Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика учебной деятельностиХарактеристика учебной деятельности состоит в том, что она: - направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; - осваиваются общие способы действий и научные понятия; - общие способы действия предваряют решение задач; - отвечают познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению; - ведет к изменениям в самом субъекте; - изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов своих собственных действий; - имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Цели учебной деятельности: - обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта; - развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся; - изменение, преобразование, приращение опыта ученика; - подготовка к будущей самостоятельной деятельности; - приобретение знаний, умений и навыков. Продукт учебной деятельности - желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений. Пути формирования учебной деятельности: Косвенный - подбор и организация содержания обучения, учебного материала, типов упражнений, методов различных организаций обучения, применение различных дидактических приемов. Способы реализации: - уплотнение, укрупнение дидактических единиц усвоения (Л.И. Балашова, П.М. Эрдниев); - выделение ведущих идей каждой науки, которые сопровождают человека всю жизнь почти в неизменном виде (Б.С. Гершунский, И.Д. Зверев, А.М. Маркушевич); - повышение роли теоретических знаний (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); - создание проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин); - повышение осознанности школьниками процесса учения путем организации умственной деятельности по образцу, по аналогии, путем подбора серии привычных, знакомых ситуаций и т.д.; - изучение материала высокого уровня трудности быстрым темпом работы (Л.В. Занков). Прямой - воздействие на мыслительные операции учащихся путем специальных указаний, четкое определение структуры умственных действий, отбор необходимых операций, установление их строгой последовательности (Л.И. Айдарова, Г.И. Вергелес, Л.А.Матвеева, А.И. Раев). Способы реализации: - использование алгоритмов (Л.Н. Ланда, Л.М. Фридман); - через теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Внешняя структура учебной деятельности. Определяя структуру учебной деятельности, разные авторы выделяют в ней следующие компоненты: - мотивационный - познавательный - исполнительный - контрольный (Й. Лингарт) - побудительный - программно-целевой - действенно-операционный - контрольно-регулирующий (А.Ю. Юров) - учебно-познавательные мотивы - учебная задача - учебные действия - самоконтроль, самооценка (Д.Б. Эльконин) - содержательный - операционный - мотивационный (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) - анализ задачи - принятие учебной задачи - актуализация имеющихся знаний необходимых для решения задачи - составление плана решения задачи - контроль и оценка решения задачи - осознание способов осуществленной деятельности (Г.И. Вергелес) У детей, идущих в первый класс, отсутствует представление о целостной структуре учебной деятельности. Для ее формирования требуется несколько лет. Она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, в результате чего они овладевают способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей, норм и усваивают их содержание посредством этих способов.
Учебная мотивация. Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей. Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Виды учебных мотивов (Таблица 1) Таблица 1 Виды учебных мотивов
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |