Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль рекламы и потребительского кредитаПревращению личных потребительских расходов в ведущий компонент распределяемого ВВП США куда в большей степени способствовало знание законов психологии, чем понимание свойств кривой потребительской функции, определяющей «предельную склонность» семей и индивидов к потреблению. С развитием электронных средств массовой информации (телевидения, радио), а в последние десятилетия и системы Интернет в колоссальной степени расширились возможности товаропроизводителей по «навязыванию» рядовым потребителям производимых ими товаров и услуг. С течением времени потребление превратилось в американском обществе в сложный многокомпонентный процесс, активно использующий не только рациональные свойства человеческой психики, но и в не меньшей степени апеллирующий к ее иррациональным составляющим. Реклама потребительских товаров и предоставляемых услуг встречается в Америке буквально на каждом шагу. В рекламные кампании активно вовлечены «звезды» шоу-бизнеса, известные актеры, спортсмены и другие «культовые» фигуры, гонорары которых за участие в рекламе во много раз превосходят их доходы от непосредственной профессиональной деятельности. Поставленная на мощную индустриальную основу, реклама потребительских товаров вполне может считаться одним из самых главных «двигателей экономического развития» США. Реклама и другие формы «навязывания» производимых товаров способствуют определенному смещению акцентов и приоритетов в традиционной формуле «производство — распределение — потребление», которая ставила на первое место производство, считая, что именно оно и определяет границы и характер по- 1 Источник: Survey of Current Business. — Washington, 1997. — P. 72. Социальная сфера требления. В современной экономике США индивид сначала учиться потреблять, а потом — производить. Примат потребления по отношению к производству меняет характер многих привычных связей и взаимоотношений. «Навязывание» потребления и его стимулирование через рекламу имеет и конкретное экономическое выражение в развитии системы кредитования на рынке потребительских товаров и услуг. В частности, если в начале 1960-х гг. соотношение потребительского кредита к личным доходам американцев составляло 16,3 %, то в 2000 г. оно достигло рекордного уровня 22,5 %. Росту кредитов на приобретение ТДП способствовало и общее усиление экономических позиций сектора домашнего хозяйства, что в целом приумножает уверенность потребителей в завтрашнем дне, особенно в фазе экономического подъема. В конце 1990-х гг. показатель соотношения нетто-активов (богатств) сектора домашнего хозяйства к его личным доходам превысил отметку «6», в то время как в начале 1980-х гг. он был на уровне «4,5». Во второй половине 1990-х гг. американские потребители в условиях беспрецедентного «процветания» смело приобретали товары и услуги в кредит, в результате чего личные расходы практически совпали с личными располагаемыми доходами — ситуации, которой в США не наблюдалось за весь период после Второй мировой войны. Формирование «общества потребления» в США привело к появлению большого количества общественных организаций по защите прав потребителей, деятельность которых включает мониторинг изменений цен на потребительскую продукцию, выявление случаев производства некачественной и опасной для здоровья населения продукции. Результатом деятельности союзов по защите прав потребителей явился запрет на производство в США многих видов удобрений, биокормов, лекарственных препаратов, стиральных порошков и других видов продукции, которые наносили огромный ущерб как здоровью населения, так и окружающей среде. Выводы 1. Личное потребление превратилось в важнейший производительный фактор устойчивого экономического развития США, обеспечивающий расширенное воспроизводство главного компонента экономического потенциала США и их воспроизводимых ресурсов — человеческого капитала. 2. Материальной основой растущей значимости личных потребительских расходов в современной экономике США явилось формирование мощного в экономическом отношении сектора домашнего хозяйства, который по концентрации ресурсов может соперничать с другими секторами экономики (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, сферой услуг). 3. Структура личных потребительских расходов населения США слагается из приобретения товаров длительного пользования, товаров недлительного пользования и услуг. Общими закономерностями изменений в структуре личных потребительских расходов является прогрессирующий рост сферы услуг, на долю которой приходится около 60 % всего объема потребляемых товаров и услуг, уменьшение значения товаров недлительного пользования, объем потребления которых не превышал в начале XXI в. примерно 30 %, Глава 26. Личное потребление__________________________________________________ 427 и стабилизация потребления товаров длительного пользования на уровне 12%. Сокращение в структуре личных потребительских расходов доли товаров недлительного пользования обусловлено уменьшением значения продовольственных товаров, одежды и обуви в семейных бюджетах потребления американцев, доля которых в настоящее время не превышает в среднем 20 %. Личное потребление товаров и услуг зависит от фаз экономического цикла. Наибольшую изменчивость имеет потребление товаров длительного пользования, которое резко падает в фазе экономического спада и растет быстрыми темпами в периоды экономических подъемов. Потребление многих видов услуг (финансовых, рекреационных и туристических) весьма чувствительно к изменениям в размерах реальных доходов. Большую роль в стимулировании личного потребления и формирования «общества потребления» играет реклама, которая способствовала значительному росту соотношения потребительского кредита к личным располагаемым доходам населения. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные структурные сдвиги в личных потребительских расходах американского населения на рубеже XX и XXI вв. 2. Какова доля расходов на воспитание и содержание детей и подростков в семейных бюджетах американцев? 3. Если рост реальных доходов населения не будет сопровождаться увеличением производства электроэнергии в экономике, то какие последствия это будет иметь для развития потребительской сферы? 4. Для чего проводят систематический сбор данных о потребительских расходах семей и индивидов? 5. Дайте описание структуры накопленных запасов товаров длительного пользования в США. Какие изменения она претерпела в годы Великой депрессии? 6. Считаете ли вы рекламу значительной в отношении стимулирования потребительского спроса? Если да, то на какие товары и услуги? 7. Является ли средний срок полезной жизни легкового автомобиля в 10 лет: а) нормальным; б) заниженным; в) завышенным? 8. Как вы понимаете термин «общество потребления»? Глава 27 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Американская система пенсионного обеспечения отличается многообразием форм, видов финансирования и выплат пособий. Наряду с государственной распределительной системой федерального уровня в США функционируют накопительные схемы, которые создаются преимущественно в частном секторе экономики, а также на уровне штатов и местных органов власти. Однако основой социальной защиты пенсионеров остается Общая федеральная программа государственного пенсионного страхования для престарелых, потерявших кормильца, ивалидов (The federal old-age, survivors, disability insurance program), охватывающая свыше 95 % рабочей силы и являющаяся источником дохода для более чем 45 млн американцев. В последнее десятилетие в США идут активные дебаты по поводу принципиального реформирования Общей федеральной программы. Правящая республиканская администрация выступает за перевод части обязательных налогов с заработной платы, идущих в фонд пенсионного страхования, на личные сберегательные счета, владельцы которых получают право инвестировать накапливаемые суммы как в государственные, так и в корпоративные ценные бумаги. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |