Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция мотивов и установок личности

Социализированная личность продолжает быть объектом изучения для социологов. Можно ли объяснить поведение личности? Можно ли предугадать ее поступки в будущем? Именно на основе решения этих вопросов социологи будут выдвигать теории социального развития общества.

Мотив – побуждение личности к определенным видам деятельности.

Предполагается, что личностью движут два вида мотивов:

1) бессознательный;

2) осознанный.

Бессознательные мотивы деятельности человека относятся к области рационально неосознаваемых. Человек не знает, почему он поступает именно так, а не иначе. Осознанные мотивы – те, которые личность определенно осознает (хочу иметь машину).

Стереотип (неосознанное действие) – система личностного или коллективного поведения, которая реализуется при появлении определенных сигналов, значимых раздражителей.

Пример: молодые люди, подходящие к своему месту учебы, работы, здороваются за руку. Они делают это на уровне стереотипа «всегда так делаю». Приветствие становится автоматическим, неосознаваемым.

Термин “attitude” (установка) введен в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким для объяснения социально-психологических процессов на уровне отдельной личности, с позиций ее готовности к какому-либо действию.

С точки зрения социологии, правильно понятая установка может служить хорошему социологическому прогнозу.

Пример: в 1917 году в русском обществе назревает кризис, большая часть общества находится за чертой бедности, не удовлетворена своим положением. Можно предполагать, что правильная трактовка и анализ («верхи не могут, а низы не хотят») Лениным установок общества привели к практически бескровной октябрьской революции.

Социальная установка – процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый в связи с социальными ценностями.

Можно ли заранее предугадать поведение людей, зная их установки? В качестве примера можно привести случай, описанный в сборнике Социальная психология[1]:

Пример:

Обследуемым гражданам был предложен к размышлению вопрос: «Согласитесь ли Вы впустить в дом незнакомца?». Подавляющее количество опрошенных (99%) ответили, что нет. Однако, в дальнейшем при эксперименте исследователи обнаружили, что гораздо больше людей, чем ожидалось, впускают без необходимости в дом посторонних (до 25%).

На готовность личности к тому или иному действию влияют два решающих фактора: потребности личности и ситуация в обществе.

 

 
 

 

 

 


Основной проблемой описанной теории становится трудность определения скрытых установок.

Концепция социального действия

Готовность к действию пока не есть само действие. Известный немецкий социолог XIX-XX века Макс Вебер, основоположник понимающей социологии, создал теорию социального действия. Рассматривая масштабные коллективные действия в обществе, М. Вебер пришел к выводу, что социологии необходимо прийти к пониманию того субъективного смысла, которым наделено действие каждого индивида. Вебер предполагал, что коллективное действие всегда есть совокупность отдельных индивидуальных действий, наделенных каким-то своим смыслом.

Пример: в храме после длительного затишья появляется большое количество прихожан. Мы можем начать анализировать внезапный процесс повышения религиозности с разных точек зрения: связывать с изменением социально-экономической ситуации в стране, ростом интереса к духовности и нравственности, снятием идеологических ограничений на свободы граждан, видеть в этом явлении какие-то другие отголоски исторических изменений. Это будет макросоциологический подход. Однако при рассмотрении отдельных действий и смыслов прихожан (на микроуровне), мы видим, что перед нами предстает иная картина: один человек приходит в храм для сугубо практической цели – принять крещение, чтобы очиститься от грехов и начать жизнь заново. Другой безоглядно верует, поэтому его приход в храм всегда связан с выполнением религиозного долга, ему не важен эффект от посещения храма. Третий человек приходит принять крещение, потому что так «делают все». Кто-то приходит потому, что почувствовал внезапный зов, ощутил острую потребность прийти к Богу под действием пережитых чувств…

Если предположить, что каждый индивид в обществе социализируется, воспитывается, живет в тех же условиях, что и другие, то смысл его действий вполне можно понять и сделать предметом изучения.

Действие – любое действие человека, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.

Социальное – действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей.

М. Вебер считал, что смысл социального действия человека можно теоретически сконструировать, способом такого конструирование является полное сопереживание тому, что переживает индивид.

Вебер ввел типологию социального действия, которая содержит в себе четыре типа (соответствуют приведенному выше примеру):

1. Целерациональное действие предполагает осознание индивидом своей цели и рациональных способов ее достижения. Человек рассчитывает на определенную цепь событий: действие – достижение цели.

2. Ценностно-рациональное действие связано с верой человека в ценность какого-либо поведения, независимо от его последствий. Перед индивидом не стоит какой-либо конкретной цели, он просто видит для себя важность именно такого действия.

3. Традиционное действие мотивировано ролью традиций в жизни человека в обществе: «так принято», «так поступают все». Ориентация индивида на общепринятое поведение закладывается с помощью многих социальных институтов и служит для облегчения адаптации в обществе.

4. Аффективное действие обусловлено сильным эмоциональным всплеском и отсутствием контроля со стороны рассудка. Отличительной особенностью этого типа действия является внезапность его проявления.

Концепция социального действия является попыткой анализа макросоциологических проблем на основе изучения мотивов на микроуровне – на уровне отдельной личности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...