Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и изменения у лиц пожилого возраста (в зависимости от профессии).

Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Вот некоторые данные сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняются на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться общими производственными нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессиональной трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может сохраняться еще довольно долго. Длительное сохранение общей трудоспособности является главным показателем жизнеспособности долголетних людей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.

Особенности вхождения в пенсионный возраст.Отношение к собственной профессиональной деятельности является одним из тех важнейших факторов, с которыми связаны особенности вхождения в пенсионный период. В общем приближении характер этих особенностей можно представить в виде четырех вариантов.

Вариант первый. Он предполагает, что, достигнув пенсионного возраста, человек тем не менее продолжает заниматься своей прежней деятельностью, либо в той или ной форме остается в сфере своих профессиональных интересов. Можно сказать, что этот вариант характерен для тех людей, которые выбрали для себя профессию на всю жизнь. Она стала смыслом их существования. Среди них особенно много представителей творческих профессий. Вопрос о том, чем занять себя на пенсии для них просто не существует. Они продолжают заниматься любимым делом и работают, как правило, до последних дней своей жизни. Среди них известно немало примеров долгожительства. Это обстоятельство дает основание специалистам говорить о том, что творческая старость является идеалом геронтологии.

К этому же варианту можно отнести и судьбу хорошо зарекомендовавших себя специалистов, имеющих больше шансов по сравнению с другими получить те или иные предложения к продолжению своей деятельности на определенных условиях. Им могут быть предложены, например, функции наставников, консультантов, советников и т.д.

Вариант второй. Он предусматривает принудительный (увольнением, отставка) или обусловленный возрастом выход на пенсию тех людей, для которых профессиональная деятельность была главным содержанием их жизни. В ней они находили возможность реализовать свои творческие возможности , замыслы и идеи, самоутвердиться. Остро переживается осознание собственной ненужности. Оно становится тяжелой нагрузкой на психику и может повлечь за собой невротические нарушения. Выход из профессии и расставание с ним с любимым делом, которому были отданы лучшие годы жизни, является серьезным испытанием для психического здоровья человека и его физического самочувствия. Резкий переход от активной деятельности к профессиональной невостребованности представляет собой один из самых стрессогенных факторов для выходящих на пенсию людей. Переживание «пенсионного» стресса может иметь не только последствия, связанные с ухудшением состояния здоровья, но и с ускорением процессов старения, одряхления, устойчивым пребыванием в состоянии уныния, тоски и апатии.

Вариант третий. Характеризует особенности вхождения в пенсионный возраст людей, которые не хотят с выходом на пенсию продолжать прежнюю работу. Среди них немало тех, кто случайно, неудачно выбрал профессию. Расставаясь с ней, они не испытывают особых сожалений по данному поводу. К выходу на пенсию относятся достаточно спокойно, не драматизируя этого события и не испытывают в связи с ним психологического дискомфорта. Открывающуюся перспективу свободного времени воспринимают с удовлетворением, намереваясь занять себя реализацией тех увлечений, интересов, которым прежде в силу своей основной работы уделяли внимание от случая к случаю. Некоторые, например, с удовольствием уходят в общественную работу, для которой у них есть необходимые предпосылки. Это, как правило, инициативные, энергичные люди, не безразличные к событиям окружающей их жизни. Такой выбор может быть обусловлен и характером предшествующей работы, требовавшей от исполнителя активного общественного поведения. Став пенсионерами, эти люди охотно посещают различные собрания по месту жительства, вступают в общественные организации, принимают заинтересованное участие в работе домовых комитетов, клубов пенсионеров.

Вариант четвертый. Касается сравнительно немалой группы людей, которые относились к своей профессии прежде всего как к источнику заработка, а оставив ее, не обнаруживают в себе потребности заняться по интересу каким-либо видом деятельности. Они покидают профессию, не переживая стресса, а пенсию воспринимают как выход на заслуженный отдых, заполняя его по возможности приятным времяпрепровождением или просто ленивым ничегонеделанием.

Интеллект человека

Интеллект (от лат. intellectus - ум, рассудок, разум) - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, ме­ханизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание суще­ственных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультур-ный опыт социума.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психоло- гической диагностики.

Развитие интеллекта (умственного возраста) исследовалось французским психо­логом Альфредом Бине (1857 - 1911). Разработчиком понятия коэффициента умст­венного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871 - 1938).

В 1937 году Д. Векслером была создана первая шкала интеллекта для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классифика­цию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным си­туациям. Уже в начале XX века английский психолог Чарльз Эдуард Спирмен (1863 -1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфак-торную теорию интеллекта. В нем (интеллекте) выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S).

На этой основе возникла теория специфических способностей. Психолог Д. Гил­форд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели. Данная модель представляет собой попытку определить каждую из 120 спе­цифических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат).

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

- пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности;

- глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепен­ного, необходимое от случайного;

- гибкость и подвижность ума - способность человека широко использо­вать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные пред­меты в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблон­ность мышления;

- логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рас суждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

- доказательственностъ мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;

- критичность мышления предполагает умение строго оценивать результа­ты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбра­сывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи; _

- широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.

Негативным качеством интеллекта является ригидностьмышления - негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индиви­да к новому, к актуальным проблемам - его креативность, отсутствие у него ксено­фобии, то есть боязни нового, непривычного.

В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое "щелевое мышление" - сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространен интеллектуальный инфан­тилизм, а в среде интеллектуалов - созерцательность.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта -умственные аномалии Они выражаются в нарушении всей психической системы личности - ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенное™ интеллекта:

- неадекватность мотивов совершаемым действиям;

- нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;

- нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;

- дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классифика­ции и т. д.).

Интеллект человека принципиально несходен с "интеллектом "машины.

Мышление человека отличается не только от алгоритмического "ума" электрон­но-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машин­ных программ.

При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональ­ных значений и личностных смыслов. Условием развития мыслительного процесса че­ловека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включе­ние ее в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком - это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей, гибкое применение новых познавательных стратегий.

Машина решает только поставленные перед ней задачи, которые формирует сам человек - ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает большой массив тактических задач, оставляя за человеком стратегические позиции.

Актуальность исследования интеллекта в пожилом возрасте обусловлена тем, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормо­зящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза.

Своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта, избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности, но и измене­нием особенностей его структурной организации.

На поздних этапах онтогенеза остаются почти без изменений те вербальные по­знавательные функции, которые связаны с запасом знаний.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность концентра­ции внимания, с возрастом явно снижается.

Практическое задание по теме 9. Способности и интеллект, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Способности

1. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).

2. Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявлять­ся способности:

1) Учитель легко может найти индивидуальный подход к ученикам.

2) Бухгалтер долго не может освоить новую систему тарифных ставок.

3) Ученик легко осваивает компьютер.

4) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.

5) Сотрудник заинтересован в быстром получении результата.

6) Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.

7) Студент при выполнении дипломной работы про­являет творческий подход.

8) Продавец часто раздражается при общении с покупателями.

9) Сотрудник хорошо выполняет срочные задания, если руково­дитель обещает ему за это вознаграждение.

10) В результате длительных музыкальных занятий, у ученика сформировался хороший звуковысотный слух.

11) Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серь­езные художественные произведения.

12) Учитель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.

13) Ученик всегда первым из класса находит способ решения задач по химии.

14) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.

15) Художник создает картину, придумав совершенно новую технику.

3. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей:


1) мнемические;
2) интеллектуальные;
3) коммуникативные;
4) художественные;
5) психомоторные;
6) эмпатийные;
7) творческие;
8) вокальные;
9) сенсорно-перцептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые);
10) организаторские;
11) учебные;
12) речевые.

 

4. Человек, имеющий феноменальную математическую одаренность, никогда не учился математике. Насколько успешно он будет выполнять функции специалиста в этой области?

5. Аспирантка посещала лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживала в библиотеке, успешно сдала экзамены по всем дисциплинам. Ее диссертация отражала точки зрения на проблему почти всех исследователей. Однако ей так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в проблеме остается невыясненным. Какие психологические особенности аспирантки проявились в данной ситуации?

6. Приведите примеры различных видов компенсаций отсутствующих способностей, исходя из известных типов компенсаций:

1) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями;

2) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типического стиля деятельности;

3) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью;

4) недостаточно выраженная одна способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с ней в компенсаторных отношениях.

7. Восемнадцатилетний юноша в минуты размышлений о своем призвании, выборе профессии сокрушается из-за отсутствия у себя каких-либо способностей. Что можно порекомендовать ему, чтобы восстановить его веру в собственные силы?

8. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к различным видам деятельности (по усмотрению).

 

Тема 10. Культура общения.

Общениеследует рассматривать не только как знание или понимание теоретических ценностей, но и как умение, навыки общения.

Если общение ориентировано на гуманистические ценности и цели, но нормы и правила этого общения не соблюдаются и не завершены, то говорить о высокой культуре такого общения нельзя. Общение нельзя назвать эффективным, если не принимаются во внимание особенности и индивидуальности субъектов общения, их потребности, интересы привычки, т.е. речь, идет о навыках, приемах, которых должен владеть социальный работник. Как же достичь гармонии?

Эта проблема так же сложна, как общечеловеческая проблема «счастья». И общение нельзя рассматривать статистически, так как это процесс очень динамичный.

Можно выделить следующие принципы общения:

1. В любой жизненной ситуации ведите себя так, как хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к вам.

2. Необходимо понять, что требуется вашему клиенту (его характер, привычки).

3. Стремитесь проверить ваши оценки относительно намерений и потребностей клиента.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты мимика, интонация, но важнее всего – это речь.

Многие старые люди прошли тяжелую жизнь, кроме того, они отягощены различными недугами. Все эти обстоятельства требуют самого внимательного к себе отношения социальных работников.

Пожилые люди и инвалиды не всегда легко идут на контакт, поэтому общение с ними требует особого такта, терпения, выдержки, ибо не редко это остается единственным утешительным средством в руках социального работника, который обязан проявить свое милосердие.

Рассмотрим наиболее распространенный вид работы – проведение беседы, позволяющей выявит характер взаимодействий и влияния социального работника на тех людей, с которыми он общается. Первая часть целенаправленного общения состоит в обсуждении заранее предусмотренной темы. Вторая часть беседы задаваемые вопросы, могут быть совсем не предвиденными. И тут не редко облик выступающего выявляется ярче, четче, чем в самом выступлении. Проверяется мгновенно не только его эрудиция, но и его нравственность, культура.

Очень важна значимость ответов для самого клиента. Т.к. именно ответы на заданные вопросы воспринимаются с особым интересом.

На заключительном этапе важно определить степень воздействия на клиента.

Создание высокой нравственной атмосферы, единство взглядов, доверие – важнейшее условие результативности общения, вопрос о нравственной позиции социального работника, формах ее проявления, реализации.

Для того чтобы общение проходило максимально успешно, необходимо во – первых, знание процесса общения, его функций, во – вторых глубоко изучать интересы и запросы различных социальных групп, их реакцию на те или иные события их внутренней или общественной жизни.

Третье условие, это заинтересованность в разрешении возникающих задач, в обстоятельном разрешении отдельных вопросов, в понятии определенных практических мер.

Лишь учет всех главных компонентов беседы позволит приблизится социальному работнику к высоким нравственно – этическим стандартам, основу которых составляет не только мастерство, но и уважение к людям, стремление помочь им в разрешении их проблем.

Подведем итог – общение выступает как многоплановый фактор воздействия на различные стороны духовного мира личности. Оно содержит в себе политические, социальные, нравственные, информационные, эстетические, познавательные, эмоциональные аспекты. Общение выступает, как специфическая , свойственная духовной сфере форма управления.

Специфическими средствами управления в данном случае являются духовные моменты, нравственно – психологические реакции, ситуации, которые затрагивают не только ум, но и эмоции, чувства и создают заинтересованность, вызывают одобрение или пассивность, рождают стремление к действию, мобилизуют волю, активизируют личность.

Но все это должно сочетаться с высокой теоретической подготовкой. Такой синтез знаний, навыков и нравственных качеств лежит в основе высокого профессионализма социального работника и позволит найти отклик у людей.

А.Ю. Панасюк в своей книге «Управленческое общение: практические советы» дает следующие советы, как достичь взаимопонимания:

Важно чтобы ваша позиция не противоречила взглядам клиента по данному вопросу;

Чтобы клиент согласился с вами, необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей.

При прочих равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение, отвергают и не принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально отрицательные отношение, поэтому главной задачей социального работника является вызвать к себе эмоционально положительное отношение.

Социальному работнику необходимо постоянно изучать эти приемы и овладевать ими.

Разговаривать с клиентом лучше всего наедине, вдали от посторонних, желательно в отдельной комнате.

Вести беседу лучше не спеша, отключившись от других дел и забот, внимательно, не перебивая выслушать собеседника.

Не желательно, чтобы собеседники стояли, это всегда не произвольно говорит об ограниченности времени контакта, которого клиент, может быть, ждал не один час.

Определенное значение для создания благоприятного «климата» при общении имеет взаимное расположение собеседников. Желательно чтобы они сидели друг против друга в спокойных, не принужденных позах. Это позволяет наладить прямой зрительный контакт, имеющий большое значение для понимания и проникновения в переживания другого человека.

Также для установления межличностного контакта имеют позы и жесты. Если социальный работник устроился на кончике стула, это будет для собеседника напоминанием, что он спешит, беседа кратковременна, взаимное расположение, желание откровенности не возникнут.

Важнейшим средством общения является речь. Она имеет особое значение и для установления контакта, его поддержания и развития. В разговоре нужно стараться избегать банальных фраз, не злоупотреблять специальными терминами.

Общение начинается с вхождения в него. Известно, когда встречаются незнакомые люди, то многое зависит от первого впечатления, поэтому надо быть кратким, четким, тактичным. Результаты анализа специальной литературы показали, что социальный работник должен уметь слушать, наблюдать и реагировать. А это совсем не просто. Чтобы стать опытным социальным работником, консультантом, нужно не только заботливым и понимающим, но и уметь применять на практике многочисленные приемы и методы работы и иметь следующие качества:

1. Эмпатия, или понимание, - попытка видеть мир глазами другого человека.

2. Уважение, умение реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы предать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретность, четкость мышления и изложения, чтобы тот, кого консультируют, максимально ясно понимал проблему.

4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

5. Искренность – умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

6. Соответствие – вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений».

7. Сиюминутность – иметь дело именно с тем, что происходит в данный момент встречи.

В процессе общения необходимо владеть следующими навыками умения слушать собеседника:

1. Не уходите от ответственности за общение: помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать уточняющими вопросами или, переформулировав сказанное, попросите поправить вас.

2. Будьте физически внимательны, т.е. слушайте собеседника «всем телом»: повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты свидетельствуют о том, что вы внимательно слушаете; сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое удобно для обоих, помните, что говорящий хочет общаться с мыслящим и чувствующим человеком, а не с каменной стеной.

3. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределах только нескольких минут.

4. Старайтесь понять не только смысл, но и чувства собеседника, декодируйте эмоциональные оттенки сообщений, наблюдайте за невербальными сигналами говорящего, т.е. проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов следите за тем, как часто говорящий смотрит на вас и как он поддерживает с вами визуальный контакт, следите за тоном голоса и скоростью речи, обратите внимание на то, на каком расстоянии от вас сидит или стоит говорящий, а так же способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего или противоречат словесному содержанию.

5. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику: чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего, вызывает у говорящего излишнюю напряженность или, напротив, неуверенность и вялость.

6. Старайтесь выразить понимание, войдите в психодинамику речевого поведения собеседника, чтобы понять, что в действительности он переживает и что пытается сказать, эмоциональное одобрение говорящего помогает слушающему точнее понять сообщение.

7. Слушайте самого себя. Слушать себя особенно важно для обеспечения своей готовности слушать других.

Слушая собеседника, никогда не делайте следующего:

1. Не претворяйтесь слушающим, вас быстро разоблачат – отсутствие интереса и ск3ука неминуемо проявятся в мимике и жестах.

2. Не перебивайте без надобности. Если же вы кого то перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.

3. Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию.

4. Не попадайтесь на поспешных выражениях. Когда вы мысленно не соглашаетесь с каким – то доводом, то обычно тут же начинаете формулировать возражение, т.е. перестаете слушать дальнейшее и ждете очереди высказаться. Затем, ворвавшись в разговор, вы настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, часто не слышите, как собеседник давно говорит вам: «Это и есть то – что я пытаюсь вам сказать».

5. Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и целесообразность , вынуждает занять оборонительную позицию.

6. Не претендуйте на эмоциональную проницательность. Это снижает доверие к вам. Лучшим свидетельством того, что вы внимательны, будут замечания: «Это очень обидно», «Вы чем то разочарованны?».

7. Не давайте не прошеных советов. Прежде всего, необходимо установить чего хочет собеседник, совместно поразмышлять, обсудить свои вопросы или получит конкретную информацию.

Формирование коммуникативных навыков, требует и времени, и терпения. Необходимо управлять собой в любой ситуации. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержаны. Помните что лицо, излучающее доброжелательность оптимизм, притягивает людей, как магнит. Вежливость и приветливость – одно из ведущих правил всех социальных работников.

Практическое задание по теме 10 . Культура общения

 

Общение

1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций обще­ния и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.

2. В конкретных ситуациях общения спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей.

3. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

б) Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

г) Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

д) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

е) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

ж) Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

з) Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

и) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

к) Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

4. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.

б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.

г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.
д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

6. Подберите относительно каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?

б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.
в) Двое молодых людей любят одну и ту же девушку. Но оба понимают, что «третий – лишний».

г) Бездетные супруги, прожив довольно много лет вместе, решили развестись. Однако не могут решить, кому должны остаться однокомнатная квартира, машина, мебель и другие совместно приобретенные материальные ценности.

д) Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.

7. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:

а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.

б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

8. Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующие педагогические ситуации:

1) Ученик систематически нарушает дисциплину на уроках. Цель - выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль учителя, другой - ученика.

2) Ученик, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель учителя - выявить причины и наметить пути для исправления ситуации.

3) Ученица, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание класса. Цель учителя - выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...