Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диверсификация оборонной промышленности СШАКонсолидация не стала единственным способом адаптации оборонных фирм к новым условиям. Другим способом приспособления военных компаний была диверсификация производства. Ее направления, наиболее перспективные в 1990-х гг., представлены в табл. 24.3. Наиболее эффективной диверсификация оказалась в отраслях военной электроники. Практически все военно-промышленные фирмы, выпускающие электронную продукцию, получили выход на гражданские рынки видеотехники, моделирующих систем, навигационного оборудования, разработки программного обеспечения, ЭВМ, аппаратуры связи и хранения данных, управленческих и информационных систем, гражданской авионики, банковских технологий, коммерческих систем безопасности и др. Дополнительные возможности для военно-промышленных фирм в этой области были созданы правительством в рамках государственных программ развития национальной информационной инфраструктуры. Особенно заметно переориентировали свое производство на электронную продукцию такие корпорации, как «Дженерал электрик», «Боинг», «Текстрон» (Textron), «Мартин-Мариетта» (Martin Marietta), «Дженерал Моторс» (General Motors) и др. Ход этого процесса позволяет сделать вывод, что на рубеже 90-х гг. XX в. именно диверсификация в оборонных фирмах США стала основой освоения ими высокотехнологичной продукции, а также обновления военно-промышленной базы в целом. Таблица 24.3 Основные рынки диверсификации оборонных компаний США1 1 По данным Ежегодных отчетов компаний — GAO, Defense Contractor!. October 1995, GACVNSAID-96-19BR Project California, A Blueprint for Energizing California's Recovery, Caiifomia Council on Science and Technology, October, 1993. Глава 24. Военно-промышленный комплекс_______________________________________ 395 Особое место в процессе диверсификации занимает слияние авиационных компаний «Боинг» и «Макдоннел-Дуглас» (McDonnel Duglas). Фактически еще до этого слияния «Боинг» демонстрировал пропорциональное развитие гражданской и военной составляющих своего потенциала (производства военной и космической продукции, гражданских самолетов). После слияния двух компаний крен в сторону гражданского производства существенно возрос. Судя по сравнительным данным о результатах консолидации и диверсификации оборонных фирм США (табл. 24.4), диверсификация оборонных предприятий оказалась в середине 1990-х гг. экономически эффективнее их консолидации. Таблица 24.4 Результаты консолидации
и диверсификации оборонных фирм США к 1994 г. (в %)' 396___________________________________________________ Отраслевая структура экономики Компании, осуществляющие диверсификацию и сделавшие ставку не на государственные субсидии, а на собственные силы, на самостоятельные разработки, продемонстрировали лучшие результаты даже по сравнению с компаниями, проводившими диверсификацию посредством приобретения предприятий соответствующего профиля. Для выхода на рынок и расширения продаж таким компаниям приходится либо искать партнера из гражданского сектора, который располагает необходимым опытом и инфраструктурой для сбыта данного типа продукции, либо кропотливо создавать собственные сбытовые и обслуживающие подразделения. В целом диверсифицированные компании по сравнению с консолидируемыми фирмами выглядят более динамичными, гибкими и агрессивными (в т.ч. и в плане использования чужих разработок). Главная проблема адаптации оборонных компаний США к новым реальностям состояла в том, что перепрофилированные предприятия, изначально спроектированные и построенные для производства военной продукции, в большинстве случаев так и не смогли приспособиться к выпуску совершенно новой для них продукции. Производственные издержки были столь высоки, что в условиях жесткой ценовой конкуренции прямое использование оборонного потенциала для выпуска продукции гражданского назначения оказалось нерентабельным. Поэтому лучшим решением этой проблемы было использование огромного потенциала научно-технических достижений военного характера для развития гражданского производства и, в частности, организации производства принципиально новых видов продукции, не имеющих близких аналогов на рынке (например, телекоммуникационное оборудование, выпуск которого был возможен только по заказам МО). Эффективность такой конверсии определялась не столько уровнем затрат, сколько коммерческими возможностями вновь создаваемых гражданских разработок. Потребности оборонной промышленности стали приближаться к гражданскому рынку, расширилась ее международная кооперация, особенно на уровне субподрядчиков второго и третьего уровней, изготавливающих для головных подрядчиков компоненты или технологическое оборудование. Оборонная промышленность США все чаще стала привлекать зарубежных поставщиков, покупая необходимые компоненты на международном рынке, участвовать в реализации многосторонних международных проектов. В 1989 г., например, американские оборонные компании приобрели за рубежом и в гражданском секторе только полупроводников на сумму 7 млрд долл., из которых 38 % (2,6 млрд долл.) были импортированы. По мнению экспертов МО США, проникновение импорта в сферу военных контрактов отражает общую тенденцию привлечения гражданской (коммерческой) продукции и услуг в сферу производства вооружений и военной техники. Выводы 1. Важнейшими итогами развития американской оборонной промышленности в ходе Второй мировой войны можно считать: • созданные государством несколько сотен предприятий, которые составили базу современного военно-промышленного потенциала США; Глава 24. Военно-промышленный комплекс__ __________________________________ 397 • уникальный опыт применения государством жестких схем организации массового поточного производства вооружений и военной техники на основе стандартизации изделий и обеспечения устойчивых кооперационных связей специализированных предприятий. 