Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продолжительность выплаты и размеры пособий

В первые годы функционирования системы страхования по безработице (30-е гг. XX в.) пособия в среднем по стране выплачивались в течение 9 недель и состав­ляли около 11 долл. в неделю. В конце 1990-х гг. средняя продолжительность

1 Statistical Abstract of the United States. - Washington, 1972. - P. 295; Washington, 1995. - P.384; Washington, 1998. - P. 378; Washington, 1998. - P. 386; Washington, 2000. -P. 389; Washington, 2001. - P. 351.


Глава 28, Развитие системы государственной социальной помощи__________________ 453

выплат составляла 14,5 недели, а средние размеры пособия достигали почти 200 долл. Максимальный период выплаты пособий — 26 недель. Однако на пери­оды экономического спада предусмотрено продление этого срока.

По отдельным штатам продолжительность выплат пособий колеблется весьма значительно. В штате Нью-Йорк, например, она составляет 52 недели. При этом первые 26 недель пособие выплачивается полностью. Как правило, за это время безработному предоставляется хотя бы временная работа, и в течение следующих 26 недель пособие выплачивается в зависимости от времени занятости и заработ­ка на новом рабочем месте.

Размеры выплачиваемых пособий на протяжении всего периода существова­ния страхования от безработицы значительно различаются по штатам. Посколь­ку единый по стране стандарт в отношении размеров пособий не установлен, каж­дый штат в своем законодательстве определяет методику начисления пособия, а также его максимальный и минимальный размеры. По данным на 2000 г., разме­ры средненедельных пособий по безработице колебались от 150 долл. в Луизиа­не, Миссисипи до 270 долл. в Нью-Джерси.

В тринадцати штатах и округе Колумбия предусмотрены надбавки на иждивен­цев безработных. Надбавки в штате Массачусетс, например, составляют 19% мак­симального размера еженедельного пособия по безработице, в штате Мэн — 50%.

Пособие по безработице исчисляется как часть средней заработной платы без­работного в период его нахождения в составе занятых. В большинстве штатов раз­меры пособия рассчитываются в виде процента от заработной платы, полученной реципиентом за один или более квартал последнего года работы. В течение более чем четырех десятилетий указанный процент составляет в среднем около 35 %. Обычно расчет идет исходя из заработной платы в течение того квартала базово­го периода, когда безработный получал наивысшую заработную плату.

Новые подходы к поддержке безработных

Изменения в структуре спроса на рынке труда, появление новых форм занятости, повышение мобильности рабочей силы предъявляет новые требования к системе страхования от безработицы. Уже на протяжении нескольких десятилетий неук­лонно возрастает численность лиц, вынужденных сменить после увольнения не только место работы, но и отрасль занятости, а иногда и сферу деятельности, что требует серьезной профессиональной переподготовки и далеко не всегда уклады­вается в сроки получения пособия по безработице. Несмотря на некоторые шаги по совершенствованию системы страхования в направлении учреждения допол­нительного срока выплаты пособий, увеличения их размеров, она уже не в состо­янии разрешить многие проблемы сегодняшних безработных.

В течение длительного периода времени растет число лиц, не нашедших работу в установленные сроки и потерявших право на пособие. Даже в периоды благо­приятной экономической конъюнктуры остаются ставшие хроническими очаги безработицы, в которых концентрируются трудоспособные лица, не выдержав­шие конкуренции на рынке труда. В отличие от начального периода развития страхования по безработице, когда основной риск заключался в потере работы в периоды спада и распространялся преимущественно на мужчин, занятых полное рабочее время на одном рабочем месте, в последующие годы ситуация дополни-



Социальная сфера


лась массовым выходом на рынок труда женщин после перерыва в работе, а также стремительным ростом различных форм неполной и нерегулярной занятости, не подпадающих под действие закона о страховании по безработице.

Новые условия занятости диктуют необходимость выработки новых подходов к увязке выплаты пособий с мерами, направленными на поиск новых источников дохода, переподготовку тех, у кого нет надежды вернуться на прежнюю работу или вообще работать по своей специальности, т.е. на превращение пособий по безработице из «страховочной сетки» в «мост» к устройству на работу.

Среди таких новых подходов следует отметить, в частности, введение системы поэтапного продления выплаты пособий в зависимости от участия в программах переподготовки; выплату пособий в более высоких размерах в первые недели с последующим их сокращением с целью активизации процесса переобучения и тру­доустройства.

