Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пенсионные программы штатов и местных органов власти

Государственные программы на уровне штатов и местных органов власти харак­теризуются не только узкой профессиональной направленностью, но и отличны­ми от Общей федеральной программы способами мобилизации и распределения ресурсов. Они охватывают такие категории занятых, как работники системы выс­шего образования, учителя, полицейские, пожарные, работники местных учреж­дений здравоохранения, социальной сферы, другие служащие.

Динамика развития пенсионных систем штатов и местных органов власти сви­детельствует о том, что все большую долю в их поступлениях в 1990-е гг. состав­лял инвестиционный доход. В основном это программы с установленными вып­латами, размеры пенсий по которым зависят от стажа и заработной платы. Но получили развитие и программы с установленными взносами.


Глава 27. Пенсионное обеспечение



Участники программ с установленными взносами имеют персональные счета и сами выбирают между различными инвестиционными программами или дове­ряют право выбора консультантам. Величина будущих пенсионных выплат при такой системе зависит от инвестиционной политики пенсионных фондов, управ­ления ресурсами, личного выбора будущих пенсионеров.

В 2000 г. при численности участников примерно 15 млн чел. совокупные по­ступления в фонды программ штатов и местных органов власти составляли поло­вину поступлений в фонды Общей федеральной программы, в которой принима­ют участие 154 млн чел. Инвестиционный доход по этим программам в 2000 г. в 3,6 раза превышал аналогичный показатель Общей федеральной программы. Ди­намика инвестиционного дохода и выплат по программам штатов и местных орга­нов власти свидетельствует о том, что в 1990-е гг. и на уровне штатов, и на уровне местных органов власти инвестиционный доход не только обеспечивал пенсион­ные выплаты, но и значительно их превышал (табл. 27.4).

Таблица 27.4 Пенсионные системы штатов и местных органов власти (в млрд долл.)1

 

 

 

 

 

 

Уровень власти Поступления Выплаты
Всего Взносы работ­ников Взносы правительств Инвестицион­ный доход
штатов местных орга­нов власти
1990 г.
Все системы в целом 111,4 13,8 14,0 18,5 64,9 38,4
Системы штатов 89,2 11,6 14,0 11,5 52,0 29,6
Системы местных органов власти 22,2 2,2 - 7,0 12,9 8,8
1999 г.
Все системы в целом 264,3 23,6 17,2 23,4 200,0 85,7
Системы штатов 220,7 19,8 16,9 15,4 168,5 67,4
Системы местных органов власти 43,6 3,8 0,3 8,0 31,5 18,3

Активы пенсионных фондов штатов и местных органов власти росли темпами, опережающими увеличение активов всех других пенсионных фондов, в т.ч. и ча­стных. С 1980 по 2000 г. их активы возросли в 11 раз и превысили 2,1 трлн долл., в то время как активы частных пенсионных фондов увеличились в этот период в 9 раз (до 4,8 трлн долл.).

По данным 2000 г., по пенсионным планам штатов и местных органов власти,
пенсии получали 6,3 млн чел. Размеры пенсионных выплат широко варьирова­
лись по штатам и категориям работников. В штате Мэриленд, например, пенси­
онные выплаты составляли в среднем 15,7 тыс. долл. в год на одного пенсионе­
ра — от 13,1 тыс. долл. для служащих до 55,0 тыс. долл. для судей.
_______________________ __________ v

1 Источник: Statistical Abstract of the United States. — Washington, 2001. - P. 349.



Социальная сфера


Частное пенсионное страхование

Виды частных пенсионных планов

В США частное пенсионное страхование является добровольным и представляет собой своеобразную надстройку над обязательной государственной пенсионной системой. Право на частную пенсию приобретается после пяти лет работы в ком­пании и выплаты взносов.

К началу XXI в. в США насчитывалось свыше 700 тыс. частных пенсионных программ, которые охватывали 44 % рабочей силы в США. Всего около 65,5 млн американцев на добровольной основе по месту работы участвуют в частных пен­сионных планах. Четверо из каждых пяти работников, занятых полную рабочую неделю, являются участниками частных пенсионных планов.

Фонды пенсионного страхования в частном секторе формируются на добро­вольной основе, а средства, поступающие на пенсионные счета, не подлежат на­логообложению.

Пенсионным обеспечением из частных фондов компаний охвачено 64 % работ­ников фирм с численностью персонала более 100 чел. Пенсионные фонды финан­сируются в значительной степени предпринимателями. В некоторых компаниях предприниматели дополняют взносы работников в пенсионный фонд.

Из двух видов пенсионных планов — с установленными выплатами и установ­ленными взносами — в США преобладает второй вид. При этом роль планов с установленными взносами в 1980-1998 гг. возросла по всем параметрам: доля взносов по ним увеличилась с 35 до 83 %; доля участников — с 34 до 56 %, а доля программ с установленными взносами в общем количестве частных пенсионных планов — с 70 до 92 %.

Планы с установленными выплатами являются традиционными и гарантиру­ют участникам фиксированный размер пенсии в зависимости от размера заработ­ной платы — и, соответственно, взносов — и стажа работы. Сами участники фак­тически снимают с себя ответственность за использование взносов.

Напротив, участники планов с установленными взносами имеют свои персо­нальные счета в пенсионном фонде и право выбора между различными инвести­ционными программами. Следовательно, они в определенной степени несут от­ветственность за результаты инвестиционной деятельности и величину будущих пенсионных выплат.

Таким образом, свыше половины участников частного пенсионного страхова­ния (и их количество продолжает расти) предпочитают не пенсии, фиксирован­ные в зависимости от стажа и взносов, а пенсии, которые удастся заработать с помощью инвестирования установленных взносов в те или иные проекты. При этом участники частных пенсионных программ направляют в них все большие суммы взносов. Например, в конце 1990-х гг. уже пять из каждых шести долларов взносов по частным пенсионным планам направлялись в планы с установленны­ми взносами (в сравнении с одним из трех долларов взносов в начале 1980-х гг.).

Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками совместно.

В 1998 г. взносы в пенсионные фонды с установленными взносами почти в 5 раз превышали поступления в фонды с установленными выплатами. При этом число


Глава 27. Пенсионное обеспечение______________________________________________ 437

активных участников планов с установленными взносами, т. е. работников, вно­сящих взносы и увеличивающих накопления на своих пенсионных счетах, в пе­риод 1990-1998 гг. возросло с 35,5 до 50,3 млн чел. В то же время число активных участников пенсионных планов с установленными выплатами в указанный пери­од постоянно сокращалось (с 26,3 до 23 млн чел.), а общее число участников под­держивалось на уровне 38-40 млн чел. за счет участников, уже вышедших на пенсию (табл. 27.5).

За 1980-1998 гг. устойчиво уменьшалось и число пенсионных планов с уста­новленными выплатами (со 148,1 до 56,4 тыс.), а число планов с установленными взносами, напротив, возрастало (с 340,8 до 673,6 тыс.).

Таблица 27.5 Динамика развития частных пенсионных планов '

Защита пенсионных средств

Стабильность частных пенсионных фондов подкрепляется четкой регламентаци­ей деятельности всех финансовых институтов, для которых обязательными явля­ются внутренний и внешний аудит, регулярные отчеты перед акционерами, кре­диторами, участниками системы. Кроме того, деятельность частных пенсионных систем контролируется государством на основе специальных законодательных актов.

В 1974 г. был принят Закон «О гарантиях пенсионных доходов работников» (Employee Retirement Income Security Act), а в 1994 г. — Закон «О защите пенсион­ных выплат».

Реализация закона о гарантиях пенсионных доходов возложена на одно из под­разделений Министерства труда — Администрацию пенсионных и социальных

1 Источник: Statistical Abstract of the United States. * Washington, 2001. - P. 349; Wa­shington, 2002. - P. 349.



Социальная сфера


-ч,

выплат (Pension and welfare administration), в ведении которой находятся разра­ботка стандартов деятельности и финансовая отчетность частных пенсионных фондов.

В соответствии с законом была учреждена Корпорация гарантии пенсионных выплат (Pension Benefit Guaranty Corporation) со статусом независимого ведом­ства федерального уровня. Основной задачей этой структуры является обеспече­ние гарантированных выплат участникам пенсионных фондов. Корпорация кон­тролирует соответствие активов обязательствам пенсионных фондов и вправе потребовать восстановить необходимое соответствие в случае его нарушения.

