Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медицинское обслуживание малоимущих«Медикэйд» — вторая по масштабам государственная программа в сфере здравоохранения, которая служит основным источником медицинского обеспечения для малоимущего и беднейшего населения США. Она была создана одновременно с программой «Медикэр» в 1965 г. и введена в действие в виде раздела XIX закона о социальном страховании. Программа «Медикэйд» отличается от «Медикэр» двумя основными характеристиками. Во-первых, она носит государственный благотворительный характер, поскольку ее получатели «не зарабатывали» права собственности на нее, т.е. не платили налог, как в случае с «Медикэр». Во-вторых, она находится в юридическом и административном ведении властей штатов, хотя и финансируется совместно федеральным правительством и властями штатов. Именно законодательные собрания и губернаторы штатов определяют конкретные категории малоимущих и условия, на которых предоставляются медицинские пособия, правда, в рамках общих федеральных положений. В конце 1990-х гг. общие расходы на программу «Медикэйд» составили 177 млрд долл.: доля федерального правительства была равна 101 млрд долл. (57%), а правительств штатов — 76 млрд долл. (43%). Начиная с 1990-х гг. расходы штатов на программу «Медикэйд» как доли в структуре их общих затрат выросли с 10 до 19,4%, а федерального правительства — с 2,7 до 5,6%. В 1998 г. программа «Медикэйд» обслуживала почти 33 млн малоимущих американцев. По оценкам, расходы на программу будут расти в среднем на 7 % в год в период с 2000 по 2004 г. Практическое решение проблем обеспечения медицинской помощью малоимущих реально находится в руках властных структур на уровне штатов. Расширение охвата программой «Медикэйд» связано с необходимостью охраны материнства и детства в США. «Медикэйд» покрывает расходы на медицинские услуги, оказываемые 25 % американских детей. В 1997 г. была учреждена пятилетняя Программа медицинского страхования детей, на которую выделено 24 млрд долл. Штаты имеют право использовать средства по Программе медицинского страхования детей из малоимущих семей, чей доход не превышает 200 % от уровня бедности (около 34 тыс. долл. в год для семьи из четырех чел.). По оценкам экспертов, Глава 22, Здравоохранение_____________________________________________________ 365 от 3 до 5 млн из общего числа 10 млн незастрахованных детей в стране могли бы быть охвачены медицинской страховкой при условии полной реализации данной программы. Многие дети малоимущих ранее были исключены из программы «Меди-кэйд», поскольку имели обоих работающих родителей. По правилам каждого штата помощь в виде пособий по данной программе может быть предоставлена лишь детям, родители которых являются безработными или работает только один из родителей. В ответ на расширение рамок программы «Медикэйд» в Конгрессе возражает оппозиция правительств штатов. Национальная ассоциация губернаторов призвала к двухгодичному мораторию на расширение «Медикэйд», аргументируя это тем, что бюджеты штатов и так истощены предыдущими расходами по данной программе. Очевидно, что программа «МеДикэйд», при всех своих трудностях, в целом играет весьма конструктивную роль в сфере здравоохранения малоимущих, в том числе в охране здоровья матери и ребенка. Кроме того, именно программа «Медикэйд» покрывает расходы, связанные с пребыванием и длительным лечением в домах сестринского ухода. Роль и пределы полномочий правительств обоих уровней в программе «Медикэйд» четко определены и закреплены законодательно. Предполагается, что федеральное правительство на практике занимается стратегическим строительством программы, подкрепляя свое участие в каждом конкретном случае, как правило, большей, чем штат, долей ресурсного обеспечения, а правительства штатов, пользуясь высокой степенью независимости в действиях, с учетом специфики собственных регионов и своих финансовых возможностей претворяют эту программу в жизнь. Выводы 1. Деятельность государства в сфере управления здравоохранением объективно необходима, поскольку существует, с одной стороны, насущная потребность в соблюдении общенациональных приоритетов в сфере охраны здоровья населения, а с другой — необходимость сочетания реальных возможностей государства с порой противоположными друг другу интересами отдельных слоев и групп общества. Удовлетворение этих объективных потребностей общества составляет суть деятельности государственных органов в сфере здравоохранения. 2. Опыт США показывает, что в условиях рыночной экономики оптимальным является переход к государственной системе медицинского страхования. Введение системы медицинского обеспечения, основанной на государственном страховании, представляется целесообразной и объективно необходимой мерой в любой стране с рыночной экономикой. Принцип социальной ответственности работодателей за сохранение здоровья наемной рабочей силы — непременное условие страховой медицины в цивилизованном обществе. При этом существует ограниченность возможностей государства решать проблемы медицинского обеспечения простым увеличением масштабов выделяемых средств. Необходима такая эффективная организация системы здравоохранения, при которой осуществляется реальная оплата за предоставляемые медицинские услуги. Чрезвычайно важно, чтобы реальная цена, Отраслевая структура экономики во-первых, устанавливалась на основе баланса спроса и предложения, а во-вторых, отсутствовало чье бы то ни было монопольное положение, искажающее реальную цену. 3. Программа государственного медицинского страхования «Медикэр» — важный механизм в достижении социального равновесия в обществе. Наряду с другими государственными социальными программами она выполняет роль стабилизатора общества, выравнивая возможности доступа к медицинскому обслуживанию различных групп населения. Благодаря этой программе не только расширился доступ престарелых и пожилых к медицинскому обслуживанию, но и улучшилось его качество. «Медикэр» — свидетельство социальной ответственности американского государства перед своими гражданами. И хотя государственная медицинская программа «Медикэр» не решает всех проблем в сфере здравоохранения для пожилых граждан, она обладает большим значением: обеспечивает американцам чувство уверенности в завтрашнем дне и спокойствие в настоящем. 4. Программа «Медикэйд», с социально-экономической точки зрения, выполняет функцию перераспределения доходов в стране, являясь инструментом не только выравнивания возможностей для различных категорий населения, но и поддержания относительного равновесия стартовых возможностей для разных по своему экономическому потенциалу и развитию штатов. Последняя характеристика отличает ее от программы «Медикэр». Такого рода программа медицинского вспомоществования могла появиться лишь при условии достаточно развитых материально-финансовых ресурсов государства в целом, заинтересованного в сохранении социально-политического статус-кво в стране. Контрольные вопросы 1. В какой мере государственная поддержка позволяет функционировать системе здравоохранения США в целом? 2. Какие объективные факторы формируют характер деятельности государства в сфере здравоохранения? 3. Каковы основные компоненты американской модели здравоохранения? 4. В чем сущность здравоохранительной государственной деятельности США? 5. Каковы место и роль частного медицинского страхования в США? 6. Каковы социальные функции государственных медицинских программ? 7. Что такое «управляемое здравоохранение» и каковы основные его характеристики? 8. Каковы позитивные и негативные характеристики американского здравоохранения? Глава 23 ОБРАЗОВАНИЕ Взгляд на человеческие ресурсы лишь как на один из элементов издержек производства, причем не главный, длительное время господствовал в хозяйственной практике США и других западных стран, в западной экономической теории. Соответствующее место отводилось и образованию — расходы на него, в том числе и на подготовку рабочей силы, стремились минимизировать, ограничить сугубо утилитарными целями. В ряде случаев эти затраты рассматривались в качестве неизбежной социальной уступки отдельным категориям населения. Однако кардинальные изменения в производительных силах и в структуре экономики под влиянием НТР привели к существенной эволюции таких взглядов. В начале XXI в. образование и профессиональная подготовка, как и инвестиции в человека вообще, играют решающую роль в экономике США и в общественном развитии страны. Общая характеристика Структура образования В США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев. Кадры различных квалификационных уровней готовятся в высшей и средней школах, в специальных государственных профессиональных учебных заведениях, в учебных заведениях и на курсах частных компаний, непосредственно на рабочих местах, в рамках Министерства обороны. При этом, помимо подготовки рабочей силы, система образования в США все в большей степени выполняет важную социальную функцию — позволяет гражданам реализовать право на саморазвитие, нередко и вне связи с будущей или настоящей профессиональной деятельностью. Наиболее важным источником