Другой подход состоит в предоставлении возможности застрахованным безра­ботным получить единовременное пособие, которое могло бы стать стартовым источником для открытия собственного дела. Одновременно такая программа должна обеспечивать каждому участнику соответствующую подготовку и кон­сультационную помощь.

Выводы

1. Опыт государственной социальной помощи в США показывает, что сниже­ние и сдерживание распространения бедности требуют разработки и реали­зации программ денежных и неденежных видов помощи нуждающимся группам населения, а также расширения возможностей трудоустройства.

2. Многочисленные программы вспомоществования, ориентированные на по­мощь тем, кто находится за чертой бедности, функционируют в США наряду с программами социального страхования, разрабатываемыми в целях поддер­жки занятости, материального благосостояния, здоровья всех членов обще­ства, которые в конечном счете препятствуют падению доходов населения ниже черты бедности. Государственная политика строится на четком разгра­ничении выплат пособий нуждающимся из бюджетных средств и пенсий, пособий по безработице в рамках страхования.

3. Государственные программы социальной помощи охватывают наиболее нуждающиеся категории населения: пенсионеров, имеющих доход ниже установленного уровня, ветеранов, инвалидов, слепых, несовершеннолетних детей из бедных по американским стандартам семей и финансируются из средств государственного бюджета. В соответствии с принятыми програм­мами, в зависимости от степени нуждаемости, места жительства, возраста, состава семьи, состояния здоровья ее членов, иждивенческой нагрузки бед­ным по американским стандартам гражданам и семьям оказывается поддер­жка в виде продовольственной помощи, предоставления медицинских услуг, обеспечения жильем, помощи в получении образования, а также в форме денежных пособий.

4. В конце XX — начале XXI в. под воздействием комплекса экономических, политических, социальных факторов основные направления социальной по-


Глава 28, Развитие системы государственной социальной помощи__________________ 455

литики в отношении беднейших слоев населения претерпевают фундамен­тальные изменения. Основной смысл реформы системы социальной помо­щи сводится к переориентации трудоспособных реципиентов на трудовые источники доходов. В современных условиях функции государства не сво­дятся только к финансированию вспомоществования, изменяются в направ­лении развития других форм помощи, позволяющих гражданам достичь са­мообеспечения.

5. Создание условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала трудоспособных граж­дан стало стратегической линией реформирования системы вспомощество­вания на рубеже веков. Законом «О личной ответственности» 1996 г. закреп­лена личная ответственность за самообеспечение, ориентация на повышение конкурентоспособности трудоспособного населения, пересмотр распределе­ния бюджетных ассигнований на программы социальной помощи.

6. Американский опыт развития социального страхования показывает, что оно стало ощутимой поддержкой для населения в случае потери работы или тру­доспособности, наступления болезни. Страхование по безработице рассмат­ривается не как долгосрочная замена доходов, а как средство поддержки на период поисков новой работы. Выплата пособий увязывается с мерами, на­правленными на поиск работы и профессиональную переподготовку.

Контрольные вопросы

1. Какие основные законы регламентируют оказание социальной помощи в США?

2. По каким разделам федерального бюджета выделяются ассигнования на вспомоществование?

3. Как определяется уровень бедности в США?

4. Какова динамика уровня бедности в США по различным группам населения?

5. Перечислите основные программы государственной социальной помощи.

6. Каковы основные принципы реформирования системы вспомоществования?

7. Кто относится к числу безработных?

8. Каковы размеры пособий в рамках программы страхования на случай безра­ботицы и условия их получения?


Глава 29

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Трудовые отношения в США характеризуются высокой степенью правовой за­щищенности работника, значительной дифференциацией оплаты труда при зако­нодательно устанавливаемой минимальной почасовой оплате, развитой системой управления трудовыми ресурсами на уровне компании, а также широким охва­том работников и их семей социальным страхованием рисков в сфере труда.

Регулирование трудовых отношений в США свидетельствует о чрезвычайно большом значении ограничения дискриминационной практики в сфере труда, правовой защиты лиц, принадлежащих к различным половозрастным, этниче­ским и иным группам, законодательно закрепленной и практически реализуемой поддержки ветеранов при трудоустройстве, а также осознания объективных по­требностей увеличения расходов на воспроизводство рабочей силы.

Процесс государственного регулирования трудовых отношений в США имеет длительную историю и основан на широком фундаменте законодательных актов. Трудовые отношения регулируются также предписаниями специальных админи­стративных органов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...