Компания-учредительница фонда обязана пополнить его активами с тем, что­бы гарантировать выполнение обязательств перед всеми участниками пенсион­ных планов. В 2002 г. компания «Дженерал Моторс» пополнила свой пенсион­ный фонд активами в размере 2,2 млрд долл '.

Из-за прекращения действия ряда частных пенсионных планов с установлен­ными выплатами Корпорация по гарантированию пенсионных доходов выплати­ла в 2002 г. их участникам 1,5 млрд долл. Ожидается, что в 2003 г. такие выплаты составят 2,5 млрд долл.

Например, участники пенсионного плана с установленными выплатами потер­певшей крах компании «Энрон» должны получить выплаты в размере 3392 долл. в месяц (или 40 704 долл. в год) 2.

Одновременно в Соединенных Штатах значительное развитие получили лич­ные пенсионные счета. Размеры ежегодных взносов на эти счета ограничены 2 тыс. долл. Личный пенсионный счет может быть открыт в любом возрасте, но средства с него нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. Взносы на личные пенсионные счета не подлежат налогообложению, однако в момент закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Личные пенсионные счета открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых инвестиционных фондах, стра­ховых компаниях и могут быть переведены из одного места в другое. Будущий пенсионер имеет право самостоятельно планировать размещение средств, накап­ливаемых на счету, или доверить управление своим пенсионным счетом финан­совым организациям.

Выводы

1. В США на государственном уровне определены и законодательно закрепле­ны основные принципы пенсионного страхования, права и обязанности ра­ботодателей и работников; определены источники финансирования, разра­ботана система мер по стимулированию ответственности частного бизнеса, а также индивидуальной ответственности за собственное обеспечение в пен­сионном возрасте и в случае потери трудоспособности.

2. Государственная система пенсионного страхования в США базируется:

1 Naples Daily News, September 19, 2002.

2 Statement by D. Salisbury for the Senate Committee on Health, Education, Labor and
Persions. — Washington, February 7.


Глава 27, Пенсионное обеспечение______________________________________________ 439

• на обязательном участии и законодательно установленной ответственно­сти работодателей и работников, выплачивающих в установленном по­рядке единый социальный налог;

• на взимании социального налога с предельно установленной суммы зара­ботной платы без скидок для самых низкооплачиваемых;

• на государственных гарантиях того, что: а) средства из фондов страхова­ния не будут использованы ни на какие другие цели; б) каждому пенсио­неру будет своевременно выплачена пенсия; в) за начислением пенсий осуществляется надежный контроль;

• на распространении пенсионного страхования на все категории работаю­щих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью;

• на межпоколенной солидарности, когда пособия тем, кто достиг пенсион­ного возраста, финансируются ныне работающими американцами;

• на личной заинтересованности застрахованного, размеры пенсии которо­го зависят от его стажа и выплаченных взносов.

 

3. Пенсионные программы на уровне штатов и местных органов власти финан­сируются за счет взносов работников (примерно '/ всех взносов), прави­тельств штатов и местных органов власти: инвестиционного дохода.

4. Частное пенсионное страхование носит добровольный характер.

5. Развитие пенсионного страхования в США показывает, что при надлежащем контроле со стороны государства и развитой финансовой инфраструктуре оно может стать эффективным инструментом повышения экономической бе­зопасности пенсионеров и одновременно способом мобилизации инвести­ционных ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Какие формы пенсионного обеспечения получили развитие в США?

2. Какие виды страхования объединяет Общая федеральная программа?

3. Как финансируется Общая федеральная программа пенсионного страхо­вания?

4. Каковы совокупные расходы на пенсионные выплаты по Общей федераль­ной программе?

5. Какова степень охвата работников пенсионным страхованием:

 

• в рамках Общей федеральной программы?

• частными пенсионными планами?

 

6. Когда был принят Закон «О гарантиях пенсионных доходов работников», и каковы функции Корпорации гарантии пенсионных выплат?

7. Каковы источники финансирования пенсионных программ на уровне шта­тов и местных органов власти?

8. Какие пенсионные планы преобладают в частном секторе — с установленны­ми выплатами или с установленными взносами?


'-»

Глава 28

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...