Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Психология взаимодействия субъектов

в образовательном процессе

Вид СР: подготовка к практическому занятию.

Задание: прочитайте текст учебника, впишите недостающее содержание темы в рабочую тетрадь.

Содержание заданий по теме

«Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе»

1. Познакомьтесь с особенностями педагогического общения.

2. Выпишите классификации функций педагогического общения.

3. Перечислите «барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

4. Охарактеризуйте типы педагогических конфликтов по М.М. Рыбаковой.

5. Представьте психологические особенности конфликтных педагогических ситуаций.

6. Используя литературу или личный педагогический опыт, подготовьте педагогическую ситуацию или конфликт и проведите письменно психологический анализ по следующему плану:

- описание ситуации или конфликта

- причины возникшей ситуации и повод её перехода в конфликт, его динамика

- смысл конфликта для каждого из его участников

- психологический анализ отношений между участниками ситуации

- перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

7. Придумайте свой способ воздействия на личность учащегося

Ситуация 1. «Учитель ведет объяснение материала, ученик Ш. не слушает, а смеется со своим соседом по парте. Учитель довел свой рассказ до конца, не делая замечание ученику, затем задал вопрос классу и вызвал ученика Ш. к доске. Ученик выходит к доске, рука в кармане…. Но не отвечает, а опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится…»

Ситуация 2. «Класс выполняет задание учителя. Через некоторое время учитель замечает, что ученик К. сидит, не включаясь в работу. На вопрос: «Ты уже справился?»- отвечает: «И не думал!».

Ситуация 3. «Ученик выбегал из класса и сильно толкнул учительницу, входящую в класс. Ученик извинился. Что должна сделать учительница?».

Ситуация 4. «Учитель входит в класс и видит, что по классу летает воробей, и ученики стараются его поймать….»

Ситуация 5. «Ученик систематически не выполняет домашнее задание по предмету. При выставлении учителем «2» в дневник он обычно говорил: «Ну и ставьте!» Как-то при очередном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель…»

Ситуация 6. «На занятии студент демонстративно разворачивает газету и начинает ее читать, не обращая внимание на преподавателя…»

Ситуация 7. «Преподаватель заходит в класс и видит: трое ребят курят…»

Ситуация 8. «Умный эрудированный ученик на каждом занятии объявлял, что изучаемая тема неактуальна, неинтересна. Почему бы не разрешить, как за рубежом, ходить на те занятия, которые сам ученик считает нужным? Сидеть на занятиях скучно, просто все молчат…»

Ситуация 9. «Ученик на уроке демонстративно кладет на парту чертика и начинает делать еще одного…»

Рекомендуемая литература

1. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология: учебник для студ. вызов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М., 2007. С. 322-366.

2. Ильин, Евгений Павлович. Психология для педагогов: учебное пособие / Е. П. Ильин. - С-Пб., 2012. - 638 с.

3. Лобанов, Анатолий Александрович. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для вузов / А. А. Лобанов. – М., 2002. - 192 с.

4. Рудакова, Ирина Алексеевна. Конфликтология для педагогов: учебное пособие для среднего проф. образования / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. - Ростов-на-Дону, 2005. - 155 с.

5. Рыбакова, Маргарита Макаровна. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя / М. М. Рыбакова. - М., 1991. - 127 с.

6. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону, 2006. - 542 с.

7. Хапаева, Светлана Сергеевна. Педагогическая конфликтология: курс лекций / С.С. Хапаева. – М., 2002. - 80 с.

Форма текущего контроля: проверка конспектов, сообщение на семинарских занятиях, промежуточное тестирование.


Работа с терминологическим словариком

 

Знание терминов и понятий является обязательной составляющей компетенции студента. Данный терминологический словарик включает в себя базовые термины по курсу «Педагогическая психология». Он предназначен для более глубокого освоения знаний, которые свидетельствуют о подготовке квалифицированного специалиста и проверяются в ходе аудиторных и практических занятий.

Адаптация школьная (от лат. аdaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Апперцепция - это зависимость восприятия субъекта от его прошлого жизненного опыта.

Ведущий вид деятельности - это деятельность, которая обусловливает изменения в психологических особенностях ребенка в определённый период его развития.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида.

Воспитание - это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитанность - это запас нравственных представлений учащегося, его нравственные убеждения и реальное нравственное поведение.

Восприятием называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Запредельное торможение - это причина забывания, которая вызвана перенапряжением соответствующих корковых клеток.

Индивидуальные особенности мышления - это различные соотношения у человека основных видов мышления, а также самостоятельности, гибкости и быстроты мысли.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности.

Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности - это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел и что ему еще не удалось достичь.

Конфликт - это столкновение разнонаправленных, мнений или взглядов, фиксируемых в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо выводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, устремлений и т. п.

Коррекция (лат. сorrectio - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Мнемотехника - наука о рациональных способах запоминания.

Мотив - побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотив учения - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы.

Мотивация - совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Научение - это процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучение - это профессиональная деятельность учителя, которая направлена па передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обученность - это наличный уровень как программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков учащегося.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, который порождается потребностями в совместной деятельности и познании и включает в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Операционной подструктура учебной деятельности включает в себя определенную учебную задачу, а также совокупность учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи.

Ориентировочная основа действия - это система указаний о том, как должно выполняться действие, содержащая условия выполнения действия и «забегающая вперед» исполнения (П.Я. Гальперин).

Отметка - один из возможных результатов оценивания, который выражен в условно- формальных баллах.

Оценка - процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном.

Педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая запущенность - это отставание ребенка в психическом и личностном развитии без видимой клинической патологии, обусловленное существенными пробелами в его воспитании на ранних и последующих стадиях развития.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Педагогические способности - это определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогический такт - включает в себя как вопросы, которые связаны с психологическими сторонами личности учителя, так и ориентацию педагога в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым он следует.

Педагогическое общение - общение, которое осуществляется по поводу и па основе педагогической деятельности, связанное с достижением высоких результатов в учебно- воспитательном процессе.

Педология - комплексная наука о ребенке, его обучении и развитии, которая существовала в конце XIX - начале XX века. Возникла в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Понятие - это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека в ходе решаемой им задачи и предполагающее поиск нового способа действий и новых знаний.

Проблемное обучение - обучение, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Предполагает последовательную подачу учебного материала небольшими «порциями», контроль за усвоением каждого раздела и индивидуальный темп обучения.

Произвольное внимание - управляется сознательной целью, требует волевой регуляции.

Профессионально важные качества - особенности человека, которые влияют на эффективность его труда по основным характеристикам.

Профессиональные способности- индивидуально-психологические свойства личности, отличающие ее от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Психология педагогической деятельности - это отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Развивающее обучение (по Л.В. Занкову) - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система начального обучения, которая направлена на общее развитие младших школьников.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сдвиг мотива на цель тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив.

Стиль руководства педагога - это характерная манера и способы выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися.

Теории воспитания - это концепции, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности, а также ее поведение под воздействием воспитателя.

Теория поэтапного формирования умственных действий - положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов).

Тест - система заданий, которая позволяет измерить уровень развития определенного психологического свойства личности.

Тренинг педагогического общения- вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности.

Учебная деятельность - это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

Учебная задача - способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области.

Учение - это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике.

Эксперимент (психолого-педагогический) - это исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

Студенту предлагается разработать терминологический словарик самостоятельно с опорой на предложенный выше вариант. Оформление словарика осуществляется в соответствии с содержанием разделов учебной дисциплины в виде таблицы на бумажном носителе.

Термин Содержание термина
     

Проверка знаний понятийного аппарата по дисциплине осуществляется на семинарских занятиях в виде терминологических диктантов.


Задания для самоконтроля

Данные задания нацелены на осуществление промежуточного самоконтроля знаний по дисциплине.

Выберите один правильный ответ.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...