Согласно Е.А. Климову, тип профессий «Человек–Человек» определяется следующими качествами: устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.
В.П. Симонов составил карту профессионально важных качеств педагога (см Таблицу 5).
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
|
№ п/п
| Оптимальные характеристики качеств личности
| Допустимые характеристики качеств личности
| Критические характеристики качеств личности
|
1.1.
| Сильный уравно-вешенный тип нервной системы
| Сильный неуравновешенный тип нервной системы
| Слабый инертный тип нервной системы
|
1.2.
| Тенденция к лидерству
| Властность
| Деспотизм
|
1.3.
| Уверенность в себе
| Самоуверенность
| Самовлюбленность
|
1.4.
| Требовательность
| Непримиримость
| Жесткость
|
1.5.
| Добросердие и отзывчивость
| Недостаточная самостоятельность
| Чрезмерный конформизм
|
1.6.
| Гипертимность
| Педантичность
| Возбудимость демонстративность экзальтированность
|
1.7.
| Эмотивность
| Застреваемость
| Тревожность и дистимность
|
2.ПЕДАГОГ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ OTHОШЕНИЙ
|
2.1.
| Преобладание
| Преобладание авторитарного
| Преобладание либерального
|
| демократического стиля общения с учащимися и коллегами
| стиля общения
| стиля общения
|
2.2.
| Незначительные конфликты только по принципи-альным вопросам
| Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами
| Постоянная конфликтность по большинству вопросов
|
2.3.
| Нормальная самооценка
| Заниженная самооценка
| Завышенная самооценка
|
2.4.
| Стремление к сотрудничеству с коллегами
| Стремление к соперничеству с коллегами
| Постоянные приспособления и компромиссы
|
2.5.
| Уровень изоляции в коллективе, равный нулю
| Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%
| Уровень изоляции в коллективе более 10%
|
3.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
|
3.1.
| Широкая эрудиция и свободное изложение материала
| Знание только своего предмета
| Работа только по конспекту
|
3.2.
| Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся
| Знание возрастной и педагогической психологии
| Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии
|
3.3.
| Темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность
| Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос
| Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний
|
3.4.
| Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты
| Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов
| Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика
|
3.5.
| Обращение к учащимся по именам.
| Обращение к учащимся по фамилиям
| Постоянное безадресное обращение к учащимся
|
3.6.
| Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость
| Чуть замедленная реакция и находчивость
| Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию
|
3.7.
| Умение четко формулировать конкретные цели
| Умение определять общие цели
| Отсутствие умений четкого целеполагания
|
3.8.
| Умение организовать всех учащихся сразу
| Умение организовать работу большей части учащихся
| Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства
|
3.9.
| Проверяет степень понимания учебного материала всегда
| Проверяет степень понимания учебного материала периодически
| Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения
|
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
| Эффективность урока 85% и выше
Работа на высшем уровне требований
Фактический уровень обученности 64 - 100%
Рейтинг 4,4 балла и выше
| Эффективность урока 65 - 48%
Работа на среднем уровне требований
Фактический уровень обученности 36 - 64%
Рейтинг 3,8-4,3 балла
| Эффективность урока 45 - 64%
Работа на низшем уровне требований
Фактический уровень обученности 36%
Рейтинг менее 3,8 баллов
|
| Оценка за каждое количество 4 балла.
Максимально возможная оценка по всей колонке 100 баллов.
Общий оптимальный уровень
85 - 100 баллов
| Оценка за каждое количество 3 балла.
Максимально возможная оценка по всей колонке 75 баллов.
Общий оптимальный уровень 65 - 84 балла
| Оценка за каждое количество 2 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 50 баллов.
Общий оптимальный уровень 50 – 64 балла
|
| | | | |
Педагогам свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая культура; 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживать; 8) наблюдательность; 9) «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так».