Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ВПК США в период «холодной войны»

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. администрация США приняла ряд дорогостоя­щих программ переоснащения вооруженных сил, официальной целью которых была ликвидация якобы возникшего в 1970-х гг. отставания США от СССР в обла­сти развития вооруженных сил. Реализация этих программ привела к резкому увеличению размеров военных контрактов промышленности.

О масштабах военного производства в США можно судить по стоимости кон­трактов на поставку товаров и услуг, заключаемых ежегодно МО США с военно-промышленными компаниями. Очередной взлет спроса на вооружения возник после прихода к власти администрации Р. Рейгана. Он сопровождался резким наращиванием бюджета МО. Доля военных расходов в ВВП достигла в 1985 фин. г. абсолютного послевоенного максимума — 6,2 %. Особенно быстро возрастали ассигнования на закупку вооружений (в 2 раза по сравнению с 1980 г.), военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в 1,7 раза). С 1977


Глава 24. Военно-промышленный комплекс______________________________________ 385

по 1984 г. стоимость всех заказов МО США возросла в 2,8 раза (в текущих ценах) и достигла 146,2 млрд долл., что составляло 6,2 % от объема всех новых заказов, полученных в этот период обрабатывающей промышленностью. Всего в 1980-х гг. в производстве или разработке находилось около 90 крупных систем оружия, в т. ч. почти 30 видов ракетного оружия различных классов, 24 самолета, 11 вертолетов, 10 типов боевых и вспомогательных кораблей, 2 основных вида бронетанковой техники, несколько космических проектов.

Объявленные в начале 1980-х гг. планы перевооружения Америки включали меры по развитию, модернизации и повышению эффективности промышленной базы военного производства. Ставились две цели:

• повышение уровня технологической мобилизационной готовности (промыш­ленные предприятия должны были быстрее реагировать на запросы МО и сократить время запуска в производство новых изделий;

• преодоление избыточной зависимости военного производства от импорта (в то время США были вынуждены импортировать 23 из 40 видов стратеги­ческих материалов в размере от 50 до 100 % потребностей).

Фактически в середине 1980-х гг. к выполнению военных заказов в качестве субподрядчиков подключились все отрасли американской промышленности, причем темпы роста закупок военного имущества опережали темпы роста нацио­нального продукта и обрабатывающей промышленности в целом. Специфика оружейного рынка США в этот период состояла в следующим:

• продукция разрабатывалась и производилась по государственным заказам (работающие на оборону компании имели дело с заранее известным потре­бителем, работали по заранее заключенным государственным контрактам);

• зарубежные компании к этим контрактам не допускались;

• между американскими подрядчиками стимулировалась только ценовая кон­куренция (при фиксированных стандартах на продукцию и услуги).

За время «холодной войны» МО установило для военного производства мно­жество стандартов, спецификаций, нормативов и различных правил, которые увели­чили различия между компаниями, занятыми военным производством, и компания­ми, использующими коммерческие стандарты. При этом соблюдение в оборонном производстве специальных военных стандартов было отнесено к государствен­ным приоритетам. От всех компаний, участвующих в оборонном производстве, требовалось выполнение жестких требований федеральной контрактной систе­мы вплоть до организации раздельного производства военной и гражданской продукции. Дополнительные затраты, связанные с выполнением этих требова­ний, включались в цену всей производимой компанией продукции.

В результате за 40 лет «холодной войны» и интенсивной гонки вооружений оборонная промышленность США оказалась изолированной от гражданского сектора. Более того, по мере развития техники стоимость содержания разделенной военной промышленности оказалась чрезмерной. Изоляция привела к неоправ­данному удорожанию военных НИОКР и поставляемых вооруженным силам товаров, снизила степень доступа военного сектора к быстроразвивающимся коммер­ческим технологиям, что, в свою очередь, затруднило возможность использования в гражданском секторе результатов масштабных государственных инвестиций


386___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

в развитие науки и промышленности оборонного назначения. По мнению военно-политического руководства США, барьеры между гражданским и военным сек­торами НИОКР в сочетании с действием других факторов привели к угрожающему сужению технологической базы оборонной промышленности и значительному снижению уровня конкуренции в этой области.

Реорганизация ВПК после окончания «холодной войны»

Новые ориентиры ВПК

В связи с окончанием «холодной войны» во второй половине 1980-х и в 1990-х гг. произошли глубокие изменения в геополитической ситуации. Многие страны мира резко сократили военные расходы. По существовавшим в начале 1990-х гг. пла­нам американского правительства к 1997 г. уровень ежегодных военных закупок по сравнению со средним уровнем периода 1975-1990 гг. должен был сократиться на 34 %. Доля военных расходов в ВВП в 1997 г. снизилась до 3,3 % (с уровня 5 % 1992-1995 гг.). Ассигнования на закупки вооружений и военной техники сократи­лись в 1992 г. до 62,9 млрд долл. (в 1985 г. они равнялись 96,8 млрд долл., в 1989 г. — 79,8 млрд долл., в 1994 г. — 45,5 млрд долл.) Реализация ряда программ, таких как стратегическая оборонная инициатива (СОИ) и строительство атомных подвод­ных лодок серии «СиВулф», была приостановлена.