профессионального и общего образования населения является формальное образование — высшее и среднее. В 2000 г. высшее образование имело около 25,6% всей рабочей силы в возрасте старше 25 лет (в 1970 г. — 14 %), незаконченное высшее — около 25,4 % (в 1970 г. — 12 %). Доля лиц, получивших только среднее образование, составила 33,1 % (в 1970 г. — 38 %), и не имеющих среднего образования — лишь около 15,8% (в 1970 г. — 36%). Таким образом, около 51 % американской рабочей силы к концу XX в. имело высшее и незаконченное высшее образование. Это один из самых высоких показателей в мире. Значение формального образования — высшего и среднего — особенно велико в отдельных профессиональных группах занятых. Так, более 70 % специалистов высшей квалификации получили образование в университетах и колледжах. Отраслевая структура экономики Около 40 % техников и 30 %чмедицинских сестер приобрели профессию в двухгодичных колледжах. Второй важнейший источник профессионального образования в США — подготовка на рабочих местах. Ее прошли около 30 % американской рабочей силы. Особенно велико значение такой подготовки для так называемых «синих воротничков» — рабочих всех сфер экономики, а также среди работников торговли, административно-вспомогательного персонала. Следующий заметный элемент профессиональной подготовки — учебные центры частных компаний, прежде всего крупных корпораций. В них прошло подготовку более 10 % всей рабочей силы США. Среди квалифицированных рабочих, техников, управленческих кадров этот показатель составляет 12-17 %. Еще примерно 2 % работников приобрели профессию во время службы в вооруженных силах. По отдельным профессиям процент подготовленных в армии специалистов весьма высок. Так, здесь получили профессиональную подготовку 45 % всех американских авиамехаников, 20 % техников по ремонту информационного оборудования. Масштабы ассигнований на образование Приведенные данные свидетельствуют, что система образования в США, особенно система формального образования (средняя школа, профессиональные училища и высшие учебные заведения), широко охватывает самостоятельное население страны профессиональной подготовкой. Это обусловливается общим высоким уровнем развития системы образования в стране, его многоцелевым и многофункциональным характером (начиная от проведения фундаментальных исследований, предоставления базовых и наиболее общих знаний и кончая узкой специализацией выпускников образовательных учреждений различных уровней), а также масштабами ассигнований, направляемых в эту сферу. Так, государственные и частные затраты на образование (без расходов на «образование взрослых» — профессиональную подготовку преимущественно без отрыва от производства) заметно возросли в 80-90-е гг. XX в. — более, чем на 66 %, и составили в 2000 г. 647 млрд долл. (около 6,5% ВВП), что заметно превосходит годовые расходы США на военные цели (369 млрд долл. — 3,7 % ВВП). Следует, однако, отметить, что военные расходы целиком финансируются из федерального бюджета, а затраты на образование в определенной пропорции ложатся на федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов власти. Кроме того, по разным оценкам, до 150 млрд долл. составляют расходы на упомянутое выше «образование взрослых», в рамках которого, например, в конце 1990-х гг. в различных программах обучения участвовало 76,3 млн чел., или 40% взрослого населения страны (в середине 1980-х гг. — лишь 13,3 %). С учетом всех прочих государственных и частных программ на подготовку и переподготовку рабочей силы (переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и пр.) валовые затраты на образование в США достигают астрономической суммы — 900 млрд долл. в год. В целом из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство — 4/5 всех учреждений сферы образования США (от учреждений дошкольного образования до вузов). В 2000 г. эти расходы составили 520 млрд долл. (более 80 % от общей суммы). Лишь 20 % Глава 23. Образование_________________________________________________________ 369 всех учреждений образования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами и отдельными лицами) — их расходы составили в том же году более 126 млрд долл. (около 20% совокупных расходов). Такое соотношение отражает важнейшую особенность американской системы формального образования — преобладающую роль государства в его финансировании. Кадровые ресурсы Немаловажно, что сфера образования располагает многочисленными и хорошо подготовленными педагогическими кадрами. В 2000 г. в США насчитывалось 3,2 млн школьных учителей, в т. ч. более 2,9 млн учителей государственных школ. В высшей школе было занято более 1 млн преподавателей, в т. ч. 720 тыс. в государственных вузах и 290 тыс. — в частных. Еще более 1 млн чел. имеют «работу, связанную с преподаванием»: специалисты в области образования, работающие в промышленных компаниях и в военной сфере, консультанты и преподаватели в музеях, библиотеках и т. д. Весьма велика и численность административного персонала, работающего в системе образования, — более 1,2 млн чел. 23.2. Система школьного образования Организация системы среднего образования Первый базисный элемент американского образования — это система школьного (среднего) обучения, призванная дать как основы специальных профессиональных знаний, так и общие знания гуманитарного характера, ориентированные на общее развитие детей и подростков. В 2000 г. в США насчитывалось около 108 тыс. средних и начальных школ, где обучалось более 51 млн школьников. При этом основой среднего образования были 87 тыс. государственных школ, объединенных почти в 15 тыс. школьных округов. В государственных школах училось свыше 45 млн школьников, т.е. почти 90 % от их общего числа. Общий объем ассигнований на начальное и среднее образование в США составил в 2000 г. около 389 млрд долл., в т. ч. на государственное образование — более 360 млрд долл. (92% от всех расходов). Следует подчеркнуть, что частные школы, как правило, предоставляют гораздо более качественное образование, чем государственные. Характеризуя американскую среднюю школу, следует иметь в виду, что она по ряду параметров заметно отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в т. ч. и от российской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей «системе» среднего образования в стране — столь заметны могут быть различия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах и школах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, единых источников финансирования. В принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения, помимо различных государственных органов на всех уровнях — федеральном, штатном и особенно местном, могут участвовать представители бизнеса, общественных организаций и родители. Формально — по конституции — именно штатам делегированы основные полномочия и ответственность за состояние среднего образования в странег Однако традиционно именно на местном уровне — причем не чиновниками, а общественными организациями 370___________________________________________________ Отраслевая структура экономики родителей и учителей, а также школьными советами реально принимаются основные решения о том, чему и как учить детей. Высокая степень контроля местных властей и общественности за деятельностью школ — характерная особенность системы государственного школьного образования США. Этот принцип заложен и в организации школьного дела. На уровне штата вопросами образования занимается отдел образования штата, члены которого назначаются губернатором либо избираются населением. Руководителем системы школьного образования штата является суперинтендант, назначаемый отделом образования или губернатором либо избираемый населением. Территория каждого штата разделена на школьные округа (всего в 1990-е гг. их насчитывалось около 15 тыс.), во главе которых стоят школьные комитеты (называемые также школьными советами, советами школьных попечителей и т.п.), преимущественно избираемые населением. Школьные комитеты, состоящие из представителей педагогической общественности, и определяют школьную политику на местах, назначая для оперативного руководства школами профессионального управляющего — суперинтенданта школ округа. Примерно в половине штатов имеется еще одна, промежуточная, ступень в организации среднего образования — отделы образования графств и, соответственно, должности суперинтендантов школ графств. Таким образом, можно говорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего и начального образования в США, имеющей как несомненные плюсы, так и многочисленные минусы. И если к достоинствам такой системы относится именно ее многообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам — отсутствие единых образовательных стандартов, часто поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах. Вместе с тем, несомненно, наличие столь масштабной и для 90 % детей бесплатной системы школьного образования (бесплатным государственное среднее образование в США стало с начала прошлого века) является важным социальным достижением американского общества. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |