Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появление психологии в жизни человека.

Психология развивалась в недрах философии. Люди, которые задумывались о себе, о внутреннем мире, говорили, что в теле человека есть некая субстанция - душа, тень, которая «расшифровывает» органы чувств человека. Когда человек спит, то душа живет на воле, а человек видит ее в снах, в момент смерти душа улетает в лучший мир.

Предков волновали вопросы психологии индивидов. Древнеиндийская школа йогов проповедовала приемы расчленения психологического состояния. Древнекитайские школы размышляли о традициях, нравах, обычаях, решали проблемы врожденного и приобретенного. Если люди не могли понять мысли или поступки конкретных людей они приписывали их к действию таинственных и могущественных сил, т.е. жизнь и смерть, любовь и ненависть зависела от настроения богов.

Своим названием психология обязана мифам: Эрос, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать Эроса назначила девушке испытание. Жители Олимпа помогли ей пройти все испытания и Психея стала богиней по воле Зевса. Для древних греков это был первый пример высшей реализации человеческой души.

Psyshe - означает душа. Logos - учения.

Первые античные греческие ученые (6 век до нашей эры) считали, что душа управляет живыми и неживыми предметами, что она существует у всего.

В 5 веке до н. э. Сократ изобрел Сократический метод обучения. Его беседы проходили в такой форме: он так подбирал вопрос, чтобы человек сам пытался найти ответ. Сократ разграничил материальное тело и невидимую душу. Тело видимо, душа - это божественный разум. Девиз Сократа: «Познай самого себя» - т.е. проанализируй свои поступки, загляни в себя, поступки других людей.

Платон (ученик Сократа) также много внес в формирование науки. По Платону душа - посредник между миром материальных вещей и идей. Душа должна существовать в вечном мире идей. Все подразделялись на разум, мужество, вожделение. Разум размещен в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Целостность душевной жизни определяется тройственным союзом.

Вершиной античной психологии является учение Аристотеля, ученика Платона, наставника А. Македонского. Первое исследование души написано именно им. Душа - форма живого тела, именно она делает тело живым. Рост, дыхание, органы чувств - их жизнедеятельность подвластна душе.

Существует растительная и животная душа (память, желание, восприятие, ощущение), именно поэтому человек воспринимает что-то, помнит, желает. А третья ступень души - разумная. Она идеальна, отделима от тела, после смерти возвращается в божественное пространство. Идеи Платона и Аристотеля господствовали много веков.

16-17 в. ознаменовались революционными открытиями Коперника, Кеплера и Галилея. В 17 в. появились труды французского ученого Рене Декарта. Он написал «Трактат о человеке» и использовал при этом механическую модель человека. Он обратил внимание на ответную реакцию животного и человека при раздражении органов чувств. Декарт считал, что мельчайшие части крови (живые духи) поднимаются по нервным трубкам в мозг и вызывают ответную реакцию различных участников мышц, т.е. все непроизвольные действия человека происходят автоматически. Человек функционирует как машина, но Декарт признавал и душу, которая противостояла ощущениям, ассоциациям и страстям. Труды Декарта послужили отправной точкой для современной психологии. Декарт первый начал изучать сознание человека. Он пытался определить сущность «Я» и пришел к выводу, что от «Я» неотделимо только мышление. «Я мыслю, следовательно, я существую» - специфика человека, как существа мыслящего. Последней работой Декарта стало чисто психологическое произведение «Страсти души». Телесное начало придает страстям телесный характер.

Эволюция психологической науки

В 1879 г. в Лейпциге возникает первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вунд. Сознание было разбито на элементы: ощущения, образы, чувства. Психология должна детально описать элементы, указать их взаимосвязь. Ощущения, чувства можно описать, заглянув в себя. Интроспекция - самоанализ, взгляд внутрь.

Лаборатория Уильяма Джемса в США. Сотрудники лаборатории выдвинули гипотезу, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспособиться к той или иной ситуации либо повторяя стереотипы поведения людей, либо изменяя их формы действия. Психологи должны понять и описать способы адаптации нового сознания и ситуации.

Бихевиористы, начиная с Джона Уотсона считали, что каждому стимулу соответствует определенная реакция, а значит с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Поведение человека - продукт внешней ситуации.

Биологический подход. Физиологи пытались понять, как разные формы поведения связаны с функционированием гормональной системы.

Этология - изучает влияние генетических обусловленных наследственных форм поведения. Этологи исследуют генетические особенности человека, пытаются объяснить его поведение в виде заранее заложенной программы.