2. В США в начале «холодной войны» сформировался военно-промышленный комплекс (ВПК), который представляет собой совокупность оборонных предприятий, исследовательских организаций, инфраструктуры, органов управления и военно-промышленных структур, обеспечивакмцих создание продукции военного назначения. 3. За четыре десятилетия «холодной войны» и интенсивной гонки вооружений оборонная промышленность США обособилась от гражданского сектора. Изоляция привела к неоправданному удорожанию оборонных НИОКР, военной техники и снаряжения, ограничила доступ военного сектора к быстро-развивающимся коммерческим технологиям, затруднила возможности использования в гражданском секторе результатов объемных государственных инвестиций в развитие науки и промышленности оборонного назначения. 4. После окончания «холодной войны» ВПК США реформировался. Произошедшее в 1990-х гг. значительное сокращение военного бюджета США вызвало масштабную консолидацию американской оборонной промышленности, а также конверсию и диверсификацию компаний. В результате повысился уровень концентрации военного производства — производство сосредоточилось в крупных компаниях; количество ведущих подрядчиков МО США сократилось с 15 до 5: «Локхид-Мартин», «Боинг», «Рейтеон», «Нортроп-Грумман» и «Дженерал Дайнэмикс». 5. Несмотря на значительные усилия правительства сделать военный бизнес более гибким, во многих отношениях он остается обособленным от остальной экономики. Попытка снижения барьеров для выхода военных компаний на гражданский рынок не привела к полному успеху. Причиной тому стало падение престижа военных контрактов на фоне развития гражданского информационно-коммуникационного бизнеса. Оборонный сектор сосуществует с более динамичными гражданскими отраслями, все еще отстает от них по темпам обновления продукции и по многим другим макроэкономическим показателям. Контрольные вопросы 1. Каковы особенности развития оборонной промышленности США во Второй мировой войне? 2. Назовите важнейшие итоги развития американской оборонной промышленности в ходе Второй мировой войны. 3. Дайте определение ВПК США. 4. В чем состояли специфические условия внутреннего американского рынка военной продукции периода «холодной войны»? 5. Каковы особенности развития ВПК до окончания «холодной войны»? 398___________________________________________________ Отраслевая структура экономики 6. В чем состояли основные стратегии реорганизации оборонной промышленности после окончания «холодной войны»? 7. Каково содержание процесса консолидации американских оборонных компаний? 8. Назовите ведущие американские оборонные компании и сферы их деятельности. Раздел IV СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Глава 25 ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ
Совокупные личные доходы населения США являются важнейшим производным распределяемого и перераспределяемого национального дохода. Распределение агрегированных личных доходов среди различных социальных групп американского населения в решающей степени определяет как их материальный уровень жизни, так и результирующее место в производственном процессе, в социально-экономической иерархии американского общества в целом. В условиях глобализации уровень личных доходов американского населения и его материальное благосостояние выступают важнейшим фактором конкурентных преимуществ американской экономики в системе международных экономических связей. Традиционно высокий уровень жизни значительного числа американских граждан по отношению к населению большинства других промышленно развитых стран (не говоря уже о развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки), как правило, сглаживал и смягчал социальные и психологические последствия колоссального разрыва в размерах получаемых доходов и жизненном уровне «верхов» и «низов», «элиты» и «изгоев» американского общества. Личные доходы являются доходами, получаемыми индивидами из всех возможных источников, включая оплату труда и другие доходы в сфере общественного производства, трансфертные платежи государства и частного сектора и процентные выплаты по государственным ценным бумагам. К «индивидам» официальная американская статистика причисляет отдельных граждан, бесприбыльные институты, ориентированные в основном на удовлетворение нужд и потребностей граждан, частные незастрахованные благотворительные фонды и частные страховые фонды. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |