Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические компоненты усвоения знанийН.Д. Левитов вводит понятие психологические компоненты усвоения, под которыми он понимает: взаимосвязанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых, обучение не достигает цели. Он выделяет 4 таких компонента: 1) положительное отношение учащихся к учению; 2) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом; 3) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала; 4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Положительное отношение к учению является необходимым условием полноценного усвоения материала. Исследования психологов показали, что такое отношение помогают формировать следующие факторы: - идейная, научная содержательность учебного материала, его связь с практикой; - проблемный и эмоциональный характер изложения; - организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает возможность переживать радость самостоятельных открытий; - вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей. Внимание учащихся является обязательным условием успешности учебной работы. В процессе обучения внимание совершенствуется, становится более произвольным, т.е. организованным, регулируемым, управляемым. Причины невнимательности - отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения, усталость учеников. Основные средства возбуждения внимания учащихся: - динамичное ведение занятий с применением различных приемов; - организация активности учащихся, живость изложения; - переключение внимания с одного вида деятельности на другой; - устранение отвлекающих раздражителей. Другой формой выражения положительного отношения к учению является наличие учебных интересов. Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием глубоких и действенных чувств. Учебные интересы избирательны, лишь у младших школьников они могут принимать форму интересов к учению вообще. Учебный интерес зависит: - от ясности для ученика материала; - как материал связан с внеучебной областью интересов; - изложения материала учителем (понятно); - от разнообразия методов обучения. Также нельзя злоупотреблять занимательностью. Школьники не должны привыкать делать то, что им непосредственно интересно. Надо воспитывать косвенные и опосредованные интересы, которые связаны с глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности сведений. Развитие познавательного интереса проходит три этапа: 1 этап – ситуативный познавательные интерес, возникающий в условиях новизны и неопределенности 2 этап – устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности 3 этап – включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Роль чувственного, наглядного материала, «живого созерцания» в усвоении учебного материала. Велико значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюдения. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. С психологической точки зрения различают следующие виды наглядности: - предметная - предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися (классные опыты, экскурсии); - изобразительная – осуществляется с помощью изобразительных средств – рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. По характеру изобразительных средств выделяют собственно изобразительную наглядность (реалистическое изображение предметов и явлений) и символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы). - Словесная – яркая, образная, живая речь учителя, вызывающая у ученика конкретные представления. Это полезно знать: 1. При увеличении яркости фона возрастает острота зрения; 2. При уменьшении контраста между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается; 3. Величина букв не менее важна. Чтобы установит размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, классе, можно измерить длину данного помещения шагами и разделить это число шагов: женщине на 4, а мужчине на 3, т. е. буква в 1 см. будет видна на расстоянии 4 женских и 3 мужских шагов. Психологи установили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Распределение информации для лучшего запоминания:
Осмысливание, понимание учебного материала, включение его в определенную систему, установление локальных, внутрипредметных и межпредметных связей (по Ю.А. Самарину). Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников. Виды мышления: а. практическое: наглядно-действенное и наглядно-образное; б. теоретическое (или понятийное /абстрактное). Оба вида мышления неразрывно слиты в единый процесс. В школьном возрасте происходит постепенное и неуклонное развитие и того и другого компонентов мышления, соотношение их изменяется в пользу абстрактного мышления. Высшей степенью развития мышления в школьном возрасте является теоретическое мышление – обобщенное, диалектическое, направленное на объяснение явлений, познание самых общих и отвлеченных закономерностей. Полученная информация, переработанная мышлением, должна быть сохранена в памяти школьника, для того, чтобы в любой момент можно было извлечь необходимые сведения и применить их. Учащиеся обладают различиями в способности запоминать информацию. Типология учащихся по способности запоминания: I. быстро запоминают и быстро забывают (ложное ощущение знания); II. медленно запоминают и медленно забывают (много времени на заучивание, но долго помнят); III. быстро запоминают и медленно забывают (самый лучший вариант); IV. медленно запоминают и быстро забывают (происходит по причине инфекций мозга, родовые травмы, последствие наркозов и др.) Индивидуальные различия могут быть очень существенные, поэтому время для заучивания должно быть также индивидуальным. Педагогу надо ориентироваться на детей со средними и низкими способностями, а с высокими – давать дополнительные задания. Необходимо знать, что: 1. запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности (например, поиск смысловых ошибок в тексте; в иностранном языке поиск новых слов перед запоминанием текста) 2. учитель должен создавать соответствующую установку на запоминание: - что нужно запомнить на время; - что навсегда; - что вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять; - что запомнить дословно, а что – для передачи смысла своими словами. Приемы мнемотехники: - смысловая группировка материала; - рациональное повторение, чередующееся с воспроизведением; - составления плана; - составление смысловых опорных пунктов. Чем старше становится школьник, тем большую роль играет в его умственной деятельности смысловое запоминание. Механическое запоминание связано с установкой на точное, дословное запоминание и воспроизведение, что совершенно необходимо в отношении определений, формулировок и т.д. Общее направление развития памяти в школьном возрасте заключается в том, что ученик постепенно овладевает своей мнемической функцией, которая становится произвольной, т.е. организованной, регулируемой, управляемой.
Глава 4. Психология субъектов образовательного процесса
Субъект (от лат. subjectum - подлежащее, от subjicere - подвергать) - носитель активности, индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Рассмотрим особенности субъектного подхода по отношению к участникам образовательного процесса. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |