Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пенсионные программы штатов и местных органов властиГосударственные программы на уровне штатов и местных органов власти характеризуются не только узкой профессиональной направленностью, но и отличными от Общей федеральной программы способами мобилизации и распределения ресурсов. Они охватывают такие категории занятых, как работники системы высшего образования, учителя, полицейские, пожарные, работники местных учреждений здравоохранения, социальной сферы, другие служащие. Динамика развития пенсионных систем штатов и местных органов власти свидетельствует о том, что все большую долю в их поступлениях в 1990-е гг. составлял инвестиционный доход. В основном это программы с установленными выплатами, размеры пенсий по которым зависят от стажа и заработной платы. Но получили развитие и программы с установленными взносами. Глава 27. Пенсионное обеспечение Участники программ с установленными взносами имеют персональные счета и сами выбирают между различными инвестиционными программами или доверяют право выбора консультантам. Величина будущих пенсионных выплат при такой системе зависит от инвестиционной политики пенсионных фондов, управления ресурсами, личного выбора будущих пенсионеров. В 2000 г. при численности участников примерно 15 млн чел. совокупные поступления в фонды программ штатов и местных органов власти составляли половину поступлений в фонды Общей федеральной программы, в которой принимают участие 154 млн чел. Инвестиционный доход по этим программам в 2000 г. в 3,6 раза превышал аналогичный показатель Общей федеральной программы. Динамика инвестиционного дохода и выплат по программам штатов и местных органов власти свидетельствует о том, что в 1990-е гг. и на уровне штатов, и на уровне местных органов власти инвестиционный доход не только обеспечивал пенсионные выплаты, но и значительно их превышал (табл. 27.4). Таблица 27.4 Пенсионные системы штатов и местных органов власти (в млрд долл.)1
Активы пенсионных фондов штатов и местных органов власти росли темпами, опережающими увеличение активов всех других пенсионных фондов, в т.ч. и частных. С 1980 по 2000 г. их активы возросли в 11 раз и превысили 2,1 трлн долл., в то время как активы частных пенсионных фондов увеличились в этот период в 9 раз (до 4,8 трлн долл.). По данным 2000 г., по пенсионным планам штатов и местных органов власти, 1 Источник: Statistical Abstract of the United States. — Washington, 2001. - P. 349. Социальная сфера Частное пенсионное страхование Виды частных пенсионных планов В США частное пенсионное страхование является добровольным и представляет собой своеобразную надстройку над обязательной государственной пенсионной системой. Право на частную пенсию приобретается после пяти лет работы в компании и выплаты взносов. К началу XXI в. в США насчитывалось свыше 700 тыс. частных пенсионных программ, которые охватывали 44 % рабочей силы в США. Всего около 65,5 млн американцев на добровольной основе по месту работы участвуют в частных пенсионных планах. Четверо из каждых пяти работников, занятых полную рабочую неделю, являются участниками частных пенсионных планов. Фонды пенсионного страхования в частном секторе формируются на добровольной основе, а средства, поступающие на пенсионные счета, не подлежат налогообложению. Пенсионным обеспечением из частных фондов компаний охвачено 64 % работников фирм с численностью персонала более 100 чел. Пенсионные фонды финансируются в значительной степени предпринимателями. В некоторых компаниях предприниматели дополняют взносы работников в пенсионный фонд. Из двух видов пенсионных планов — с установленными выплатами и установленными взносами — в США преобладает второй вид. При этом роль планов с установленными взносами в 1980-1998 гг. возросла по всем параметрам: доля взносов по ним увеличилась с 35 до 83 %; доля участников — с 34 до 56 %, а доля программ с установленными взносами в общем количестве частных пенсионных планов — с 70 до 92 %. Планы с установленными выплатами являются традиционными и гарантируют участникам фиксированный размер пенсии в зависимости от размера заработной платы — и, соответственно, взносов — и стажа работы. Сами участники фактически снимают с себя ответственность за использование взносов. Напротив, участники планов с установленными взносами имеют свои персональные счета в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами. Следовательно, они в определенной степени несут ответственность за результаты инвестиционной деятельности и величину будущих пенсионных выплат. Таким образом, свыше половины участников частного пенсионного страхования (и их количество продолжает расти) предпочитают не пенсии, фиксированные в зависимости от стажа и взносов, а пенсии, которые удастся заработать с помощью инвестирования установленных взносов в те или иные проекты. При этом участники частных пенсионных программ направляют в них все большие суммы взносов. Например, в конце 1990-х гг. уже пять из каждых шести долларов взносов по частным пенсионным планам направлялись в планы с установленными взносами (в сравнении с одним из трех долларов взносов в начале 1980-х гг.). Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками совместно. В 1998 г. взносы в пенсионные фонды с установленными взносами почти в 5 раз превышали поступления в фонды с установленными выплатами. При этом число Глава 27. Пенсионное обеспечение______________________________________________ 437 активных участников планов с установленными взносами, т. е. работников, вносящих взносы и увеличивающих накопления на своих пенсионных счетах, в период 1990-1998 гг. возросло с 35,5 до 50,3 млн чел. В то же время число активных участников пенсионных планов с установленными выплатами в указанный период постоянно сокращалось (с 26,3 до 23 млн чел.), а общее число участников поддерживалось на уровне 38-40 млн чел. за счет участников, уже вышедших на пенсию (табл. 27.5). За 1980-1998 гг. устойчиво уменьшалось и число пенсионных планов с установленными выплатами (со 148,1 до 56,4 тыс.), а число планов с установленными взносами, напротив, возрастало (с 340,8 до 673,6 тыс.). Таблица 27.5 Динамика развития частных пенсионных планов ' Защита пенсионных средств Стабильность частных пенсионных фондов подкрепляется четкой регламентацией деятельности всех финансовых институтов, для которых обязательными являются внутренний и внешний аудит, регулярные отчеты перед акционерами, кредиторами, участниками системы. Кроме того, деятельность частных пенсионных систем контролируется государством на основе специальных законодательных актов. В 1974 г. был принят Закон «О гарантиях пенсионных доходов работников» (Employee Retirement Income Security Act), а в 1994 г. — Закон «О защите пенсионных выплат». Реализация закона о гарантиях пенсионных доходов возложена на одно из подразделений Министерства труда — Администрацию пенсионных и социальных 1 Источник: Statistical Abstract of the United States. * Washington, 2001. - P. 349; Washington, 2002. - P. 349. Социальная сфера -ч, выплат (Pension and welfare administration), в ведении которой находятся разработка стандартов деятельности и финансовая отчетность частных пенсионных фондов. В соответствии с законом была учреждена Корпорация гарантии пенсионных выплат (Pension Benefit Guaranty Corporation) со статусом независимого ведомства федерального уровня. Основной задачей этой структуры является обеспечение гарантированных выплат участникам пенсионных фондов. Корпорация контролирует соответствие активов обязательствам пенсионных фондов и вправе потребовать восстановить необходимое соответствие в случае его нарушения. Компания-учредительница фонда обязана пополнить его активами с тем, чтобы гарантировать выполнение обязательств перед всеми участниками пенсионных планов. В 2002 г. компания «Дженерал Моторс» пополнила свой пенсионный фонд активами в размере 2,2 млрд долл '. Из-за прекращения действия ряда частных пенсионных планов с установленными выплатами Корпорация по гарантированию пенсионных доходов выплатила в 2002 г. их участникам 1,5 млрд долл. Ожидается, что в 2003 г. такие выплаты составят 2,5 млрд долл. Например, участники пенсионного плана с установленными выплатами потерпевшей крах компании «Энрон» должны получить выплаты в размере 3392 долл. в месяц (или 40 704 долл. в год) 2. Одновременно в Соединенных Штатах значительное развитие получили личные пенсионные счета. Размеры ежегодных взносов на эти счета ограничены 2 тыс. долл. Личный пенсионный счет может быть открыт в любом возрасте, но средства с него нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. Взносы на личные пенсионные счета не подлежат налогообложению, однако в момент закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Личные пенсионные счета открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых инвестиционных фондах, страховых компаниях и могут быть переведены из одного места в другое. Будущий пенсионер имеет право самостоятельно планировать размещение средств, накапливаемых на счету, или доверить управление своим пенсионным счетом финансовым организациям. Выводы 1. В США на государственном уровне определены и законодательно закреплены основные принципы пенсионного страхования, права и обязанности работодателей и работников; определены источники финансирования, разработана система мер по стимулированию ответственности частного бизнеса, а также индивидуальной ответственности за собственное обеспечение в пенсионном возрасте и в случае потери трудоспособности. 2. Государственная система пенсионного страхования в США базируется: 1 Naples Daily News, September 19, 2002. 2 Statement by D. Salisbury for the Senate Committee on Health, Education, Labor and Глава 27, Пенсионное обеспечение______________________________________________ 439 • на обязательном участии и законодательно установленной ответственности работодателей и работников, выплачивающих в установленном порядке единый социальный налог; • на взимании социального налога с предельно установленной суммы заработной платы без скидок для самых низкооплачиваемых; • на государственных гарантиях того, что: а) средства из фондов страхования не будут использованы ни на какие другие цели; б) каждому пенсионеру будет своевременно выплачена пенсия; в) за начислением пенсий осуществляется надежный контроль; • на распространении пенсионного страхования на все категории работающих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью; • на межпоколенной солидарности, когда пособия тем, кто достиг пенсионного возраста, финансируются ныне работающими американцами; • на личной заинтересованности застрахованного, размеры пенсии которого зависят от его стажа и выплаченных взносов.
3. Пенсионные программы на уровне штатов и местных органов власти финансируются за счет взносов работников (примерно '/ всех взносов), правительств штатов и местных органов власти: инвестиционного дохода. 4. Частное пенсионное страхование носит добровольный характер. 5. Развитие пенсионного страхования в США показывает, что при надлежащем контроле со стороны государства и развитой финансовой инфраструктуре оно может стать эффективным инструментом повышения экономической безопасности пенсионеров и одновременно способом мобилизации инвестиционных ресурсов. Контрольные вопросы 1. Какие формы пенсионного обеспечения получили развитие в США? 2. Какие виды страхования объединяет Общая федеральная программа? 3. Как финансируется Общая федеральная программа пенсионного страхования? 4. Каковы совокупные расходы на пенсионные выплаты по Общей федеральной программе? 5. Какова степень охвата работников пенсионным страхованием:
• в рамках Общей федеральной программы? • частными пенсионными планами?
6. Когда был принят Закон «О гарантиях пенсионных доходов работников», и каковы функции Корпорации гарантии пенсионных выплат? 7. Каковы источники финансирования пенсионных программ на уровне штатов и местных органов власти? 8. Какие пенсионные планы преобладают в частном секторе — с установленными выплатами или с установленными взносами? '-» Глава 28 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |