Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые учения об обществе: социально-политические воззрения Древней Греции и Древнего Китая

Первые знания об устройстве и закономерностях существования общества пытались систематизировать еще в древности. Отличительной чертой ранних учений об обществе была их привязанность к сфере политики, теории государства и этике. Древних мыслителей, прежде всего, интересовало, как устроено общество, что определяет взаимоотношения гражданина и государства. Уже тогда политики понимали, что эффективность власти напрямую зависит от знания социальной ситуации и способов управления ею.

Именно поэтому, первые теории общества напрямую связаны с решением проблемы урегулирования поведения граждан, поиском механизмов, с помощью которых общество может успешно управлять людьми, карать и поддерживать их.

Во всем многообразии ранних представлений об обществе характерными можно назвать две трактовки, назовем их условно «западной» и «восточной». Основанием для возникновения и развития данных трактовок можно было бы назвать несколько культур. Но мы обратимся к древнегреческой и китайской культуре, поскольку именно в них учения об обществе представлены в наиболее концентрированном виде.

В Древней Греции отношения между человеком и государством регулировались с помощью права. В трактатах древнегреческого философа Аристотеля государство первично по отношению к человеку. Человек в обществе может делать только то, что разрешено ему обществом и должен отказаться от всего, что запрещено. Без государства люди не могут существовать. Человеку отводится роль общественного животного, подчиняющегося законам той стаи, в которой он живет. Роль государства сводится к созданию системы законов, а роль гражданина – к их выполнению. Хороший гражданин тот, кто успешно следует законам общества. Значение отдельного человека в обществе представляется ничтожным, к примеру, единицей общества у Аристотеля выступает семья, а не индивид.

Центром развития социально-политических концепций на Востоке можно считать Древний Китай. Пронизанная глубоким философским духом, теория государства в Китае имела совершенно иной смысл, чем у древних греков.

Китайская традиция рассматривала в качестве «регулятора» отношений между людьми этический закон – Дао (концепция конфуцианства). Идея Высшего закона, порожденного не человеком и даже не государством, а Космосом, становится центральной в философии Китая. Этому закону добродетели, правильного пути Дао подчинены наравне и государство, и его граждане. Стремление к совершенству объединяет людей и делает их всех одинаково значимыми для государства. В отличие от древнегреческой традиции, основой древневосточной философии становится идея не внешнего, а внутреннего нравственного «регулятора» у каждого человека.

 

Социология – научное знание

Период Средневековья (с III по XVI вв.) в Европе наложил характерный отпечаток на представления об обществе. Государства признаются теократическими, то есть существуют и управляются по воле Божьей. Законность и порядок сохраняются в обществе благодаря силе религиозных убеждений и контролируются развернутой системой наказаний за их нарушение (как со стороны церкви, так и при помощи Божьей кары).

С приходом эпохи Нового времени в Европе, прошедшей длительный путь феодальной раздробленности с доминированием христианской теологии, возникает новое направление развития знания.

В большинстве европейских стран в период Нового Времени с середины XVII до начала XVIII века ситуация пассивного подчинения наук интересам церкви кардинально меняется: с одной стороны, Европа охвачена революциями, цель которых – переход от феодализма к капитализму, с другой стороны идет ломка старых представлений о мире и бурный рост и изменение научного знания и мировоззрения (см. Рисунок 1).

 

 
 

 

 


СОЦИОЛОГИЯ

 
 
Рисунок 1 - Возникновение социологии

 


Постепенно меняется не только система наук и содержание научного знания, но и подходы к созданию теорий общественного устройства.

Новая наука об обществе должна была отвечать следующим требованиям:

- строится по научным канонам, быть строгой и логически выверенной;

- описывать, объяснять и прогнозировать события социальной сферы (т.е. быть практически полезной).

Принцип научности или, проще говоря, требование создания социологии как науки со строгой системой аксиом, понятий, терминов, логикой, языком, проистекал из особенностей самого времени. С одной стороны, складывался идеал практического научного знания, которое к этому моменту стало жизненно необходимым для овладения новой ситуацией в обществе. Важнейшая роль в науке придавалась практическому значению и использованию результатов научных исследований в социальной и политической сфере.

С другой стороны, социологическая наука возникает, как попытка преодолеть недостатки религиозно-философской картины мира. Философия, будучи долгое время служанкой богословия, оправдывала порядок в обществе исключительно религиозными догмами. Наука социология была призвана создать иное (научное, эмпирическое) обоснование существования тех или иных общественных явлений.

Таким образом, возрождение научного знания, связанное с именами Декарта, Локка, Бэкона и др., стало предпосылкой возникновения новой науки – науки об обществе, социологии. Отцом-основателем социологии как науки принято считать Огюста Конта – французского философа-позитивиста начала 19 века. Именно Конт ввел в обиход термин социология.

Первые трудности

Создав новую науку о человеческом обществе, социологи столкнулись с серьезной проблемой. Если социология – точная наука, тогда и предмет ее должен был быть исчерпывающе определен. Требовалось понять: что изучает социология? Общество? Если так, то должно быть дано четкое определение общества.

Определений общества (синоним: социум) возникало множество:

- целостный организм, система, который развивается;

- совокупность взаимодействующих между собой общественных групп и индивидов;

- совокупность людей, объединенных общим ареалом обитания, культурными и историческими особенностями проживания и т.д. и т.п.

В поисках наилучшего определения, социологи столкнулись со второй проблемой: всегда неизменно терялась какая-либо характеристика, которая могла оказаться важной в дальнейшем. Определение общества становилось громоздким, размытым и все более бессмысленным. Оно так и не учитывало всего многообразия объекта исследования. Постепенно социологи пришли к пониманию необходимости дробления общественного организма на более мелкие составляющие: личность, группы, социальные процессы и т.д.

На сегодняшний день социология представлена в виде многоотраслевой науки. Она делится на направления, каждое из которых в основе своей имеет специфический предмет: семью (социология семьи), молодежь (социология молодежи), образование (социология образования), религиозные убеждения (социология религии) и т.п.

 

Что изучает социология?

Рассуждая о предмете социологии, все многообразие социологических теорий можно условно поделить на три направления (уровня).

Принципом деления в данном случае может выступать структурный уровень объекта: первый уровень – уровень личности как единицы общественного устройства, второй уровень – уровень группы как образования, соединяющих нескольких личностей по каким-то признакам, третий уровень – уровень общества как некоторой структуры, объединяющей в себе множество отдельных индивидов и групп. Такой способ представления общества будем называть структурным (вид структуры общества).

Однако, выделив в качестве предмета изучения отдельных индивидов или группу, мы не сможем получить полную картину социального устройства. Мы увидим лишь голую схему общества (рис. 2). Эта схема будет громоздкой, но ничего не скажет нам о тех проблемах, которые волнуют общество; о тех мотивах, которые движут людьми; о связях, которые по какой-то причине строятся и разрушаются между индивидами и группами; о функциях, которые выполняют те или иные индивиды и группы и т.д. Социологу необходимо учитывать не только положение личности или группы в обществе, их взаимодействие, но и различные стороны жизни общества, которые могут влиять на существование всей общественной структуры. Такой способ представления общества будем называть экзистенциалистским (от английского «existence» – существование).

Таким образом, представить предмет изучения социологии можно в виде трехуровневой схемы. Каждый уровень подразумевает существование своей специфической области познания, и требует от социолога рассмотрения его одновременно как со структурной, так и с экзистенциалистской позиции:

- микроуровень социологической теории – исследует личность (или индивида), с индивидуальными установками, особенностями социального развития и становления, ролью в обществе, мнением, социальным и асоциальным поведением и т.д.;

- средний уровень социологической теории – исследует группу, рассматривая вопросы коммуникации, образования, взаимодействия групп с их внутренними особенностями и источниками изменений и т.д.;

- макроуровень социологической теории – анализирует общество с механизмами его возникновения и развития, социальными изменениями и структурными компонентами и т.д.

 
 

 


В реальности каждый из уровней существует как единое целое с остальными. Изменения, происходящие в одном из уровней, непреодолимо влекут изменения в другом. Микроуровень в социологии является компонентой среднего и макроуровня, а личность всегда изучается в рамках своей социальной группы, группа – в системе общества (см. Рисунок 2). Социолог не может изучать непосредственно группу или общество, он изучает людей в группах, в обществе с их установками, мотивами, нормами, поведением, законами взаимодействия и т.д.

Познание глобальных общественных процессов и закономерностей развития общества тесно связано с фундаментальными исследованиями в области социологии личности и наоборот, знание особенностей тех или иных социальных процессов помогает нам понять и действия отдельно взятого человека.

Можно также добавить, что при изучении общества принято выделять статическую и динамическую составляющие.

Статическая составляющая определяет те атрибуты человеческого общества, которые составляют его незыблемую суть: личность, группа, менталитет, нормы, закон и т.д. (как наличие сердца или печени в организме человека). Они существуют всегда, без них общество просто невозможно представить.

Динамическая составляющая отражает явления, феномены, процессы, которые возникают, длятся, завершаются и определяют развитие общества в каждый момент времени и в каждой точке социума: аномия, процесс социализации, маргинализация, революция, прогресс (как процессы деления клеток, роста волос, сна или активности у человека).

Замечание: Изучая предмет социологии, мы будем двигаться с помощью указанной выше системы координат: постепенно переходя от микроуровня социологической теории к среднему и макроуровню, учитывая структурные и экзистенциалистские, статические и динамические компоненты каждого из них.

 

1.5. Основные задачи социологии

Социология имеет свой собственный предмет – общество, анализирует его специальными методами и методиками. Но зачем?

Какие задачи преследуют теоретики социологии и практические исследователи? Какие гипотезы(предположения) они выдвигают? (См. Таблицу 1).

Таблица 1. - Задачи и гипотезы социологии

Задача Гипотеза
1. Объяснение поведения людей, групп. Социальный статус (положение) личности определяет ее социальное поведение. Знание социальных характеристик личности позволяет социологу делать выводы о возможных моделях социального поведения данного человека (пример: на выборах пенсионер чаще придерживается коммунистических убеждений).
2. Регулятивная задача. Знание механизмов группового и межличностного взаимодействия позволяет регулировать отношения между группами в обществе и управлять социальными процессами.

 

Таблица 1 - Задачи и гипотезы социологии (продолжение)

Задача Гипотеза
3. Идеологическая задача. Можно формировать мировоззрение людей, используя знания, полученные в результате социологических исследований (пример: современный человек не успевает следить за всеми событиями, поток информации слишком велик; социология дает возможность пользоваться данными своих исследований для формирования человеком собственного представления об окружающем мире).
4. Прогностическая задача. Можно прогнозировать развитие общества на каждом из его уровней. Грамотно проведенное социологическое исследование позволяет делать прогнозы относительно динамики социальных явлений и поведения людей, групп, сообществ в будущем.
5. Методологическая задача. Методы сбора и анализа информации об обществе влияют на объективность знаний. Меняющийся мир заставляет социологов совершенствовать методы и способы его познания, чтобы получить максимально точное и объективное знание об обществе. Появление необъяснимых явлений в обществе заставляет социологов создавать и пересматривать социологические теории.

Развитие социологии как науки

Социологию в начале ее пути трудно отделить от социальной философии, эти две области знания тесно связаны. И социологию, и социальную философию интересует общество как нечто надприродное, т.е. обособленное от природы, живущее по особым, небиологическим законам.

Социальную философию интересует, прежде всего, та грань, за которой заканчивается природа и начинается человеческое общество, а также все те трудности и философские вопросы, которые возникают у человека – биологического вида, вынужденного жить по небиологическим законам.

Социологи продолжают заниматься обобщениями своих исследований и выводом социальных теорий и гипотез, внедряясь тем самым в область социальной философии. Но в отличие от социальной философии, социология изучает общество и человека с помощью специальных научных методов, подтверждая свои теории практически и основываясь на прикладных исследованиях и установленных социальных фактах.

Социология также применяет на практике достижения многих областей научного знания – демографии, антропологии, психологии, кибернетики, статистики и многих других дисциплин. Практическая социология невозможна без применения современных компьютерных программ обработки данных, специализированных статистических методов анализа общественного мнения.

Развиваясь вместе человечеством, социология впитывала в себя все те ориентиры и ценности, которые символизировали смену исторических эпох (стремление к научному знанию, прагматизм, эффективное управление и власть, ценности личности и т.д.).

На развитие социологической науки влияли как внутренние (интернальные) так и внешние (экстернальные) факторы (см. Таблицу 2).

 

Таблица 2 - Факторы влияния на развитие социологии

Интернальные факторы Экстернальные факторы
Возникновение и разработка течений и парадигм в рамках теории социологии Ход исторического развития общества (смена эпох)
Формирование социологических школ в различных странах Развитие смежных дисциплин: психологии, философии, кибернетики…
Развитие отраслевой и прикладной социологии Развитие техники и научно-технические достижения (компьютеры)

 

Постепенное усложнение структуры общества привело социологов к необходимости создания различных подходов к рассмотрению общества, поиску особых способов и методов его изучения. Так возникали парадигмы (целостные системы представлений об обществе) в социологии: структуралистская, функционалистская, экзистенциалистская. Социологи разных государств объединялись в школы, заимствуя из культуры и истории своих стран особенности рассмотрения общества.

Стремление получить максимально объективное знание привело социологию к выделению особой области – области прикладных социологических исследований.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...