Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества социального работника Профессиональный паспорт социального работника

Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник — это высокие морально-V нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну

манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права принести ненароком зла. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг.

Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, уверенность слабым.

Национальная Ассоциация социальных работников в США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности. Ню разработан кодекс этики социального работника. Не все из него приемлемо актуально для российских социальных работников, но то рациональное, что в нем присутствует, представляет интерес для нас. , Главные «заповеди» социального работника:

- уважать частную жизнь клиента и держать и тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

- быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента; .

- делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности
клиентов;

- в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

- социальный работник должен стараться давать максимально возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов, помощи;

- социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические

/ права клиента.

Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:

- уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденцианость всей полученной информации;

- информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании;

- получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица;

- в отношениях с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Для эффективного осуществления профессиональных интересов социальному работнику необходимо сотрудничать с коллегами. При этом он должен с уважением относиться к мнениям, квалификациям, достижениям коллег.

Если социальный работник заметает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера н репутации этого коллеги. Социальный работник, руководящий своими коллегами должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

Социальному работнику следует защищать достоинство и целостность • профессии. Социальная работа находится в процессе постоянного развития и обогащения, поэтому социальный работник всегда должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы, уметь их критически оценивать и использовать, делиться результатами исследовании и практическим оптом с коллегами.

Все перечисленные выше этические нормы могут оказать непосредственную помощь социальным работникам в их повседневной деятельности, основной целью которой является оказание помощи людям. «Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это — судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается... Мы уже как бы не можем не общаться; не помогать друг другу, жить друг без друга», — эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место и обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной и нужной профессии.

В отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
служить своей профессии на благо окружающих.

Этические нормы профессионального общения социального работника:

- социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с
обманом, ложью, подлогом;

- социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

- социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

- социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

- социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

- социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для люден, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давление (при этом сохранить конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

- социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью только с людьми, профессионально связанными с ними,

Этические обязательства социального работника перед клиентом:

- на первом месте всегда должны быть интересы клиента;

- социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, максимально используя профессиональные навыки;

- недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;

- не следует проявлять, способствовать, участвовать в любой форме дискриминации па основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками , условиями, статусом;

- социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

-следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

- социальный работник может прервать работу с клиентом только в
особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно
меньший ущерб.

Прикладная этика предлагает для анализа возникающих мо­ральных проблем, для принятия и обоснования решений следующие подходы:

1. Подход с точки зрения долга (деонтологический):
Рассматриваемый подход имеет две разновидности:

а) с позиции моральных прав (прав человека);

б) с точки зрения справедливости.

Подход с точки зрения долга

Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта.

Кант описал «сценарий» действия морального сознания людей в трех формулировках нравственного закона, или категорического императива (безусловного повеления). Первая формулировка отражает принцип всеобщности или универсализуемости: «...Поступай только согласно такой максиме (правило поведения), относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Во-вторых, для того чтобы действие было нравственным, оно должно быть основано на уважении разумных существ как самоценных личностей, имеющих цель в самих себе.

В-третьих, условие нравственности действия состоит в том, что оно должно быть основано на автономии и должно уважать автономию разумных существ. Люди могут с помощью разума контролировать свои чувства, инстинкты и представлять себе свои действия до того, как их выполнят, — и этим они отличаются от животных. Автономия понимается как 1) свобода в качестве способности человека решать, как ему действовать — нравственно или безнравственно; 2) свобода в форме способности людей самим себе предписывать нравственный закон; 3) свобода в форме способности людей самим вырабатывать для себя нравственный закон.

Основной идеей третьей формулировки нравственного закона Канта является то, что воля каждого разумного существа — это воля, устанавливающая всеобщие законы. Воля, по Канту, должна быть не просто подчинена нравственному закону, а подчинена ему таким образом, чтобы она «рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Категорический императив, или нравственный закон у Канта, — это безусловная команда, это правила принятия решений, которые не зависят ни от обстоятельств, ни от последствий действий, они не допускают исключений. Категорический императив не говорит, каким должно быть содержание действия, чтобы оно было правильным, он лишь устанавливает форму, в которой должно осуществляться действие, чтобы быть нравственным.

С деятельностью юриста связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников судебного процесса, международного сообщества и др.).

Прежде чем принять решение, юрист должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, «голосу справедливости». И тут оказывается, что для принятия правильного решения ему
недостаточно обращения только к своему естественному
моральному чувству справедливости. Он должен знать, каким
образом, похожие проблемы решались и решаются другими
специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона, от лат. talio — возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, — древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководство­ваться нормами простой уравнительности).

Основная и наиболее распространенная формула талиона — «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб».

Выделяют несколько категорий справедливости:

распределительная дистрибутивная справедливость.

2)ретрибутивная (карательная) справедливость — фокуси­руется на ответственности или наказании за неправильные по­ступки;

3)компенсаторная справедливость — сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке;

4)процедурно-правовая справедливость — термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

5)коммутативная (обменная) справедливость — относится к справедливости и честности сделок.

В настоящее время широко применяется несколько концепций справедливости.

1. Эгалитарные концепции

• теории, делающие акцент на проблеме равенства;

• принцип наибольшей равной свободы: в соответствии с ним каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод;

• принцип справедливого «равенства возможностей»;

• принцип дифференциации, предусматривающий, что об­щественные и экономические институты должны действовать таким, образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

2. Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справед­ливости.

3. Коммунитаризм.

4.Справедливость как результат честно организованной общественной дискуссии.

5. Справедливость как черта характера.

6. Справедливость как лояльность.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...