обозначить буквой а. Организм, получивший от отца и матери одинаковые гены, например, ААили аа, называется гомозиготным, а получивший разные гены данной аллельной пары - Аа– гетерозиготным. У организмов аллельные гены взаимодействуют друг с другом. При этом у гетерозигот обычно действие одного из них на развитие признака преобладает, доминирует, над действием другого. Ген из аллельной пары, чей фенотипический эффект не проявляется у гетерозигот, называется рецессивным. При таком виде взаимодействия доминирующий ген обозначают большой буквой (А), а рецессивный - малой (а). Например, у гороха гетерозиготы (Аа), несмотря на наличие генов и желтой (А) и зеленой (а) окраски, имеют чисто желтую окраску семян, не отличаясь по фенотипу от гомозиготного доминанта (АА). Другим видом взаимодействия аллельных генов (А и а) является промежуточное наследование, при котором у гетерозиготных организмов проявляют действие оба аллеля. Например, у ночной красавицы (Мirabilis jalapра) аллель A обусловливает красную окраску цветков. Аллело-морфный ген aопределяет белую окраску. Гетерозиготные растения Аа имеют розовые цветки. Совокупность генов организма обозначается термином - генотип, а совокупность наблюдаемых признаков - термином фенотип. Фенотип является внешним проявлением генотипа в определенных условиях среды. Например, растения гороха с генотипом аа– фенотипически имеют зеленые семена, а растения с генотипом АА - желтые семена. Фенотип не всегда полностью отражает генотипическую конституцию организма. Выше было сказано, что фенотипу - желтый цвет семян – соответствуют два генотипа АА и Аа.
P AA X aa
Гаметы (G) Фенотип и генотип F1 Aa
F1 Aa Х Aa Гаметы F1
Фенотипы F2: 3/4 – желтые; 1/4 - зеленые Генотипы F2: 1/4 – АА; 2/4 – Аа; ¼ - аа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |