Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория политической элиты (В. Парето).

В. Парето выделил в различные периоды существования государства существование двух типов политиков:

ЛЬВЫ - их власть основана на насилии, они прямодушны и открыты, они герои, но не жестокие. Сначала их ореол побед силен, но затем власть слабнет, насилие и зависть порождает врагов, приводит к тирании.

ЛИСЫ - хитры, коварны, умение лавировать, сложная цепь достижения власти. Их власть более устойчива, так как построена на искусственно разжигаемой розни ("разделяй и властвуй").

Теория творческой элиты (А. Тойнби).

Любое общество основано на свободном интеллектуальном творчестве индивидов, нормы и ценности освящены авторитетом, что является продуктом творческого меньшинства, которое и занимает господствующее положение в обществе.

Теория элиты (Х. Ортега-и-Гассет).

Элитой становится наиболее активная часть общества, которая способна нести ответственность за судьбу общества.

Теория профессиональной элиты.

Власть основана на силе знания. Элита состоит из высокообразованных профессионалов, масса же малообразованна и имеет низкую профессиональную квалификацию.

Причину, по которой человек входит в ту часть общества, которая называется массой или элитой, социологи искали в человеческой сущности, характере, поведении. В истории социологической мысли существует несколько подходов к объяснению элитарности личности.

Подходы к объяснению элитаризма:

· биологический:расистские теории строились на убеждении, что существуют врожденные способности, которые определяют особое положение человека в обществе;

· психоаналитический: З. Фрейд полагал, что в человеке заложены стремление к господству и подчинению, господство может быть способом преодоления детских комплексов;

· харизматический: М. Вебер считал, что власть людей основана на харизме, сверхъестественной способности человека быть лидером, причем главное, чтобы окружающие люди считали, что у него такая способность есть;

· технологический: М. Кастельс полагал, что власть не зависит от человека, это определенная функция общественного механизма и лидерами становятся любые подготовленные люди. Их деятельность должна создавать условия для нормального функционирования общества

Основная проблема элитаристской теории состоит в том, что в результате выделения только двух групп в обществе (массы и элиты) очень упрощается структура общества, которая в современных условиях стала достаточно сложной.

Концепция социальной стратификации

Общество - сложный социальный организм (подобно человеческому), в его рамках выделяются группы (страты), выполняющие различные социальные функции.

Социальная стратификация - процедура, суть которой состоит в ранжировании групп в соответствии с важностью их социальной функции, их вклада в поддержание социального порядка. Критерии значимости группы в различных обществах различны.

Страта- слой, совокупность людей одного статуса, для которой характерен общий образ жизни, общие культурные стандарты и стереотипы поведения (касты, сословия, классы).

Стратификация подразумевает наличие множества слоев и их пересечений.

Социальная мобильность - перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Идея социальной мобильности принадлежит русскому социологу Питириму Сорокину. Движение вверх по иерархии статусов представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую.

Роль ведущего критерия при выделении страт играет престиж, воплощающийся в коллективном мнении о высшем и низшем положении индивидов и групп (см. Рисунок 11).

Подходы к объяснению стратификации:

· Существуют объективные различия людей по способностям, что делает необходимым оценку эффективности их деятельности и определение статуса.

· Разделение людей на страты обусловлено ограниченностью благ в обществе и необходимостью их распределения.

· Для координации взаимодействия социальных групп требуется ранжирование власти в соответствии со статусом групп.

Социальный контроль

Социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство необходимого типа социальных отношений и социальных структур.

Социальный контроль служит гарантией, что поведение членов данного общества будет соответствовать социальным требованиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны.

Виды социального контроля:

· внутренний;

· внешний.

Внутренний социальный контроль осуществляется уже на уровне социализации, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ценностей, образцов поведения, норм данного общества. Члены общества в процессе социализации постепенно подменяют свои истинные желания на те, которые должны быть у членов данного общества. Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.

Внешний контроль осуществляется чаще всего при помощи группового давления. Индивид входит в различные группы, группы обладают системой норм, ролей, образцов поведения, ценностями, правилами и законами. Нарушение групповых норм карается от группового осуждения до исключения из группы.

С другой стороны, внешний контроль может осуществляться при помощи механизмов правового контроля (закон). В современном мире в каждом государстве существует система разрешений и ограничений для личности. В роли ограничителей выступают административные (штрафы), уголовные (наказания в виде лишения свободы, жизни), идеологические (ярлык вредителя, врага народа) и другие формы контроля. В качестве поощрений выступает система премий, подарков, грамот, социальное признание, успех.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...