Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

1. Понятие личности

2.Основные концепции личности

Понятие личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

- человек – наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни. Продукт общественно – трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально – родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

- индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально – приобретённых свойств.

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

-человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

-индивид – конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

-индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойства.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно -мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своими социальными обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т.д. эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо – физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Автономность личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации и персонализации.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентаций. Социально ценная стратегий – высоконравственная самореализация личности, выработка духовного стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить социально ценным жизненными перспективами.

 

Основные концепции личности

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются , это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональны и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного ( подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи : во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством); во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Это главные проблемы общей психологии.

Пожалуй, самой популярной за пределами психологии является концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом.В 1923 году 3. Фрейд опубликовал работу «Я и Оно». Выдающийся психолог рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх -Я» ( супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, унаследованное людьми от животных, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворят инстанция «Я» (эго).

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго-посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями- с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегания угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

 

 

Рисунок 3 – Я и ОНО в структуре личности

 

Особое значение Фрейд придавал «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувст, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а «Я»- продукт индивидуального опыта, то супер- эго - продукт влияния, исходящих от других людей, с которыми мы общаемся в течение жизни. Оно возникает в раннем детстве ( связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» (эго) примет решение или совершит действие в угоду «Оно» (ид), но в противовес «Сверх-Я» (супер-эго), то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку «Сверх-Я» черпает энергию от ид, постольку «Сверх-Я» часто действует жестко, даже садистки. От напряжений, испытываемых под давление различных сил, «Я» (эго( спасатеся с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации и др. вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывать на него давление , переживаются в виде чувства тревожности.

Ученик З.Фрейда Карл Юнгпродолжил исследование психики человека. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психически-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детального описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг назвал эти бессознательные образы архетипами коллективного бессознательного.

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов» . различают несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверсия и интроверсия- всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущения, интуиция.

 

Практическое задание по теме 6. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Человек как личность

1. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

3. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: познавательная сфера, потребностно -мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание.

4. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?

5. Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее?

6. Виталий – ученик шестого класса, низкорослый и щупленький, слабо развит физически, внимание не отличается устойчивостью, поэтому невелики успехи в учебе. Какой из вариантов развития личности наиболее вероятен?

7. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как тревожность на различных возрастных этапах – в подростковом, зрелом, старческом возрасте.

8. Спрогнозируйте, какие личностные черты могут сформироваться у ребенка в различных социальных условиях при благоприятных и неблагоприятных воспитательных воздействиях.

9. Разработайте рекомендации по оптимизации неблагоприятных воспитательных воздействий на ребенка социальной среды.

10. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Самосознание

1. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

2. Приведите примеры актуализации в сознании человека различных "образов Я" : "настоящее Я", "динамическое Я", "идеальное Я", "ретроспек­тивное Я", "функционально-ролевое Я", "изображаемое Я", "социаль­ное Я", "физическое Я", "духовное Я".

3. Опишите множество жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадек­ватно завышенной и неадекватно заниженной.

4. Разработайте множество психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

5. Какие способы психологического воздействия способствуют повышению самооценки.

6. Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

б) Общительность.

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

г) Самостоятельность.

д) Стремление манипулировать другим человеком.

е) Искренность.

ж) Склонность выбирать работу полегче.

з) Любовь к лести.

и) Недоверчивость.

7. Опишите множество жизненных ситуаций (не менее 20), в которых происходит актуализация механизмов психологической защи­ты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

8. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому по­воду в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вер­нуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.

е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...