Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль государства в реорганизации оборонной промышленности в 1990-е гг.

Администрация президента У. Клинтона подтвердила, что решение вышеназван­ных проблем является важнейшей составной частью ее военно-промышленной политики. В разработанных администрацией планах оживления национальной экономики основное внимание уделялось смягчению негативного воздействия сокращения военных расходов на отдельные фирмы, организации и регионы; формированию и содействию развития новых ниш масштабного спроса на инфор­мационные и коммуникационные технологии; созданию условий для их опере­жающего развития.

При этом администрация президента У. Клинтона еще больше ужесточила тре­бования к эффективности расходования государственных средств. С одной сто­роны, бюджетные средства, выделяемые МО США для приобретения вооружений и военной техники с 1992 по 1996 гг., были урезаны вдвое (с учетом инфляции запрос МО на военные закупки к бюджету 1997 фин. г. были ниже на 59 % уровня 1987 г.). С другой стороны, была поставлена цель сокращения значительной части мощностей по производству вооружений при сохранении научно-технического потенциала ВПК, обеспечения эффективности его использования, достаточной не только для удовлетворения оборонных потребностей, но и для создания техники нового поколения в каждой из основных категорий вооружений. Государство определило размер потенциала ВПК, который должен быть сохранен при любых обстоятельствах (например, мощности по производству ядерных подводных лодок). Компании США, испытавшие за период 1993-1997 гг. наибольшие изменения в объемах продаж вооружений, представлены в табл. 24.1.

На государственном уровне была разработана и проведена реформа нормативно-правовой базы, регулирующей систему закупок МО. Среди ее составляющих важ­нейшими можно считать следующие:

• глубокое реформирование системы военных закупок и стандартов с акцен­том на исследовательские работы в области высоких технологий, на разра­ботку прототипов новейшего вооружения, увеличение доли заказов МО, передаваемых в частный сектор экономики;

• ослабление антимонопольных ограничений, препятствующих большей инте­грации оборонных компаний, исключение «избыточной конкуренции» между ними (в т.ч. путем их слияния);

• расширение оружейного экспорта и укрепление конкурентных позиций аме­риканских компаний за рубежом.


Глава 24. Военно-промышленный комплекс______________________________________ 389

Таблица 24.1 Компании США, в которых происходили наибольшие изменения в объемах продаж'

Ослабление антимонопольных требований в сфере ВПК

Активизация научно-технической и промышленной политики американского госу­дарства нашла отражение в принятии ряда важнейших нормативных документов. В 1993 г. Конгресс США принял закон, который разрешил создание консорциу­мов не только для исследовательских целей, но и для производства конкуренто­способной наукоемкой продукции; санкционировал неприменение для таких консорциумов некоторых положений антитрестовского законодательства; позво­лил консолидацию исследовательских подразделений военно-промышленных фирм (на нерыночной основе). Кроме того, этот закон снизил размеры штрафных санкций при нарушениях подобными структурами других положений антимоно­польного законодательства. Другими словами, было ограничено действие анти­трестовского законодательства в высокотехнологической сфере, санкционирована консолидация работающих в этой сфере американских компаний, их слияния и поглощения, в т.ч. головных подрядчиков МО США.

Такое ослабление антимонопольного законодательства, изменение тради­ционных правил конкуренции в самом динамичном секторе рынка, по мнению администрации У. Клинтона, оправдывалось «необходимостью противодействия

1 Источник: Справочник СИПРИ-99. - М.: Наука, 2000. - С. 418.

2 В этой части таблицы приведены семь компаний США из списка 100 крупнейших
в 1997 г., объем продаж вооружений которых возрастал и сокращался в 1993 и 1997 гг.
в наибольшей степени по абсолютной величине.

3 Компания Локхид-Мартин 1997 г. сопоставляется^ компанией Локхид 1993 г.

4 Компания Нортроп-Грумман 1997 г. сопоставляется с компаний Нортрон 1993 г.


390___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

л. сильной правительственной поддержке, оказываемой в этой сфере в странах-кон­курентах США». Мобилизация ресурсов национальной промышленности оправ­дывалась также трудностями выхода разрозненных американских фирм на рын­ки современной наукоемкой продукции.

Одним из главных приоритетов МО США в процессе реорганизации амери­канского ВПК стало сохранение его производственного и исследовательского потенциала. Американское правительство было заинтересовано в том, чтобы его основные подрядчики не только сохранили технологические возможности произ­водства всех основных видов вооружения и сохранили потенциал разработок в каждом из видов вооружений следующего поколения, но и укрепили свои пози­ции мировых лидеров. При этом МО США следовало принципу «бесприбыльного финансирования» прямых и косвенных субсидий по реструктуризации оборон­ных компаний в объеме, равном денежным средствам, которые предполагается сэкономить на будущих закупках. Начиная с 1993 г. МО США предоставило своим подрядчикам возможность списывать на военные контракты затраты, связанные с реструктуризацией компаний, — пособия по увольнениям и безработице и дру­гие расходы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...