Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение эмоционально-волевой сферы у инвалидов и лиц пожилого возраста.

В качестве существенных факторов, влияющих на состояние эмоциональной сферы людей пожилого и старческого возраста, можно отметить следующие:

- утрату родственников и близких друзей;

- неудовлетворительное материальное положение;

- уход из семьи детей или плохие отношения с ними;

- Страх перед заболеванием и немощью;

- чувство одиночества, ненужности, отчужденности от внешнего мира.

Специальные исследования показывают, что в процессе нормального, физиологического старения существенно изменяется эмоциональная сфера человека. Так, оказалось, что у 50% обследованных (практически здоровые люди, средний возраст составляет 72 года) появились ранее не свойственные им состояния грусти, подавленности, мрачные мысли. У остальных отмечалась более яркая выраженность эмоциональных черт, характерных для них и раньше: тревожность, раздражительность, гневливость. Помимо этого с возрастом медленнее изживаются, приобретая затяжной характер, отрицательные реакции. Эмоции высшего порядка (отношение к искусству, литературе и т.д.) сохранились у большинства обследованных.

Изменение в эмоциональной сфере являются следствием постепенного ослабления контролирующей и тормозной функций коры головного мозга.

С возрастом увеличиваются эмоциональная неустойчивость, невротическая утомляемость, неуверенность в себе, внутренняя напряженность. Наиболее резкие изменения в эмоциональной сфере происходят до 60-летнего возраста.

Эмоциональный настрой человека через конкретные внутренние механизмы может оказывать положительное или отрицательное влияние на функционирование организма, на состояние его органов и систем, на психическую сферу. Такие отрицательные эмоции, как унынье, печаль, тоска, страх, ненависть, злоба, зависть, недоброжелательность угнетающе действуют на психическое состояние, на деятельность ЦНС, на весь организм в целом.

Наиболее типичными эмоциональными расстройствами в процессе старения являются подозрительность, повышенная тревожность (тревога), недоверие, страхи, депрессии.

Исследователи указывают на то, что только около 10% пожилых людей имеют те или иные формы патологического состояния тревоги. В большинстве случаев указывается на наличие различных фобий, из которых наиболее распространенной считается агорафобия (боязнь открытых пространств), связанная со страхом «покидать дом». Другие часто упоминаемые источники тревоги и беспокойства – социальные ситуации, боязнь стать жертвами преступлений, возможность падений.

Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

По мнению Американской, ассоциации психологов, на наличие депрессии указывает присутствие по крайней мере пяти из перечисленных симптомов, удерживающихся на протяжении не менее двух недель:

-подавленное настроение в течение большей части дня;

-утрата интереса к источникам удовольствий и ко всем видам активности;

-непреднамеренное снижение веса более чем на 5% в месяц, существенное увеличение или уменьшение аппетита;

-бессонница или пересыпание почти ежедневно;

-психомоторная возбудимость или явно выраженная заторможенность;

-постоянная утомляемость или упадок сил;

-чувство собственной бесполезности или необоснованное чувство вины;

-снижение мыслительных способностей и концентрации внимания;

-постоянные мысли о смерти.

Депрессия ускоряет развитие процессов старения. Она проявляет себя, как состояние почти полного внутреннего застоя, нередко связанное с хроническими болезнями, преждевременным старением и ранней смертью.

Страх.

1. Страх бедности. Если человек хочет стать богатым, он должен отбросить все, что ведет к бедности.

2. Страх болезни. Человек создает болезни своими вредными привычками.

3. Страх старости. Человек слишком часто представляет себя старым и хилым. Существует мнение, что ничто так быстро не старит человека, как постоянно сверлящая мысль, что стареешь.

4. Страх перед людским судом. Человеку кажется, что все его осуждают и постоянно говорят о нем, он становится очень чувствительным.

5. Страх потерять любовь. По разным причинам возникает комплекс неполноценности, теряется уверенность в себе; человек начинает бояться, что кто-нибудь отнимает у него близкого и дорогого человека;

6. Страх смерти. Мысли о неизлечимых болезнях и смерти преследуют человека постоянно, подчас заменяя собой все остальное. По мнению И.И.Мечникова, люди не хотят умирать, поскольку стареют и умирают преждевременно, не дожив до естественного конца.

Существует мнение, что страх и агрессия легче рождают аналогичные чувства в окружении данного человека, чем его положительные эмоции: любовь, радость, благодушие.

Таким образом, в процессе старения эмоциональная сфера человека претерпевает значительные изменения, связанные в основном с нарастанием негативных переживаний и чувств, принимающих затяжной характер.

 

Практическое задание по теме 5.

Эмоциональная сфера личности

1. Напишите список известных вам эмоциональных состояний и классифицируйте их.

2. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность.

3. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины.

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

и) Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».

5. Опишите ситуации, в которых проявляются основные функции эмоций.
6. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

и) Посмотрев фильм о «красивой» любви, девушка представила себя на месте героини.

к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

7. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).

8. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?

9. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: __________________

Б. Косвенное выражение гнева: ________________

В. Сдерживание гнева: ________________________

10. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

11. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса. Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.

12. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале:
1. Гнев
2.Тревога
3. Уныние, депрессия
4. Отчаяние
5. Разочарование
6. Чувство вины
7. Ощущение беспомощности
8. Раздражение
9. Чувство одиночества
10. Ярость
11. Беспокойство, нетерпеливость
12. Застенчивость
13. Ощущение, что вас не любят.


Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса.
Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...