Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С древнейших времён до конца XIX века

А.А. Чухина

История Отечества

С древнейших времён до конца XIX века

Учебно-методическое пособие

Архангельск 2012


Разработано на кафедре гуманитарных и социальных дисциплин

Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учёным Советом

Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова «28» сентября 2012 года.

 

Рецензенты:

 

Кандидат исторических наук,

начальник отдела обеспечения сохранности документов

Государственного архива Архангельской области

В.Г. Трофименко

 

Кандидат исторических наук

С.Ю. Овечкина

 

 

УДК 378 (073): 94 (47)

ББК 63.3 (2)

 

Чухина А.А. . История Отечества с древнейших времён до конца XIX века: учебно-методическое пособие / Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Архангельск, 2012. … с.

Учебно-методическое пособие содержит вопросы к семинарским занятиях, а также задания и упражнения по Истории Отечества с древнейших времен до конца XIX века.

Издание предназначается для преподавателей и студентов всех специальностей.

 

 

ISBN

© Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова, 2012

© А.А. Чухина, 2012


Введение

Учебная дисциплина «История» призвана помочь студенту ориентироваться в социально-политических, экономических и культурных аспектах нашей страны и мира не только в их исторической ретроспективе, но и понимать и осмысливать современную ситуацию в России и мире.

Изучение истории способствует рациональному постижению действительности, расширению кругозора, развитию эрудиции.

Жизнь человека не ограничивается только профессиональной сферой. Нам постоянно приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, поддерживать того или иного кандидата, выражать свою гражданскую позицию. Чтобы выбор был более осмысленным, надо знать историю подобного рода явлений, процессов, в целом историю свой страны.

И, наконец, как известно «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Историческое образование обладает мощным духовным и воспитательным потенциалом.

Предлагаемое пособие содержит вопросы к семинарским занятиям, а также различные практические формы освоения, закрепления и проверки изученного материала: проблемные вопросы, задания, заполнение таблиц, анализ источников, подготовку рецензий и письменных сообщений, составление схем, написание эссе.

Именно проблемные задания и упражнения призваны обеспечить более углубленное ознакомление с фактическим и концептуальным материалом изучаемого курса, с существующими проблемами, точками зрения, способствовать формированию исторического сознания как важной составляющей общей культуры личности. Работа с заданиями и упражнениями позволяет также совершенствовать и развивать не стереотипное, алгоритмичное, а творческое научное мышление.

 

Семинар 1

Возникновение государства у восточных славян

Древняя Русь в IX – начале XII вв.

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: государство, родоплеменной строй, соседская община, вассалитет, сословие, этнос, этногенез, «военная демократия», вече, полюдье, боярство, вотчина, поместье, холоп, челядин, смерд, закуп, вервь

Вопросы к семинару

Формирование государства у восточных славян

1.1 Охарактеризуйте исторический период Средних веков (хронологические рамки, особенности экономического уклада, социальной структуры, духовной жизни)

1.2 Какие предпосылки для образования государства сложились у восточных славян к IX веку?

1.3 Какие «суперсоюзы» племен существовали у восточных славян в VIII—IX вв., в чем заключается их роль в процессе образования государства?

1.4 Раскройте смысл норманской и антинорманской теорий происхождения древнерусского государства.

1.5 Какова роль варягов в образовании древнерусского государства?

1.6 Перечислите основные версии происхождения терминов «славяне», «Русь».

Особенности социально-экономического и политического развития Древней Руси. Деятельность первых киевских князей

2.1. Что такое феодализм? Какие условия раннего Средневековья способствовали его формированию?

2.2. В чем состоят особенности русского варианта феодализма?

2.3. Охарактеризуйте социальную структуру Древней Руси.

2.4 Перечислите основные категории зависимого населения, существовавшие в Киевской Руси, и объясните, по каким признакам они отличались друг от друга.

2.5 Каким образом была организована власть в Киевской Руси, в частности, каковы были особенности взаимоотношений князя и вече?

2.6 Что такое «условное землевладение», и в чем его принципиальное отличие от вотчинных форм земельной собственности?

2.7 Каковы были основные направления внутренней и внешней политики первых киевских князей?

 

Задания и упражнения

Основываясь на тексте документа и дополнительной литературе, опишите историческую ситуацию формирования государства у восточных славян, охарактеризуйте систему центрального и местного управления, перечислите источники пополнения княжеской казны.

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род… и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всей властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро… Рюрик же княжил в Новгороде…

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем"[1].

2. Прочитайте приведенный ниже отрывок из летописи и ответьте на вопросы. Охарактеризуйте особенности сбора дани до и после убийства князя Игоря? Какова причина его гибели?

«В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушался их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало…

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю… устремилась… к городу Искоростеню… взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов…

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани… И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев…»[2].

3. Прочитайте отрывок из работы В.О. Ключевского и ответьте на вопросы. Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что становление и развитие феодальных отношений в Древней Руси имело ряд особенностей? В чём отличие социально-политического и экономического устройства Киевской Руси от раннефеодальных монархий в Европе?

"Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это - явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1) соединения служебных отношений с поземельными и 2) наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга "судом и данью тянул по земле и по воде", отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров: "...а бояром и слугам межи нас вольным воля". Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли. Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы"[3].

4. Заполните таблицу:

Список литературы

1. Анохин, Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. №3.

2. Арцыбашева, Т.Н. Славяне – русы – варяги: кто они?//Вопросы истории. 2004. № 1.

3. Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. 1999. № 8.

4. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

5. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студентов вузов /под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. – 608 с.

6. Думин, С.В., Турилов, А.А. «Откуда есть пошла Русская земля…» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. – М., 1991. – с.7-33.

7. Короленко, А.В. Князь Святослав Ярославич и некоторые аспекты его политики.//Отечественная история. 2003. № 4.

8. Петрухин, В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. М.: «Астрель», 2005. – 190 с.

9. Соловьев, С. М. Древняя Россия / С. М. Соловьев. - М.: «Высшая школа», 2004. – 328 с.

10. Фроянов, И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 2-3.

 

 

Семинар 2

Культура Киевской Руси

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: христианство, православие, двоеверие, народное христианство, крестово-купольный храм, летопись, фреска, митрополит, епископ, епархия, язычество.

Вопросы к семинару

Причины принятия христианства

2.1. Почему на определённом этапе становления государства возникает необходимость в монотеистической религии?

2.2. Выделите основные причины принятия христианства (политические, экономические, культурные).

Почему был принят именно византийский вариант христианства?

2.3. Когда и как состоялось крещение Руси?

Задания и упражнения

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Какое событие описывает автор "Повести временных лет"? Какие события предшествовали этому походу Владимира? Каковы его последствия?

"И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по тубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе"[7].

2. До настоящего времени дошло около 130 древнерусских книг XI–XII вв., из них около 80 богослужебных. Как вы думаете, о чем это свидетельствует? Почему в это время отсутствовала литература светского характера?

3. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О какой церкви идёт речь в отрывке из «Повести временных лет»? Когда её строительство было начато и завершено? Кратко расскажите о ней.

"В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

<…> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства."[8]

4. Заполните таблицу:

В отношении церкви

Правитель Проводимая им в отношении церкви политика
Ольга  
Владимир Святой  
Ярослав Мудрый  
Андрей Боголюбский  
Иван Грозный  
Михаил Федорович  
Алексей Михайлович  
Петр I  
Екатерина II  
Александр I  
Николай I  
Николай II  

 

Список литературы

1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX–XII вв.): Курс лекций - М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

2. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. - М.: «Терра», 1993.

3. Ключевский, В. О. Курс русской истории Т.1 – М.: «Наука», 1987.- 358 с.

4. Рапов, О. М. Русская церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства - М. : «Рус. панорама», 1998. – 597 с.

5. Русское православие. Вехи истории. – М: «Изд-во политической литературы» – 1989. - 718 с.

6. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988. – 782 с.

7. Табов, Й. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб. : «Нева», 2004. - 415 с.

Семинар 3

Русские земли в период

Политической раздробленности.

Вопросы к семинару

Задания и упражнения

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. Назовите событие, о котором идёт речь в летописном тексте? Каковы его последствия? Какой исторический процесс оно характеризует?

"Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого, то на того будем все… и принеся клятву, разошлись восвояси…"[10]

2. Заполните таблицу:

Историк В.Б. Кобрин писал: «Князья недолго задерживались на новгородском столе. За двести с небольшим лет, с 1095 г. по 1304 г., на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей - суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, а всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз». Если власть князя была настолько незначительной и эфемерной, зачем он вообще был нужен новгородцам? Каковы функции князя в Новгородской земле?

Прочитайте отрывки из сочинений историков. Как ими оценивается период политической раздробленности Руси? В чем, на Ваш взгляд, состоят положительные и отрицательные последствия политической раздробленности древнерусских земель?

Этим определяется значение удельного порядка в нашей политической истории: он своими последствиями облегчил собственное разрушение. Старая Киевская Русь не устроила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли; перемешанные колонизацией местные особенности слились в плотное великорусское племя; зато окончательно разрушилось политическое единство. Но удельный порядок, разрушивший это единство, по характеру своему гораздо менее способен был защищать сам себя, чем предшествовавший ему порядок очередной, и его легче было разрушить, чтобы на развалинах его восстановить единство государственное. Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля от единства национального перешла к единству политическому.

В.О. Ключевский

Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства... Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии.

А.К. Леонтьев

5. О чём идёт речь в приведённом ниже отрывке из "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина? Выделите особенности образа жизни, быта, организации этого народа?

"……отличны видом от всех иных людей, имея щеки выпуклые и надутые, глаза едва приметные, ноги маленькие; большею частию ростом не высоки и худы; лицом смуглы и рябы. Они бреют волосы за ушами и спереди на лбу, отпуская усы, бороду и длинные косы назади; выстригают себе также гуменцо, подобно нашим священникам. Мужчины и женщины носят кафтаны парчовые, шелковые и клееношные или шубы навыворот (получая ткани из Персии, а меха из России, Болгарии, земли мордовской, Башкирии) и какие-то странные высокие шапки. Живут в шатрах, сплетенных из прутьев и покрытых войлоками; вверху делается отверстие, чрез которое входит свет и выходит дым: ибо у них всегда пылает огонь в ставке. Стада и табуны …… бесчисленны: в целой Европе нет такого множества лошадей, вельблюдов, овец, коз и рогатой скотины. Мясо и жидкая просяная каша есть главная пища сих дикарей, довольных малым ее количеством. Они не знают хлеба; едят все нечистыми руками, обтирая их об сапоги или траву; не моют ни котлов, ни самой одежды своей; любят кумыс и пьянство до крайности, а мед, пиво и вино получают иногда из других земель. Мужчины не занимаются никакими работами: иногда присматривают только за стадами или делают стрелы. Младенцы трех или двух лет уже садятся на лошадь; женщины также ездят верхом и многие стреляют из лука не хуже воинов; в хозяйстве же удивительно трудолюбивы: стряпают, шьют платье, сапоги; чинят телеги, навьючивают вельблюдов. Вельможи и богатые люди имеют до ста жен; редко имеют тяжбы и любят помогать друг другу; но зато всех иноплеменных презирают….. обмануть иностранца считается похвальною хитростию. Что касается до их Закона, то они веруют в бога, творца вселенной, награждающего людей по их достоинству; но приносят жертвы идолам, сделанным из войлока или шелковой ткани, считая их покровителями скота; обожают солнце, огонь, луну, называя оную великою царицею, и преклоняют колена, обращаясь лицом к югу; славятся терпимостию и не проповедуют веры своей…."

6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком внешнеполитическом событии идёт речь в летописном тексте? Каковы его итоги?

"В год 6732 пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы все были побиты, а вы завтра побиты будете". Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Тогда же крестился великий князь половецкий Басты. Василька там не было, он по молодости остался во Владимире. Оттуда пришли они в апреле месяце и подошли к реке Днепру, к острову Варяжскому"[11].

7. Прочитайте отрывок из монографии историка Е.А. Разина "История военного искусства VI – XVI вв." и ответьте на вопрос.Почему богатый Новгород не был подвергнут монголами захвату и разорению?

"Монголы направились на Новгород. Их передовой отряд две недели осаждал Торжок и взял его. Сила сопротивления русских возрастала, силы татар убывали. К 17 марта Батый сосредоточил свои главные силы у Торжка и отсюда двинул их через Осташков и Старую Руссу на Новгород. Новгородцы готовились к обороне. Около урочища Игнач Крест, не дойдя 200 км до Новгорода, монголы повернули назад".

8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком событии идёт речь в летописном тексте? В чём его историческое значение?

"И пошел князь Александр с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …"[12].

9. Заполните таблицу:

Татаро-монгольское иго

Форма зависимости Содержание
Политическая  
Экономическая  

10. Сравните положение русского князя и выполняемые им функции до монгольского ига и после него. Чем обусловлены произошедшие изменения? Согласны ли вы с утверждением А. Л. Юрганова, что "русские князья при монголах впитали дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей". Ответ обоснуйте.

11. В исторической науке деятельность Александра Невского трактовалась неоднозначно. С одной стороны, это, несомненно, выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчётливостью, человек большой личной храбрости; с другой — это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя, не попытавшийся организовать сопротивление, бесспорно, самому опасному врагу Руси той эпохи — монголам, более того — способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте (не менее 3 аргументов) свою точку зрения.

12. Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Александра Невского "Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке".

13. Заполните таблицу:

Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Но, тем не менее, эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань. В чем же тогда значение Куликовской битвы?

15. Правильно соотнесите правую и левую части таблицы:

Батый Полководец, возглавивший ордынские войска на Куликовом поле
Евпатий Коловрат Монгольский полководец, возглавивший поход на Русь 1237 – 1242 гг.
Мамай Монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря, участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем.
Пересвет Ордынский хан, обманом захвативший Москву
Тохтамыш Русский богатырь, воевода, герой обороны Рязани
Сергий Радонежский Воевода великого князя Дмитрия Ивановича Донского, один из руководителей засадного полка во время Куликовской битвы  
Боброк-Волынский Монах, основатель Троицкого монастыря под Москвой, предрёк победу русским войскам на Куликовом поле.

Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и ордынского владычества на русскую историю издавна принадлежит к числу дискуссионных. Прочитайте, приведённые ниже отрывки из сочинений историков и перечислите последствия ига в политическом, социально-экономическом и культурном отношениях. Какая из точек зрения кажется вам наиболее убедительной? Как, по Вашему мнению, повлияло монголо-татарское иго на развитие русских земель?

Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование…

В.О. Ключевский

В политическом отношении упадок городов означал ослабление авторитета городских собраний. Кроме того, монголы сознательно пытались обуздать вече, так как считали население города по-прежнему способным противостоять их власти на Руси. Князья сами в большинстве случаев относились к вече с подозрением и с готовностью следовали ханским указаниям по политике в отношении к городам. Городское ополчение было распущено. Таким образом, демократический элемент старой русской системы управления был разбит вдребезги, за исключением Новгорода и Пскова. Вполне естественно, что власть князей претерпела изменения. Их власть в первом веке правления монголов была поставлена под бдительный контроль ханов. Князю разрешалось иметь свиту, но за сбором людей для отправки в армию следили сами монголы. В этот период великий князь получил возможность использовать для своей выгоды административную и военную машину, созданную на Руси монголами. Следовательно, за монгольский период он стал более сильным правителем, чем его предшественник во времена Киевского государства.

Г.В. Вернадский

Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя

Б.А. Рыбаков

 

Список литературы

1. А было ли иго? (материалы круглого стола) // Родина. 1997. - №3-4.

2. Горский, А.А. О древнерусских «землях» // Отечественная история. 2001. № 5.

3. Горский, А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. № 3.

4. Горский, А.А. Русские земли в ХIII-ХIV века: пути политического развития. - М.: «Издательский центр Института российской истории РАН», 1996. 128 с.

5. Горский, А.А. Александр Невский // Мир истории. 2001. № 4.

6. Гумилёв, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М: «Айрис –пресс», 2011.- 735 с.

7. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М.; «Аспект-пресс», 2001. -390 с.

8. Кирпичников, А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. №11-12.

9. Кульпин, Э.С. Цивилизационный феномен Золотой Орды // Общественные науки и современность. 2001. №3.

10. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX–XIII веках // Отечественная история. 2003. № 3.

11. Мизун, Ю. В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. - М.: «Вече», 2005. - 332 с.

12. Поляков, А.Н. Образование древнерусской цивилизации// Вопросы истории. 2005. № 3.

13. Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб.: «Академический проект», 2003. -736 с.

14. Янин, В.Л. У истоков Новгородской государственности (XIII-XV) //Отечественная история.- 2000.- №6.

 

Семинар 4

Образование единого Русского централизованного государства в XIV-XVI веках: причины, характер, особенности

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление: колонизация, централизация, вотчина, поместье, боярство, Боярская дума, приказы, местничество, дворянство, монархия, «Москва – третий Рим»

Вопросы к семинару

Задания и упражнения

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. О каком событии идёт речь в летописном тексте? Какова его причина? Назовите имя московского князя, принявшего активное участие в подавлении восстания.Какое влияние оказало данное событие на ход борьбы за право возглавить процесс объединения русских земель в единое государство между Тверью и Москвой?

"В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол… Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе… И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени…И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала… Убит же был Шевкал в 6835 (1327) г. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю… и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований… ушел во Псков… и остался в Пскове"[13].

2. Заполните таблицу:

Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, выбравшего союз с католиками. Москвичи рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая. Почему?

Список литературы

1. Абрамов, А.В. Еще раз о князе Данииле Московском // Вопросы истории. 1997. № 2.

2. Алексеев, Ю.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. М.: «Мысль», 1992. – 268 с.

3. Борисов, Н.С. Политика московских князей: Конец XIII – первая половина XIV в. М.: «МГУ», 1999. – 391 с.

4. Вовина-Лебедева, В.Г. История России. XVI–XVII вв.: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: «Академия», 2012. – 240 с.

5. Горский, А.А. Москва и Орда. М.: «Наука», 2003. – 214 с.

6. Горский, А.А. О происхождении «холопства» московской знати // Отечественная история. 2003. № 3.

7. Горский, А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы // Отечественная история. 1997. № 1.

8. Гумилёв, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М: «Айрис –пресс», 2011.- 735 с.

9. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М.; «Аспект-пресс», 2001. -390 с.

10. Зимин, А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М.: «Мысль», 1991. – 236 с.

11. Синицына, Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. ХV-ХVI вв. - М.: «Индрик», 1998. – 356 с.

12. Скрынников, Р.Г. Василий III. Иван Грозный - М.:«АСТ», 2008.- 640 с.

13. Скрынников, Р. Г. Иван III.— М.: АСТ Транзиткнига, 2006.— 285 с.

14. Юрганов, А.Л. У истоков деспотизма //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. – М., 1991. с. 36 – 43.

15. Янин, В.Л. Расцвет и падение Русской Венеции // Родина. 2003. № 12.

Семинар 5

Россия в эпоху Ивана Грозного

(XVI век)

Дайте определение понятий/Охарактеризуйте явление:централизованное государство, местничество, кормления, наместник, уезд, посад, бояре, дворяне, черные крестьяне, владельческие крестьяне, Избранная рада, Земский собор, Стоглавый собор, Боярская Дума, приказ, опричнина, земщина, стрелецкое войско, заповедные лета

Вопросы к семинару

Задания и упражнения

Реформы Избранной Рады

Название реформы Даты проведения Основное содержание и итоги
     
   

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...