Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, влияющие на успешность обученияДля активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно: - обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким). Сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движения; - давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии; - соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения; - полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения; - учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть, и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров); - в умеренных пределах разнообразить изложение. Использовать приемы поддержания и возвращения внимания; - учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает; - уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации; - использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти; - вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления; - напомнить о важности соблюдения режима дня, так как каждый «недоспанный» час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10-20%. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований (Столяренко Л.Д.): 1) формулирование целей обучения; 2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; 3) разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; 4) получение по определённым параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); 5) переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.
Формула успешного обучения Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать М+4П+С, где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П - понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С - систематичность занятий(Л.Д. Столяренко). Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Л.И. Божович). К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации). К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегание неприятностей, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель – учение – при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер. Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление. Совершенно необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. Так, величина букс на доске играет немаловажную роль: при расстоянии 6-7 метров буквы должны быть не менее 5 сантиметров. Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Цвет влияет на психику и восприятие информации. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению информации в долговременной памяти. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты. Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% - образным. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остаются только конкретные факты и их описания. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными приемами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. Универсальный компонент любого учения – заучивание. У учащегося должна быть установка на заучивание. В исследованиях показано, что установка, т.е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала): его содержанием, формой, трудностью учебного материала, его значением и важностью. Материал должен обрести значимость для самого учащегося, т.е. отвечать его потребностям и интересам и привлекательным, т.е. вызывать определенные чувства и переживания.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |