Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни развития учебной мотивации

А.К. Марковой были выделены следующие уровни развития учебной мотивации (Таблица 2).

Таблица 2

Уровни развития учебной мотивации

Типы отношений ученика к учению Особенности мотивации учения и учебной деятельности
Отрицательное Бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; не сформировано умение ставить цели. Учебная деятельность не сформирована. Преобладают мотивы избегания неприятностей. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе
Нейтральное Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
Положительное (аморфное, ситуативное) Неустойчивые переживания новизны, любознательности. Возникновение первых предпочтений одних предметов другим. Широкие познавательные мотивы в виде интереса к результату учения и отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы долга.
Положительное (познавательное, осознанное, инициативное) Рождение новых познавательных мотивов; осмысление соотношения своих мотивов и целей, выполнение учебных действий по собственной инициативе. Интерес к способам добывания знаний.
Положительное (личностное, ответственное, действенное) Иерархия мотивов; устойчивость и неповторимость мотивационной сферы; сбалансированность и гармония между отдельными мотивами; умение ставить перспективные, нестандартные цели и реализовывать их; предвидение социальных последствий своей учебной деятельности; умение преодолевать препятствия при достижении цели; поиск нестандартных способов решения учебной задачи; гибкость и мобильность способов действий; освоение учебных действий и умений до уровня навыков. Использование результатов учения в социальной практике, выход из учебной деятельности в самообразовательную, переход к творческой деятельности.

Формирование учебной мотивации

Рассмотрим основные механизмы мотивации. Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Мотивация - стремление человека что-то сделать.

Рассмотрим основные концептуальные положения мотивации. Формирование учебной деятельности начинается с принятия её учеником, у которого возникает желание выполнить её наилучшим образом. Это исходный момент. Он приводит к активизации познавательной потребности, которая определяет личностный смысл будущей деятельности для ученика. В этом проявляется первичная мотивация на учебную деятельность.

Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активизации личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация делится на положительную (ученик стремится лучше выполнить учебную деятельность) и отрицательную (стремление избежать учёбы).

Учебная деятельность направлена на достижение цели (представление о будущем результате, о том, что должно быть получено). Также цель - это уровень достижений (количественный аспект цели). В зависимости от оценки своих возможностей, стремлений, прошлого опыта и социальных факторов ученик определяет тот уровень достижения цели, который для него будет удовлетворительным. Например, один рассчитывает на «пятерку», другой рад и «тройке».

Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Привлекательность может быть внутренней (результат привлекателен сам по себе) и внешней (привлекателен своими последствиями). Субъективная привлекательность выражается в мотиве деятельности, т.е. когда субъективная цель соотносится с актуальной потребностью, возникает мотив. Мотив - это то, что позволяет ученику приписывать результату определённую ценность и значимость. Это определившееся намерение, желание что-то сделать. Чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив.

Внешняя мотивация непродуктивна и, как правило, кратковременна. У ученика может возникнуть внутренний дискомфорт, несогласованность требований деятельности, с глубинными потребностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей и снижение интенсивности внешнего фактора (контроль родителей) приводят к прекращению учебной деятельности.

Для внутренней мотивации (самомотивации) характерно значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний.

Для внешней мотивации - факторы: боязнь неудачи, приобретение моральных или материальных льгот.

Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, т.е. эффективности обратной связи в процессе обучения.

Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной стороны, она обладает внутренней привлекательностью, так как обеспечивает чувство собственной значимости. С другой стороны, - она всегда несёт в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы.

Психологи выявили базовые факторы, влияющие на субъективное принятие успешности деятельности учениками. К внутренним факторам относят уровень способностей и умений, а также степень прилагаемых усилий. К внешним - трудность задания (достижимость), социальные факторы и факторы случайности. На базе этих факторов формируется субъективная вероятность успеха.

Лёгкая задача - вероятность успеха равна 1; средняя трудность - 0,5, трудная - 0.

При высокой субъективной вероятности успеха и минимальных затратах человек испытывает состояние скуки. Низкая вероятность и трудность задачи, превышающая способности вызывает страх и тревогу. Чем выше субъективная значимость деятельности, тем сильнее тревога (итоговые контрольные работы, ЕГЭ). Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности, поскольку успех в них определяется, прежде всего, способностями и усилиями самого ученика. В таких заданиях ребенок может реализовать себя, и они вызывают интерес.

Уровень притязаний - оценка своих способностей. Потребностей достижений - предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высокого личного уровня исполнения. Чем выше потребность достижений, тем более сложные задания будет выбирать ученик. Потребность достижений является стержнем внутренней мотивации.

Учебная деятельность - это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения, навыки. Приступая к осуществлению учебного процесса, учитель имеет определенную цель и мотив деятельности. У ученика так же есть цель и мотив, но они другие («усвоить что-то»). Учебная деятельность требует от её участников однонаправленности. От этого зависит её эффективность и результативность. Ошибка учителя в том, что он требует от ученика «делай как я», оценивает их «меряя на себя». Должно происходить сближение понимания целей («я хочу этому научить» - цель учителя, а цель ученика – «я хочу этому научиться»). Мотивация – настроенность на учебный процесс в данный момент и ученика, и учителя, эмоциональное принятие учебной ситуации (должна быть привлекательна). Согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля – это условия при которых учебная деятельность становится максимально однонаправленной и успешной.

Существует закон Йеркса-Додсона, который показывает зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений, навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Никакой высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию, таким образом, не может привести к высокой успешности обучения.

Взаимосвязь динамики мотивации с возрастом школьников (по А.К. Марковой):

- в начальной школе формируется широкий познавательный мотив;

- в средних классах школы начинают действовать учебно-познавательные мотивы;

- в старших классах школы актуализируется мотив самообразования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...