Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диверсификация оборонной промышленности США

Консолидация не стала единственным способом адаптации оборонных фирм к новым условиям. Другим способом приспособления военных компаний бы­ла диверсификация производства. Ее направления, наиболее перспективные в 1990-х гг., представлены в табл. 24.3. Наиболее эффективной диверсификация оказалась в отраслях военной электроники. Практически все военно-промышлен­ные фирмы, выпускающие электронную продукцию, получили выход на граждан­ские рынки видеотехники, моделирующих систем, навигационного оборудования, разработки программного обеспечения, ЭВМ, аппаратуры связи и хранения данных, управленческих и информационных систем, гражданской авионики, банковских технологий, коммерческих систем безопасности и др. Дополнительные возможно­сти для военно-промышленных фирм в этой области были созданы правитель­ством в рамках государственных программ развития национальной информацион­ной инфраструктуры. Особенно заметно переориентировали свое производство на электронную продукцию такие корпорации, как «Дженерал электрик», «Боинг», «Текстрон» (Textron), «Мартин-Мариетта» (Martin Marietta), «Дженерал Моторс» (General Motors) и др. Ход этого процесса позволяет сделать вывод, что на рубеже 90-х гг. XX в. именно диверсификация в оборонных фирмах США стала основой освоения ими высокотехнологичной продукции, а также обновления военно-промышленной базы в целом.

Таблица 24.3 Основные рынки диверсификации оборонных компаний США1

1 По данным Ежегодных отчетов компаний — GAO, Defense Contractor!. October 1995, GACVNSAID-96-19BR Project California, A Blueprint for Energizing California's Recovery, Caiifomia Council on Science and Technology, October, 1993.


Глава 24. Военно-промышленный комплекс_______________________________________ 395

Особое место в процессе диверсификации занимает слияние авиационных компаний «Боинг» и «Макдоннел-Дуглас» (McDonnel Duglas). Фактически еще до этого слияния «Боинг» демонстрировал пропорциональное развитие граждан­ской и военной составляющих своего потенциала (производства военной и кос­мической продукции, гражданских самолетов). После слияния двух компаний крен в сторону гражданского производства существенно возрос.

Судя по сравнительным данным о результатах консолидации и диверсифи­кации оборонных фирм США (табл. 24.4), диверсификация оборонных пред­приятий оказалась в середине 1990-х гг. экономически эффективнее их консо­лидации.

Таблица 24.4

Результаты консолидации

' Источник: GAO, Defense Contractors, 1995. - GAO/NSAID-96-19BR.

и диверсификации оборонных фирм США к 1994 г. (в %)'


396___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

Компании, осуществляющие диверсификацию и сделавшие ставку не на госу­дарственные субсидии, а на собственные силы, на самостоятельные разработки, продемонстрировали лучшие результаты даже по сравнению с компаниями, про­водившими диверсификацию посредством приобретения предприятий соответ­ствующего профиля. Для выхода на рынок и расширения продаж таким компаниям приходится либо искать партнера из гражданского сектора, который располагает необходимым опытом и инфраструктурой для сбыта данного типа продукции, либо кропотливо создавать собственные сбытовые и обслуживающие подразде­ления. В целом диверсифицированные компании по сравнению с консолидируе­мыми фирмами выглядят более динамичными, гибкими и агрессивными (в т.ч. и в плане использования чужих разработок).

Главная проблема адаптации оборонных компаний США к новым реальностям состояла в том, что перепрофилированные предприятия, изначально спроектиро­ванные и построенные для производства военной продукции, в большинстве слу­чаев так и не смогли приспособиться к выпуску совершенно новой для них про­дукции. Производственные издержки были столь высоки, что в условиях жесткой ценовой конкуренции прямое использование оборонного потенциала для выпуска продукции гражданского назначения оказалось нерентабельным.

Поэтому лучшим решением этой проблемы было использование огромного потенциала научно-технических достижений военного характера для развития гражданского производства и, в частности, организации производства прин­ципиально новых видов продукции, не имеющих близких аналогов на рынке (например, телекоммуникационное оборудование, выпуск которого был возмо­жен только по заказам МО). Эффективность такой конверсии определялась не столько уровнем затрат, сколько коммерческими возможностями вновь созда­ваемых гражданских разработок.

Потребности оборонной промышленности стали приближаться к граждан­скому рынку, расширилась ее международная кооперация, особенно на уровне субподрядчиков второго и третьего уровней, изготавливающих для головных подрядчиков компоненты или технологическое оборудование. Оборонная про­мышленность США все чаще стала привлекать зарубежных поставщиков, покупая необходимые компоненты на международном рынке, участвовать в реализации многосторонних международных проектов. В 1989 г., например, американские оборонные компании приобрели за рубежом и в гражданском секторе только полупроводников на сумму 7 млрд долл., из которых 38 % (2,6 млрд долл.) были импортированы. По мнению экспертов МО США, проникновение импорта в сфе­ру военных контрактов отражает общую тенденцию привлечения гражданской (коммерческой) продукции и услуг в сферу производства вооружений и воен­ной техники.

Выводы

1. Важнейшими итогами развития американской оборонной промышленности в ходе Второй мировой войны можно считать:

• созданные государством несколько сотен предприятий, которые составили базу современного военно-промышленного потенциала США;


Глава 24. Военно-промышленный комплекс__ __________________________________ 397

• уникальный опыт применения государством жестких схем организации массового поточного производства вооружений и военной техники на основе стандартизации изделий и обеспечения устойчивых кооперацион­ных связей специализированных предприятий.

2. В США в начале «холодной войны» сформировался военно-промышленный комплекс (ВПК), который представляет собой совокупность оборонных предприятий, исследовательских организаций, инфраструктуры, органов управления и военно-промышленных структур, обеспечивакмцих создание продукции военного назначения.

3. За четыре десятилетия «холодной войны» и интенсивной гонки вооружений оборонная промышленность США обособилась от гражданского сектора. Изоляция привела к неоправданному удорожанию оборонных НИОКР, военной техники и снаряжения, ограничила доступ военного сектора к быстро-развивающимся коммерческим технологиям, затруднила возможности ис­пользования в гражданском секторе результатов объемных государственных инвестиций в развитие науки и промышленности оборонного назначения.

4. После окончания «холодной войны» ВПК США реформировался. Произо­шедшее в 1990-х гг. значительное сокращение военного бюджета США выз­вало масштабную консолидацию американской оборонной промышленности, а также конверсию и диверсификацию компаний. В результате повысился уровень концентрации военного производства — производство сосредоточи­лось в крупных компаниях; количество ведущих подрядчиков МО США сократилось с 15 до 5: «Локхид-Мартин», «Боинг», «Рейтеон», «Нортроп-Грумман» и «Дженерал Дайнэмикс».

5. Несмотря на значительные усилия правительства сделать военный бизнес более гибким, во многих отношениях он остается обособленным от осталь­ной экономики. Попытка снижения барьеров для выхода военных компаний на гражданский рынок не привела к полному успеху. Причиной тому стало падение престижа военных контрактов на фоне развития гражданского информационно-коммуникационного бизнеса. Оборонный сектор сосу­ществует с более динамичными гражданскими отраслями, все еще отстает от них по темпам обновления продукции и по многим другим макроэконо­мическим показателям.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности развития оборонной промышленности США во Второй мировой войне?

2. Назовите важнейшие итоги развития американской оборонной промышлен­ности в ходе Второй мировой войны.

3. Дайте определение ВПК США.

4. В чем состояли специфические условия внутреннего американского рынка военной продукции периода «холодной войны»?

5. Каковы особенности развития ВПК до окончания «холодной войны»?


398___________________________________________________ Отраслевая структура экономики

6. В чем состояли основные стратегии реорганизации оборонной промышлен­ности после окончания «холодной войны»?

7. Каково содержание процесса консолидации американских оборонных ком­паний?

8. Назовите ведущие американские оборонные компании и сферы их деятель­ности.


Раздел IV

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА


Глава 25 ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ

 

Совокупные личные доходы населения США являются важнейшим производ­ным распределяемого и перераспределяемого национального дохода. Распреде­ление агрегированных личных доходов среди различных социальных групп аме­риканского населения в решающей степени определяет как их материальный уровень жизни, так и результирующее место в производственном процессе, в со­циально-экономической иерархии американского общества в целом.

В условиях глобализации уровень личных доходов американского населения и его материальное благосостояние выступают важнейшим фактором конкурент­ных преимуществ американской экономики в системе международных экономи­ческих связей. Традиционно высокий уровень жизни значительного числа амери­канских граждан по отношению к населению большинства других промышленно развитых стран (не говоря уже о развивающихся странах Азии, Африки и Латин­ской Америки), как правило, сглаживал и смягчал социальные и психологиче­ские последствия колоссального разрыва в размерах получаемых доходов и жиз­ненном уровне «верхов» и «низов», «элиты» и «изгоев» американского общества.

Личные доходы являются доходами, получаемыми индивидами из всех возмож­ных источников, включая оплату труда и другие доходы в сфере общественного производства, трансфертные платежи государства и частного сектора и процент­ные выплаты по государственным ценным бумагам. К «индивидам» официаль­ная американская статистика причисляет отдельных граждан, бесприбыльные институты, ориентированные в основном на удовлетворение нужд и потребно­стей граждан, частные незастрахованные благотворительные фонды и частные страховые фонды.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...