Гештальт-психологиясчитает, что окружающая среда воспринимается не в виде отдельных предметов, а как единое целое.

В шестидесятые годы двадцатого века появилась когнитивная психология. Ее представители делали упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше информацией, идущей из внешней среды. Бихевиористы не могли описать язык, память, рассудок. Когнитивисты же считали, что на первый план выступает информация в мозгу человека, которая перерабатывается при этом обеспечивая необходимый контроль.

В ХХ столетии большое место заняли теории различия личности.

Психоаналитический подход - автор Зигмунд Фрейд. Его выводы изменили взгляды на человеческую психику. Фрейд утверждал, что наше поведение подчинено подсознанию, влечению, которое обусловлено инстинктами, удовлетворению, которое запрещено сознанием. Но эти желания продолжают действовать. Они проявляются в неадекватных явлениях, действиях.

По Фрейду: природа страданий происходит от влечения, эротического (к любви) и от влечения к саморазрушению (смерти).

З.Фрейд считал, что в детстве ребёнок переживает кризисы – комплексы:

- Эдипа – ревность к родителю другого пола (у мальчиков);

- Электры (у девочек).

- Этот кризис становится причиной нервных расстройств уже у взрослых людей.

- Фрейд представляет структуру сознания следующим образом:

- - ОНО (ИО) – сумма желаний, удовольствий, влечений, подсознательной структуры.

- - Я (ЭГО) – сознательная структура, связанная с реальностью, ищущей пути удовлетворения желаний ОНО.

- - Сверх-Я (СуперЭГО) – продукт социализации, совесть, подавляющая и ограничивающая влечения.

- С возраста четырёх лет возникает конфликт между ОНО и Сверх-Я на почве Я. При этом Я не является пассивной структурой. Оно вырабатывает методы психологической защиты, например:

- регрессия (возврат во время, когда было комфортно, когда была защита): плач (возвращение в детство);

- отрицание (неприятие нежелательной информации);

- рационализация информации (восприятие только той части информации, которая полезна);

- подавление (блокирование информации);

- проекция (перенос собственных переживаний, чувств на другого человека);

- идентификация (вид проекции) (отождествление себя с другими);

- отчуждение (обособление внутри сознания зон, связанных с психологической травмой);

- замещение (перенос действий с недосягаемых объектов на досягаемые);

- сновидение;

- катарсис;

- сублимация (переориентация сексуального или агрессивного потенциала в формы творческой активности, т.е. на деятельность, поощряемую обществом).

Заслуга Фрейда, бывшего атеистам, состоит в превращении понятия «сознание» в живую, наблюдаемую систему.

Благодаря Фрейду сексуальные проблемы стали исследоваться в психологической науке. Также, Фрейд занимался детской психологией и психологией семьи.

Неофрейдизм – учение, созданное учениками Фрейда (Юнг, Адлер).

Адлер утверждал, что человек стремится к самосовершенствованию, так как в детстве формируется комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности усиливается, если семья ведёт себя неправильно, и тогда самосовершенствование пойдёт другим путём. Если комплекс неполноценности слишком выражен, то личность самоутверждается:

- конструктивно (кооперация с людьми и для людей);

- деструктивно (эгоизм, для унижения и эксплуатации людей).

Если человека унижать в детстве, то он будет мстить всему человечеству. Если человек слишком избалован в детстве, то он будет требовать благ ни за что.

Юнг был сторонником мистических, изотерических учений. Он изучал и лечил шизофреников (у которых расщепляется личность). Основанием учения Юнга является учение о коллективной бессознательности (опыт человечества). Это формирует архетипы: Мать, Земля, Дитя, Бог, Жизнь, Смерть. Поведение человека может определяться взаимодействием сознания и личного, и коллективного бессознательного.

Душа, по Юнгу, не физическое, а реальное. Она переполняется противоречиями: экстраверсия – интроверсия, мужское-женское и др.

Душевная жизнь по Юнгу – это блуждание между противоположностями, формирующими истинного себя, саморазвитие.

Гуманистический подход: КарлРоджерс. Он считал, что в каждом человеке заложено с рождения стремление реализовать себя. Но не реализовывают себя многие из-за неблагоприятного на них влияния общества.

Личность является открытой и саморазвивающейся. Человек уникален. Эти качества наряду с врожденными, определяют его поведение.

Гуманистическая концепция близка социально-психологическому подходу, который также верит в индивидуальность, которая взаимодействуют с другими и это формирует ее поведение.

Социальная психология выделяется в самостоятельную науку и пытается показать как наши мысли, чувства различаются в результате влияния людей друг на друга. Социальные психологические исследования позволяют дополнить сведения развития человека. Например, каким образом появляются лидеры.

Нормальные средние люди в силу своего воспитания привыкли подчиняться авторитетам.

В начале двадцатого века возникает психотехника. В 20-30 годах в последствии эта отрасль влилась в психологию человека: диагностическая психология для профотбора (память, реакция, общая интеллектуальная сфера). Моделирование производственных ситуаций и фиксирование психологических реакций испытуемого.

Развитие психологии в России

На формирование отечественной науки влияли как учения зарубежных ученых, так и своеобразие социального пути развития России. Наши ученые пытались понять российский менталитет, особый склад русского народа; определить национальный характер; основные ценности, установки, общие для страны.

60-80 г.г. 19 века - истоки Российской психологии.

Н.Г.Чернышевский: признавал единство телесных явлений и предлагал изучать их с помощью психологии.

Начало 20 века Н.Н. Ланге в Одессе в стенах новороссийского университете в 1914 г выпустил книгу «Психология», стал автором моторнойтеории внимания. Он считал человеческую душу на 99% продуктом исторического развития, а язык - сознанием человека.

В 1914 г Г.И. Челпановым был создан институт экспериментальной психологии, выходит «Психологическое обозрение».

В Петербурге в начале 60 г.г. 19 столетия работают И.П.Павлов и И.М.Сеченов. К этому времени было признано, что рефлекс состоит:

1) внешний толчок - раздражение центра строения нерва

2) головной мозг

3) отражение мышцами

И.М.Сеченов обратился к первому звену. Внешнее раздражение - это не просто толчок, а сигнал. Орган получает сигнал из внешней среды, а мышца является механизмом, который выполняет не просто выполняющие задания, а орган познания. Существуют сенсорные окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних условиях совершаются действия.

И.М.Сеченов предлагает подумать о своеобразном рефлекторном кольце. На базе этого кольца возникают психологические процессы. Еще одно открытие: центральное торможение. До того знали лишь один процесс - возбуждение. Сеченов доказал, что раздражение нервных центров может вызывать не только ответные действия организма - рефлексы, но и задерживать их. Благодаря этому Сеченов объясняет формирование волевой личности, которая не только приспособлена во внешней среде, но и обладает внутренней силой сопротивления действием раздражения.

И.П.Павлов создал международную школу исследования, которая занималась изучением высшей нервной деятельности.

1903 г – Павлов И.П. впервые изложил свою теорию на международном медицинском конгрессе. Он назвал свою теорию «Экспериментальная психология животных». По Павлову, именно благодаря словам в синтезе чувственных образов у человека возникают умственные образы.

В начале 20 в. В.М.Бехтерев создает психоневрологический институт в Петербурге. Был заложен опыт объективного исследования психологии ребенка; разрабатывались рефлексологические методы изучения ребенка; выделяли принцип агрессии у ребенка. Большое внимание уделяется структуре личности. Он вводит понятие группового давления.

Появляются новые советские психологи – Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин.

В советское время основным психологическим подходом был деятельный подход. Изучалась деятельность, которая непременно должна была быть положительной. Деятельный подход рассматривался в работах А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштйна, Л.С.Выгодского.

Д.Н.Узнадзе занимался вопросами установки, целеориентациии т.п.

Вопросами получения знаний занимался Б.Г.Ананьев.

П.Я.Гальперин разрабатывал последовательные методы формирования умственных действий.

Исследования в области нейропсихологии (как высшей психологической функции головного мозга), занимался А.Р.Лурия.

Формирующаяся в деятельности психика сама в деятельности не проявляется, причём деятельность и сознание – единое (по С.Л.Рубинштейну).

По А.А.Леонтьеву, образ, который находится в памяти, хранится в свёрнутом виде. Сознание встроено в деятельность, сознание неразрывно с деятельностью. Поэтому, воздействуя на психические процессы, можно воздействовать на результаты деятельности.

Каждый из этих подходов связан с социально-экономическим фоном, с этапом развития общества. Они развивались в угоду политическим системам и пытались обосновать те лозунги, которые были на повестке дня у политической системы.

Каждый подход оправдывался исторически.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...