Однако вопреки первоначальным ожиданиям потребность в активном взаимо­действии государства с военной промышленностью сохранилась. Государство взяло на себя руководство процессом адаптации промышленной базы военного производства к сокращению военного спроса, что стало одним из важнейших направлений деятельности ВПК и повысило его влияние.

МО начало разработку новой стратегии военных закупок, которая предполагала, во-первых, приоритет модернизации существующих военно-технических систем (вместо приобретения новых) и, во-вторых, увеличение расходов на исследова­ния и разработки при сокращении серийного военного производства.

Во второй половине 1980-х гг. был принят закон о совершенствовании систе­мы военных закупок, учредивший должность заместителя министра обороны по закупкам, в ведении которого находились не только организация снабжения во­оруженных сил, но и программы развития военных предприятий. В помощь обо­ронным фирмам были также приняты законы, поощряющие инвестирование, и даже прямое субсидирование МО работ по усилению и совершенствованию производства наиболее перспективной военной техники, финансирования (совмест­но с подрядчиками) внедрения прогрессивного автоматизированного гибкого обо­рудования для обычных и новых программ производства. Специальная програм­ма МО США по модернизации оборонной промышленности ориентировалась на стимулирование подрядчиков к дополнительным инвестициям в новое обору­дование. В рамках этой программы проводилось специальное обследование пред­приятий, разрабатывающих и внедряющих данное оборудование.

В связи с сокращением внутреннего спроса США стали интенсивнее поддер­живать программы военного экспорта. Если его среднегодовой объем за период 1982-1986 гг. составлял около 11,9 млрд долл. (около 14% от общего объема продаж вооружений и военной техники (ВиВТ), который в 1984 г. составлял


Глава 24. Военно-промышленный комплекс______________________________________ 387

85,7 млрд. долл.), то в конце 1980-х гг. он был на уровне, превосходящем 14,0 млрд долл. (рис. 24.1).

Однако крупной экспансии зарубежных продаж не произошло — расширению экспорта противодействовала сложившаяся в мире тенденция общего сокраще­ния спроса на вооружения. В начале 1990-х гг. экспорт составлял немногим более 10% от общего объема продаж американской оборонной промышленности. Самая крупная позиция американского оружейного экспорта (самолеты) постоянно сокращалась: в период 1987-1990 гг. с 3,6 млрд долл. до 1,4 млрд долл. В целом экспорт не смог компенсировать сокращение внутреннего спроса. В первой поло­вине 1990-х гг. общий объем реализации продукции военного назначения круп­нейшими компаниями по контрактам Пентагона и на экспорт сократился более чем на 40 млрд долл.: с 129,1 млрд долл. до 88,1 млрд долл.

Во второй половине 1980-х гг. в США государство активизировало передачу находящихся в федеральной собственности научно-технических достижений в граж­данский сектор (в коммерческие структуры). Принятые во второй половине 1980-х гг. законы дали толчок развитию кооперации е сфере НИОКР, созданию для исследо­вательских целей новых организационных структур (монопольных консорциумов), призванных облегчить доступ гражданских предприятий к новейшим военно-производственным технологиям и обеспечить их использование в промышленности; развитию системы учета, контроля и защиты результатов интеллектуальной дея­тельности1. Государство снизило барьеры, разделяющие военный и гражданский потенциалы промышленности. Оборонные компании увидели дополнительные возможности в совмещении военных и гражданских разработок. МО признало, что большинство критических технологий имеют и военное, и гражданское примене­ние. На рубеже 90-х гг. МО США стало заинтересовывать подрядчиков во внедре­нии таких технологий и оборудования, которые позволили бы им кардинально по­высить гибкость производства, обеспечить его способность быстро переключаться с военной продукции на гражданскую и наоборот.


1 См. главу 14.

Однако характерная для рубежа 1990-х гг. противоречивость и непоследова­тельность государственного регулирования не позволила в полной мере реализо­вать намеченное, затруднила перелив технологии и продукции между военными и гражданскими секторами промышленности США. Политика администрации президента Дж. Буша-старшего опиралась на свободу рыночных принципов и отри-


388___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

цала централизованное регулирование промышленности. Считалось, что именно рыночные силы смогут обеспечить сокращение размеров оборонной промышлен­ности США до эффективного уровня, отвечающего перспективным потребно­стям обороны страны и обеспечить общее укрепление конкурентоспособности американской промышленности. Сторонники этой политики стремились решить проблемы конверсии оборонных предприятий, связанные с сокращением воен­ных закупок, за счет средств частных компаний и в основном на региональном уровне.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...